Ветхий завет, что это?

14. Что такое Библия

Основные части Библии. Библия является священной книгой двух религий — иудаизма и христианства. Само это слово взято из древнегреческого языка и означает “книги” (в древности книгой именовали свиток папируса, на котором помещался текст, примерно равный по объему современной книжной главе). Если мы раскроем современное издание Библии, то увидим, что в этом толстом томе находится несколько десятков разных произведений, каждое из которых имеет свое название.

Библия состоит из двух частей: первая из которых называется Ветхим Заветом, вторая — Новым Заветом. Слово “завет” означает здесь “союз” — речь идет о дружбе и союзе, который в глубокой древности заключил Бог с одним из народов — древними евреями. Ветхим Заветом, то есть “старым союзом”, христиане назвали ту часть Библии, в которой описываются события до прихода к людям Иисуса Христа, когда союз с Богом был заключен вновь. Поэтому вторая часть Библии, в которой рассказывается о Христе, именуется Новым Заветом.

Иудеи признают священный характер только Ветхого Завета, так как они не считают новозаветного Иисуса из Назарета подлинным Христом, т.е. Мессией, Спасителем. Разумеется, они не употребляют самого названия «Ветхий Завет», для них Бог заключил союз с избранным им народом раз и навсегда. Поэтому «свою» часть Библии они именуют просто Писанием. Христиане же, так как их религия возникла на основе древнееврейской, теперь именуемой иудаизмом, считают священными обе части Библии.

О чём рассказывает Ветхий Завет. Ветхий Завет повествует о том, как когда-то Бог создал небо и землю, растения и животных, и, наконец, людей. Затем в Библии идет речь о разных событиях в жизни древних евреев: как их предки жили в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, как они попали в рабство и освободились из него, как заключили союз с Богом и Он пообещал навсегда отдать им землю, такую богатую, что там в реках вместо воды текли молоко и мед.

В кровавой и беспощадной борьбе с народами, которые жили на этой земле, древние евреи создавали свое государство. Прошли столетия, царство евреев было уничтожено более сильными соседями, а их самих угнали в плен. Все это случилось, как уверяет Библия, из-за того, что евреи перестали слушаться Бога, изменяли ему и поклонялись чужим богам.

Однако наказавший их Бог пообещал, что со временем пришлет на землю своего посланника, который спасет еврейский народ и накажет его угнетателей. По-древнееврейски этот посланник Бога зовется Мессия, а в переводе на древнегреческий — Христос.

О чём рассказывает Новый Завет. Новый Завет, созданный уже христианами, повествует о земной жизни Иисуса из Назарета, который и есть Христос. Кроме того, в этой части Библии рассказано о деятельности общин первых христиан и приведены послания апостолов, учеников Иисуса. Завершается Новый Завет Откровением Иоанна, в котором рисуется грядущий конец света.

Библия и мифы. Таким образом, Библия является собранием самых разнообразных текстов, в которых содержатся мифы, легенды, повествование о реальных исторических событиях, своего рода предсказания будущего, лирические произведения религиозного и светского характера. Наибольшим богатством мифологических сюжетов отличается Ветхий Завет. Некоторые из них приводятся и анализируются ниже. Так как Библия сыграла особую роль в становлении мировой цивилизации, то библейские мифы, как и античные вошли в сокровищницу общечеловеческой культуры в большей степени, чем, допустим, китайские, японские или австралийские. Поэтому многие мифологические или легендарные сюжеты Библии нуждаются в комментировании для современного читателя. При необходимости пояснить или дополнить библейский рассказ комментарий к нему, как правило, дается курсивом и заключается в квадратные скобки.

► Читайте также другие темы главы III «Древнейшая история мира и человечества»:

  • 15. Сотворение мира и человека
  • 16. Грехопадение
  • 17. Каин и Авель
  • 18. Великий потоп
  • 19. Вавилонская башня

► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Комментарии МакДональда

О комментариях Уильяма МакДональда

Об авторе

В 30 лет Уильям Макдональд дал Богу обещание написать комментарий к Библии, в котором бы стих за стихом разъяснялся Новый завет. Перед вами — выполнение этого обещания, плод интенсивного изучения Библии в течение более четырех десятилетий, многолетней преподавательской деятельности, последовательного служения Господу. Автору важно не просто передать какие-то сведения или теоретические познания, а показать величие Господа Иисуса Христа и того, что Он совершил, разъяснить взаимосвязи в Священном Писании, соединив таким образом толкование с назиданием.

