Вертеп рождественский

Рождественский вертепный театр. Куклы.

Детям очень нравится смотреть мультфильмы. Их привлекает движущаяся картинка, яркие цвета, сказочность сюжетов. Когда-то, давным-давно,когда на белом свете не было ни компьютеров,ни телевизоров, ни, даже «великого немого» — синематографа, люди развлекали себя маленьким, сделанным вручную из подручных средств, домашним театриком.

Особенно часто, в канун рождества устраивались ими для потехи и назидания вертепные представления для всех желающих. А желающих тогда находилось очень немало. и не только из числа детей, а и взрослых. Очень часто после первой,канонической части священной истории, вертепом показывались сценки из жизни, приправленные шутками, весёлыми частушками и даже потешными плясками.

Оказывается, в наши дни тоже есть немало желающих посмотреть на движущиеся кукольные фигурки, снова и снова (а бывает, и впервые) услышать историю рождения Светлого Младенца Христа.

А есть такие желающие эти фигурки и сам вертепный домик для них смастерить своими руками. Нет ничего невозможного!

Я уже показала, как мы делали вертепный ящик из фанеры. Теперь поделюсь, как я делала к нему куколок.

Необходимые материалы- проволока, самозатвердевающая полимерная глина, фольга, акриловый белый грунт, акриловые краски, синтепон, различные лоскутки тканей. Из инструментов- различные пасатижи,плоскогубцы-что имеется в хозяйстве для разрезания и сгибания проволоки, небольшой стек (я использую стек для моделирования ногтей-продаётся в любом косметическом магазине) кисти различной толщины, особенно- №0,или 1-для расписывания лица куколки, иголки,нитки.

Сначала выгибаю проволочный каркас. В нижней части куклы оставляю проволоку подлиней,так как она будет крепиться к вертепу и передвигаться по прорезям в полу. Ног у кукол не будет.В верхней части каркаса формирую шарик из фольги- голова. И уже на фольгу наношк полимерку, вылепливаю головки в соответствии с характером каждого персонажа. Обматываю синтепоном всю фигурку до-примерно- ниже пояса. Перематываю хорошо всё обычной нитью, формирую массу. И далее леплю кисти ручек.

Покрываю акриловым грунтом.

И расписываю акриловыми красками. Можно расписать и масляными,но они долго сохнут. Можно расписать гуашью. Но в таком случае в палитру необходимо добавлять понемногу клея ПВА- чтобы краска позднее не размазывалась.

Вот что у меня получилось.

Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.

Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу. Они держат в руках дары для младенца- золото, ладан и смирну.

Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.( Овечек можно сделать из шерсти, синтепона, накрутив её на проволочный каркас.)

Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье.

Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем — убить всех мальчиков возрастом до двух лет.

Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.

Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.

Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.

Воинов и чёрта в этот раз я не сделала, но вертепное действо с каждым годом можно дополнять и усложнять новыми персонажами и декорациями. Но главная декорация- это трон Ирода-должна быть неизменна.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество всем близким — и большим и маленьким.

«Свет Рождества». Сценарий театрализованного представления

Ольга Воронкова
«Свет Рождества». Сценарий театрализованного представления

Свет Рождества

Зал оформлен в стиле русской избы. Перед елкой — рождественский вертеп.

Звучит вступление к песни «Новый год». Входят двое детей.

1ребенок: Сказочный и добрый праздник Новый год за собой Христово Рождество ведет!

Свет несет и радость в души всех людей, помыслы людские делает добрей!

2 ребенок: В праздник рождественский свечи зажжем, мир и любовь в своем сердце несем, свечи тепло дарят, греют в ночи, путник усталый сюда поспеши!

Под колокольный звон дети входят в зал. В руках свечи с бумажными огоньками. Становятся полукругом у елки.

3 ребенок: Кругом звенят колокола

В светлый праздник Рождества

Пусть вам только счастье будет

Рождество мы славить будем

Исполняется песня «Свет Рождества». Музыка З. Роот.

Под колокольный звон дети проходят по залу и ставят свечи на красивую подставку. Далее дети проходят на места. Выходит хозяйка.

Хозяйка: Ох, рада я радёшенька, что опять ко мне гости пришли

Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, да желанные! Рассаживайтесь, кому где залюбуется, в моей избе всем места хватит.

Мальчик и девочка идут к Хозяйке и садятся к ней рядышком.

Девочка: Что такое Рождество? Расскажи, пожалуйста!

Хозяйка: Ну, слушайте. Это светлый и радостный праздник. В каждой семье с любовью украшали дома еловыми ветками, пекли пироги, печенья да булочки. А уж как пели да хороводы водили – на другом конце деревни слышно было. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца – Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

На фоне музыки «Аве Мария» Хозяйка ведет рассказ.

