Усекновение главы

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, который Православная Церковь чтит и празднует 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: как это было

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя

Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665

Густав Моро. Саломея

Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861

Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869

Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608

Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530

Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

https://media.pravmir.ru/mp3/usekn.mp3

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Статьи о празднике Усекновения главы Иоанна Предтечи

  • Усекновение главы Предтечи: церковные традиции и околоцерковные суеверия
  • Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: песнопения праздника
  • Усекновение главы святаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что поется в этот день на службе
  • Усекновение. Ирод, Иродиада, Саломея: кто виноват? Размышления к празднику
  • Общество Иродова безумия
  • Разве Усекновение главы Иоанна Предтечи — может быть праздником?

Проповеди на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

  • Митрополит Сурожский Антоний. Нет судьбы более величественной и более трагичной — усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Протоиерей Валериан Кречетов. Проповедь на усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Святейший Патриарх Кирилл. Только сильные люди любят слышать о себе правду

Проповедь Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины (на украинском языке)

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


Иоанн Предтеча

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1–12) и Марк (Мк. 6, 14–29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7–12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37–41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Что нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, и почему это праздник

Обычно, в Церкви все праздники сопровождаются отменой поста, который бывает накануне как подготовка к событию. А вот с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи все наоборот — в этот церковный праздник у верующих строгий пост. Да и сам повод для праздника необычен — усекновение головы. Но именно таким образом был умерщвлен величайший пророк, предтеча (то есть предшественник) Иисуса Христа, чья миссия была узнать Христа, Сына Божьего среди тысячи других и возвестить миру о Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом. Именно Иоанн Предтеча крестил Иисуса — Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня — поэтому Иоанна Предтечу называют еще и Иоанн Креститель.

Верующие высоко чтят величайшего из пророков, Иоанну Крестителю посвящены три великих праздника: 6 октября — день зачатия Иоанна Предтечи, 7 июля отмечают его рождество, 11 сентября вспоминают великий подвиг Иоанна Крестителя, не побоявшегося обличать сильных мира сего. Но почему праздник-то?

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Во-первых, днем памяти святых в Церкви всегда становится день их смерти — то есть день рождения в вечность. Во-вторых, слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, а ведь оно же означает и «оставаться без дела». Но быть праздным, то есть не выполнять обычных житейских дел можно не только тогда, когда душу захлестнула радость, и уже нет дела до обычных забот. Это может случиться и потому, что руки опустились от горя, или от ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Что же мы знаем о жизни этого величайшего святого? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были уже старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч убитых детей в Вифлееме и его окрестностях, во время избиения младенцев, устроенном по приказу Ирода. Иоанн вырос в дикой пустыне, с ранних лет он готовил себя к будущему великому служению: носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), проводил все время в молитве. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Пророк Иоанн стал «гласом вопиющего в пустыне». Здесь пустыня — это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была — подготовить людей к принятию Спасителя и указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его. Это событие Церковь и отмечает как праздник Крещения Господня 19 января.

Крещением Иисуса пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать пороки — не только обычных людей, призывая их покаяться, но и говорит правду в глаза сильным мира сего. За это святой пророк Иоанн Предтеча и пострадал.

Правивший в то время Ирод Антипа оставил свою законную жену и держал в любовницах жену своего родного брата Иродиаду — делал он это с вызовом, без стеснения. За то, что Иоанн Предтеча обличил Ирода, царь упек пророка в темницу. Но и это не заставило Иоанна Предтечу замолчать. Вот как описывается смерть святого пророка в Евангелии от Марка:

«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе». За правду люди часто расплачиваются жизнью.

Но Суд Божий совершился над всеми участниками этой драмы — Иродом, Иродиадой и ее дочерью-плясуньей Саломией — еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку, провалилась под воду. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно в безумном танце, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Позже погибли и Ирод с Иродиадой — во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей.

Петер Пауль Рубенс. «Пир у царя Ирода».

