В чреве кита

Статья № 2: Иного знаменья не будет!

Вопрос читателя:
На какое знамение пророка Ионы указывал Господь фарисеям, и как оно проявляется в настоящем времени?
Ответ:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамение; но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка…» (Евангелие от Матфея, 12 глава, 39 стих).
Эти слова произнёс Господь наш Иисус Христос книжникам и фарисеям, когда они сказали Ему: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». О каком знамении говорит Господь? Ведь эти слова относятся не только к фарисеям тех давних времён. Они сказаны «роду лукавому и прелюбодейному» и нашего времени. Тогда эти слова открывали фарисеям тайну, которая ещё только должна была произойти: о том, что Господь будет распят на кресте за грехи всего человечества, и будет пребывать во гробе. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Сегодня же, когда мы знаем о том, что Господь наш Иисус Христос был действительно распят за нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребён был, и воскрес в третий день согласно с Писанием, – то мы должны посмотреть на это пророчество глазами «способных служителей Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (Второе послание апостола Павла к Коринфянам, 3.6).
Итак, откроем Книгу пророка Ионы, и посмотрим на неё глазами тех «способных служителей», о которых говорит нам апостол Павел. Рассмотрим эту библейскую историю в проекции сегодняшнего дня, высветим ею проблемы нашего времени – времени второго прихода Христа. Ведь, как учили великие каппадокийцы, святые отцы Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, – всякое событие, записанное на страницах Священного Писания, кроме буквально-исторического значения несёт в себе также морально-этическое, и приобретает глубокий духовно-символический смысл. Итак, по слову святого Григория Богослова, “сквозь букву проникнем во внутреннее…”
«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: “Встань, иди в Ниневию – город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня”. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришёл в Иоппию, и нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошёл в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Ионы, 1.1–3).
Кого символизирует собою пророк Иона? Он символизирует служителей Божиих, церковных деятелей, представителей религии, вестников правды Божией, о которых говорит пророк Малахия: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахии, 2.7). К которым обращается и апостол Павел: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (Первое к Коринфянам, 14.1). И пророкам Своим, вестникам Своим говорит Господь: «Встань, иди в Ниневию – город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня».
Ниневия – столица Ассирии. Столица агрессивной, воинственной, языческой страны. Она символизирует собою мир, в котором на первом месте стоит материальное. Мир языческий, в котором поклоняются своим богам – идолам; в котором властвует «блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (К Колоссянам, 3.5). Этот мир агрессивен. Он побивает Божьих пророков, и проповедовать в нём во весь голос Истину – дело весьма опасное. Не зря же Господь говорит об этом в Заповедях Блаженств (Нагорная проповедь, От Матфея, 5.11–12):

