Успенский собор 15 век

Успенский собор Московского Кремля

Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Что есть что в церкви

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

Кремль: мини-путеводитель по территории

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Говорят, что… …по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался. Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось — лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона. С тех пор бродит по Кремлю призрак великого зодчего.
…шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи — отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
…с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом. Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники. Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.
Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе. Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок.

Успенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Успенского собора?

Мастер-класс по изобразительному искусству «Кремль»

Конспект интегрированного занятия по Изобразительному искусству и информатике «Новогодняя поздравительная открытка» Разработал: Бедристова Александра Александровна Должность: Педагог дополнительного образования Образовательное учреждение: МБОУ ДОД Центр.

Конспект творческого занятия по изобразительному искусству «Друзья для Чебурашки» Конспект творческого занятия по изобразительному искусству «Друзья для Чебурашки». Цель: Создать условия для формирования творческой инициативы.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Чудесное лето» Конспект занятия по изобразительному искусству «Чудесное лето» Подготовила педагог дополнительного образования Чумова Евгения Владимировна.

Конспект урока по изобразительному искусству «Пасхальный натюрморт» с применением ЭОР (с презентацией) Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о технологии поэтапного рисования и работе с эскизом, знакомству.

Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе «Осенние деревья» Конспект занятия в старшей группе по изобразительному творчеству «Осенние деревья» Программное содержание: -образовательные задачи: продолжать.

Отрытый комбинированный урок по народному творчеству и изобразительному искусству в школе 8 вида «Чудеса из короба» Тема: Чудеса из короба Форма: Урок – путешествие Оборудование: 1. Выставка пасхальных яиц, рисунков 2. Магнитофон 3. Музыкальные инструменты.

План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: изображение на плоскости. Учебная проблема: композиция. Тема урока:.

План-конспект урока по изобразительному искусству «Птица Феникс» План-конспект урока по изобразительному искусству Вид деятельности: рисование по памяти и представлению. Учебная проблема: цвет. Тема.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Пригласительный билет» Урок №6 Дата: Изобразительное искусство Тема: «Пригласительный билет» Цели и задачи: Формировать знания о графическом дизайне, развивать.

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству «Да здравствуют, карандаши!». 1–4 классы Цель: Познакомить с историей возникновения карандашей, их производством; правилами обращения с карандашами. Задачи: учить детей общаться.

Елена Гагарина — биография, информация, личная жизнь

Елена Юрьевна Гагарина

Елена Юрьевна Гагарина. Родилась 17 апреля 1959 года в Заполярном Мурманской области. Советский и российский искусствовед. Кандидат искусствоведения. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2004). Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Дочь первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

Елена Гагарина родилась 17 апреля 1959 года в городе Заполярный Мурманской области.

Отец — Юрий Алексеевич Гагарин (9 марта 1934 — 27 марта 1968), Советский лётчик-космонавт. Герой Советского Союза. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

Мать — Валентина Ивановна Гагарина (в девичестве Горячева; род. 15 декабря 1935), окончила Оренбургское медицинское училище, работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётами.

Младшая сестра — Галина Юрьевна Гагарина (род. 7 марта 1961), российский экономист, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной и региональной экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Елена Гагарина родилась в городе Заполярном, где в тот момент служил ее отец в авиации Северного флота.

Детство прошло в Звёздном городке.

Занималась спортом, увлекалась фигурным катанием, плаванием, художественной гимнастикой, ходила на лыжах. Обучалась в музыкальной школе по классу фортепиано. С ранних лет интересовалась искусством.

Елена Гагарина в детстве с родителями и сестрой

Как вспоминала Елена, отец прививал ей с сестрой любовь к спорту и здоровому образу жизни: «Поскольку он был очень активным человеком, любил спорт, то старался сделать так, чтобы мы обязательно занимались спортом. В 60-е годы был один выходной день в неделю, и мы его проводили очень активно. Наши родители любили заниматься спортом даже не по вечерам, а по ночам, когда у них было свободное время. Часто они просто выходили поиграть в футбол или хоккей, брали не только мужчин, но и женщин».

