Успенская церковь новодевичьего монастыря

История

Период правления Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, неразрывно связан с увеличением и расширением территории Русского государства. Правитель совершил множество успешных сделок, благодаря которым присоединились Псковские, Смоленские и Рязанские земли. Кроме расширения границ собственного государства, князь занимался внутренними делами русского княжества, уделял большое внимание сохранению и популяризации традиций и религии народа.

Портрет Василия 3 — основателя Новодевичьего монастыря и сына Ивана Грозного

Указом Василия III был основан Новодевичий монастырь. Создание этой обители приурочили к памятному событию — победой над литовцами и взятием Смоленска. Датой создания монастыря принято считать 1524 год. Исторический памятник расположился в урочище Лужники на Самсоновом лугу, что в пригороде Москвы. Прежде территория носила еще одно название — Девичье поле. Именно здесь во времена бесчинства татар и монгол отбирали молодых русских девушек, чтобы отправить красавиц в Орду для развлечения нерусских захватчиков.

Гравюра «Осада Смоленска татарами» — в честь данного события состоялось возведение святыни

Новый монастырь расположился на перекрестке городских развязок: сухопутной дороги из Смоленщины с востока и водной артерии Москвы-реки с запада. Обитель выполняла сразу несколько важных задач. Кроме молитвенного и религиозного места, эта постройка с дополнительными укреплениями препятствовала проникновению вражеских войск на территорию Москвы.

Москва на картине 16 векаПлан Москвы в годы создания Новодевичьего монастыря

Также история Новодевичьего монастыря неразрывно связана с одноименной иконой. Указом князя новострой освятили в честь Смоленской иконы Божьей Матери Путеводительницы (по-гречески — «Одигитрии»). По некоторым данным ее написанием занимался святой евангелист Лука. Святыня долгое время находилась в Иерусалиме, а затем была доставлена в Великий Константинополь. Икону часто использовали императоры в своих походах. Поверье гласит, что лик Одигитрии даровал победу, защищал воинов от врагов и смерти. Списком с иконы в XI веке Константин Мономах благословил свою дочь во время ее замужества с князем Всеволодом. Спустя 100 лет сын Всеволода — Владимир, передал святой лик обратно из Чернигова, назвав его Смоленской иконой.

Новодевичий монастырь освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери (автор — Дионосий, 15 век)

В XIV веке образ Божьей Матери Путеводительницы был перемещен в Москву. Спустя время местные жители Смоленщины, находившиеся в составе Польши, просили князя вернуть икону обратно в город. Прощание со святыней проходило торжественно, сопровождалось крестным ходом и молебном на Девичьем поле.

Первое название монастыря — Пречистой Одигитрии Нового девичьего, или Новодевичий. По некоторым сведениям, оно было связано также с именем Елены Девочкиной. Еще одно наименование монастыря — Богородице-Смоленский.

Елена Девочкина (часть иконы «Собор русских святых», 19 век) — первая игуменья (руководитель) Новодевичьего монастыря

В 1524 году возвели главный собор, приурочив постройку к церковному престольному празднику 10 августа. Прототипом этого здания послужил Успенский собор Кремля. Достоверных сведений по поводу архитекторов, которые трудились над монастырем, сегодня нет, но по некоторым данным основную работу выполнил Алевиз Новый, а другая версия утверждает, что обитель строил зодчий Нестор, скоропостижно погибший во время возведения.

Строительство монастыря запечатлено в Лицевом летописном своде (вторая половина 16 века)

История обители связана с именем Бориса Годунова и его сестры. Ирина Федоровна инкогнито проживала здесь до начала правления брата. К сожалению, Смутные времена не прошли мимо церковного комплекса — обитель была сожжена врагами.

Реконструкция лика Ирины Годуновой (сестры Бориса Годунова) — до правления брата она скрывалась в стенах монастыря

Возрождение великого строения пришлось на правление династии Романовых. Когда на трон вступил Михаил Федорович, монастырь начали реставрировать, а указом Алексея Михайловича он превратился в место царского богомолья. Благодаря Софье Алексеевне на территории комплекса развернулось полномасштабное строительство.

Фрагмент монастыря на картине Апполинария Васнецова в 1926 годуФото обители в конце 19 века

Архитектурный комплекс пережил захват Наполеоном. При отходе из Москвы войска пытались сжечь башни и колокольню, но монахиням удалось потушить пожар с наименьшими потерями. Активным восстановлением и реставрацией сооружений и зданий с 1890 года занимался архитектор Сергей Родионов. Сегодня большая часть комплекса переведена в музей.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Обитель расположена в самом сердце столицы, в районе Хамовников на Девичьем поле. Именно поэтому историческое наследие входит в неизменный список туристических маршрутов по Москве. Ближайшая станция метро — Спортивная. Самостоятельно добраться до исторического памятника можно несколькими способами: на такси или на метро.

Точный адрес: Новодевичий пр-д, 1, Москва, Россия, 119435.