Этот легко читаемый комментарий побуждает читателя систематически, непрерывно изучать Слово Божие и радоваться богатствам Писания.

Поэтому все статьи имеют живую связь с практикой, их чтение ободряет в вере. Макдональд не обходит молчанием трудные места Библии, а обстоятельно разъясняет их, отдельно освещая важные темы.

Уильям Макдональд — известный учитель богословия, автор более шестидесяти книг, некоторые из которых уже переведены на русский язык. С 1947 по 1965 годы он преподавал в Библейской школе «Эммаус», а с 1959 года был руководителем этой школы. С 1973 года он входит в коллектив сотрудников Внутрицерковной библейской школы. Наряду с этим, он и по сей день читает лекции как внутри страны, так и за рубежом.

Предисловие автора

Цель книги «Библейские комментарии для христиан» — помочь обычному христианину начать серьезное изучение Слова Божьего. Но следует помнить, что ни одна книга комментариев не может заменить Библию. Самое лучшее, что могут сделать подобные издания, это доступным образом объяснить общие понятия и адресовать читателя для дальнейшего изучения к Библии.

Комментарии написаны простым, популярным языком. Они не претендуют на роль научного или глубокого богословского исследования. Многие христиане не знают языки оригиналов Ветхого и Нового Заветов, но это не отдаляет их от практической пользы Слова. Я убежден, что, благодаря систематическому изучению Писания, любой христианин может стать «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2,15).

Комментарии отличаются краткостью, четкостью и направленностью. Для того чтобы получить помощь в понимании того или иного отрывка, читателю нет необходимости одолевать длинные страницы объяснений. Темп современной жизни требует, чтобы истина излагалась в виде справочных материалов. Статьи комментариев не обходят трудные для понимания места Писания. Во многих случаях приводятся альтернативные объяснения, что предоставляет право читателю решaть, какое из них более соответствует контексту и Писанию в целом.

Недостаточно лишь знать Библию. Необходимо практическое применение Слова в жизни. Поэтому комментарии стараются дать совет, каким образом Писание может быть воплощено в жизни Божьего человека. Если эта книга используется в отрыве от Библии, она становится скорее западней, чем помощью; если же она поощряет читателя к личному изучению Священного Писания и побуждает к послушанию Божьим заповедям, то она достигла своей цели.

Пусть Дух Святой, пронизывающий Библию, освещает читателю путь в чудесном стремлении — познать Бога через Его Слово.

Ветхий Завет

Что такое Ветхий Завет?

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.

История возникновения ветхозаветных книг

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).

Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил… народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.

Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12). При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем. Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.

Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.

3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.

4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн. пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)

Ветхий Завет: ответы священников

  • Почему были истреблены ханаанские народы?
  • Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
  • Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
  • В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
  • Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
  • От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
  • Почему Бог дал закон только израильскому народу?
  • Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
  • Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
  • Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?

Жизнь человека на земле подчинена законам (государственным, нравственным и духовным), которые передаются от одного поколения другому. Старшие дают младшим потомкам или последователям наставление, совет или наказ, который помогает не совершать ошибок и пройти жизненный путь достойно. В богословско-религиозном словоупотреблении используется слово «завет» — это священный обет или договор между Богом и человеком.

В христианстве и иудаизме главные духовные наставления содержатся в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого и Нового завета. Два раздела священной книги объединили в себе череду исторических событий, начиная от сотворения мира Господом и заканчивая распространением христианства по всей земле апостолами (посланниками) Иисуса Христа — сына Божьего.

Что такое завет

Слово «завет» произошло от старославянского «ветъ» и означает — «совет, уговор, согласие, договор, наказ, наставление».

Происхождение слова

Впервые это слово обнаружено в древнерусских памятниках письменности XI века. Ученые предполагают, что данное слово образовалось на общей индоевропейской основе. Древнеиндийское «vakya» значит «слово, речь». Производное — заветный.

