В алтаре

Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство

Православные верующие зачастую приходят в храмы и церкви для того, чтобы преклониться пред святыми иконами, помолиться им о здоровье близких людей, покаяться и т.д. Но мало кому известно, как устроены святые места, какие важные части в нем существуют, и какова их значимость. Храмовые строения, как правило, состоят их трёх важнейших частей — это алтарь с солеей, притвор и собственно сам храм.

Что представляет собой алтарь

Алтарь — это третья храмовая часть, располагающаяся в восточной стороне. Считается, что именно алтарь — это символ рая, духовного неба и места, в котором пребывает Господь. Будучи основной частью церкви, ее могут посещать исключительно мужчины (священники, иподиаконы и чтецы). Помимо этого, посетить право алтарь имеют мужчины, которые благословлены на это церковным настоятелем или архиереем.

Что касается женщин, то они не могут входить в эту часть храма. Буквально несколько столетий назад это место было открыто для посещения диаконисами, занимающимися подготовкой оглашенных женщин. Сейчас же алтарь служит местом для совершения служений и треб священнослужителями мужского пола.

Алтарь состоит из нескольких основных частей:

Алтарные стены могут покрываться различными фресками, изображающими библейские сюжеты, Спасителя, Богородицу, святых и т.д. Чтобы понять всю значимость алтаря, стоит подробнее познакомиться с назначением каждого элемента.

Святой престол

Основным местом, занимающим центральную часть алтаря, является Святой Престол, считающийся местом пребывания Господа. Представляет он собой просторный стол, который покрыт парчой. Под церковным Святым престолом располагаются нетленные останки какого-то святого. Данная традиция сохранилась до нашего времени с периода первых гонений христиан, совершающих богослужения в подземных лазах, где располагались гробы скончавшихся верующих собратьев. Кладут часть нетленных мощей перед началом службы в храме.

Помимо стационарных Святых престолов встречаются и передвижные варианты, использующиеся при выездных службах. Их применяют в местах, где невозможно возвести церковь, при выполнении святых таинств, во время военных действий и при длительных путешествиях.

Главное назначение Святого престола — это совершение литургии, именно здесь готовится всё необходимое для причастия. Помимо святых мощей, здесь располагаются и другие предметы для богослужений:

  • крест для благословления верующих, пришедших в храм;
  • святое евангелие;
  • антиминс — отрез ткани, который был освящен, на нем изображается погребение Иисуса Христа;
  • илитон, располагающийся внутри антиминса, именно здесь устанавливаются мощи святых;
  • антимисная губка, предназначенная для сбора рассыпавшихся крошек от причастного хлеба.

Дарохранительница, мирница и дароносица

В дарохранительнице имеется лампадка. Тут же располагается два подсвечника, в которых устанавливается по одной свече, находящиеся по правую и левую сторону. Сама дарохранительница представляет собой конструкцию в форме небольшой церкви или гробницы. Возле хранительницы даров располагается мирница, в которой хранится Святой Миро.

Не меньшее значение имеет дароносица, предназначенная для сохранения и ношения святых даров. Ее используют, если необходимо причастить православных христиан, не способных самостоятельно посетить храм из-за физического недомогания.

Семисвечник и запрестольный крест

Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.

Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.

Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.

Жертвенник

Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.

Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.

Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.

Прочие богослужебные предметы

В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.

Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.

Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.

Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.

Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).

Устройство православного храма

Каждый православный обязан посещать по воскресеньям и праздникам храм. Красота которого влечет к себе всех. Однако, об устройстве православного храма знают не многие.

История

Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.

Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.

Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.

Из чего состоит храм

Современные храмы строятся обычно в нескольких формах:

  • в виде креста;
  • в виде корабля (символизируя лодку спасения или ковчег Ноя);
  • форма круга (символизирует вечность);
  • как восьмиконечная звезда (символ путеводной звезды).

Наверху всегда бывает купол – символ Неба. Его венчает крест. В некоторых храмах не один, а несколько куполов:

  • 2 купола означают Божественную и человеческую природу Христа.
  • 3 купола – в честь Пресвятой Троицы.
  • 5 куполов – в честь Господа и четырех евангелистов.
  • 7 куполов – в честь Таинств и Вселенских соборов.
  • 9 куполов – по числу Ангельских чинов.
  • 13 куполов – в честь двенадцати апостолов и Христа.

