Вифлеемской звезды

У православных христиан, как и у других религиозных общин, своя атрибутика. Вифлеемская звезда — один из них. Значение этого символа наиболее удачно классифицирует Православие. Звезда также называется октограммой — символ рождения Иисуса Христа в Христианстве. В библейском писании изложено, что она засияла на небесах во время рождения на свет Великого Мессии.

Описание артефакта

Вифлеемская звезда — святыня, которая помещена в скале, расположенной под Базиликой Рождения Христова в Израиле, где по преданиям родился Иисус. Выглядит, как серебряная четырнадцитилучевая звездочка, что вмонтирована в мраморный пол, в месте, где отмечено появление на свет сына Господа Бога. Сам символ 8-конечной звезды, используемый в разных целях, также именуют октограммой.

История возникновения

В Евангелии это необъяснимое явление на небесах, принятое пророками за «звездочку» при ее мерцании на восходе. Посчитав, что рожден царь иудеев, волхвы решили пойти в Иерусалим, дабы принести подарки и удостоить своим поклоном Спасителя. Звезда указывала направление, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус. Изначально она имела 5 лучиков соответственно количеству нанесенных ран Иисусу. Она являлась символом здоровья. Но все же главным ее смыслом было то, что она олицетворяла человеческую сущность Христа. Во времена эпохи Возрождения ее связывали с оккультными науками и перевернутый вид считался символом Дьявола, но христиане отождествляли этот вариант с перерождением Сына Божьего.

Что значит?

Значение символа трактуется, как бесконечность и непрерывное течение энергии в природе.

Нумерологи относят цифру 8 к бесконечному либо беспрестанному произведению мироздания. Это напоминает о непрерывном круговороте энергии в природе. Часто изображение артефакта можно лицезреть на иконках и другой церковной атрибутике. Основное значение символа — появление на свет Сына Божьего. В Православии его связывают с Богородицей и именуют ее звездой. А также обозначение трактуют как знаки эдема и окончательного воссоздания, бесконечность, несгибаемость и выход за пределы этого мира. На этот момент октограмма считается напоминанием о неразрывном союзе между духовными и материальными оболочками, может стать связью между людьми и богом за счет благородных дел и поступков.

Где еще используется?

Восьмиконечная звезда найдена в разных религиях и культурах и является отождествлением баланса, творения и устоев. В Латвии и Финляндии олицетворяет все светлое, славное и перерожденное. В древнем Египте символ считали божественным знаком. А также его можно повстречать на гербах Карелии, Колумбийском и Перуанском. У флагов Великобритании и Филлипин тоже есть подобная символика. В Европе и России она выступает, как орденский знак.

Октограмму в различных учениях считают отображением гармонии материи и духа.

Значение в религии

После появления на свет Сына Божьего на небе зажглась Рождественская звезда, указывая путь к его месту нахождения.

В религиозном понятии такая звездочка именуется Вифлеемской или Рождественской, и означает произведение на свет Сына Божьего. Священное писание говорит, что именно она зажглась на небе после рождения Иисуса Христа, показывая волхвам, желающим преподнести ему подарки и поклон, путь к его местонахождению. В религиозных кругах артефакт означает гармонию соединения духа с материей. И если к ней приглядеться, то получится увидеть два объединенных креста внутри, что олицетворяет равенство и единство элементов.

Значимость знака на Руси

Октограмма известна у славян издавна. Еще во времена язычества восьмиконечная звезда означала пребывание самого главного божества. Ее изображали на воинских флагах, одежде и разных бытовых предметах и считали символом богини Лады. Она являлась знаком небесного и солнечного света. Позже в православной древней Руси ее стали рисовать на иконках и других церковных принадлежностях, а также использовать как атрибут, с которым отмечают Рождество Христово.

Применение

Вифлеемская звезда применяется как:

  • Орден Андрея Первозванного в России.
  • Атрибут празднования Рождества. Ее надевают на верхушку ели. А несколькими веками ранее ее преподносили детям в качестве подарка, как оберег, символизирующий здоровье и успех.
  • Феминная и маскулинная подвеска. Знак родовой кармы и символ женского счастья.
  • Оберег для женщин.
  • Атрибут Рождественских праздников на улице и в жилом интерьере.