Впервые слово «завет» прозвучало из уст пророка Моисея, который принес израильскому народу 10 заповедей, начертанных на скрижалях. Этими заповедями Бог заключил с еврейским народом договор, согласно которому каждый израильтянин, соблюдающий наказ, получает от Бога милость и помощь.

Определение понятия

Значение слова «завет»:

  • закон, наказ потомкам, последователям;
  • обычай, унаследованный от прошлых поколений;
  • договор Бога с человечеством;
  • заповеди, данные Иисусом Христом;
  • предписание социального и нравственного характера.

Ветхий и Новый заветы

Библия состоит из двух частей — ветхозаветной и новозаветной.

Что собой представляют

Два больших раздела Библии повествуют об истории израильского и других народов, охватывающей огромный отрезок времени: от сотворения мира Господом и до распространения христианства по всей земле.

Первый раздел Библии описывает жизнь еврейского народа. Был создан в период с XIII по I века до н. э. Данную книгу считают общей для представителей христианства и иудаизма.

Ветхий завет содержит Декалог (десятисловие) — 10 заповедей, которые Бог передал пророку Моисею на горе Синай:

  1. Я Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи ему, ибо я Господь, Бог твой.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай никакого дела. Ибо шесть дней создавал Господь небо и землю, море, а в день седьмой почил. Поэтому благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В Библии они изложены в нескольких вариантах: Исход, глава 20, Исход, глава 34, Второзаконие, глава 5. Наряду с простыми моральными нормами («не убей», «не укради») Заповеди требовали соблюдения субботы и ограничения в приеме пищи. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех.

Второй раздел посвящен приходу в мир богочеловека Иисуса Христа, который установил Новый Завет. Спаситель дал людям евангельский закон, основой которого являются любовь и святость. Завет не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди Иисус дает девять заповедей блаженства, которые говорят не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть счастья, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость.

Заповеди блаженства не отменяют десять заповедей Закона Божьего, а дополняют их. Теперь недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из души путем покаяния. Нужно, чтобы в сердце жили противоположные грехам добродетели. Недостаточно просто не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между человеком и Богом, праведная христианская жизнь помогает ее разрушить.

Общие черты

Главная мысль, объединяющая обе части Библии: Господь простит все поступки человека, в том случае, если он искренне раскается, подобно разбойнику, повешенному на кресте рядом с Иисусом.

Общие черты двух разделов Библии:

  • основная мысль — вера человека в Бога;
  • духовный союз Господа и человека;
  • содержат канонические и неканонические книги;
  • многие новозаветные сюжеты имеют своих прототипов в Ветхом Завете. Например, Богородица в Ветхом завете упоминается как Астарта, в Новом — Мария.

Отличительные особенности

Ветхий завет — это жизнеописание еврейского народа и предсказания пророков о предстоящем рождении Спасителя, Иисуса Христа – сына Божьего. События первого раздела Библии жесткие, а поступки людей — недостойные. В книге описываются страшные события, которые являются следствием человеческого грехопадения. Это большое количество жертвоприношений, братоубийств, трагические истории о Содоме и Гоморре, Ноевом ковчеге и другие. Ветхий завет переполнен упоминаниями о войнах, казнях, насилии.

Печальные события происходили потому, что первые люди, Адам и Ева, преступили заповедь Бога, запретившего есть плоды с дерева добра и зла, и получили наказание в виде смерти, болезней и жестокосердия. Умерших людей ожидали адские муки. Несмотря на грехи человечества, Бог-Отец очень милосерден и искренно любит народ. Поэтому он отправил на Землю своего Сына — Иисуса Христа, который должен искупить человеческие грехи и открыть ворота рая раскаявшимся.

Новый завет — это договор между Богом и людьми, согласно которому праведники попадают в рай после смерти.

Главными становятся две заповеди:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Содержание и структура книг

«Библия» переводится с греческого языка как «книги». Первая ее часть повествует о союзе Бога с древнееврейским народом. Ветхий завет священен для христиан и иудеев, занимает 80% Библии.

В иудаизме именуется Танах, по первым буквам трех частей:

  • Тора — учение;
  • Небиим — пророки;
  • Хетубим — писание.