Над входом обычно стоит колокольня.

Внешнее устройство православного храма:

Храм состоит из трех частей:

  1. Притвор. Здесь стоят готовящиеся к Таинству Крещения, а также кающиеся грешники.
  2. Средняя часть. Здесь стоят и молятся верные христиане.
  3. Алтарь. Олицетворяет Небо, здесь молятся священнослужители перед Престолом.

Внутреннее устройство православного храма:

В притворе также находится церковная лавка. В ней покупают свечи, подают записки и т.д.

Перед притвором находится паперть. На ней обычно располагаются нищие.

Алтарь расположен всегда на востоке, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника.

Алтарь – самая главная часть храма. Само слово переводится – «возвышенный жертвенник». В нем находится престол, на котором происходит Таинство Евхаристии. Дотрагиваться до него могут только священнослужители. Место, находящееся позади престола носит название «горнее».

Алтарь отделяется от основной части иконостасом. Он имеет специальный порядок расположения икон. В нем находится три двери: царские врата и две диаконские. Царскими вратами входят только священнослужители. Через диаконские двери совершаются входы на Богослужениях.

Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С него диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.

Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.

Устройство православного храма

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православные верующие часто посещают церковь или храм для того, чтобы поклонится перед святыми. Но мало кто знает, как он утроен. Он состоит из нескольких частей: алтарь с солеей, притвор, храм.

Каждая из частей несет в себе особый смысл и имеет свою цель. Одной из самых загадочных мест является алтарь в православной церкви. Именно в нем происходит таинство Евхаристии. Так как эта часть храма в основном закрыта от глаз прихожан многих верующих интересует, что находится в нем. Попробуем в этом разобраться более детально.

Что значит понятие «алтарь»

Алтарь — в переводе с латинского языка означает высокий. В древние времена его называли словом «бима», который переводится как возвышенный жертвенник. Из него ораторы произносили разные речи, суды, раздавали разные награды.

История этой части храма начинается еще в те древние времена, когда в катакомбных храмах под землей ставилась каменная гробница святого. На этой гробнице проводились таинства Евхаристии – преображение хлеба и вина в кровь и тело Христа.

Спустя некоторое время алтарь начал значительно отличатся от других частей храма.

Что в нем находится

Если рассматривать строение алтаря из внутренней части, то вот что находится в алтаре православной церкви:

  • престол,
  • семисвечник,
  • жертвенник,
  • сосудохранилище,
  • ризница.

Престол находится в центре алтаря. На нем проводятся Литургии. Он является символом Гроба Господнего. Тысячи паломников стекаются в Иерусалим чтобы посетить храм Гроба Господня в Израиле для укрепления веры своей и придания сил.

Современный семисвечник сегодня выполняет роль светильника. На нем находится семь лампад, которые зажигают во время проведения богослужения. Он символизирует Горнее место.

Справа от него располагается жертвенник. На нем совершается проскомидия в церкви. А справа от престола находится сосудохранилице и ризница. Здесь хранят священные сосуды во время, когда не проходит служба.

Господь всегда с Вами!

Горнее место — это место у центральной части восточной стены алтаря, находящейся прямо против престола. Его происхождение относится к самым ранним временам истории храмов. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа, что соответствует Апокалипсису Иоанна Богослова, увидевшего Престол, Сидящего на Престоле Господа Вседержителя, а подле Него 24 восседавших старца — царей и священников Бога.

С древнейших времен до наших дней, особенно в больших соборах, Горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова. В центральной части восточной стены алтаря, обычно в нише абсиды, на некотором возвышении, сооружается кресло (трон) для архиерея; по сторонам этого седалища, но ниже его устраиваются скамьи или сидения для священников. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за Литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам, так что в этих случаях епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы и сослужащих Ему, почему этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой обязан возжечь и водрузить светильник на Горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола, со стороны Горнего места, на стене которого Святым Миром начертывается крест.

Кроме архиереев и священников, никто, даже диаконы, не имеют права сидеть на седалищах Горнего места.

