Василий великий

Имя «Великий» Василию дали за огромную деятельность во имя церкви. Он соединил воедино умение богослова, философское учение и монашество. С молитвами к иконам святого Василия Великого обращаются отшельники, музыканты и учителя. Он покровитель новых начинаний и строительства дома.

Василий Великий

Мальчик появился на свет в первом веке в обеспеченном семействе. Отец был знаменитым мастером риторического искусства и юристом в Понте. Родители славились приверженностью православной вере, из десяти потомков пятеро зачислены в святые угодники. Василий получил прекрасное образование у преподавателей Кесарии, Константинополя и Афин, где подружился с Григорием Богословом.

Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и занимался юриспруденцией и риторикой. Но он отрекся от мирской жизни и посвятил себя аскетическим занятиям. Он получил крещение и чин чтеца, затем с целью изучения богословия отправился в Египет, где постигал христианские деяния. Затем посетил Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы познакомиться с жизнью отшельников. Когда он вернулся в Каппадокию, то отдал свое имущество нуждающимся, организовал общежитие у реки Ирис и собрал в нем монахов, где все трудились, проводили дни в молитвах и изучали священные труды. Василий Великий составил свод правил духовной жизни, который был принят многими монашескими обителями.

В те времена большую опасность для христиан представляло учение Ария, где Бог отец, а сын и святой дух находились у него в подчинении. Отец Григория Богослова, архиепископ в Назианзе, был в почтенных годах и не мог противостоять еретикам и позвал сына в помощь. Василий вынужден был вернуться в Кесарию, где ему назначили чин диакона, а затем пресвитера. Он был избран епископом Каппадокийским и занимался благотворительностью, обеспечивал людей работой в мастерских, возводил больницы, защищал бедных и больных, которые любили его за порядочность и сострадание. Умер Святой, не дожив даже до пятидесяти лет, и был зачислен в святые угодники.

Икона Святителя Василия Великого

Василий Великий усвоил точные науки, астрофизику, правоведение, медицину. Достиг успехов как проповедник и философ. Беседы святого Василия были выразительные и назидательные и всегда побеждали сторонников. К нему обращаются проповедники, учителя, преподаватели научной и просветительской деятельности с просьбой поддержать в решении сложных задач и обретении уверенности.

К иконе обращаются родители детей, которые не имеют успехов в обучении. Он поддерживает в освоении наук и преодолении проблем в учебе.

В чем помогает икона Василия Великого и зачем моляться:

  • для понимания веры и избавления от неуверенности, получения душевного спокойствия;
  • для защиты от недоброжелателей и врагов на работе;
  • для помощи в болезнях;
  • для поддержки в строительстве дома или приобретении жилья, открытия новых перспектив.

Для Руси Святой был особо почитаемым. Он служил небесным покровителем крещения Руси князем Владимиром Святославовичем и первая церковь в Киеве возведена в честь его памяти.

Праздник вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста выпадает на 12 февраля. Каждый из них внес большой вклад в изучение богословия и понимание священных учений.

Когда православные люди стали конфликтовать, кто из святых имеет большее значение в небесной иерархии, то христиане разделились на григориан, василиан и ионниатов. Тогда трое святых предстали перед митрополитом Евхаитским, рядом с Господом и была написана икона трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту.

О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и с земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

Смотрите еще видео рассказ о святителе:

ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ Что означают её странные слова? Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа. «Иже Херувимы тай… Read more 9 святых отцов рассказывают о своих видениях во время ЛИТУРГИИ Почему Литургию иногда называют ангельским служением? Потому что ангелы всегда присутствуют за Евхаристией и помогают священнослужителям ее совершать. 1. Валаамскому схимнику Кириаку во время литургии было виденÐ… Read more Как молиться в церкви во время литургии Чтобы легче и нерассеяннее стоять литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением свяшеннослужителя к небу и даст великую отраду душам поминае… Read more Спасибо за любовь! В тот день отец Евгений отпевал двенадцатилетнюю Любу. На вид ей можно было дать лет восемь, не больше. Личика маленькой и хрупкой девочки почти не было видно среди моря ромашек – она их очень любила при жизни. А рядом с Ð… Read more «Не бомж я» Вышла в подъезд. Кто-то спер наш коврик… Оказалось бомж. Лежит себе такой между этажами и сладко спит на нашем коврике. Проснулся. Начали разговор. Спрашиваю, зачем коврик спер? Отвечает, что холодно лежать на полу. Со злÐ… Read more

Икона Василия Великого, в чем помогает

ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух …
Читать «Далее»

«ЩАС Я МАМКИНОЙ ИКОНЕ ГЛАЗА ВЫКОЛЮ!»

Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена …
Читать «Далее»

Про шапочку

Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила, …
Читать «Далее»

Вселенская родительская поминальная суббота (Мясопустная)

А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят …
Читать «Далее»

Невыдуманная история

У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не …
Читать «Далее»

КРИК ДУШИ

В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные …
Читать «Далее»

15 февраля – СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Один из главных православных праздников.

Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье …
Читать «Далее»

Скажите: «Люблю», пока дверь ещё не закрылась (история, которая произошла в сентябре 2018 года с автором этой статьи — Еленой Кучеренко, православным публицистом и мамой 5 дочек)

В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество …
Читать «Далее»

МАМОЧКА, ТЫ ПОЛЕЖИШЬ СО МНОЙ? О самом главном

Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они …
Читать «Далее»

Без нас прекрасно обойдутся.

Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей …
Читать «Далее» Метки:Василий Великий икона

Именины Василия (День ангела Василия) по православному календарю

20 ноября 2019 в 14:55

Календарь, когда по церковному календарю именины Василия

Святые с именем Василий почитаются 96 раз.

  • 5 января — Василий Спасский, священномученик, иерей;
  • 8 января — Василий Мазуренко, преподобномученик, иеромонах;
  • 14 января — Василий Витевский, священномученик, иерей;
  • 15 января — Василий Петров, мученик;
  • 20 января — Василий Архангельский, священномученик, иерей;
  • 12 февраля — Василий Великий, архиепископ, Кесарийский (Капподакийский) 3 святителя;
  • 14 февраля — Василий, исповедник, епископ, Солунский;
  • 15 февраля — Василий Залесский, священномученик, протоиерей;
  • 17 февраля — Василий Иванов, мученик;
  • 19 февраля — Василий Надеждин, священномученик, иерей;
  • 22 февраля — Василий Измайлов, священномученик, протоиерей;
  • 23 февраля — Василий, архиепископ, Новгородский;
  • 26 февраля — Василий Триумфов, священномученик, иерей;
  • 3 марта — Василий, епископ;
  • 5 марта — Василий Валаамский, преподобномученик;
  • 13 марта — Василий Декаполит, исповедник;
  • 14 марта — Василий Архипов, мученик;
  • 17 марта — Василий (Василько) Ростовский, мученик, князь;
  • 20 марта — Василий Херсонесский, священномученик, епископ;
  • 24 марта — Василий Малахов, исповедник, иерей;
  • 2 апреля — Василий Соколов, священномученик, протодиакон;
  • 4 апреля — Василий Анкирский, священномученик, пресвитер;
  • 5 апреля — Василий Коклин, священномученик, иерей;
  • 8 апреля — Василий Новый Константинопольский, исповедник;
  • 10 апреля — Василий Малинин, священномученик, протоиерей;
  • 25 апреля — Василий Парийский, исповедник, епископ;
  • 1 мая — Василий Ратишвили;
  • 8 мая — Василий Поляномерульский (Пояна-Мэрулуйский), преподобный;
  • 9 мая — Василий Амасийский, священномученик, епископ;
  • 12 мая — Василий Острожский, Требинский, Захолмский, Скендерийский, митрополит;
  • 13 мая — Василий Амасийский, священномученик, епископ (Обретение мощей);
  • 19 мая — Василий, мученик;
  • 22 мая — Василий Колосов, священномученик, иерей;
  • 23 мая — Василий Мангазейский, мученик (Перенесение мощей);
  • 26 мая — Василий Соколов, священномученик, протоиерей;
  • 31 мая — Василий Крылов, священномученик, иерей;
  • 1 июня — Василий Иванов, священномученик, иерей;
  • 6 июня — Василий Мангазейский, мученик (Явление мощей);
  • 12 июня — Василий Смоленский, священномученик, протоиерей;
  • 14 июня — Василий Преображенский, священномученик, иерей;
  • 20 июня — Василий Преображенский, епископ Кинешемский, исповедник (Иван.);
  • 21 июня — Василий Всеволодович Ярославский, князь (Обретение мощей);
  • 23 июня — Василий Победоносцев, священномученик, протоиерей;
  • 1 июля — Василий Смирнов, священномученик, протоиерей;
  • 5 июля — Василий, преподобный, игумен, Паталарский;
  • 8 июля — Василий Милицын, священномученик, иерей;
  • 11 июля — Василий Ситников, священномученик, диакон;
  • 14 июля — Василий Глубокореченский, преподобный;
  • 16 июля — Василий, архиепископ, Новгородский;
  • 18 июля — Василий, мученик;
  • 19 июля — Василий Афинянин, Аполлониадский (Македонский), мученик;
  • 28 июля — Владимир (в крещении Василий), равноапостольный, великий князь;
  • 10 августа — Василий Эрекаев, священномученик, иером;
  • 13 августа — Василий Преображенский, исповедник, епископ, Кинешемский;
  • 15 августа — Василий, мученик;
  • 20 августа — Василий Аменицкий, священномученик, протоиерей;
  • 24 августа — Василий Печерский, священномученик, иеромонах;
  • 25 августа — Василий Инфантьев, священномученик, иерей;
  • 26 августа — Василий Александрин, мученик;
  • 27 августа — Василий Богоявленский, священномученик, архиепископ, Черниговский;
  • 4 сентября — Василий Смирнов, священномученик, иерей;
  • 10 сентября — Василий Сокольский, священномученик, иерей;
  • 15 сентября — Василий Зеленский, священномученик, иерей;
  • 16 сентября — Василий Красивский, священномученик, иерей;
  • 17 сентября — Василий Ежов, мученик;
  • 20 сентября — Василий Сунгуров, священномученик, иерей;
  • 22 сентября — Василий Шикалов, мученик;
  • 23 сентября — Василий Малинин, священномученик, иерей;
  • 4 октября — Василий Кондратьев, мученик;
  • 7 октября — Василий Воскресенский, священномученик, диакон;
  • 13 октября — Василий Гурьев, священномученик, иерей;
  • 15 октября — Василий Казанский, мученик;
  • 17 октября — Василий Цветков, преподобномученик, архимандрит;
  • 21 октября — Василий Озерецковский, священномученик, иерей;
  • 23 октября — Вассиан (Василий) Константинопольский, чудотворец, преподобный, игумен;
  • 3 ноября — Василий Козырев, священномученик, иерей;
  • 4 ноября — Василий Богоявленский, священномученик, иерей;
  • 8 ноября — Василий, мученик;
  • 11 ноября — Василий, мученик;
  • 13 ноября — Василий Архангельский, священномученик, протоиерей;
  • 16 ноября — Василий Архангельский, священномученик, иерей;
  • 19 ноября — Василий Крылов, священномученик, иерей;
  • 20 ноября — Василий Краснов, священномученик, иерей;
  • 27 ноября — Василий Никольский, священномученик, протоиерей;
  • 29 ноября — Василий Соколов, священномученик, иерей;
  • 3 декабря — Василий Канделябров, священномученик, иерей;
  • 5 декабря — Василий Бова, священномученик, иерей;
  • 8 декабря — Василий Парийский, священномученик, иерей;
  • 9 декабря — Василий Агафоников, священномученик, протоиерей;
  • 10 декабря — Василий Соколов, священномученик, протоиерей;
  • 11 декабря — Василий, священномученик, диакон;
  • 17 декабря — Василий Кашин, священномученик, диакон;
  • 20 декабря — Василий Мирожин, священномученик, протоиерей;
  • 22 декабря — Василий Ягодин, священномученик, протоиерей;
  • 26 декабря — Василий Покровский, священномученик, иерей;
  • 28 декабря — Василий Виноградов, священномученик, иерей.