Самые древние тексты относятся к дописьменной эпохе (XIII-XII вв. до н.э) и сохранились только в устной традиции. Самые поздние книги относятся уже во II-I вв. до н.э. Устное изложение впервые было записано в VII-VIII вв. до н.э.

К концу 1 тыс. до н.э. в иудейской среде сложились две версии канона или Танаха:

  1. Александрийский, который сформировался среди евреев диаспоры и включал ряд книг, написанных за пределами Палестины. Он содержит 50 книг и стал основой для первого греческого перевода.
  2. Палестинский, который был официально канонизирован в 100 г. до н.э и включает 39 книг, написанных на территории Палестины.

Современные основные христианские конфессии до сих пор основываются на разных канонах. В русской православной церкви Ветхий завет состоит из 50 книг, потому что основан на Александрийском каноне.

Условно книги делятся на два вида:

  • канонические (39);
  • душеполезные (11).

Католический Ветхий завет состоит из 45 книг, из них 39 — канонические и 6 — девтероканонические, или второстепенные. Протестанты основывают свою веру на палестинском каноне, потому их Библия включает 39 ветхозаветных книг.

В христианстве Ветхий завет делится на 4 части.

Пятикнижие Моисея (у евреев — Тора) или законоположительные книги:

  • Бытие – повествует о сотворении мира и человека, строительстве Вавилонской башни, деятельности первых патриархов, пророков Авраама и Моисея;
  • Исход – рассказывает об исходе евреев из Египта;
  • Левит – содержит сведения о культовых постановлениях, законах;
  • Числа – повествует о традициях;
  • Второзаконие – о законодательстве.

Историческое повествование о жизни иудейского народа заключено в 17 книгах.

Исторические книги:

  1. Иисуса Навина.
  2. Судей Израилевых – рассказывает о периоде, предшествовавшем созданию Древнееврейского государства.
  3. Четыре книги царств.
  4. Две книги паралипоменон.
  5. Руфь – псевдоисторическое повествование о судьбе женщины, у которой было два сына, женившиеся на девушках из другого племени. В время странствий сыновья погибли, одна из девушек вернулась к своему народу, а другая отправилась вместе с Руфью.
  6. Пророка Ездры.
  7. Пророка Неемии – рассказывает о возвращении евреев из плена, реформах, запрете жениться на девушках другой народности.
  8. Есфирь, посвящена истории иудеев во время ассирийского плена.

Неканонические книги:

  1. Макковеев – рассказывают о событиях 2 в. до н.э., восстании евреев против сирийцев.
  2. 2 и 3 книги Ездры.
  3. Юдифь — красивая вдова символизирует борьбу иудеев с угнетателями и пороками.
  4. Товит. Рассказ о Товите, который во времена сирийского плена переселился в Междуречье, о его суровом окружении.

13 пророческих книг содержат исторические сюжеты и предсказания о будущем Спасителе.

Пророческие:

  • великих пророков: Исайи, Иезекииля, Даниила, Иеремии;
  • малых пророков: Косии, Ионы, Наума и других.

Многим известна история Иова, который терпит злоключения от Сатаны, но остается до конца верен Богу, за что получает награду.

Учительные или поэтические:

  • Иова;
  • Екклезиаст;
  • Притчи Соломона;
  • Псалтырь — богослужебные гимны, их авторство приписывается Давиду и Соломону;
  • Песнь Песней — сборник свадебных песен;
  • премудростей Соломона;
  • Иисуса, сына Сирахова.

Новый завет признают только христиане (католики, православные и протестанты). Тексты, вошедшие в его состав, были написаны в I в.н.э. В 363 году на Лаодикийском соборе был утвержден официальный список из 26 книг. Во время Трульского собора в 696 году была принята каноническая редакция Нового завета из 27 книг.

Названия книг:

  • 4 евангелия: 2 от бывших учеников Иисуса — Матфея и Иоанна, а также от Марка и Луки;
  • Деяния апостолов;
  • Послание апостолов, 14 из которых – от Павла;
  • Откровения Иоанна-богослова (Апокалипсис).

Есть и другие священные тексты, близкие им по содержанию, но не вошедшие в канон, — апокрифы (тайные). Одни из них церковь не признает, другие – допускаются к чтению.