Давным-давно в красивый город Вифлеем пришли добрые люди — старец Иосиф и Мария. Большой путь прошли они, устали, измучились и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось место для ночлега. Тогда пошли они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец от непогоды. В пещере было тепло, смирно стояли овцы и коровы, а на соломе было мягко лежать. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец, о котором все говорят и которого все полюбили.

Мальчик: Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Девочка: Дева-мать, склоняясь над нам

Нежно напевала

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом

Девочки исполняют танец звездочек.

1 Звездочка: Добрый вечер, добрый вечер, милые сестрицы.

2 Звездочка: Рады встрече, рады встрече, нам опять не спится.

3 Звездочка: Хорошо, что горы-тучи нас не закрывают.

Чудо — божие творение – звездочки сияют.

4 Звездочка: Посмотрите, иль мне снится, что там засветилось?

5 Звездочка: Это новая сестрица — звездочка явилась.

6 Звездочка: Видите, над Вифлеемом тихо проплывает и на хижину простую свет свой проливает.

Далее под музыку девочки-звездочки садятся на места.

Хозяйка: Вот звезда взошла над крышей,

Дали южные тихи

Чу! Рожок пастуший слышен

Гонят стадо пастухи

У костра беседуют негромко

Ночь благоухает лавром тонко.

Звучит фонограмма рожка.

Входят два пастуха, рассаживаются у костра.

1 Пастух: Ох, как труден был путь, надо нам отдохнуть.

Вон в дали стоит старый овин, там тепло, свет струится над мин.

2 Пастух: Слышится мне в роще за селением

Тихое таинственное пение

Словно звездный хор поет с небес, или шелестит ветвями лес.

Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Появляется ангел. Танцует, останавливается около пастухов.

Ангел: Пастыри! Не бойтесь понапрасну,

Радость я великую принес

Этой ночью благодатной, ясной

В мир пришел спаситель наш Христос.

1 Пастух: Так пойдем в сию обитель и поклонимся ему.

Ведь родился наш спаситель- это видно по всему

Под тихую музыку ангел ведет пастухов к вертепу.

1 Пастух: Но что подарить нам ему от души — вот сыр, хлеб и мед ему верно нужны.

2 Пастух: Я свежего сена для ясель найду

Чтоб было тепло и удобно ему.

Пастухи кладут свои дары около вертепа.

Исполняется песня «Рождество Христово».

В зал входят волхвы. Они несут на вытянутых руках ларцы с дарами. Встают у вертепа.

1 Волхв: Нам Всевышний указал дорогу

Мы в младенце видим Бога.

И поэтому ему ладан ароматный я несу.

2 Волхв: Слиток золота сияет как заря

Мы Христа встречаем как царя.

3 Волхв: В третьем же ларце лежала смирна,

Было ведь предсказано от века,

Что Господь придет на землю с миром

В образе земного человека.

Ангел уводит и волхвов,и пастухов.

Хозяйка: А дальше-то рассказывать?

Дети: Да, да, рассказывать.

Хозяйка: Не только людям — все хочется видеть родившегося спасителя- и деревьям, и цветам, и птицам, и животным.

Дивный младенец всем счастье несет

Каждый ему поклониться идет.

Выходит девочка-елочка.

Ёлочка: Я елочка зеленая и я стою одна,

На широком небосводе светит дивная звезда

О рождении младенца возвещает нам она.

Под музыку скачет зайчик к елочке.

Зайчик: Скок, поскок, путь недалек

С дороги не сбиться, вижу звезду,

Спешу поклониться младенцу Христу

Ёлочка: Беги, беги, заинька! У тебя такие мягкие ушки, младенец погладит их и ему станет весело.

Зайчик: Спасибо, Ёлочка.

Скачет к вертепу, кланяется и скачет за елку.

Звучит фонограмма «Огонь и вода».

В зал забегает огонек.

Огонек: Я – огонь — веселый, жаркий,

Побеждаю темноту

Со мной тепло, со мною ярко, я холоду невмоготу.

В зал забегает девочка-вода.

Вода: А я – прохладная, я — свежая

Я жар усмиряю, жажду утоляю

Землю пою, прохладу даю!

Огонек: Я сильнее тебя!

Вода: А я могу тебя потушить.

Огонек: А я могу тебя вскипятить.

Вода: А я могу тебя охладить.

Ёлочка: Успокойтесь, успокойтесь, и, пожалуйста, не ссорьтесь.