А вот глава пророка Иоанна Предтечи стала величайшей святыней христианства, а самому святому пророку молятся, испрашивая защиты от врагов и в случае болезней головы.

Но что же нельзя делать в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи? В знак траура, отдавая дань аскетизму и трезвости мысли, чувств святого, понимая, что невоздержанность Ирода стала причиной смерти пророка, в этот день было принято не только поститься, но и отказываться от вина. А в храмах на праздник звучат молебны, в которых просят Бога даровать нам трезвость — физическую и духовную.

soborianelj

Иоанн Предтеча (также Иоанн Креститель) является последним пророком, который, ведя постническую жизнь, проповедовал пришествие Иисуса Христа.
Смерть Иоанна упоминается в Евангелии. Иоанн был казнён через отсечение головы по приказу галилейского четвертовластника Ирода. Этот приказ он отдал по желанию жены своего брата, Иродиады, которая сильно гневалась на Иоанна, потому что он обличал Ирода, говоря: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мф. 14;3).
Своей мученической смертью Иоанн Предтеча, — великий праведник, пример жизни которого учит людей быть с Богом, жить праведной жизнью и спасаться в мире греха, — сподобился Царства Небесного. И смерть за истину для него открывает дорогу к вечной радости. Поэтому и усекновение его главы, несмотря на трагический характер события, отмечается как праздник. Ведь, по словам царя-псалмопевца Давида, «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115: 6). И недаром дни памяти новозаветных святых (в том числе мучеников) — это дни их кончины, ведь их жизнь и их кончина открывают им дорогу в Царство Небесное.
Тропарь усекновению главы Иоанна Предтечи воспевает даже не столько его мученическую кончину, сколько самого Иоанна. Является ярким образцом гимнографических произведений, представляя собой достаточно ёмкий текст, говорящий об основных утверждениях, связанных с Иоанном Предтечей и его миссией. Написан в VIII веке святым преподобным Иоанном Дамаскиным, которому приписывается авторство ряда других церковных песнопений, в том числе стихир и канона этого же праздника.
Греческий текст тропаря звучит следующим образом:
Μνήμη Δικαίου μετ’ εγκωμίων σοι δε αρκέσει η μαρτυρία του Κυρίου Πρόδρομε ανεδείχθης γαρ όντως και Προφητών σεβασμιότερος, ότι και εν ρείθροις βαπτίσαι κατηξιώθης τον κηρυττόμενον. Όθεν της αληθείας υπεραθλήσας χαίρων, ευηγγελίσω και τοις εν Άδη, θεόν φανερωθέντα εν σαρκί, τον αίροντα την αμαρτίαν του κόσμου, και παρέχοντα ημίν, το μέγα έλεος.
Церковнославянский текст тропаря, будучи переводом греческого, в целом отражает его смысл. Однако в некоторых местах имеет расхождения с оригиналом.
Церковнославянский текст:
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Русский перевод:
Память праведника чтится похвалою, для тебя же, Предтеча Христов, достаточно одного свидетельства Господа. Ты, явившись воистину славнейшим из всех пророков, удостоился крестить в водах Проповеданного, и пострадав за истину с радостью, ты благовестил и находящимся в аду о явившемся во плоти Боге, взявшем на себя грехи мира и подающем нам великие милости.
Поскольку смысловое содержание тропаря основывается в первую очередь на цитатах из Священного Писания, то определённые части тропаря заслуживают особого рассмотрения, в ходе которого могут даваться обоснования тем или иным утверждениям, присутствующим в тропаре.
1. «Μνήμη Δικαίου μετ’ εγκωμίων» — память праведника чтится похвалою.
Основывается на цитате из Ветхого Завета: «Память о праведнике благословенна, но даже имя нечестивого сгинет». (Притч. 10; 7)
2. «σοι δε αρκέσει η μαρτυρία του Κυρίου» — для тебя достаточно одного свидетельства Господа.
Эти слова основаны на словах Иисуса Христа, сказанных об Иоанне в Евангелии: «больше пророка». (Мф. 11; 9).
«Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Истинно, истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его; Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11; 7-13). Из этих слов становится понятно, что Иоанн завершает ряд пророков, являясь при этом величайшим из них, поскольку остальные пророки передавали людям закон, а Иоанн уже непосредственно готовит людей к встрече с Мессией.
Между данными двумя фразами из тропаря («память праведника чтится похвалою» и «для тебя достаточно одного свидетельства Господа») прослеживается противопоставление. Если в первом случае утверждение почитания праведника не обходится без похвал, то есть собрания тех или иных свидетельств о нём, а затем и собственно составления похвальных слов, то во втором случае и свидетельство, и похвальное слово Иоанну Предтече принадлежат не риторам, а Самому Христу, Который выразился более кратко, — что он пророк и больше пророка, — и таким образом утвердивший его почитание.