Содержание ветхозаветных текстов

Основные события, описанные в Ветхом завете:

  1. Сотворение рая и первых людей. Первые три главы повествуют о создании Господом Адама, Евы и грехопадении первых людей.
  2. Жизнь на Земле: Каин и Авель. Эта часть Библии повествует о детях Адама и Евы, об их взаимоотношениях, которые завершаются братоубийством. Виной всему становится зависть от того, что жертву Авеля Господь принял, а Каина нет. В результате Каин убивает своего младшего брата. За это Господь проклял Каина.
  3. Господь даровал Адаму и Еве другого сына Сифа, от которого родились добрые и благочестивые потомки. Люди все больше предавались греху, потому Бог наслал на землю потоп. В результате спаслась только семья праведного Ноя.
  4. Три сына Ноя после потопа остались жить вместе с отцом. Однажды Ной попробовал вина и уснул в обнаженном виде. В таком состоянии отца застал сын Хам. Он рассказал об этом своим братьям, чем проявил неуважение к отцу. Сим и Иафет хотели накрыть Ноя, но он проснулся и узнал, что произошло, после этого он проклял сына Хама и весь его род, обрекая на вечное подчинение потомкам братьев.
  5. Вавилонское столпотворение. Представители племени Хамитов решили освободить себя от бремени путем возведения башни в Вавилоне до самих небес, чтобы самим возвыситься. Узнав о замысле людей, Господь разделил их разными языками, в результате чего они не могли договориться, и башня осталась недостроенной.
  6. Жертвоприношение Авраама. Господь попросил Авраама принести единственного сына Исаака ему в жертву. Авраам взял поленья для разведения костра и своего маленького сына. Господь увидел преданность Авраама и попросил его заколоть барана вместо своего любимого ребенка. За свой страх перед Господом пророк был вознагражден многочисленным потомством.
  7. Ковчег завета. В этой главе изложена история Ковчега – символа союза Господа с иудеями. Это был большой ларец, изготовленный из древесины акации и золота.

Эта библейская история предваряет принесение великой жертвы Сына Божьего за грехи человечества. Подобно Аврааму, Господь не пожалел своего любимого сына во искупление людей. Этот же сюжет описывает и второй раздел Библии.

Второй раздел Библии

Вторая часть Библии — Евангелие. Возникла после рождения Иисуса, повествует о жизни и смерти Сына Божьего, его учениках – апостолах. Евангелие описывает небывалые чудеса. Иисус Христос исцеляет прокаженных, воскрешает мертвых. За все блага, которые Сын Божий дарит людям, они жестоко его распинают, насмешливо называя царем Иудейским. В Новом завете Господь даровал людям новый закон, главные принципы которого любовь, милосердие и сострадание.

Значение завета в разных религиях

В каждой религии это понятие имеет свое значение.

В христианстве

В христианстве имеет такие значения:

  1. Священное писание христиан, которое возникло после рождения Иисуса Христа.
  2. Термин, который обозначает новые качественные отношения между Богом и человеком.
  3. Главные заповеди христианства.

В иудаизме

В иудаизме понятие имеет большое количество значений:

  1. Одно из направлений кальвинистской мысли, которое рассматривает всю историю как череду заветов между Богом и людьми.
  2. Семь заповедей, которые согласно иудаизму, являются необходимыми для человечества.
  3. 10 заповедей Моисея.
  4. Обрезание — хирургическая операция, удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти, как жертвенное подношение частицы своего тела Господу.

В других религиях

В других религиях имеет несколько значений:

  1. В религии Бахаи — соглашение, которое заключается верующим в момент принятия им конкретной религии.
  2. Концепции многих авторов, которые стремятся создать современное новое мировоззрение.
  3. Авраамов в мормонизме — это договор возвышения, который был заключен между Богом и Авраамом в момент вступления Авраама в целестиальный брак.

Целестиальный брак – главная часть подготовки к жизни вечной. Она требует заключения брачного союза с правильным человеком в правильном месте, и верного соблюдения этого священного завета.