Как сделать амулет самостоятельно?

Сделать амулет собственноручно можно с любого материала, начертив на нем две окружности и линии – основания для лучей.

Изготовить Вифлеемскую звездочку собственноручно довольно легко. Для этого понадобятся вещи, находящиеся в любом жилье. Можно вырезать из пенопласта — на листе начертить две окружности размером 20 и 40 см и провести на равном от центра расстоянии 7 линий, разделив их пополам. Так получатся основания лучей. Затем прямыми линиями соединить концы лучиков и вырезать заготовку звезды. Украшается как угодно в зависимости фантазии и желаний.

Возможно изготовление амулета из плотной бумаги. Для этого вырезаются 2 пятиконечные звездочки. На первой по прямой делается надрез сверху до центра, а на второй снизу, и соединяется по надрезам. Восхитительно смотрится, если взять для поделки разноцветную бумагу, либо раскрасить октограмму самостоятельно.

Почему волхвы пошли именно за этой звездой

Рождество приблизилось еще на неделю. Повсюду мы видим, как люди готовятся к Новому году и Рождеству. Яркие огни, шары, елки… Многие уже украшают дома к празднику. В вашей семье еще нет нарядной елки, радующей глаз фонариками и увенчанной яркой звездой?

Традиция украшать елку — вовсе не советская, как думают некоторые, и звезда на елке — не кремлевская, а Вифлеемская. С середины XIX века во всех домах России наряжали елки: сверху водружали Вифлеемскую звезду, внизу устраивали вертеп.

Появление звезды

Рождение Сына Божьего сопровождалось удивительным небесным явлением — возникновением на небе яркой и необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2:1–2).

Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.

В Священном Писании подобные небесные знамения упоминаются не единожды. Такое происходило с царем Езекией, когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар 20:8–11, Ис 38:2–8). Также мы читаем, что по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав 10:12–14). Знали ли об этих историях мудрецы Востока, нам неизвестно. Но они хорошо знали карту звездного неба и с большим почтением относились к звездам, связывая их с судьбами отдельных людей и всего мира.

В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть:
– кометой;
– соединением планет (парад планет);
– новой звездой;
– специально сотворенной особенной звездой;
– ангелом в образе звезды.

Не так важно, чем была эта звезда. Бог говорит с людьми на их языке. Волхвы читают небо, и Бог творит звезду, чтобы она указала им путь.

Но почему эту звезду волхвы сочли знамением рождения Царя в Израиле?

Ответ на этот вопрос дает нам Церковь во второй паремии Рождественского сочельника из Книги Чисел (24:2–3, 5–9, 17–18).

Благословение Валаама

Попробуем мысленно перенестись на двенадцать веков раньше, к событиям Исхода.

В конце странствия по пустыне израильтяне достигли Моавитских владений и подошли к стенам Иерихона. Царь моавитян послал своих людей к знаменитому тогда прорицателю Валааму с просьбой прийти и проклясть Израиль, чтобы моавитяне смогли одолеть его. Валаам описывается как “муж с открытым оком”, слышащий слова Божии и видящий видения Всемогущего (Чис 24:3–4). Он мог бы стать величайшим пророком Ветхого Завета, но корысть, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему в этом. Вот и сейчас он идет, поначалу желая обогатиться, но Бог вмешивается и принуждает его благословить Израиль:

2 Был на Валааме Дух Божий.
3 И произнес он притчу свою и сказал:
5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!
6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах;
7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.
8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит .
9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

Валаам видит Израиль как оазис в пустыне, как райский сад. И вместе с тем он видит и грозную силу, сокрытую в этом народе. Он чувствует среди Израиля присутствие Господа. Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Прекрасен и благословен. Опасно проклинать его!

Но вот взгляд Валаама переносится вдаль, и он видит даже большее:

17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.
18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Что же он видит? В народе, особо отмеченном Богом, через довольно длительный промежуток времени должен появиться Некто, кто славой Своей будет подобен звезде, и кто при этом будет владеть жезлом, властью. Он должен победить врагов Израиля: моавитян, едомитян.