Путь к младенцу укажет звезда,

Идите к нему, огонь и вода.

Огонь и вода вместе: Что же нам подарить ему?

Ёлочка: Ты, Огонь, согрей младенца

А ты, Вода, омой ему ножки

Огонь и вода: Спасибо тебе, Ёлочка.

Идут к вертепу, кланяются, уходят.

Звучит «Полька» М. Глинки. Исполняется «Танец цветов».

1 Цветок: Мы цветы-цветочки,

Мы растем неслышно.

Это ночка-ноченька

Самая душистая.

2 Цветок: Вот звезда сияет,

Освещает ночку,

Мы спешим младенцу поклониться в ножки.

Ёлочка: Милые цветы, возьмите меня с собой

3 Цветок: А что ты ему можешь подарить, кроме своих иголок?

Цветы убегают, Ёлочка остается одна.

Ёлочка: Как грустно. Никого. Совсем я одна.

Звучит «Аве Мария», появляется ангел.

Ангел: Ёлочка, я — ангел, тебе я обещаю,

Что будешь ты всегда сверкать,

Тебя на празднике и в каждом доме

Ребята будут чудесами украшать.

Звучит фонограмма песни «Новый Год».

Дети и герои представления украшают девочку-елочку самодельными елочными игрушками — звездочками, колокольчиками, фигурками зверей.

Ребенок: За смирение твое и доброту

Украсим каждую веточку твою

Ёлочка: Как на сердце сладостно, весело, светло

Мне сегодня радостно — Рождество пришло

Ёлочки, подруженьки мои, выходите, потанцуйте от души.

Танец елочек под песню «Ёлочка-ёлка, лесной аромат».

Хозяйка: Так скромная лесная елочка стала символом рождественских и новогодних праздников, а игрушки на ней — это ваши добрые дела за год.

От огоньков веселых елка расцветает

И праздник Рождества отныне украшает

Встаньте дети в хоровод, Рождество танцует и поет

Хоровод «Новогодняя полька».

Хозяйка: А еще в этот день зажигают свечку и загадывают самые заветные желания. И чудо обязательно произойдет, и желания сбудутся.

Дети берут в руки свечи, с которыми входили в зал, встают на полукруг перед елкой.

• Хочу, чтоб в мире было много света!

• Хочу, чтоб в мире было много лета, в котором – солнце, птичек воркование.

• А в доме – мир, согласие, понимание.

• И исполнение радостных желаний!

• Хочу, чтоб в мире было меньше плача.

• А больше смеха, радости, удачи

Исполняется песня «Тихий огонек».

Хозяйка: Дорогие наши гости- с Рождеством Христовым!

Пусть ваш мир и пусть ваш век будет несуровым!

Божья хлынет благодать в душу и в дыханье,

Чтоб не знать и не встречать боли и страдания!

Ясных дней вам и открытий новых!

Дорогие наши люди, с Рождеством Христовым!

Под фонограмму песни «Новый год» дети и Хозяйка уходят. Праздник завершен.

Горячая историческая десятка: топ-10 ярмарочных забав на Руси


Русская ярмарка

Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.


Русский хоровод

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.


Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали».


Русские скоморохи

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.


А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.


Танцующие медведи

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.


Русский раек, гравюры XIX века.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка — всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. …Зрители хохочут и очень счастливы».


Вечно молодой Петрушка

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка», которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь», набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Карусель на Нижегородской ярмарке, конец XIX века

Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются невероятные картины из яблок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Коллекция вертепов – рождественских яслей

Баварский национальный музей в Мюнхене хранит самую большую в мире коллекцию вертепов – рождественских яслей.

В далекие времена, после распространения христианства в Баварии, во многих немецких семьях дети вместе со взрослыми готовили в канун рождественских праздников неприхотливые вертепы или ящики с марионетками, служившими местом для устройства кукольных представлений на библейские темы. Такие вертепы, или рождественские ясли, изображающие рождество Иисуса Христа, называются в Германии Weihnachtskrippe. Широкое распространение эта традиция получила на всем Западе в средние века. Рождественские ясли можно видеть в праздничные дни почти в каждой церкви, на рождественских базарах и в других общественных местах Мюнхена и других немецких городов.

Эксперты считают, что одной из самых старых и больших коллекций в мире рождественских яслей обладает Баварский национальный музей в Мюнхене (Prinzregentenstrasse 3), где развернута большая экспозиция, рассказывающая о технике и мастерстве изготовления рождественских яслей на юге Германии, Австрии и Италии. Уникальные экспонаты свидетельствуют о культурной и историко-религиозной жизни народов Западной Европы и демонстрируют связь религиозной народной традиции и народного творчества.