Как добраться от аэропорта Домодедово:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом № 308 ехать до станции метро Домодедовская, в пути 44 минуты.

    Метро:от станции Домодедовская ехать до Театральной по зеленой ветке №2 около 30 минут.

    Метро:пересесть на красную ветку №1 и ехать до станции Спортивная 8 минут.

    Пешком:700 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:через трассу А-105 и Каширское шоссе. На 3-м кольце направляться в сторону проезда Лужнецкий. С кольцевой автодороги свернуть на съезд Хамовнический вал. Расстояние — 44,4 км.

Как добраться от Курского вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:от станции Чкаловская по линии №10 ехать до Сретенского бульвара 2 минуты.

    Метро:на Сретенском бульваре перейти к станции Чистые пруды красной ветки №1 и ехать до Спортивной 10 минут.

    Пешком:700 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:через Садовое кольцо на запад в сторону ул. Зубовской по ул. Большой Пироговой в сторону проезда Лужнецкого. Расстояние — 11,2 км.

Новодевичий монастырь на карте

Что посмотреть

В Новодевичий монастырский комплекс приезжают не только, чтобы приложиться к иконам и святым местам, но и чтоб собственными глазами увидеть культурное наследие предков. В центре монастыря расположен Соборный храм Смоленской иконы Божией матери. Когда-то несущие стены обители и высокие башни были выполнены из дерева, а вход через ворота первоначально находился с южной стороны. Северные ворота появились позже. Внутри собора сохранились фрагменты фресок XVI века, а также иконостас с мученицами Верой, Надеждой, Любовью и их матерью Софией.

Карта Новодевичьего монастыряМонастырь с высоты птичьего полёта

Расположение собора на местности не случайно: постройка выступает центром пересечения двух осей «север-юг» и «запад-восток». Кирпичные ограждения с 12-тью башнями вокруг центрального строения датируются XVII веком. Их внешний вид и технические характеристики напоминают Московский Кремль: угловые башни — круглой формы, а те, что в крепостных стенах — с четырьмя углами. Наверху всюду красуются симметричные зубцы вида «ласточкин хвост», а по периметру в стенах имеются специальные отверстия — бойницы, через которые велась прицельная стрельба по врагу. В качестве украшения архитекторы использовали каменную резьбу. В целом этот объект — наглядный пример стиля «московское барокко».

Здание Смоленского собора является примером стиля «московское барокко»В святыне сохранились фрески 16 века

Рядом со Смоленским собором расположен Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной. Он появился в 1685 году. Успенская церковь выполнена в классическом «московском барокко»: прямоугольные оконные и дверные проемы с наличниками, нарядная отделка, преобладание красного и белого цвета. Особый тип церковной постройки носил полугражданский характер. Сам храм занимал небольшую часть территории, а все остальное отдавалось под нужды, не связанные с богослужением. Трапезная предназначалась для ежедневных приемов пищи, но также в ней устраивали торжественные встречи высокопоставленных гостей.

Храм Успения Пресвятой Богородицы построен в 1685 году и носил полугражданский характер

Колокольню Новодевичьего монастыря трудно не заметить. Памятник архитектуры замыкает перспективу главного подъезда к монастырю из центра города. Постройка датируется 1690 годом. Колокольня выполнена в духе «нарышкинского» (московского) барокко. Постройка словно состоит из отдельных фрагментов — восьмигранников, которые симметрично сужаются к вершине, создавая ровную башню правильной формы. Как и весь архитектурный ансамбль, колокольня украшена белыми колоннами и праздничными наличниками.

Ярко выделяется здание колокольни Новодевичьего монастыря 1690 года постройки

Со стороны северных ворот расположен храм Спаса Преображенского. Несмотря на то, что вход внутрь надвратной церкви закрыт, все желающие могут оценить внешний вид строения. Снаружи храм опоясан балконом-гульбищем. Праздничный и торжественный вид постройке придают окна «в два света». Лукообразные купола напоминают украинское барокко.

Вход в храм Спаса Преображенского закрыт

К Преображенской церкви примыкают Лопухинские палаты. Их возводили специально для дочери царя Алексея, а названо это строение в честь первой жены Петра Великого. Главной достопримечательностью палат остаются старейшие в городе солнечные часы, расположенные на фасаде здания. Но самыми старыми постройками после Смоленского собора считаются палаты царицы Ирины Годуновой. Они соединены с Амвросиевской церковью. Первоначально, здание использовалось в качестве трапезной, пока возводили Успенскую церковь.

Лопухинские палаты возводились для дочери царя Алексея На фасаде постройки расположены старейшие в Москве солнечные часы Палаты Ирины Годуновой — одно из самых старых зданий Амвросиевская церковь изначально выполняла роль трапезной

Для тех, кто любит выставки и музейные экспонаты, рекомендуется заглянуть в палаты царевны Софьи. У этого места непростая и трагическая история, ведь именно отсюда Софье, заточенной в здание, было приказано смотреть через небольшое окно на повешенных мятежников.