Отчасти это пророчество осуществилось в фигуре Давида. Но его победы не прошли проверку временем, довольно скоро подчиненные им моавитяне вновь обрели независимость, а ко времени Евангельской истории Израилем даже стал править потомок Едома — идумеянин Ирод.

Так кого же видел Валаам? Сам Господь открывает евангелисту Иоанну: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16).

Звезда от Иакова — это прообраз Самого Христа, соединившего в Себе сияние славы Отчей и духовной власти над миром. Воплотившийся Сын Божий будет путеводной звездой для ищущих Царства Небесного, которая в ночи освещает нашу жизнь.Это поняли волхвы, и потому в церковных песнопениях они называются учениками Валаама.

Что для вас означает Рождественская звезда?

Это просто напоминание о празднике, радости?

Это точка в пространстве, указывающая на Богомладенца?

Это образ того, Кем является Сын Божий — по сравнению со всеми другими “звездами” и “жезлами” этого мира?

Вот как отозвался на этот вопрос Борис Пастернак:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак, «Рождественская звезда». 1947 г.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Библейский колледж «Наследие»

Колледж, где изучают Библию.

  • С первой звездой: история и традиции Рождества

    Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились (хотя и не так строго, как перед Пасхой). В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы.

    Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.ru.

    История праздника

    Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота.

    Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть (смирной помазывали умерших).

    Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. 24 декабря, в сочельник, служат мессу, а в домах на полу и под скатертью раскладывают сено — как напоминание о хлеве и яслях, где родился Иисус.

    Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.

    Елка на Руси и в СССР

    Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения (по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать). Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы (тогда еще Москвы), а не интерьера.

    Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.

    К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.

    В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет (как, впрочем, и на остальные религиозные торжества).

    В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления (которые, разумеется, не касались евангельских событий), дарили друг другу подарки. В частности, в газете «Правда» от 28 декабря 1935 года была опубликована статья, призывающая отказаться от «буржуазной» трактовки и «неправильного осуждения» традиции, а также вернуть детям «прекрасное развлечение» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

    Рождественские традиции

    Канун Рождества — сочельник — в России отмечали скромно и в императорских дворцах, и в крестьянских избах. За стол садились только вечером — после восхода первой звезды, символа Вифлеемской, знаменующей рождение Христа.

    В Рождество начинались Святки, которые длились до Крещения. В народе их называли святым временем: считалось, что в эти дни можно увидеть вещие сны или каким-либо другим образом получить предсказания будущего. Потому их и связывают с гаданиями (в другое время подобного рода развлечения христиане не приветствуют, а в Святки это не возбраняется).

    В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому в каждом доме на нем лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Колядки — традиция дохристианская, когда люди верили, что при помощи откупа можно отогнать от дома злых духов. Зимой славяне отмечали праздник Коляды, связанный с зимним солнцестоянием, но позднее он был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки сопровождались карнавальными элементами — переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

    Особенно весело праздник отмечали в селах. Роль нечисти исполняли девушки и юноши, распевавшие песни-колядки, устраивавшие танцы и игрища под окнами соседей и выпрашивавшие угощения. Этот языческий обычай, некоторыми деталями схожий со славлением, долгое время прочно ассоциировался с Рождеством.

    Славление же традиция полностью христианская, зародившаяся в IV веке, при римском правителе Константине Великом. В России с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая патриархом, следовала во дворец славить Христа и поздравлять государя и членов царской семьи с Рождеством. В селах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками.

    В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество — вертеп (от старославянского «вертепъ» — пещера). Он представлял собой переносной ящик, украшенный вертящимися плоскими куклами и звездами, в котором воспроизводились рождественские события.

    Позже вертеп мог быть кукольным, мог быть и живым, с участием актеров, а мог быть и статичной композицией с использованием фигурок из разных материалов. Последние появлялись, например, на улицах и площадях. Закон жанра запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, их могли заменить иконой, а вот в роли волхвов, пастухов и иных персонажей могли выступать и куклы, и актеры.

    Рождественские угощения

    Среди рождественских традиций и обычаев большое внимание уделялось застолью. Главным блюдом на праздник считалось мясо: к Рождеству солили окорок, коптили ветчину, начиняли колбасу. После постных супов готовили щи с бараниной и говядиной.