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня;
радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Путь проповеди слова Божьего – тернистый путь. И гораздо безопаснее и спокойнее купить билет на торговый корабль, плывущий в Фарсис (Фарсис – Новый Карфаген – торговый город, расположенный далеко от того места, куда послал пророка Господь). Чем может заплатить пророк, чтобы плыть в торговый город на торговом же корабле? Только своей совестью, торгуя совестью пророка! Продать её, и уснуть на дне «торгового судна»… Это и сделал пророк Иона. Это сделал и сегодняшний религиозный мир – религиозный мир сонный, беспечный, чуть тёплый, как говорит о нём Господь наш Иисус Христос в послании к Лаодикийской церкви – последней из семи церквей, изображённых в Книге Откровения (по-гречески – Апокалипсис). Последней, – потому что это церковь последних времён. Это религиозный мир сегодняшнего дня – времени, когда «близко, уже при дверях».
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!
Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…» (Откровение, 3.14–19).
И в этой-то чуть-теплости, в этой беспечности, в этой торговле своей совестью и обвиняет Иону Господь, подняв бурю на море, угрожая наказанием тому кораблю, на дне которого крепко спит пророк…
2. Гряди, Господи Иисусе…
“Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.
И устрашились корабельщики, и взывал каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от неё; Иона же спустился во внутренность корабля, лёг и крепко заснул.
И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему: “Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем” (Ионы, 1.4–6).
Что же это за море, которое волнуется и кипит от сильного ветра? Библия сама раскрывает свою символику. Море – это суть языки, племена и народы. В Откровении святому апостолу Иоанну Богослову, 17-я глава, 15-й стих, читаем: “Воды, которые ты видел… суть люди и народы, и племена и языки”. Житейское море, возмущенное бурею страстей, искушений и желаний человеческих, волнующееся разнообразными ветрами учений, идей и мыслей. Как пишет апостол Павел: “Всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения” (К Ефесянам, 4.14). Волнуется и кипит, потому что спит пророк Божий.
Что же делают моряки? Что делают корабельщики, которые правят движением корабля в этом море человеческих страстей? Они начинают молиться своим богам, “взывали каждый к своему богу”. Провозглашаются десятки рецептов спасения из уст сегодняшних “корабельщиков” – чиновников, политиков, экономистов, деятелей культуры, образования. Насколько много богов мира сего, настолько много и самих рецептов – от твёрдой национальной валюты до иностранных инвестиций; от введения в школах изучения народных обрядов до реформы высшей школы; от построения демократической державы до идей диктатуры и “твёрдой руки”. Но не утихомиривается море. Кипят страсти, возбужден народ, нет спокойствия в сердцах человеческих. Тогда начинают сбрасывать с корабля “балласт”. Сбросили уже идеи и Сталина, и Ленина, и Брежнева, и Хрущёва, и Горбачёва… Пошли за борт лидеры и постсоветских времён. Сбросят в это море и нынешних проводников разнообразных идей. Скинут как балласт, обвинив в тех проблемах, которые захлёстывают “корабль”, но не даст и это успокоения, – потому что спит пророк Божий…
И такое состояние паники, состояние моления своим богам и сбрасывания балласта будет продолжаться до тех пор, пока «начальник корабля» не обратится лицом к духовности. Пока не посмотрит на религию, как на единственное средство утихомирить море. Пока не поймёт, что пророк Божий – это единственная реальная сила, способная успокоить бурю. Пока не посмотрит на Иону не просто как на одного с пассажиров корабля, но как на Пророка. Пока не скажет ему: “Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем”. Пока не бросится жребий, и не поймут корабельщики: кто является истинным виновником этой великой бури в человеческих сердцах…
“И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону…
И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.
И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря…” (Ионы, 1.7-12)
Вот где выход! Вот панацея! Вот лекарство для этого мятежного мира – “бросить” в человеческое море пророка Божьего: пророка смирения, пророка внутреннего мира (“Иона” в переводе – “голубь”, символ мира). Широко открыть двери для проповеди слова Божьего по духу. Впустить свет истины в сердца человеческие, “высоко поднять” пророка Иону – и успокоится море, и утихнет ветер, и прекратится буря…
“И взяли Иону и бросили его в море; и утихло море от ярости своей.
И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.
И повелел Господь большому киту (дословно: “большой рыбе”) поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита…
И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу” (Ионы, 1.15–2.11).
Род сей, – сказал Господь, – не увидит иного знамения, кроме знамения пророка Ионы. Ибо как Иона был во чреве большой рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли.
Что такое эта “большая рыба”? И что символизирует собой “рыба” вообще? Рыбы на библейском языке – это души человеческие, обретающиеся в море мира сего. Однако души духовно несознательные, немые, бессловесные, ибо “что лежит на сердце, о том говорят и уста”. Это те души мирские, коих надлежит “выловить”, спасти из моря страстей, принесши им истину, слово, открыв им уста… Сказал Господь апостолам, бывшим рыбаками: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (От Матфея, 4.19).
Так вот, кит – это обобщённый образ человечества, архетип вселенской человеческой души, живущей в море страстей. Этот также символ проводников этих народов – “больших рыб” от политики, бизнеса, власти, культуры, – влиятельных людей, в фарватере которых движутся уже и все прочие, мелкие рыбки. И поглотит сия “большая рыба” пророка Божьего Иону. И пробудет он во чреве этого кита “три дня и три ночи”.
Что обозначает день на библейском языке? На иврите (староеврейский язык), на котором написан Ветхий Завет, слово “день” звучит как “иом”, и обозначает – день, этап, период. То есть три больших периода будет пребывать пророк Божий в душах человеческих, в сознании людей, – три дня и три ночи будет пребывать Христос, слово Божие в сердцах человеческих, “в сердце земли”. Три периода: уверования, восыновления веры и утверждения, одухотворения, распространения истинной веры Божией. Это и будет великое духовное крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение – на греческом “баптисма” – “полное погружение” в веру, действующую любовью, которая от слова Божия духовного (во имя Отца); реализация этой веры, восыновление, воплощение её в нашей плоти, в теле церкви чрез жизнь смиренную (во имя Сына); и одухотворение, воспевание и распространение ее благодатью (во имя Духа Святого).
И лишь тогда, когда закончатся эти “три дня и три ночи”, – выбросит рыба Иону на сушу: моря человеческих страстей, моря похоти, ненависти, возмущения уже не будет. Как и сказано в Откровении:
“И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их…
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!..” (Откровение, 21.1–3; 22.20).
Аминь. Гряди, Господи Иисусе!