У палат царевны Софьи непростая трагическая история Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» Ильи Репина (19 век) — заточенной принцессе было приказано смотреть на повешенных бунтовщиков из окон святыни

Также на территории обители находится Филатьевское училище, на сегодняшний день оно относится к Московскому епархиальному управлению. Раньше же в этом здании проживали девочки-сироты.

Раньше в Филатьевском училище располагался приют для девочек-сирот

Разнообразие архитектурной стилистики Новодевичьего монастыря подтверждает часовня-усыпальница Прохоровых. Это красивое строение — образец неорусского стиля. Внутри сохранилась разноцветная мозаика.

Часовня-усыпальница Прохоровых — образец неорусского стиля Внутри сохранилась красивейшая мозаика

На территории монастырского комплекса проводятся экскурсии для туристических групп и одиночных посетителей. В будний день в храмах идут службы с хоровым пением, а по выходным и праздникам — таинства крещения и исповеди. Ознакомиться с расписанием богослужений можно на официальном сайте.

По выходным и праздникам проходят таинства крещения и исповеди Эккурсии проводятся как для групп так и для одиночных посетителей

Кроме того, особой популярностью пользуется Новодевичье кладбище. Оно основано в 1525 году. Во все времена на территории этого кладбища хоронили элиту, первых лиц государства, известных личностей. Сегодня некрополь практически разрушен, но здесь сохранились вековые захоронения. Поскольку Новодевичье кладбище — незаменимое место для посещения туристов, при ГУП “Ритуал” работает специальное экскурсионное бюро. Все желающие могут увидеть знаменитые могилы, возложить цветы и почтить память кумиров и великих людей.

На Новодевичьем кладбище похоронено множество известных людей

Часы работы и стоимость билетов

Новодевичий монастырь открыт для посещения:

  • Ежедневно — с 09:00 до 17:00.

Самостоятельная прогулка по территории архитектурного комплекса — бесплатная. Отдельная плата взимается за вход в музей.

Стоимость билетов:

  • Взрослым — 300 руб.;
  • Льготным категориям граждан (пенсионеры, студенты, школьники) — 100 руб.

Посещающим необходимо придерживаться стандартного церковного дресс-кода

Правила посещения

  • Запрещено без предварительного согласования проводить профессиональную видео- и фотосъемку.
  • Запрещено фотографировать духовенство и монашествующих без их личного согласия.
  • Курить и распивать спиртные напитки на территории обители также запрещено.
  • При посещении рекомендуется соблюдать общепринятый для церкви внешний вид: женщинам покрывать голову, входить на территорию в длинной юбке, мужчинам — в закрытой обуви и длинных брюках (не шортах).
  • Запрещено осуществлять выгул животных, а также кататься на велосипедах, самокатах и роликовых коньках.

Ночной вид Новодевичьего монастыря

Интересные факты

  • С 1995 года территория носит статус памятника архитектуры федерального значения, а с 2004 года Новодевичий архитектурный ансамбль включен в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
  • Первая историческая работа знаменитого русского художника Ильи Репина посвящена реальным событиям 1689 года. Картина «Царевна София в Новодевичьем монастыре» написана со старшей сестры Петра I — Софьи Алексеевны. За причастие к организации бунта девушку сослали в монастырь, лишив свободы.
  • В Успенском храме хранится Иверская икона Божией Матери. Величайшая святыня окутана множеством легенд.
  • В 1926 году фрагмент стены и башни монастыря стал основой для сюжета картины художника Аполлинария Васнецова.
  • Президент РФ Владимир Путин издал указ о праздновании в 2024 году 500-летия со дня основания монастыря.

Скульптуры уточек, в монастырском сквере, подарены США в знак любви и дружбы

Полезные советы

  • На территории комплекса отсутствует общепит, поэтому не помешает взять с собой перекус и воду.
  • Экскурсии и туры рекомендуется заказывать заранее.
  • В местном пруду живут утки, которых можно покормить во время прогулки.
  • Для детей на территории расположена интересная площадка для активных и подвижных игр.
Панорама Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь на видео

Новодевичий монастырь — идеальное место для прогулок семьей и приятного времяпровождения зимой и летом. Здесь можно расслабиться, восстановить душевное равновесие, отвлечься от текущих проблем, найти ответы на возникшие духовные вопросы. Среди москвичей и гостей города эта обитель не менее популярна, чем знаменитый храм Матроны Московской и храм Покровы Пресвятой Богородицы

Визитная карточка

Фото 18.06.2013:

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной

Адрес: г. Москва, Новодевичий пр-д, д. 1, с. 30

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной построен на территории Новодевичьего монастыря в 1685-1687 годах в стиле московское барокко. На втором ярусе располагалась церковь Сошествия Святого Духа.