Кроме того, от родителей ей передались такие черты характера как самодисциплина, организованность, собранность. Елена отмечала: «Родители действительно были чрезвычайно организованными. Если у папы было свободное время в течение дня, он мог прийти, лечь на диван, сказать: «У меня 40 минут. Никто не шумит. Мне нужно поспать». Он мгновенно засыпал, через 40 минут просыпался, умывался и шёл на работу. И так было очень часто. Если ему нужно было готовиться к занятиям в Академии, то он сидел за письменным столом, делал чертежи и проводил за своими занятиями столько времени, сколько было необходимо. И это было практически каждый день. Я тоже очень организованный человек, ненавижу опаздывать».

Елена Гагарина в юности с мамой и сестрой

Елена Юрьевна рассказывала, что свою любовь к истории она также во многом переняла от отца. Своим дочерям он часто рассказывал об истории городов, в которых ему приходилось бывать, а в Москве он даже ходил на лекции по искусству в Пушкинский музей.

Окончила среднюю школу с золотой медалью.

В 1981 году окончила исторический факультет МГУ, отделение истории и теории искусства по специальности — история искусства. Квалификация — искусствовед.

С сентября 1981 года — научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Трудилась хранителем английской графики, была заместителем заведующего отделом графики по хранению. В ГМИИ проработала 20 лет.

В 1989 году в МГУ имени М. В. Ломоносова защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Английская книжная иллюстрация середины XVIII века».

С 12 апреля 2001 года — генеральный директор федерального государственного учреждения «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»». Назначена указом Президента РФ В. В. Путина, который в тот день посетил семью Гагариных в Звёздном городке по случаю 40-летия полёта первого космонавта.

Музей, которым руководит Елена Гагарина, коллекционирует предметы, связанные с жизнью императорского двора, а также постоянно пополняет коллекцию византийского искусства и икон.

С 16 марта 2005 года — член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (28 августа 2009 года вновь утверждена членом комиссии).

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

Имеет учёную степень кандидата искусствоведения. Почётный член Российской академии художеств.

В 2014 году подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Была консультантом при создании фильма о ее великом отце «Гагарин. Первый в космосе». Об этой работе Елена рассказывала: «Мы работали на протяжении трёх лет. Мне очень понравилось то, что Олег Капанец пришёл и предложил сделать фильм, советовался на каждом этапе работы над сценарием, который переделывался множество раз. Но в съёмочном процессе я не участвовала. Что касается результата, то я, конечно, не могу быть объективным зрителем. Но фильм на меня произвёл очень хорошее впечатление, после премьеры я смотрела его несколько раз и должна сказать, что каждый раз он на меня производил ещё более сильное эмоциональное впечатление, чем при первом просмотре».

Елена Гагарина

Личная жизнь Елены Гагариной:

Состояла в отношениях с кинооператором Элизбаром Константиновичем Караваевым.

Дочь — Екатерина Элисбаровна Караваева (1987 г.р.), окончила исторический факультет МГУ (кафедра истории средних веков и раннего нового времени), работала в музее-заповеднике «Московский Кремль», вышла замуж за дипломата Павла Внукова уехала в Лондон.

Дочь Елены Гагариной Екатерина Караваева с мужем

Награды и звания Елены Гагариной:

— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (16 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
— Орден Дружбы (29 декабря 2010 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
— Заслуженный работник культуры Российской Федерации (4 марта 2004 года) — за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу;
— Благодарность Президента Российской Федерации (5 сентября 2008 года) — за большой вклад в подготовку и проведение Года России в Китае и Года Китая в России;
— Знак Гагарина (Федеральное космическое агентство, 2006 год);
— Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 12 марта 2012 года);
— Великий офицер ордена Pro Merito Melitensi (Мальтийский орден, 2012 год);
— Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2015 год);
— Орден преподобного Андрея Иконописца II степени (РПЦ, 2014 год) — во внимание к трудам, направленным на утверждение христианских ценностей в отечественной культуре, и в связи с 55-летием со дня рождения;
— Премия «Золотой мост» (Италия, 2010 год) — за вклад в развитие итало-российских отношений.