В Библии есть история о пророке Ионе и о том, как его проглотил огромный кит. Согласно Священному Писанию, Иона провел во чреве кита трое суток. Сегодня мы поговорим о смысле этой истории и о ее символическом значении. Но вначале узнаем, кем же был Иона в Библии.

Пророк Иона, проглоченный китом.

Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос.

Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.

Как кит проглотил Иону?

Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.

Иона во чреве кита.

Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.

Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.

Толкование и смысл истории об Ионе и ките.

Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.

…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)

История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.

Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.

Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.

Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.

  • Большая рыба или кит (неопределенного вида) действительно проглотил Иону.
  • Особое творение Господа (не рыба или кит, известные нам) действительно проглотило Иону.
  • Не было никакой рыбы: эта история является аллегорией, рыба – это литературный прием, а сама история – это видение или сон.

Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле. Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».

Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.

Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.

Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките.

Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.

Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию, выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:

  • имена героев,
  • присутствие голубя,
  • идея «бегства»,
  • описание бури,
  • наличие морское чудовище или дракона, угрожающего герою и пр.

Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.

Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии. Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.

Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.

Житие святого пророка Ионы

Память 22 сентября

Святой пророк Иона был сын Амафиин и происходил из города Гафхефера5957. Матерью его была, по преданию, та самая вдова Сарептская5958, которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась чрез него, ибо мука в кадке ее не истощалась и масло в кувшине не убывало до того дня, пока Господь послал дождь на землю. Между тем Иона, тогда еще малый отрок, разболелся и умер; тогда вдовица сказала Илии:

– Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына.

Он же сказал ей:

– Дай мне сына твоего.

Взяв у нее отрока, Илия отнес в горницу, в которой жил, и положил его на свою постель; потом воззвал он ко Господу и сказал:

– Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

И, дунув трижды на отрока, он стал молиться:

– Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в тело.

Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.

– Когда, – говорил он, – услышите камень, вопиющий тонким и жалобным голосом, когда от древа будет возноситься вещание к Богу, тогда приблизится спасение и все народы пойдут в Иерусалим на поклонение Господу; Иерусалим же, наполненный зверями, будет в мерзости запустения: тогда наступит кончина всему живущему.

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем, являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии, – одного духа с ним. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея5959, принадлежавшим к той школе сынов пророческих, во главе которой стоял сначала пророк Илия и потом Елисей; Иона был одним из сынов пророческих, посланных Елисеем для помазания Ииуя на царство Израильское5960. По смерти Елисея, Иона заступил его место. Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами5961.

В царствование того же Иеровоама, Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам.

– Встань, – повелел ему Господь, иди в Ниневию – город великий5962 и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

Но пророк не исполнил повеления Божия. Он думал, что Бог, как благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, умилосердится над ниневитянами, если они покаются в своих грехах. Посему он боялся, что пророчество его о погибели Ниневии не сбудется, и его сочтут за обманщика, и самое имя Бога Израилева подвергнется нареканию и укоризнам. Не хотел он в душе своей и пощады сему нечестивому городу, жители коего были столь враждебны и опасны для израильтян. В то же время чувствуя и всю тяжесть непослушания Богу, Иона, в страхе и скорби, бежал от Лица Божия. Но никто не может укрыться от Бога, ибо «Господня – земля и что наполняет ее» (Пс.23:2): кто может бежать от Того, «иже везде сый и вся исполняяй»?

Во время бегства Иона прибыл в Иоппию и нашел здесь корабль, отправлявшийся в отдаленный Фарсис5963; отдав плату за провоз, он вошел на корабль и отправился в далекий путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Сильные волны бросали корабль из стороны в сторону, так что он готов уже был разбиться. Ужас объял корабельщиков, и они стали взывать каждый к своему богу, кто какого чтил и считал своим хранителем. В то же время, желая облегчить корабль от излишней тяжести и тем уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь в море. Один Иона оставался праздным; он спустился во внутренность корабля, лег там и крепко заснул.