3. «ανεδείχθης γαρ όντως και Προφητών σεβασμιότερος» — поскольку ты явился достойным почитания более всех пророков.
Основанием этих слов является вышеупомянутое свидетельство Господа («больше пророка»).
Присутствует небольшое несоответствие между греческим и славянским текстами. Προφητών σεβασμιότερος переводится «пророков славнейший», в славянском тексте использовано словосочетание «пророков честнейший».
4. «ότι και εν ρείθροις βαπτίσαι κατηξιώθης τον κηρυττόμενον» — так, что удостоился и в водах крестить Проповеданного.
Основано на обстоятельствах крещения Иисуса Христа, описанных в Евангелии: И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3;14-15).
По словам святителя Иоанна Златоуста, Иоанн счёл, что Христу не подобает принять от него крещение, потому как он сам гораздо ниже Христа. Но повиновался словам Христа, Который сказал ему обратное. «Исполнить всякую правду» следует понимать как «исполнить закон», потому как Христос должен был сам исполнить закон, чтобы избавить людей от проклятия закона.
5. «Όθεν της αληθείας υπεραθλήσας» — вследствие чего ты смело боролся за истину.
В церковнославянском тексте присутствует расхождение с греческим: «за истину пострадав».
Слово «пострадать» в церковнославянском языке имеет 2 значения: первое значение – «работать», а второе «терпеть муки». Если понимать слово «страдать» как «работать», то фраза «пострадал за истину» означает «своим трудом утверждал истину», то есть имеется ввиду труд Иоанна как пророка и проповедника. Причём, нам известна не только его проповедь в пустыне, но и его проповедь перед Иродом, его обличения, основанные на заповедях и законе. Несмотря на то, что Ирод отдал приказ об убийстве Иоанна, при жизни пророка этот царь «многое делал, слушаясь его». Если понимать слово «страдать» как «терпеть муки», то фраза «пострадал за истину» означает «претерпел мученическую кончину за истину», что мы видим из обстоятельств усекновения главы Иоанна Предтечи.
Возможно, что в греческом тексте использовано слово υπεραθλήσας, обозначающее «боролся» по той причине, что в сочетании со словом αληθείας — «истина», оно даёт аллитерацию букв a-f-l-s, которая придаёт тексту определённое поэтически приукрашенное звучание.
6. «χαίρων ευηγγελίσω και τοις εν Άδη» — радуясь, возвестил Евангелие тем, кто был в аду.
Усекновение главы Иоанна Предтечи совершилось за 3 года до крестных страданий Спасителя – «за 3 пасхи», как на это указывает архиепископ Аверкий (Таушев) в книге «Четвероевангелие».
Поэтому вполне логично предположить, что Иоанн после завершения своей земной жизни проповедовал в аду весть о воплощении Бога. Таким образом Иоанн Креститель стал Предтечей Христа не только не земле, но и в аду. При этом в четверых главных Евангелиях об этом упоминания нет, первые упоминания о сошествии Иоанна во ад появляются в III веке в проповедях Ипполита Римского и Оригена.
«θεόν φανερωθέντα εν σαρκί» — Бога, явившегося во плоти.
Эти слова являются пояснением к предыдущему утверждению о возвещении Евангелия. Между двумя фразами наблюдается параллелизм. Интересно, что в славянском тексте тропаря эти две фразы сжаты и соединены в одну: «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию». Поскольку слово εὐαγγέλιον переводится с греческого, как «благая весть», то словосочетание «благовестил Евангелие» представляло бы собой тавтологию.
7. «τον αίροντα την αμαρτίαν του κόσμου» — взявшего на Себя грех мира.
Данное утверждение ссылается на слова самого Иоанна Предтечи, сказанные в Евангелии: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира (Ин. 1;29).
Как видно, тропарь воспевает самого Иоанна Предтечу, а не только его мученическую кончину. Эта черта придаёт тропарю сходство с каноном праздника, который составлен тем же автором.
Таким образом становится видно, что почитание Иоанна Предтечи не ограничивается только праздником его рождества. Праздник усекновения восхваляет Иоанна, при этом делая особый акцент на его кончине. Впрочем, это вполне логично, поскольку праведная (а особенно мученическая) кончина в жизнеописании праведника занимает особенно важное место. Такое содержание тропаря делает его богословски насыщенным. В ходе рассмотрения отдельных частей тропаря каждая из них требует особенного объяснения, поскольку в них присутствуют разные утверждения, связанные с Иоанном Предтечей (включая даже крещение Иисуса Христа). И если в тропаре Рождеству Иоанна Предтечи говорится максимум о проповеди Иоанна о грядущем Спасителе (воплощение Сына Божия мирови проповедуется), то здесь говорится о свидетельстве Христовом, об обосновании почитания.