Свое название Горнее место получило от святого Иоанна Златоуста, назвавшего его Горний престол (Служебник. Чин литургии). Горний по-славянски значит вышний, возвышенный. Горнее место, по некоторым толкованиям, знаменует еще и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, взошедшего вместе с плотью выше всякого Начала и Власти ангельской, воссев одесную Бога Отца. Поэтому кафедра епископа ставится всегда выше всех остальных седалищ на Горнем месте.

В древности Горнее место называлось иногда «сопрестолием» — совокупностью престолов-седалищ.

Прямо перед Престолом (седалищем) Вседержителя, то есть против Горнего места, Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится с восточной стороны трапезы перед Горним местом. Ветви светильника имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей, как было обычно в старину. Однако происхождение этого светильника неясно. Судя по тому что о нем ничего не сказано в чине освящения храма и в древних правилах считалось обязательным лишь возжигание двух свечей на престоле во образ света Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах, семисвечник в древности не был известен как обязательная принадлежность алтаря. Но то, что он очень глубоко соответствует «семи светильникам» небесного храма и в настоящее время занял очень прочное место в церковном обиходе, заставляет признать его священным предметом, по праву вошедшим в число обязательных церковных вещей. Семисвечник знаменует собой семь Таинств Православной Церкви, тех благодатных Даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа. Эти семь светов соответствуют также семи духам Божиим, посланным во всю землю (Откр. 5, 6), семи церквам, семи печатям таинственной книги, семи трубам ангельским, семи громам, семи чашам гнева Божия, о которых повествует Откровение Иоанна Богослова. Семисвечник соответствует также семи Вселенским Соборам, семи периодам земной истории человечества, семи цветам радуги, то есть соответствует таинственному числу семь, положенному в основу многих небесных и земных законов бытия.

Из всех возможных соответствий числа семь важнейшим для верующих людей является соответствие семи Таинствам Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак, Священство — как объемлющим собою все благодатные средства спасения души человеческой от рождения до смерти человека. Средства эти стали возможны только благодаря Пришествию в мир Христа Спасителя.

Таким образом, свет Даров Святого Духа, заключенных в семи Таинствах Церкви, и свет Православия как вероучения истины — вот что прежде всего означают семь огоньков церковного семисвечника.

Прообразом этих семи огней Христовой Церкви был ветхозаветный светильник из семи лампад в Моисеевой скинии, устроенный по Божию повелению. Ветхозаветное сознание, однако, не могло проникнуть в тайну этого священного предмета. Так, Иосиф Флавий в «Древностях иудейских» пишет, что Моисей «чрез светильник, разделяющийся на семьдесят частей, показывает толикое же число знаков, планетами обтекаемых, а чрез семь имеющихся на нем светил представляет течение семи планет….» Не ревизуя данное толкование ветхозаветного священного предмета, следует тем не менее обратить внимание на то, как отличается то значение, которое усваивается семисвечнику церковным православным сознанием, от того, какое имел аналогичный предмет в сознании ветхозаветных людей. Этот пример хорошо показывает, что ветхозаветные священные предметы, и самая скиния, и храм были лишь прообразами подобных предметов новозаветной Церкви, истинное духовное значение которых в должной полноте оказалось раскрытым только в православном вероучении. Семисвечник, введенный в церковную жизнь в довольно позднее время, явил удивительное соответствие и своему ветхозаветному прообразу, и новозаветному Откровению о храме небесном, виденном апостолом и евангелистом Иоанном Богословом.

В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены, находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именующийся предложением. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол, — срачицу, индитию, покрывало. Оба своих названия это место алтаря получило от того, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.

В древности в алтаре жертвенника не было. Он устраивался в особом помещении, в древнерусских храмах — в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Такие приделы с двух сторон алтаря к востоку повелевалось устраивать еще Апостольскими постановлениями: северный придел — для предложения (жертвенника), южный — для сосудохранилища (ризницы). Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь, а в приделах чаще всего стали устраиваться храмы, то есть ставили и освящали престолы в честь священных событий и святых. Таким образом, многие древние храмы стали иметь не один, а два и три престола, соединять в себе два и три особых храма. И в древние, и в новые времена часто сразу же создавалось несколько храмов внутри одного. Для древней русской истории характерна постепенная пристройка к одному первоначальному храму сначала одного, затем двух, трех и более храмов-приделов. Превращение предложения и сосудохранилища в храмы-приделы — также достаточно характерное явление.