Не только накануне и в праздничные дни Рождества Христова, но и в продолжение всего календарного года можно обозревать в залах мюнхенского музея оригинальную коллекцию рождественских яслей, основание которой положено известным баварским меценатом Максом Шмедерером (1854–1917), долгое время собиравшим миниатюрные и дорогостоящие экспонаты в Италии, Тироле, Баварии и других немецких землях. Внешне они похожи на макеты театральных декораций с фигурками Богомладенца, Девы Марии, святого Иосифа, трех волхвов (у немцев – «трех королей»), пастухов и животных, повествующих о таинстве «тихой и святой ночи» в Вифлееме более двух тысяч дет назад. Материалами вертепов являются драгоценные металлы, дерево, фарфор, слоновая кость, картон, бумага и т.п.

Одна из немногих в мире механическая электрифицированная панорама рождественских яслей также находится в специальном музее баварского городка Альтэтинг, называемом «сердцем Баварии», где сосредоточено несколько монастырей и храмов.

Многие баварцы устраивают у себя дома миниатюрные рождественские ясли, их мастерят дети в детских садах и школах. Не отстают от них и учащиеся воскресных школ, действующих при русских православных храмах, ибо традиция устраивать рождественские вертепы появилась в XVI веке и в России. Деревянные или восковые фигурки святого семейства можно приобрести у талантливых резчиков и кукольников на традиционных рождественских базарах в Мюнхене.

На улицах города можно видеть и так называемые «живые» рождественские ясли – народные фольклорные представления сцен из Священного Писания. Глядя на неприхотливые декорации и живых исполнителей таких «ясельных представлений», невольно ловишь себя на мысли, что рождение Богомладенца Иисуса произошло не в пастушеском вертепе Вифлеема, а где-то в одной из альпийских деревень, расположенной в географических пределах горной Баварии, Австрии или Швейцарии.

На крупных площадях Мюнхена в конце ноября можно видеть развернутые выставки-продажи и экспозиции рождественских яслей из частных коллекций, соперничающих своим мастерством и богатством с собранием Баварского национального музея. Талантливо выполненные неизвестными церковными художниками-декораторами рождественские ясли заставляют благоговейно устремлять наши мысли к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открывать для себя высокий и благодатный смысл священного события в жизни мира – Рождества Христова, ставшего точкой отсчета нового исторического времени и положившего начало богатейшей христианской культуре.

Вертеп — слово из 4 букв

Определения из сканвордов слова РАЕК

  • Шуточное представление (устар.)
  • галерка по старинке
  • Галерка для бедных театралов СПАСИБО
  • Места для бедных в театре
  • балаганное представление
  • в России XVIII—XIX вв. — переносной ящик с увеличительным стеклом в передней стенке для рассматривания сменных картинок, показ которых сопровождался рифмованными пояснениями, прибаутками
  • в России до 1917 г. — самый верхний ярус в зрительном зале театра, под потолком, куда нередко содержатели театров раздавали билеты студентам в порядке благотворительности
  • в России конца XVII — начала XVIII вв. — театр марионеток
  • вертеп
  • верхние места в театре, под потолком, устаревшее название театральной галерки
  • верхний ярус в зале театра
  • верхний ярус театрального зала
  • вид кукольного театра
  • вид представления на ярмарках
  • галерка
  • галерка в театре
  • галерка для слуг буржуина
  • галерка театра
  • глазная радужница
  • граненое стеклышко показывающее радужные цвета, или предметы в радужных цветах, стеклянная призма
  • зрелище на ярмарках
  • зрелище на ярмарке
  • кукольный театр
  • кукольный театр на ярмарке в старину
  • кукольный ящик с марионетками в старину
  • музыкальная шутка М. Мусоргского
  • музыкальный ящик
  • парадиз
  • радужница глазная, радуга, радужная перепонка с окошечком, зеницей, зрачком
  • см. рай
  • театр в ящике
  • театр в ящике на русской ярмарке
  • театр за стеклом
  • театральн. галерка
  • театральная галерка
  • то же, что вертеп, кукольный театр
  • ярмарочн. зрелище
  • ярмарочное «шоу»
  • ярмарочное зрелище
  • ярмарочный «ТЮЗ»
  • ярус зрительного зала
  • ящик с картинками
  • ящик с марионетками в старину
  • ящик с передвижными картинками
  • ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался комическими прибаутками
  • ящик с передвижными картинками, показ которых сопровождался шутками (в старину)
  • ящик с прибаутками
  • ящик с театром
  • галёрка для слуг буржуина