Tags: Православие, праздники

Иван Постный

Народно-христианский праздник Иван Постный отмечается 11 сентября. Это великий недвунадесятый церковный праздник. Он посвящен памяти о мученической смерти Иоанна Предтечи — крестителя Иисуса Христа. В народе этот день прозвали Головосеком. Другие названия праздника: Иван-пролеток, Полетовщик, Полетный, Репный праздник, Иоанн Предтеча, Иван Предтече, Иоанн Креститель, Иван Сухой, Иванов день, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Калінавік, Іван Калінавік, Ян, Галавасек, Іван Крываўнік, Іван Постны, Галаварэз, Сценцель, Сценціян, Волосика, Головосек, Головосека, Головосеки, Головосик, Головосика, Головостение, Иван, Иван Головосек, Иван Присеча, Олыси(й)кы, Олысикы, Присеча, Усекновение, Іван Пісний, Головосіка, Уcекoваниjе, Усjек, Секoваниjе, Usikovac.

В Православной церкви 11 сентября отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи, день посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, который был ближайшим предшественником Иисуса Христа. Злодеяние, совершенное над ним, потрясло сердца христиан.

Пророк обличал царя Ирода Антипа в беззаконии — в сожительстве с бывшей женой родного брата Ирода — Иродиадой. За это царь заключил его в темницу. Простой иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, поэтому Ирод решил оставить его живым.

Во время пира, организованного по поводу дня рождения Ирода, Саломия — дочь Иродиады- исполнила танец, который очень понравился виновнику торжества. За это он пообещал танцовщице исполнить любое ее желание. Тогда девушка потребовала принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить ее просьбу.

В темнице пророку отсекли голову, а Саломия принесла ее на блюде своей матери. Иродиада надругалась над отсеченной главой и бросила ее в грязное место. Тело Иоанна Предтечи было похоронено его учениками в самарянском городе Севастии.

Иоанн Креститель пострадал за истинную веру как добрый воин Небесного Отечества, потому в православных храмах 11 сентября совершается поминовение воинов, погибших, защищая Родину. Установлено такое поминовение было в 1769 году в период войны России с Польшей и Турцией.

Иоанну Крестителю молятся об избавлении от головной боли. Молитва этому святому считается самой сильной. Важно помнить, что читать ее нужно сердцем и верить в то, что она поможет. Делать это желательно перед ликом святого.