В исламе не существует понятия завет. Коран ничего не говорит о договоре, который бы Аллах заключал с мусульманами. Аллах ниспосылает пророкам и посланникам каждому свой текст. Задача посланника передать текст, который, по сути, является инструкцией по правильному поведению. Это наказ, или даже приказ. Мусульмане не приняли ни христианские, ни иудейские писания.

Видео

В этом видео представлена полезная информация о том, что такое завет.

История и краткое содержание Ветхого Завета

Библия — самая распространенная в нашем мире книга. Количество печатных копий этого священного текста сравнимо с количеством людей на планете. Не так-то просто осилить от корки до корки монументальные объемы Нового и Ветхого Заветов. Краткое содержание библейских книг — один из простых способов познакомиться со Священным Писанием.

Оглавление:

  • Сложности изучения Библии
  • Бытие молодого мира
  • Первые патриархи. Авраам и Сара
  • Приход евреев в Египет
  • Скитания в пустыне
  • Жизнь после Моисея
  • Книги Царств Израильских
  • Разделение Израиля
  • Пророки двух царств

Сложности изучения Библии

Сотни лет назад Библия была недоступна обычным людям, ее читали и переписывали только в монастырях. В изучении священных текстов простой народ мог полагаться лишь на слова духовных лиц, зачастую вырванные из контекста, приукрашенные и даже искаженные.

Сейчас любой желающий может ознакомиться с главной книгой христианства и составить о ней свое мнение, не полагаясь на пересказы. Библию редко читают в оригинале, тем более что существуют переводы практически на все живые языки. Именно переводы являются причиной многих теологических споров. В процессе многократных переложений начальный смысл глав Писания мог быть утерян или изменен.

Читая Библию, вы неоднократно будете натыкаться на спорные места, смущаться, задумываться, не понимать, задавать вопросы. Особенно много таких моментов в первых книгах, описывающих древнейшие времена с сотворения мира. Толкователи книги склонны объяснять нестыковки религиозными метафорами и убеждены, что их не следует понимать буквально.

Библия, помимо прочего, переполнена повторами и подробнейшими генеалогиями, занимающими порой целые страницы. Дублирующиеся места можно объяснить большим количеством авторов и составителей, работавших над книгой. Генеалогические древа патриархов, вероятно, важны для теологов и богословов, но вряд ли дадут много полезной информации или пищи для размышления простым читателям.

Один из самых известных библеистов, американец Нил Прайор, составил замечательные краткие пересказы Заветов, сохраняющие заложенный авторами смысл, но не отягощенные подробнейшими деталями. Следует, однако, помнить, что доктор теологии полностью поддерживает официальную христианскую концепцию и все библейские «метафоры» толкует в соответствии с ней.

Вам обязательно стоит прочитать о Великом Каноне Андрея Критского.

Первые 39 книг Библии описывают события, произошедшие до рождения Христа, и объединяются в Ветхий Завет. Его краткое содержание по главам, представленное ниже, поможет составить общее представление о становлении христианства.

Части Ветхого Завета можно разделить на несколько групп по их тематике:

  • Пятикнижие Моисея (Тора) содержит хроники еврейского народа до прихода в Землю Обетованную и устанавливает основные правила религии. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
  • Исторические книги Иисуса Навина, Судей и четыре Книги Царств повествуют о событиях, случившихся после смерти Моисея и до вавилонского пленения евреев.
  • Книги отдельных пророков содержат предсказания и проповеди.
  • Писания (Ктувим). Эти главы не имеют четкого порядка следования и не выделяются в особый раздел, располагаясь между другими книгами. Сюда относятся поэтические и наставляющие произведения — Псалтирь, Екклезиаст, Соломоновы Притчи, книга Иова.

Наибольшую важность представляют разделы первой группы, поскольку именно в них сосредоточен основной смысл Ветхого Завета — зарождение религии, ее законы, становление избранного Б+огом еврейского народа.

Бытие молодого мира

Начинается Библия с Бытия, сюжет которого повествует о сотворении мира. Как известно, Господь создал Вселенную, какой мы ее знаем, за 6 дней. Начал он с тверди земной и небесной и великих светил, а закончил ползучими гадами и человеком. Оставшись доволен своим творением, Бог решил денёк отдохнуть и сделал этот выходной непреложным правилом для всех будущих поколений человечества.