Характеристика именинника Василия:

Из древнегреческого языка – «царский». Ср. со словами «базилика» – царская усыпальница, «василиск» – «царек», мифический дракон. Царь в Древней Греции именовался «базилеус». Возможно, слово изначально происходит от имени Васитта – самый высокий (из шумерского языка) или Васишхта (самый богатый) и Басу (добрый) – имен богов в ведийской мифологии (Индия).

Василии нашего времени — очень компанейские люди. Без друзей-товарищей, ежедневных встреч с ними не представляют своей жизни. Однако встречается и другой тип Василия, который все свободное от работы время отдает семье, детям и спортивным упражнениям (для здоровья). Однолюб. Он хороший специалист. Его ценит руководство, считается с его мнением. Кстати, это относится и к первому типу Василиев — тех, кто любит проводить свободное время в веселых компаниях единомышленников.

В быту Василии уравновешенны, упрямы, трудолюбивы, исполнительны. Лицом (внешностью) похожи на мать, характером — на отца. Добры, но в меру, — цену себе знают! Тщеславны. Зимние Василии более сложны. Они любят рассуждать, философствовать на темы жизни и смерти, о том, что «все пройдет, спасенья нет, губ твоих померкнет цвет, ляжешь в землю ты сырую, и тогда я, мертвый сам, не признаюсь мертвецам, что любил тебя живую… Так люби, пока жива, Дай любви свои права…» и т. д.