Трапезная палата с Успенской церковью представляет собой уникальное по тем временам сооружение — обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высоком подклете. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви. Её иконостас, выполнен в западной манере, так называемым «фряжским письмом», под руководством и при участии известного мастера Оружейной палаты Карпа Золотарёва, находится в фондах Государственного исторического музея. В 70-е годы XX века в храме был установлен иконостас конца XVII-начала XVIII века из разрушенной церкви Успения на Покровке. На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас XVIII века, который в настоящее время экспонируется в Ирининских палатах.

Первоначально Успенский храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году, и окружён открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости в начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту Казакова, церковь приобрела нынешний облик.

Новодевичий монастырь.
«Новодевичий 1-го класса необщежительный женский монастырь против Воробьевых гор на берегу Москвы — реки у Девичьего поля».Так – по-старинному. Современный адрес – Новодевичий проезд, 1. Когда — то это была окраина Москвы, дорога на Смоленск.
История монастыря богата событиями. Главный собор посвящен чудотворной иконе Смоленской Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Первоначально икона была как дар привезена в Москву в 1398 г. дочерью великого князя литовского Витовта,великой княжной Софьей,супругой великого князя Василия Димитриевича,и поставлена в Благовещенском соборе в иконостасе близ царских врат.
В 1456 г. польский король Казимир отправил в Москву посольство, в котором был епископ Михаил. По просьбе короля и смоленских граждан великий князь с благословения святителя Ионы возвратил икону в Смоленск, оставив с нее точную копию. Икону торжественно проводили за город, до Саввинского подворья, где отслужили молебен.
В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович, внук Василия III Темного, возвратил Смоленск под свой скипетр. Была традиция отмечать военные победы и иные важные события сооружением церквей и монастырей. Покорение Смоленска и ежегодный крестный ход явились поводом к основанию Новодевичьего монастыря в 1524 г. и в нем собора в честь Смоленской Божией Матери на том самом месте, где служили молебен, отпуская икону. Уже через год, в 1525 г., храм готов был принять икону (то есть копию), которую перенесли из Благовещенского собора. С тех пор и поныне ежегодно в монастыре празднуется 28 июля (10 августа н. ст.) в честь этого события.
Икона Богоматери Одигитрии Смоленская привезена из Греции в Чернигов — в 1046 г. царевной Анной Мономах, женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Написана икона, по преданию, евангелистом Лукой. Изъятая в 30 х годах в Смоленский музей, подлинная икона значится бесследно пропавшей около 1939 г. Не исключено, что она была унесена в народ и до поры хранится среди верующих. В соборе г.Смоленска находится древняя копия с нее, взятая из стоявшей над Днепром часовни.
Первая церковь на месте монастыря была деревянной и заложена на месте переправы по льду Василия III, возвращавшегося из вновь покоренного Смоленска с образами Смоленской Богоматери и Спаса Смоленского. Монастырь назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим» – в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле,именовавшегося Стародевичьим.