LiveInternetLiveInternet

В 1481 году лучшими иконописцами считался Дионисий и его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского собора. Фресками собор был расписан позже — в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня». К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Древние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми слоями краски, что обычно практикуется, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию царя Алексея Михайловича, первого государя из династии Романовых. Но летописцы пишут, что он велел их скопировать «на образцы». Над новыми росписями трудились до 150 мастеров, которые прибыли в Москву из разных городов. Cчитается, что они пользовались снятыми копиями и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
Если вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
На заднем плане фотографии — иконостас. Сами понимаете, фотографии делались с риском изгнания из храма. А брать их из Сети не хочется. Поэтому прошу скидку на качество из-за «вредных условий труда».
В Древней Руси первые большие иконостаты появились в 15 веке. Что же такое иконостас? Это несколько рядов икон, в центре которых находится восседающий на троне Христос, к которому обращены молящиеся Святые. Кроме того, здесь помещаются иконы со сценами из жизни Христа и Богородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. То есть, это своеобразная церковная энциклопедия. Поверьте, читать её — чрезвычайно интересно. Особенно здесь, в этом древнем храме.
Иконостас Успенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году .
Самый главный ряд в иконостасе — это деисусный чин. Он здесь второй снизу, над царскими вратами. Центральная икона — «Спас в силах». В центре — Спаситель, а по углам в блестящих нимбах апокалиптические животные, которые олицетворяют «тварный мир» — вселенную с четырьмя сторонами света. » И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему».(Из Откровения Иоанна Богослова). Если вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты Св.Лука всегда изображается с быком, Св.Марк — со львом, Св.Иоанн — с орлом, а Св.Матфей — с ангелом.