В Бытии вы встретитесь с широко известными мифами:

  • об Адаме и Еве, сотворенной из его ребра,
  • об Эдемском саде и коварном змее-искусителе,
  • о древе Познания добра и зла,
  • о первом братоубийстве.

Поддавшись сладким обещаниям, первые люди нарушают божественный запрет, вкушают плоды древа познания, чем и навлекают на себя гнев Создателя.

За пределами Рая люди плодятся и размножаются, заселяя пустынный мир, нравы их портятся, а Господне терпение иссякает. Наконец, точка кипения достигнута, вот-вот хлынут на землю воды Великого Потопа, смывая все грехи рода людского вместе с самими людьми.

Благочестивый Ной, предупрежденный Всевышним, в спешке строит ковчег и сгоняет в него каждой твари чистой по семь пар, а каждой нечистой — по две пары. Весь этот зоопарк спасается, а жизнь начинается заново — с обещания Господа никогда больше не устраивать глобальных «чисток».

Но люди нового поколения все так же легкомысленны и тщеславны. Они начинают грандиозную стройку, мечтая воздвигнуть башню, касающуюся небес. Создатель не одобряет проект и взамен внедряет в массы лингвистическое разнообразие. Не понимая, кто что говорит, строители вынуждены бросить работу и разбрестись по земле.

Первые патриархи. Авраам и Сара

Дальше начинается история Авраама и его жены Сары, новых любимцев Господа. Один из самых примечательных эпизодов этой части — жертвоприношение Исаака.

Исаак — долгожданный поздний ребенок, которого родители любили больше жизни. Испытывая веру Авраама, Всевышний требует принести мальчика ему в жертву. Послушный отец уже готов нанести удар, но в последний момент ему позволено заменить сына на барашка. Смысл этого эпизода в том, что истинно верующий никогда не усомнится в Создателе и отдаст ему все, что имеет, по первому требованию.

Примерно в то же время происходит знаменитое уничтожение Содома и Гоморры.

С Авраама начинается история избранного Господом еврейского народа. Его сын Исаак женится на прекрасной Ревекке, у них рождаются два сына. Один из них — Иаков — вырастает, рождает 12 детей и получает от самого Бога имя «Израиль». От двенадцати детей Иакова начинаются двенадцать колен еврейского народа.

Приход евреев в Египет

Бытие заканчивается приходом евреев в Египет. Это очень занимательная история, которая началась с того, что одиннадцать сыновей Иакова-Израиля продали двенадцатого в рабство. Закончилось все хорошо, Иаков мирно почил в чужой стране, в достатке и радости.

Но все резко меняется в следующей книге Ветхого Завета — Исходе. Читая ее, узнаем, что после смерти одного фараона, который евреям благоволил, к власти пришел другой, имевший кардинально противоположные взгляды. Жизнь народа Израиля стала совершенно невыносимой. И вот здесь на сцену выходит сам Моисей, который по легенде собственноручно написал Пятикнижие.

Вместе с братом Аароном, при поддержке Всевышнего, оснащенный волшебным жезлом Моисей творит в Египте беспорядки, убеждая фараона отпустить евреев. Фараон категорически не согласен, только 10 ужасных катастроф убеждают его.

Египетские казни:

  • Превращение речных вод в кровь;
  • Нашествие жаб;
  • Нашествие кровососов;
  • Нашествие пёсьих мух;
  • Гибель египетского скота;
  • Язва;
  • Климатические катастрофы;
  • Нашествие саранчи;
  • Тьма;
  • Смерть первенцев.

Отравив воду, уничтожив посевы и скот, убив всех первенцев и собрав все драгоценности, бедные рабы покидают страну и уходят в пустыню в поисках Земли Обетованной.

Скитания в пустыне

40 лет Моисей водил свой народ по пустыне, прежде чем смог добраться до места назначения.

По пути произошло много важных событий, описанных в Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. Большая часть этих текстов представляет собой подробные инструкции по устройству Ковчега Завета, святилищ, организации жертвоприношений, уголовному судопроизводству, пошиву одежды для священников и прочим жизненно важным вещам. А Моисей получает скрижали с десятью заповедями.