Конечно, такая философия очень удобна для того, чтобы погулять на стороне, уйти как тот Одиссей, от жены, от детей. А женщины, считает Василий, должны при этом ждать его постоянно—и днем и ночью. Ведь он, Василий, считает себя необыкновенным, особенным, буквально половым гигантом.

Его постоянно гложет мысль, как достичь высокого положения в обществе. Жажда доминировать постоянно сопровождает его на всем пути его творческой карьеры. В старости Василии большие зануды, которые постоянно брюзжат… Многие из них спиваются.

И в делах, и в отдыхе, и в жизненном строительстве, и в уходе к себе Василий не руководится внешне и формально поставленными нормами. Он может быть жесток, даже нарушая нормы во имя поставленной цели, но может быть и безмерно великодушен, когда это великодушие можно оказать единым актом воли, единым мановением, и при этом он еще менее будет считаться с какими бы то ни было нормами и требованиями права, а то и морали. Этим сказано много, потому что как организатор, администратор, строитель жизни, Василий не может просто, легкомысленно относиться к нормам, сам их насаждая и проводя. Но когда действительно нужно, он способен самодержавно отменять на этот раз норму и осуществить то, что сейчас именно требуется, хотя бы оно стояло и в полном противоречии с формально и буквально понимаемым правилом каждодневной жизни. Он умеет делать это со властью, не пятная своей совести и не будучи внутренне вынужденным вследствие такого отступления к дальнейшим нарушениям того же правила.

Поздравление с именинами Василия:

Не забывайте отмечать именины Василия и поздравлять Василия с днем ангела.

Вася, Вася, Василек,

Есть такой даже цветок!

Вроде прост совсем на вид,

Но ведь классный ты – мужик!

Ты – умен, хорош собой,

Силой ты не обделен!

Чувство юмора вполне,

Успеваешь ты везде!

Потому поздравить рад,

И желаю всех наград!

Чтобы удача в дом твой шла,

И любовь рекой текла!

*****

Василий, царская душа!

Сегодня Вас мы поздравляем

И счастья — радости желаем,

Почтительно и не дыша.

Пусть в жизни будет только радость

И пусть пребудет с Вами Бог,

А огорчения и гадость

Пускай обходят Ваш порог.

Крещение

Для каждого дела есть свое пригодное время; свое время – сну, свое – бодрствованию, свое – войне и свое – миру, но время крещению – вся жизнь человеческая (1).

* * *

Не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. Поэтому к спасению посредством Крещения благопотребно всякое время, будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть времени (1).

Иоанн проповедовал Kрещение покаяния, и к нему выходила вся иудея. Господь проповедует Kрещение сыноположения, и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То Kрещение предначинательное, а это – совершительное; то удаление от греха, а это – присвоение Богу. Там была проповедь одного человека – Иоанна, и всех влекла к покаянию, а тебя учат пророки: омойтесь, очиститесь (Ис. 1:16); тебя вразумляют псалмы: приступите к Нему и просветитесь (Пс. 33:6); тебе благовествуют апостолы: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов; и получите обетование Святого Духа (Деян. 2:38); тебя приглашает к Себе Сам Господь, говоря: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28) (1).

Ты юн? Приведи в безопасность свою юность уздою Крещения. Миновали твои цветущие годы? Не утрать напутствия, не погуби охранительного средства, не рассчитывай на одиннадцатый час, как на первый, потому что и начинающему жизнь надо иметь перед очами кончину (1).

Kрещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие58 души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (1).

Господь потоп населяет (Пс. 28:10). Потоп есть разлив воды, которая делает невидимыми все вещи и очищает, что прежде было осквернено. Поэтому потопом пророк называет благодать Крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, сделалась наконец способной стать Божией обителью в Духе. Согласно же с этим сказанное и в тридцать первом псалме, где после слов: беззаконие мое я сознал и греха моего я не скрыл… посему помолится Тебе всякий преподобный, – пророк присовокупил: тогда разлившиеся многие воды к нему не приблизятся (Пс. 31:5, 6); ибо не приблизятся грехи к принявшему Kрещение отпущения грехопадений водой и Духом (2).

Какое намерение и какая сила Крещения? Через него крещеаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его (4).

Разумно прими благодать и будь верным стражем сокровища, со всем тщанием соблюдая Царский залог, чтобы, сохранив печать неповрежденной, предстал ты Господу, сияя во светлости святых, на чистой ризе нетления не положив никакой скверны или порока, но соблюдая во всех членах святыню как облекшийся во Христа. Ибо сказано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27). Поэтому да будут у тебя все члены святы, чтобы прилично им было облечься в святое и светлое одеяние (6).

Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

святитель Василий Великий

Дни памяти: 1(14) января , 30 января (12 февраля) (Собор Вселенских учителей и святителей)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2