Неоднократно монастырь был наделен несколькими дворцовыми деревнями и селами и пожалован тарханными и несудимыми грамотами – великим князем Василием III, а потом царем Иоанном IV Грозным.
Из за того, что Грозный в припадке ярости убил старшего сына Иоанна, престол унаследовал Феодор, по мягкости характера прозванный слабоумным. После его смерти супруга его Ирина Годунова приняла постриг под именем Александры и находилась в монастыре со своим братом Борисом Годуновым, остававшимся здесь до избрания на московский престол. Иринины палаты примыкают к Амвросиевской церкви (XVI в.). Предполагается, что, когда Ирина там жила (первая русская «самодержавная» царица), над палатами возвышался деревянный терем.
В Смутное время (конец XVI – нач. XVII в.) монастырь был разорен, не однажды переходил в руки неприятеля и служил крепостью; в 1611 г. пан Гонсевский выжег его.
При царе Михаиле Феодоровиче монастырь был восстановлен, возобновлен, а при Алексее Михайловиче (отце Петра I) наделен вотчинами, украшен царскими вкладами и сделался царским «богомольем». С этого времени начинается его процветание.
Собор Смоленской иконы Богоматери возведен в 1524 — 25 гг. по образцу Успенского собора Московского Кремля, но имеет много отличий. Роспись собора датируется 1526 -1530 гг. Во фресках ясно звучит тема победы и строительства Русского государства: много изображений святых воинов и русских князей. Позже стали изображать события Ветхого и Нового заветов и чудеса Смоленской иконы. Роспись сводов близка по стилю ко времени Бориса Годунова. Вероятно, ее значительно обновили как плохо сохранившуюся. И позже фрески не раз переписывались, но ведущиеся реставрационные работы мало помалу возвращают росписям их первоначальный вид. Пятиярусный иконостас исполнен в 1683 — 86 гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны мастерами Оружейной палаты. Водосвятная чаша в центре храма – 1685 г.
Стены и башни монастыря возведены в конце XVI в. при Годунове по образцу Московского Кремля. Крепостные стены, как и кремлевские, увенчаны зубцами. По углам крепости поставлены четыре круглые башни, между ними – восемь квадратных. В XVII в. башни украшены изящными ажурными коронами.
Большое строительство началось в 1680-х гг. при Софье. В короткий срок возведены почти все основные сооружения: трапезная палата с Успенской церковью (1685 -1687), Преображенская и Покровская надвратные церкви, колокольня, два корпуса для сестер Петра I – царевен Марии (1683-1688) и Екатерины (1687-1688), и другие сооружения, определившие облик монастыря. Все выполнено в кирпиче с применением белокаменных деталей и связано единством приемов и форм «московского барокко», благодаря чему ансамбль отличает редкая целостность. В расположении зданий тоже очевиден отчетливый план. Главные строения стоят по центральным осям: на оси восток запад – колокольня, собор, трапезная; на оси север юг – Преображенская надвратная церковь, собор, Покровская надвратная церковь.
Но не все было столь благолепно. Для управления монастырскими вотчинами, суда и заведования сборами монастыря в нем учрежден был особый приказ, в котором при Петре I во время стрелецких бунтов производился допрос, на стенах монастыря вешали стрельцов – перед окнами кельи царевны Софьи, сестры и соперницы Петра I, заточенной им сюда в 1689 г. и постриженной в монахини в 1698 г. Здесь она в 1704 г. и скончалась.
Известна картина И.Репина (1879 г.) с подробным названием «Царевна Софья Алексеевна» через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году»: Софья в полный рост, а за решеткой окна – повешенные стрельцы. Лицо царевны выражает гнев, отчаяние, энергию и вместе с тем бессилие что то изменить… Близкий сюжет – «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, но здесь действие происходит на Красной площади близ Кремля. Присутствует сам Петр I. Обе картины экспонируются в Третьяковской галерее.
Новодевичий входил в полукольцо расположенных тогда за пределами города монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников), защищавших Москву с юга. В XVI — XVIII вв. это был один из самых богатых и почитаемых женских монастырей. Он был связан с царским домом и многими боярскими родами. Патриарх Никон, показывая обитель Антиохийскому патриарху Макарию и его сыну диакону Павлу, сказал, что нет в Московской земле монастыря богаче. Павел записал: «Мы дивились и изумлялись… Даже в царских церквах мы не находили таких украшений, как в этой церкви… Все монахини, которые в него поступают, – княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их – являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь».
При начале раскола (сер. XVII в.) в монастыре недолго содержалась 30 — летняя Феодосия Морозова (род. в 1632 г., ум. в 1675 г.). На картине Сурикова закованную в цепи боярыню увозят в изгнание. Двуперстием приветствует она людей, стоящих по обе стороны санного пути…
В 1724 г. при монастыре основан приют для подкидышей и детей женского пола (более 250 чел.), которых питомицы выписанных Петром I Брабантских монастырей обучали прядению голландских ниток и плетенью кружев. Приют этот – зародыш будущего Воспитательного дома.
С 1764 г. монастырь зачислен в 1 — й класс.
В 1812 г. Москву заняла наполеоновская армия. Игумения Мефодия 30 августа 1812 г. получила приказание взять ценные вещи, главную ризницу и вывезти в Вологду, то есть покинуть обитель. Остались казначея Сарра, несколько монахинь. Со 2 сентября наезжали французы, но в монастырь не могли попасть: ворота были заперты. 4 сентября поставили против ворот две пушки, приехало до 2000 солдат, вошли внутрь, по приказанию Наполеона здесь была устроена батарея. Сарра упрашивала не жечь монастыря. Есть сообщение, что Мюрат распорядился богослужения в соборе не прекращать. 25 сентября Наполеон осмотрел монастырь, но с лошади не сходил (видимо, из чрезмерной храбрости), приказал взорвать приходскую церковь около монастыря во имя Иоанна Предтечи, что и было сделано. 6 октября объявили уход, с 8 — го на 9 — е в 10 часов пополуночи засветили свечи, лепили их к деревянным строениям, иконостасам, кидали на пол, в солому. Сарра с монахинями побежали по кельям. Увидели под собором 6 ящиков патронного пороха и 6 бочонков с порохом раскупоренные, на них зажженные фитили. Потушили фитили, порох залили водой. Что загорелось от свечей, погасили. «Монахиня Сарра не ушла в 1812 г. из Новодевичьего монастыря, так как дала обет Богу жить в нем неисходно…»
В монастыре замечательные иконы: Смоленская икона Богоматери, список 1456 г.; Иверская икона Богоматери, список 1648 г. с подлинной иконы, исполненной на Афоне; пять икон Симона Ушакова. В ризнице (трапезная Смоленского храма) – золотые кресты, много облачений, царская хоромная посуда. Особенно великолепна плащаница, шитая в 1546 г. в монастыре и принесенная в дар Смоленскому епископу Гурию. Похищенная поляками в 1612 г., отдана ими Базилианскому униатскому монастырю в Вильне, в 1820 — х гг. пожертвована монахами в Пулавский музей. В августе 1864 г. плащаницу отыскали в Клемешковском замке графов Замойских в Люблинской губернии и возвратили монастырю.