Если вы хотите быстро ознакомиться с основными законами, установленными Всевышним для народа Израиля, прочитайте Левит. Левитами называли первосвященников- по имени их предка Левия, сына Иакова.

Немного не дойдя до Израиля, Моисей умирает. Его преемником становится Иисус Навин, история которого будет описана отдельно. Пятикнижие же на этом заканчивается.

Жизнь после Моисея

Бывшие рабы достигли Земли Обетованной, и Господь решил, что они уже достаточно настрадались. Под покровительством Всевышнего начинается борьба еврейского народа за лучшие условия существования. Все противники уничтожаются под корень, Иисус Навин пленных не берет. Стены Иерихона падают от трубного звука, города разрушаются, народы истребляются без остатка.

После Навина начинается четырехсотлетняя карусель притеснений и освобождений, описанная в Книге Судей. Господь то наказывает Израиль за непослушание, то вновь освобождает из-под гнета. Еврейский народ живет не так, как все остальные. Привычных правителей у него нет, но есть временные вожди, призванные Всевышним, чтобы возглавлять повстанческие армии. Одним из Судей был Самсон, длинноволосый силач, знаменитый своим романом с коварной Далилой.

Книги Царств Израильских

Наконец, все двенадцать колен Израиля принимают решение объединиться и выбрать себе царя. Об этом можно прочитать в Книгах Царств. Первым монархом становится Саул, затем трон переходит к его сыну Давиду.

Давид уже в юности был смекалистым малым, о чем свидетельствует миф о его битве с великаном Голиафом. Повзрослев, он стал хорошим правителем, провел множество как чисто религиозных, так и полноценных государственных реформ. Во время его сорокалетнего царствования столицей стал Иерусалим.

Сначала все шло хорошо, но затем правитель согрешил с замужней женщиной и потерял расположение Господа. Тем не менее он остается важной фигурой Ветхого Завета, апостолы в будущем говорят о нем с большим уважением и теплотой. Давидовы Псалмы, составляющие Псалтирь, — это бессмертный памятник христианской поэзии.

После Давида царем становится его сын Соломон. Каждый знает о великой мудрости этого человека, о том, как грамотно он решал споры между людьми. Легенды приписывают ему великий талант, необычные способности и сказочное богатство. Именно Соломону посроил великий Храм Господний. До этого полноценных стационарных храмов у евреев не было, только переносные скинии.

Разделение Израиля

Соломоново правление для евреев стало золотым веком, но сразу после кончины царя единое царство разделилось на два отдельных, что явно свидетельствует о внутренних проблемах. Но, возможно, новые беды избранного народа были вызваны грехопадением его мудрого правителя. Соломон любил женщин, имел целый гарем, а среди жен его было много язычниц, которым он во всем потакал. Так или иначе, на юге Святой Земли сформировалась Иудея, собрав два еврейских колена, на севере — Израиль с остальными десятью.

Долго это разделение не продлилось. С огромным войском пришел вавилонский царь Навуходоносор и объединил израильтян и иудеев под своим крылом в качестве рабов. Как всегда, оказавшись в беде, евреи воззвали к Всемогущему и стали соблюдать все его законы. После семидесяти лет их покаяния Бог сжалился, прислал персов, которые разбили вавилонян и позволили рабам вернуться домой.

В этот момент на сцену выходит Ездра, иудейский священник, которого можно считать основателем раввинистического иудаизма. Произошла небольшая религиозная революция, чудесным образом «нашлось» Второзаконие Моисеево, до этого момента неизвестное, оформилась новая духовная дисциплина, главной книгой которой стала Тора (Пятикнижие).

Пророки двух царств

Библия повествует о святых людях, учивших народ истинной вере и предсказывавших будущее. Главными пророками Иудеи считаются Даниил и Исайя, Израиля — Иона, Илия и Елисей. Каждому из них посвящена отдельная книга Священного Писания. Илия — любимый еврейский пророк, имя которого будет постоянно упоминаться в Новом Завете.

Такова история Ветхого Завета. Ее кратко изложенная версия содержит только самые основные моменты. В первоисточнике есть еще много неупомянутых сюжетов и персонажей. Изучение Священного Писания помогает лучше понять суть христианства.