Рядом со Спасом — Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Апостолы.
Самые почетные места в иконостасе — справа и слева от царских врат. Справа — очень древняя икона, которая называется «Спас — Златая риза». Её еще называют «Спас императора Мануила» так как по преданию её написал византийский император Мануил. Это подлинная, очень древняя икона, датируемая 11 веком. И хотя она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умаляет её ценности. Предполагают, что эту икону привез в Москву Иван Грозный в 1570 году после похода на Казань.
Что же в ней необычного? Если вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославляющего жеста правой руки Спасителя. Он указывает на Евангелие. Согласно преданию, император Мануил изобразил Спасителя согласно канону — благословляющим правой рукой. Но однажды он рассердился за что-то на священника и хотел его выгнать. И в эту же ночь ему приснился сам Спаситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. Проснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. Затем эта икона попала в Новгород и патриарх Никон поместил её на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовная власть всегда превыше светской.
Рядом с иконой «Спас — Золотая риза» находится еще одна ценнейшая храмовая икона 14-15 в. «Успение», написанная Дионисием.
К сожалению, мне не удалось хорошо сфотографировать второе почетное место в иконостасе — образ Богоматери. Здесь вы можете её увидеть слева от царских врат. Именно на этом месте до ВОСР всегда стояла чудотворная «Богоматерь Владимирская» XII века — древнейшая российская святыня. О ней я вам уже немного рассказывала и показывала. Этой иконе посвящено столько статей, что повторяться не буду. Отмечу только, что сейчас она находится в Замоскворечье, в храме Николая Чудотворца в Толмачах — домовом храме Третьяковской галереи. Что такое домовой храм — не знаю. Но при первой же возможности постараюсь побывать там. Потому что этот образ — неповторим. И то, что эта икона уцелела в войнах, пожарах, междоусобицах, при разных властях и дележах этой самой власти, наводит на мысль, что она, действительно — чудотворная.
Давайте еще раз посмотрим на мой любимый образ. «Богоматерь Владимирская» XII века — слева. Это ей посвящена поэма Максимилиана Волошина. «…Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке»…
Как нежны руки, обнимающие младенца, какой тревожно-скорбный и вместе с тем, какой милосердный и всё понимающий про нас, взгляд. А как Младенец прильнул к Ней, как обхватил ручонками Её шею. И еще обратите внимание — только на этой иконе мы можем увидеть левую пяточку Младенца.
Справа — список (копия), т.е. «в меру и подобие» святыни, созданный в 1514 году для Успенского собора Московского Кремля, который сейчас находится на иконостате. С чудотворных икон всегда писали копии, которые также почитались не менее святыни. Они находились в храме, но именно их использовали при крестных ходах, во времена праздников, или же для каких-то других церковных треб, чтобы сберечь подлинник. http://www.pravoslavie.ru/put/30910.htm
В Успенском соборе еще много древних и очень почитаемых икон. Но мне, к сожалению, не удалось их сфотографировать.
Посмотрим на росписи собора. Большую часть стен занимают росписи, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы — собор ведь именуется Успением Пресвятой Богородицы.
Перед нами, как я понимаю, традиционная византийско-древнерусская живопись. Мы видим, что всё изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касается лиц. Лица спокойны, потому что это лики святых — они уже там, где нет никакой земной суеты. Может потому, в этом храме так спокойно?
Иконописцы, изображая какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Но каждый из них старался передать все нюансы определенного события, цветом. Посмотрите на эту цветовую гамму. Сколько в ней оттенков! Но мы всегда спешим. Нам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, поднять голову в тот, в другой мир и понять, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.
На колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 святых и мучеников.
В нижних ярусоах стен изображены Вселенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с житиями святых. И ведь, действительно, настоящая энциклопедия древнерусской жизни. Но как мало мы о ней знаем.
На западной стене по канону изображен Страшный суд. Изображение очень интересное. Слева вверху перед Спасителем коленопреклоненные Адам и Ева, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. А ниже их — мерзкий змий, Совсем внизу — бесы, грешники и огненный Ад. Что изображают животные — не соображу никак.
В 17 веке в Москву из Грузии привезли две святыни: частица одежды Иисуса Христа и один из гвоздей, которым Он был прибит к кресту. По преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находится. Эти святыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует Голгофу. Этот шатер был выполнен в 1624 году «старостой котельного цеха» по заказу царя Михаила Федоровича. Сейчас там находится гробница Святого патриарха Гермогена, который погиб от голода в плену .
Если вы помните, я уже сообщала о том, что первым в Успенском соборе был погребен святой митрополит Петр, который и считается его основателем. После этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. А у гроба митрополита Петра удельные князья и бояре присягали на верность государю.