Успенская церковь не раз подвергалась переделкам. После 1917 г. трапезную превратили в музейный склад, но церковь вновь освящена 29 декабря 1945 г. Был в ней придел ап. Иакова Алфеева – «В память избавления от взрыва» при нашествии Наполеона, позже упраздненный. Как видим, и светские, и церковные власти постоянно что — то переустраивали, убирали, перемещали…
В соборе 4 гробницы: царевны Софьи; царицы Евдокии; царевен Евдокии и Екатерины – сестер Софьи; под алтарем храма каменная гробница Анны Иоанновны (ум. в 1550 г.), дочери Грозного; плиты князей Одоевских, Воротынских и др. В монастыре погребены также жена старшего сына Ивана Грозного Елена, Б.Хитрово, начальник Оружейной палаты, немало захоронений дворян.
За алтарем собора палатка с крестом. Здесь покоится первая игумения монастыря схимонахиня Елена (Девочкина; умерла в 1548 г.).
Вокруг собора и Успенской церкви покоятся А.И.Тургенев,близкий Пушкину человек,провожавший его и в Лицей, и в последний путь в Святогорский монастырь,поэт — партизан,участник войны 1812 г. Денис Давыдов;писатели Загоскин, Лажечников;археолог Уваров; отец Александра Герцена Яковлев; историк Соловьев; сын его философ Владимир Соловьев; генерал Брусилов и др.
Монастырь закрыт был в 1922 г., в 1926 г. преобразован в Историко — бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь» – так спасали многие культовые сооружения. Последний храм закрыли весной 1929 г.
В недавние времена Новодевичий монастырь был непременной достопримечательностью, предлагаемой иностранным туристам (второй после Кремля).
Рядом с монастырем – знаменитое Новодевичье кладбище. В 1930 — е годы из уничтожаемых некрополей других монастырей сюда были перенесены останки некоторых выдающихся деятелей культуры. Здесь теперь великий русский писатель Н.В.Гоголь,поэты Д.В.Веневитинов,Н.М.Языков,А.С.Хомяков,славянофилы отец и сын Аксаковы,И.Левитан,А.П.Чехов.Здесь похоронена актриса Мария Ермолова, чей портрет работы В. Серова экспонируется в Третьяковской галерее, а один из московских театров носит ее имя.
После 1917 г. похоронили здесь сына Леонида Андреева духовидца Даниила Андреева, Надежду Аллилуеву – покончившую с собой (или убитую) жену Сталина. Надгробие незаурядной работы. Сохранилась и низенькая, но массивная гранитная скамья, на коей сиживал Сталин, посещая могилу супруги.
На могиле Михаила Булгакова – камень с надгробия Гоголя («Голгофа»). Гоголю новое правительство поставило памятник в своем «вкусе» – помпезный, мрачный. На расширенной территории упокоились Хрущев (модернистский памятник работы Неизвестного), многие советские писатели, военачальники, космонавты, артисты, вплоть до Вертинского, Шаляпина, Райкина и пр.
В 1970 — 80 — е гг. решено было кладбище «облагообразить», многие старинные могилы и даже часовни были уничтожены, на их месте разбили безликие нелепые газоны, расставили пушечки… С 1977 г. не было свободного посещения кладбища, в 1990 г. вход стал платным и, главным образом, для «организованных экскурсий».
Монастырь приходил в упадок, требовалась реставрация, и к 1990 — м годам работы продвинулись значительно. Вероятно, благодаря «туристичности» «объекта», ибо иностранцам принято было демонстрировать «только лучшее»…
Большая часть монастыря занята музеем.Здесь – отделы оружия,древнерусской живописи,реставрации,часть отдела дерева и керамики (изразцы),научно — просветительский отдел.
В Новодевичьем монастыре жил знаменитый реставратор П. Д. Барановский (умер в 1984 г.).Выдающийся профессионал,эрудит и самоотверженный человек, буквально жизни своей не щадивший в борьбе за сохранение всего,что дорого в отечественной истории,спас многие церкви,отстоял,в частности,обреченный на снос храм Василия Блаженного,что на Красной площади.
К 1917 г. в монастыре было 7 храмов с 13 престолами.К 1990 г. действовали 2 храма с 4 престолами; 4 храма с 7 престолами постепенно передаются верующим.