В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые в неслужебное время пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада, имеется Крест с Распятием.

По блаженному Симеону, архиепископу Солунскому, жертвенник знаменует «нищету первого пришествия Христова — в особенности же сокровенную природную пещеру, где были и ясли», то есть место Рождества Христова. Но поскольку в Рождестве Своем Господь уже приуготовлялся к крестным страданиям, что и изображается на проскомидии крестообразным надрезанием агнца, то жертвенник знаменует собою также Голгофу, место крестного подвига Спасителя. Кроме того, когда Святые Дары переносятся в конце литургии с престола на жертвенник, жертвенник приобретает значение пренебесного престола, куда вознесся Господь Иисус Христос и воссел одесную Бога Отца. Здесь мы познаем одно из интересных явлений символики — изменение духовных значений одного и того же предмета в зависимости от чередования значений литургических действий. К своим основным, устойчивым значениям символические предметы таким образом как бы присоединяют сменяющие друг друга, новые значения по ходу богослужения. Один и тот же предмет в процессе службы часто может менять свое символическое лицо, становясь то одним, то другим, то третьим явлением разных сокровенных вещей и истин. Отсюда некоторая двойственность в оформлении жертвенника. В древности над ним всегда помещали икону Рождества Христова, но на самом жертвеннике ставили и Крест с Распятием. Теперь все чаще над жертвенником помещают образ страдающего в терновом венце Иисуса Христа или Христа, несущего крест на Голгофу. Однако первое значение жертвенника — это все-таки пещера и ясли и, еще точней, Сам Христос, Родившийся в мир. Поэтому нижняя одежда жертвенника (срачица) есть образ тех пелен, которыми повила родившегося Богомладенца Его Пречистая Матерь, а верхняя благолепная индития жертвенника — это образ небесных одежд Христа Вседержителя как Царя Славы.

Таким образом, совпадение разных по своему значению одежд жертвенника и престола не случайно, давно подмечено, что вхождение человека в этот мир и исхождение из него очень похожи. Колыбель младенца подобна гробу покойника, пелены новорожденного — белым пеленам отошедшего из этой жизни человека, потому что временная смерть человеческого тела, разлучение души и тела есть не что иное, как рождение человека в иную, Вечную жизнь в области Небесного бытия. Отсюда и жертвенник как образ яслей родившегося Христа, по своему устройству и одеждам во всем подобен престолу как образу Гроба Господня.

Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, где совершается Таинство Бескровной Жертвы, присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Каждение в алтаре совершается сначала престолу, затем Горнему месту, жертвеннику и иконам, здесь находящимся. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего пресуществления хлеб и вино в священных сосудах, то после каждения престола кадится жертвенник, а затем Горнее место.

Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.

Ризница, иначе называемая диаконником, находилась в древности в правом, южном приделе алтаря. Но с устройством здесь престола ризница стала располагаться или здесь же, в правом приделе у стен, или в особом месте вне алтаря, или даже в нескольких местах. Ризница есть хранилище священных сосудов, богослужебных одежд, богослужебных книг, ладана, свечей, вина, просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений и различных треб. Духовно ризница прежде всего означает ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения верных людей. Ниспосылание людям этих даров Божиих осуществляется через Его служителей — Ангелов, и самый процесс хранения и раздаяния этих даров составляет область служебную, ангельскую. Образом Ангелов в церковном богослужении, как известно, являются диаконы, что значит служители (от греческого слова «диакониа» — служение). Поэтому ризница и носит еще название диаконника. Это название показывает, что ризница имеет не самостоятельное священно-литургическое значение, а только как бы подсобное, служебное и что ризница является областью диаконов, непосредственно распоряжающихся всеми священными предметами при приготовлении их к службе, хранении, уходе за ними.

По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, сосуды — также в шкафах или на жертвеннике, книги — на полках, другие предметы — в ящиках столов и тумбочек. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.