Между тем пришел к Ионе кормчий и, найдя его спящим среди такой опасности, разбудил его и с ужасом говорил ему:

– Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем.

Но буря не утихала и опасность от нее не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали друг другу:

– Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигло нас сие бедствие.

Они бросили жребий, и пал жребий на Иону. Тогда спросили его:

– Скажи нам, за что постигло нас сие бедствие? Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа?

Иона сказал:

– Я – евреянин, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

Затем он поведал им о своем преслушании воли Божией и о том, как, согрешив пред Богом, он убоялся и ныне бегает от лица Божия. Услышав сие, корабельщики сильно устрашились и ужаснулись его преступлению Божественной воли, восклицая:

– Зачем ты это сделал?

Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекший его на смерть и на грозящую им гибель, они не захотели исполнить над ним приговора, как по своему человеколюбию, так и по страху пред всемогущим Богом Израилевым, воздвигшим на них бурю за преслушание Ионы. Видя в последнем посланника сего Бога, они стали спрашивать его:

– Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?

Буря же не прекращалась, и волнение становилось всё сильнее. Тогда Иона сказал им:

– Возьмите меня и бросьте в море, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас сия великая буря.

Но корабельщики всё еще колебались, видя в Ионе необыкновенного человека и страшась оскорбить в его лице Всемогущего Бога Израилева. Они, напротив, начали усиленно грести чтобы пристать к земле, между тем как море всё продолжало бушевать против них. Тогда они решились, наконец, исполнить над Ионою приговор. Но прежде, чем сделать это, они воззвали ко Господу:

– Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе.

И взяли Иону и бросили его в море, и тотчас прекратилось морское волнение. Тогда все бывшие на корабле еще сильнее убедились, что буря была послана Богом в наказание за преступление Ионы, и устрашились они всемогущества Его, и, исполненные благоговения к Нему, принесли благодарственные жертвы, и дали обеты чтить Его.

Между тем пророка Иону, по повелению Божию, проглотил кит, и пробыл Иона во чреве сего кита три дня и три ночи5964. Поверженный в море и поглощенный китом, Иона не мог не чувствовать смертельной скорби; но он не потерял присутствия духа, особенно, когда увидал себя невредимым: в нем явилась надежда, что Господь даст ему снова увидать свет Божий и спасет его из глубины морской. Исполненный сею надеждою, он стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своем. Изливая свои скорбные и покаянные и вместе с тем благодарные к Богу чувства, Иона так взывал из чрева китова:

– Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами на век заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного Благодетеля своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение5965.

Молитва Ионы была услышана: милосердный Господь наказал раба Своего за преслушание Божественной воли, но не желая его смерти, повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти.

После сего вторично было слово Господне ко Ионе.

– Встань, иди в великий город Ниневию, и проповедуй в ней то, что Я уже повелел тебе.

Тогда Иона встал и пошел в Ниневию. Ниневия же была городом великим, на три дня пути в окружности. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал:

– Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена.

Кратки и грозны были слова пророка Ионы, по-видимому решительно предсказывавшего скорую гибель Ниневии. Но жители города уразумели, что Бог, определяя их погибель, не без причины отлагает на некоторое время исполнение сего определения, что сорок дней даются им, без всякого сомнения, для покаяния, – и поверили слову, возвещенному им от Бога чрез пророка Иону. Они объявили пост и оделись во вретище, все – от большего из них до малого. Проповедь Ионы дошла и до самого царя могущественной Ниневии; – он встал с престола своего, снял свое царское облачение, оделся во вретище и сел на пепле5966. Потом он повелел провозгласить по всей Ниневии от имени его, царя, и вельмож, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

– Кто знает, – говорили ниневитяне, – может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем.

Надежда не обманула раскаявшихся ниневитян: Бог, видя их сокрушение и подвиг покаяния, отменил Свое определение, помиловал их, и не навел на них бедствия, о котором предвозвещал устами пророка Своего.

Но если Богу приятно было видеть покаяние ниневитян и помиловать их, то Иона, еще оставшийся с прежними мыслями о непреложности пророчества и, по немощи человеческой, не постигавший беспредельного милосердия Божия, сильно огорчился скорым объявлением помилования покаявшимся грешникам. По прошествии сорокадневной проповеди, он вышел из города и, поднявшись на гору, с восточной стороны города, сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы посмотреть, что будет с городом. Но увидев, что с городом ничего не случилось, он в сильной печали, в молитве своей воззвал к Богу:

– О, Господи! не сие ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал я, что Ты – Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить.