Считается, что этот день завершает лето. В народе говорили: «Иван Постный пришел, лето красное увел». Мужики с этой даты в поле без кафтана не выходили. С 11 сентября обычно начинается «бабье лето», которое длится до 22 сентября. По этому поводу существовала поговорка: «С постного Ивана мужик осень встречает, а баба свое лето начинает». Дата 11 сентября отмечена строгим постом. Отсюда и произошло название дня «Иван Постный».

До этого времени старались закончить уборку конопли, потому что опасались: «Если до Ивана Постного не выберешь коноплю, то весь пост без масла просидишь». В России до середины XIX века практически не высаживали подсолнечник, который был завезен из Северной Америки только в 1829 году. Растительное масло получали из семян конопли и льна. Его употребляли в обычные и праздничные дни.

Если на Ивана Купала собирали травы, то на Ивана Постного было принято собирать коренья. Крестьяне начинали убирать репу. В Архангельской губернии устраивали «репной праздник». Еще этот день связывали с активностью нечистой силы. Считалось, что по селениям могут ходить колдовки и выпрашивать что-нибудь. Чтобы они не смогли войти в дом и даже во двор под воротами или под порогом зарывали мак с семенами.

Традиции и обряды 11 сентября:

Главные традиции 11 сентября — уборка репы, сбор лечебных кореньев, ничего не режут ножом, не едят круглых и красных плодов, не веселятся.

— В церквах совершается богослужение.

— В этот день установлен строгий однодневный пост. Запрещается есть мясо, рыбу, молочные продукты. Также не разрешается употреблять в пищу любой красный продукт (гранат, арбуз) или напоминающий по форме голову (лимон, апельсин, яблоко, капустный кочан).

— Нельзя брать в руки любой предмет, который напоминает по форме меч. Хлеб нарезают заранее, чтобы потом не ломать его руками.

— Веселиться, танцевать и петь в этот праздник — большой грех.

— Нельзя копать картошку, срывать яблоки и срезать мак.

— 11 сентября в некоторых местах было принято устраивать «репный праздник». Он отмечался довольно скромно: без песен, но зато с обильной едой и угощением для нищих, бедных и странников.

Народные поговорки и приметы 11 сентября:

— В этот день запрещалось пользоваться ножом. Даже кочан капусты нельзя было срубить — иначе на нем покажется кровь.

— Нельзя было также есть ничего круглого, даже яблоки или картофель в память о том, что голову Иоанна враги христианства катали по блюду.

— Иван Постный — осени отец крестный.

— Журавли на Киев (на юг) — ранняя зима.

— Иван Предтеча гонит птицу далече.

— Скворцы долго не улетают — к сухой осени.

— Стаи грачей тянутся темными вечерами — к хорошей погоде.

— После Ивана Постного собирай коренья рослые.

— Если журавли на юг улетели, то зима ранней будет.

— Гуся увидеть в небе — к дождю, лебедя — к снегу.

— Гром гремит — осень будет теплой.

— Журавли улетели — скоро похолодает.

— Скворцы на юг не летят — наступило «бабье лето».

— Много грачей — солнечная погода продлится еще долгое время.

— Если в этот день болит голова, то необходимо помолиться Иоанну Предтечи, и боль отступит.

— В этот день считается грехом взять в руки нож, лопату, топор и другие режущие предметы.

— Если 11 сентября разрезать кочан капусты, то из него может пойти кровь.

— Круглые предметы резать в этот церковный праздник — к большому несчастью.

— В этот день нельзя петь, танцевать. Веселиться, играть свадьбы и венчаться, шить и вязать, носить красную одежду и есть продукты красного цвета. Не нужно употреблять в пищу ничего круглого (яблоки, арбуз, дыню и т. п.), копать картофель, срезать мак, рвать яблоки, рубить капусту.

— Кто съест на Иоанна Крестителя скоромную пищу, тот после смерти в рай не попадет.

— Одиноким людям, желающим наладить личную жизнь, в этот церковный праздник нужно сходить в храм и отстоять службу.