Хочу показать вам Царское церковное место, которое в старину называли — Мономахов трон. В 2001 году исполнилось 450 лет со времени его создания. Только представьте себе — 450 лет этому деревянному резному молельному месту! Все русские цари и императоры перебывали в нём. Потому это не только произведение искусства, а и ценнейшая историческая реликвия. Создали его новгородские мастера по приказу Ивана Грозного и увенчали его двуглавым византийским орлом, «что должно было свидетельствовать о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима». И который затем стал российским гербом. Трон стоит на четырех опорах в виде страшных зверей, что символизирует государственную власть и силу. «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские Государи, на нём стояли» (Петр Первый)<
Екатерина Вторая, как Самодержица Всероссийская, сама возложила на себя венец, находясь в Мономаховом троне, о чем и свидетельствует эта замечательная гравюра, взятая из Википедии. Кстати, здесь же, в Успенском соборе Екатерина Вторая приняла православие.
Успенский собор бвл не только местом проведения церковных служб, здесь также проводились светские и прочие мирские мероприятия. Венчание на царство, венчание-бракосочетание, похороны, рукоположение, отречение от престола, принятие православия, коронация императоров и императриц — все эти события происходили в главном храме Российского государства. И как хорошо, что некоторые из них были запечатлены на полотнах художниками. Ведь цифровые камеры тогда никто не мог себе даже представить. Даже в самых смелых фантазиях народ не шел далее ковров-самолетов и сапог-скороходов. А так как мои «запретные» фотографии уже вам показаны, в следующей части будут художественные репродукции, обнаруженные в Интернете.Первым в Успенском соборе в 1498 году венчался на великое княжение внук Ивана Третьего — Дмитрий. Необходимо отметить, что коронация проходила по византийскому обряду. (Еще один след Византии). С 1547 года Иван Четвертый уже короновался царским венцом. И даже Лжедмитрий в 1605 году венчался на царство, а год спустя «брал шлюб» с Мариной Мнишек. Летописцы оставили запись о том, что из-за очень маленького роста царственной полячке сделали скамеечку, чтобы она смогла прикладываться к иконам. «Миропомазание государя императора Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года»
Михай Зичи, будучи придворным художником у Алексанра II , запечатлел всевозможные торжественые моменты в жизни государя и его царственной семьи. Здесь изображен момент коронации Марии Александровны.
Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года». Всё тот же художник Михай Зичи.
Последняя коронация в Успенском соборе свершилась 14 мая 1896 года. Короновался последний российский император Николай II . Причем пожелал короноваться на престоле Михаила Федоровича — основателе династии Романовых. И хотя на нижеследующей картине государи изображены в коронационных мантиях, прочитала, что Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, а Александра Федоровна в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Для императрицы был поставлен трон, принадлежавший Ивану Третьему, который привезла в подарок мужу Софья Палеолог.
Коронация — это прекрасно. Но переживал Успенский собор и тяжелые времена. В июле 1812 года император Александр Первый посетил Успенский собор. чтобы приложиться к мощам святителей и дать обет победить Наполеона.
Все мы хорошо знаем, как Москва встретила французов. К счастью, Кремль уцелел от пожаров. Многие ценности из храмов были вывезены до вступления армии Наполеона в Москву. Но очень многое и осталось. Особенно массивные ценности. Знаменитое серебрянное паникадило (люстра для свечей), выполненное мастерами в 1660 году и весившее свыше 60 пудов, раки святителей, покрытые серебрянными досками, оклады икон, украшенные драгоценными камнями и жемчугом — всё это было похищено и вывезено. Это же надо было додуматься — устроить посреди собора горн, чтобы в нем переплавлять ризы с икон. Да еще и оставлять на столбах надписи, сколько было переплавлено пудов золота и серебра. А чтобы не ошибиться , на крюк, где висело серебрянное паникадило повесили весы и взвешивали на них полученные от плавки слитки золота и серебра. 375 икон было поцарапано и изувечено. В глаза на ликах Святых вбивали гвозди. А собор обогревали кострами, поэтому все росписи покрылись копотью. Царские ворота забили гвоздями, а тела митрополитов выбросили из рак. Ну и, конечно же, здесь же сделали конюшню. Картина Василия Васильевича Верещагина.

Кое-что из драгоценностей удалось вернуть. По сей день в центре собора висит гигантское паникадило «Урожай», отлитое из трофейного серебра, отбитого казаками у французов. А 23 апреля 1814 года в соборе было торжественное богослужение в честь победы над Наполеоном.
В ноябре 1917 года Успенский собор был поврежден при артобстреле, но богослужения в нем еще совершались. А что было дальше по всей России, красноречиво говорит картина Ильи Глазунова.
В марте 1918 года все кремлевские соборы были закрыты, но В.И.Ленин милостиво разрешил провести в Успенском соборе последнюю службу на Пасху. А дальше началось очередное изъятие ценностей. Ценнейшими реликвиями платили контрибуцию за Брестский мир, а стоимость определялась по весу бесценных произведений церковного искусства. С Владимирской Богоматери были сняты все драгоценные украшения и переданы в Госхран. Но нужно отметить, что в 1924 году эта икона, как и несколько других древних икон были отреставрированы и переданы в Третьяковскую галерею. С 20 июня 1955 года Кремль был открыт для свободного доступа. А в Успенском соборе организовали музей. С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.
Использованная литература: http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm Путеводитель «Московский Кремль»