Церковь Николая Чудотворца, устроенная в 1752 г.,была передвижной,ее престол не был укреплен в земле,мог быть снял и перенесен для совершения службы в другое место. После 1812 г. не упоминается – вероятно,была упразднена.Вновь появилась после обновления монастыря в 1899 г.Вход в нее был, видимо, извне монастыря.Ныне – никаких следов.
Над тремя арками северных ворот, главным входом в монастырь, высится Преображенская церковь – самое ликующе — праздничное сооружение комплекса. Удлиненные пропорции четверика подчеркнуты сдвоенными колонками; пышные наличники, одинаковые во всех трех этажах, закрывают плоскость стен белокаменным декором; необычно крупные раковины закомар, усложненное пятиглавие – во всем этом ощущается кульминация стиля «московское барокко».
К церкви примыкает Лопухинский корпус, где с 1727 по 1731 г. жила царица Евдокия – монахиня Елена. Наличники окон корпуса, однотипные наличникам церкви, сплошной лентой тянутся по всему фасаду. Семиярусный резной иконостас храма выполнен в 1687 г. мастерами Оружейной палаты. Внутри, кроме иконостаса, обращает на себя внимание большое серебряное паникадило, а также малое серебряное паникадило в притворе. В левом углу притвора – великолепная изразцовая печь последней трети XVII в. Из Лопухинских палат в храм ведет вновь построенный парадный вход с деревянной резной лестницей. Реставрационные работы в храме велись тщательно, оттого он прекрасно выглядит и снаружи, и внутри.
Церковь Покрова Богородицы над южными воротами построена в 1683 — 1688 гг. Декор более скромный, хотя план тот же, что у Преображенской. Завершение иное: каждый из трех объемов увенчан своим куполом. Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (1690 г., работы Кирилла Упанова). С востока к церкви примыкают палаты, где, по преданию, жила царевна Софья. Ныне ворота затворены, храм отремонтирован, но хода внутрь посетителям нет: там находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы ГИМ.
Колокольня построена в 1690 г. Шестиярусная башня ее увенчана луковичной главой, высота 72 м (высота Ивана Великого – 81 м), что утверждает ее господство над округой. 3 — й и 5 — й ярусы открыты для колоколов. Восьмерики всех ярусов (кроме барабана купола) окружены галереями с белокаменными балюстрадами, ребра подчеркнуты белокаменными колоннами. В обрамлении окон и арок варьируется мотив наличника Преображенской церкви и Лопухинского корпуса, что обеспечивает неповторимое единство ансамбля.
В 1920 — х гг. в замолкшей звоннице получил мастерскую художник Вл. Татлин, запускавший с нее изобретенный им летательный аппарат «Летатлин»…
Колокольню реставрировали в 1979 — 1981 и 1990 гг. Хода внутрь посетителям нет. На колокольне – несколько старинных колоколов: малый зазвонный, литой при Иване Грозном в 1551 г.; данный князем Воротынским в 1628 г.; данный матерью царя Михаила инокиней Марфой в 1630 г.; с латинской надписью 1673 г.; литой в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1651 г. Несколько колоколов снято и выставлено для обозрения перед западной папертью Смоленского собора, который является собственностью музея. Здесь проходят интересные выставки.
Когда монастырь был возобновлен, возглавила Новодевичью обитель принявшая постриг под именем Серафимы представительница знаменитого рода Чичаговых, внучка новомученика Серафима, химик, доктор наук. Всего за несколько лет монастырская жизнь была налажена, кельи заселены (более 40 монахинь). Умерла игумения Серафима осенью 1999 г. и с высокими почестями похоронена близ Успенской церкви.
Монастырь живет своей жизнью. В Успенской церкви постоянно происходят богослужения. Тот, кто хочет познакомиться с православной службой, с обрядами, которые отличаются особой красотой, кто хочет послушать несравненные церковные песнопения, могут посетить монастырь не только как богатейший музей, имея в виду, что разные службы (заутреня, литургия, вечерня, всенощная) происходят в разное время, начиная с 7 — 8 часов утра. Особенно торжественны и великолепны богослужения на Рождество Христово и Пасху.