И произрастил Господь Бог ночью вьющееся растение5967 над головой Ионы, чтобы избавить его от солнечного зноя и вместе с тем от огорчения, ибо пророк находил в этом успокоение и своему огорченному духу. Иона мог видеть в этом указание воли Божией на то, чтобы он оставался на сем месте и ждал, что последует с городом; это могло еще питать в нем надежду, что Бог каким-нибудь чудесным образом оправдает Свой приговор о Ниневии. Вместе с тем, в явно чудесном появлении тенистого растения Иона уразумел особое о нем попечение Божие. Сердце его возрадовалось, и печаль, происходившая от мысли, что Бог оставил его, – превратилась в радование, и Иона пребывал под произросшим растением весь тот день, укрываясь от солнечного зноя.

Но радость Ионы о тенистом растении была непродолжительна. На следующий день, при появлении зари, червь, по повелению Божию, подточил растение, и оно засохло.

Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти.

– Лучше мне умереть, – говорил он, – нежели жить.

И сказал Бог Ионе:

– Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло?

Иона отвечал:

– Очень огорчился, даже до смерти.

Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал:

– Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой5968, и множество скота?

После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен в отечественном своем городе5969; ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки5970. Аминь.

Пророк Иона

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Пророк Ио́на

Про­рок Иона, пре­ем­ник про­ро­ка Ели­сея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ио­ны бы­ла той вдо­вой из Са­реп­ты Си­дон­ской, к ко­то­рой во вре­мя го­ло­да по ве­ле­нию Бо­жию при­шел про­рок Илия, и у нее не ис­то­ща­лись му­ка и мас­ло.

Иона, в то вре­мя ма­лень­кий маль­чик, за­бо­лел, и бо­лезнь его бы­ла так силь­на, что не оста­лось в нем ды­ха­ния. И ска­за­ла вдо­ва Илии: «Что мне и те­бе, че­ло­век Бо­жий? Ты при­шел ко мне на­пом­нить мне гре­хи мои и умерт­вить сы­на мо­е­го». И воз­звал Илия ко Гос­по­ду: «Гос­по­ди, Бо­же мой! Да воз­вра­тит­ся ду­ша от­ро­ка се­го в него!» И услы­шал Гос­подь го­лос Илии, и воз­вра­ти­лась ду­ша от­ро­ка, и он ожил.

Од­на­жды Гос­подь по­ве­лел Ионе ид­ти про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние нече­сти­вым жи­те­лям го­ро­да Ни­не­вии. Но Иона не за­хо­тел ис­пол­нить во­лю Бо­жию. Но от Бо­га ни­кто не мо­жет укрыть­ся, и, ко­гда Иона плыл на ко­раб­ле по мо­рю, Гос­подь, же­лая вра­зу­мить ра­ба Сво­е­го, под­нял ве­ли­кую бу­рю. Ужас объ­ял ко­ра­бель­щи­ков, и Иона ве­лел вы­бро­сить его в мо­ре, и, как толь­ко так сде­ла­ли, бу­ря пре­кра­ти­лась. А про­ро­ка Иону по ве­ле­нию Бо­жию про­гло­тил кит, и про­был Иона в жи­во­те у ки­та три дня и три но­чи. Там он пла­кал и ка­ял­ся, непре­стан­но мо­лясь Бо­гу, и Гос­подь по­ве­лел, чтобы кит из­верг Иону на су­шу. То­гда уже Иона без­ро­пот­но, бла­го­да­ря Бо­га, по­шел ис­пол­нять во­лю Его. И греш­ные жи­те­ли Ни­не­вии по­ка­я­лись, и Гос­подь от­вра­тил от них гнев Свой.

Кни­га про­ро­ка Ио­ны вхо­дит в со­став Биб­лии и со­дер­жит про­ро­че­ства о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма. Иисус Хри­стос в бе­се­де с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, тре­бо­вав­ши­ми от Него зна­ме­ния, ска­зал, что им не даст­ся ино­го зна­ме­ния, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка (Мф.12,40), т. е. три­днев­ной смер­ти и по­сле­ду­ю­ще­го Вос­кре­се­ния Гос­по­да.

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го про­ро­ка Ио­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.