3 марта Новодевичий монастырь + «Православные святыни Москвы»

Заказать X Новомосковск:
+7 (48762) 6-52-07
+7 (48762) 6-55-25 Тула:
+7 (4872) 25-14-41
+7 (920) 274-72-71
Узловая:
+7 (48731) 5-21-55

Новодевичий монастырь и тематическая экскурсия «Православные святыни Москвы»

Новодевичий монастырь:

Сегодня территория Новодевичьего монастыря, расположенная рядом c Кремлём и признанная культурным наследием, открыта для свободного посещения. История возникновения и существования этого монастыря связана с самыми знаменательными и трагическими событиями государства. Исторически монастырь не единожды был разграблен, однако всё пережил и продолжает существовать и поныне. С его созданием связаны знамения, ведь он был построен на деньги (серебро) князя Василия III, после слово им данного, что если он выйдет победителем в битве с литовцами, то пожертвует средства на строительство обители. Плотная застройка территории Новодевичьего монастыря началась лишь в XIX веке. За столетия существования обители её стены видели польских интервентов и французских солдат (даже самого Наполеона!), шайки разбойников и отряды красногвардейцев.

Мы посетим территорию монастыря, музей, а также знаменитое Новодевичье кладбище – монастырский некрополь. Поговорим и об архитектуре надгробий, о скульпторах, их создавших и, конечно же, увидим могилы погребённых здесь знаменитостей… Побывав на этой экскурсии, Вы узнаете:

— кто имел право быть погребённым на главном кладбище страны;

— все ли памятники на территории каменные;

— кто первым из русских царей развёлся с женой;

— почему французам в 1812 году не удалось взорвать монастырь;

— к чему привела «реорганизация» некрополя в 1927 году.

Тематическая экскурсия «Православные святыни Москвы»:

Москва — сердце и душа России. И где, как не здесь, должен был возведен главный собор страны? Где как не здесь должно было бы находиться такое сосредоточение замечательных храмов и Святынь русского народа? В этих храмах творили свой подвиг наши великие православные подвижники. К ним на поклонение сегодня приезжают паломники со всего света.

Программа экскурсии включает:

— Храм Святителя Николая в Хамовниках (без посещения)

Храм построен в 1679-1682 гг. в слободе царских ткачей (хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века. Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 г., в 1657 г. он был уже каменный, а в 1677 г. церковь уже названа полным именем. Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных».

— Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь (с посещением):

История монастыря берет свое начало еще с древности. Построен он был в 1360 г. митрополитом Московским Алексием. В Зачатьевском Ставропигиальном монастыре есть несколько святынь: лик Зачатия прав. Анны; икона «Милостивая»; святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевнике; частицы Крови Христовой на кресте-распятии, древа Креста и Гроба Господня. Особенная реликвия этого святого места – Пояс Богородицы. К ней обращаются за исцелением от внутренних болезней и дарованием детей.

— Храм Христа Спасителя (без посещения):
Это кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов. Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 22 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

— Высоко-Петровский монастырь (без посещения):

Монастырь имеет давнюю историю: упоминания о нем встречаются еще в письменах 1337 года. Но вторая жизнь для Высоко-Петровского монастыря началась только с 1990-х годов, когда его открыли после долгого забвения: православная деятельность монастыря была прекращена большевиками в 1918 году. Реставрировать здания начали еще в 50-х годах прошлого века. Монахи смогли вновь заселиться в кельи только в 2009 году.

Высоко-Петровский мужской монастырь хранит Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери. Но главная святыня монастыря — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца, находящаяся в храме преподобного Сергия Радонежского.

— Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (с посещением):

Первое упоминание о Храме преподобного Сергия относится к 1625 году, тогда храм был деревянным. В конце XVII века уже встречаются записи о каменном храме, «что в Гонной» — так называли тогда Рогожскую слободу. Название связано с ямщиками, которые проживали в слободе и занимались «гоньбой» (охотой), а ближайший «ям», то есть почтовая станция, находилась в селе Рогожь, теперь это город Ногинск. Так появилось двойное название: Гонная или Рогожская слобода.

Из наиболее чтимых икон в храме находится список с иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» и икона святого праведника Иоанна Кронштадского с частицей мощей.

— Богородице-Рождественский женский монастырь (без посещения):

Это один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Констаниновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года, в нем ведутся реставрационные работы. Сохранились все три храма с колокольней, два прекрасно отреставрированы – Рождественский собор, в котором жив дух великой московской старины, и роскошная, по-московски пряничная Казанская церковь. А храм Иоанна Златоуста ждет своего возрождения, потому что сегодня он являет собой печальную картину разорения.

— Сретенский мужской Ставропигиальный монастырь (с посещением):

Монастырь основан в 1395 г. и назван в честь установленного в Москве праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от полчищ хана Тамерлана. Монастырь основан на Кучковом поле, где был встречен жителями Москвы чудотворный образ. На протяжении всей своей истории Сретенский монастырь продолжал оставаться центром московских крестных ходов. Святыни: точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину; чтимый список Владимирской иконы Божией Матери; мощи сщмч. Илариона (Троицкого), перенесенные из С.-Петербурга в мае 1999 г. В соборе также хранятся частицы мощей прп. Марии Египетской, свт. Николая Чудотворца, свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, прп. Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

— Церковь Архангела Гавриила. Меншикова башня (с посещением):

Это самое ранее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

В 1787 году, во времена правления Екатерины II, церковь взялся восстановить некто Гавриил Измайлов. После реконструкции церковь стала всеобщей любимицей москвичей. И никто не обращал внимания на странные и удивительные знаки, появившиеся на стенах после восстановления. Дело в том, что Гавриил Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. Недалеко от церкви Архангела Гавриила, в Кривоколенном переулке, в доме профессора Шварца, проживало около пятидесяти студентов организованной масонами Педагогической семинарии. Для них-то Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив её масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями. Тайные знаки снаружи и внутри храма просуществовали несколько десятилетий. Лишь при Николае I, в 1852 году, митрополит Филарет вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал их уничтожить.