    В сочельник разговлялись кутьей, а после ели жареного гуся или свиную голову. Пекли блины из овсяной муки — овес считался символом рождественских празднований. К блинам готовили пряженину, густую мясную подливу. На Рождество изготавливали пряники козули. Их лепили руками в виде коров, овечек, козочек и оленей.

    Запивали блюда и закуски традиционным сбитнем. Для детей его делали безалкогольным, взрослым же предлагали сбитень с пивом, бренди, водкой или вином.

    Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов

    Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

    Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

    Могла ли звезда, побудившая трех «мудрецов с Востока» отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?

    Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения — что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

    Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение «звезды волхвов», еще в 1970-е годы.

    Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

    Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

    «Три царя», пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как «волхвы» или маги — почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

    Слияние планет

    Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

    Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

    «Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране , — говорит профессор Хьюз. — Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом».

    Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

    Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет — когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

    «Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн», — объясняет Хьюз.

    По мнению ряда исследователей, серия из трех таких «парадов планет», произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

    Image caption Нередко кометы словно «зависают» или «останавливаются» над горизонтом

    Тим О’Брайан, помощник директора обсерватории «Джодрелл Бэнк» в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. «Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе», — говорит он.

    «После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы «обгонять» их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе», — объясняет О’Брайан.

    По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

    Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб — то есть в одном из знаков Зодиака.

    «Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, — подчеркивает О’Брайан. — Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».

    Хвостатая звезда

    Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

    Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они — «большие грязные комки снега», летящие через космическое пространство.

    «Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять — солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает «хвост» из кометного материала», — рассказывает О’Брайан.

    По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, — один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

    «Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы «останавливаются» над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела», — говорит Хьюз.

    Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

    Менее вероятный, но более знаменитый кандидат — комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

    Те, кто склоняются в пользу версии «пятого года», указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

    «Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках», — говорит Хьюз.

    «Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями — чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, — рассуждает профессор астрономии. — Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием».

    Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

    «Хороший кандидат»

    Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

    Существуют записи — опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке — о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

    Хьюз говорит: «Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом».

    По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является «хорошим кандидатом» на звание Вифлеемской звезды.

    «Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, — объясняет он. — Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире». По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

    В то время как другие «знамения» нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, — говорит он, — прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

    «К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли «следовать» за этой звездой, направляясь в Вифлеем».

    За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

    Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

    Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

    «Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались «замять» свое открытие», — говорит Хьюз.

    Что такое Вифлеемская звезда

    Что представляет собой Вифлеемская звезда?

    О Вифлеемской звезде впервые говорится в Евангелие от Матфея. В нем сказано, что появление на небесном своде новой яркой звезды известило волхвов о рождении нового Царя Иудейского. Именно она привела их в Вифлеем к жилищу Святого Семейства и колыбели новорожденного Христа.

    История о волхвах и Вифлеемской звезде

    В конце I в. до н.э. в Палестине, находящейся под владычеством Рима, распространилась легенда о скором рождении нового Царя Иудейского, который станет Спасителем Мира и освободит народ от гнета греко-римлян. Евреи, страдающие под правлением жестокого правителя Ирода Великого, с нетерпением ждали знамений.

    И когда на восходе зажглась яркая звезда, трое волхвов отправились за ней, чтобы поклониться новому Царю. Звезда вела путников до города Вифлеем, где остановилась над домом с колыбелью Христа, дав знак, что здесь есть цель их путешествия. Принеся дары, странники вернулись на родину и продолжили нести весть о рождении Спасителя.

    Вифлеемская звезда в современном Христианстве

    В наши дни, в городе Вифлеем, в Пещере Рождества Христова находится колодец, куда, по легенде, упала Вифлеемская звезда после того, как завершила свое предназначение. Существует поверие, что если долго вглядываться в темноту колодца, можно увидеть отблеск упавшей звезды.

    В IV в. н.э. над пещерой построили Храм Рождества Христова. Храм является одним из наиболее древних в Израиле. Позднее, в 1717 году, в Пещере Рождества монахи установили серебряную Звезду Вифлеема.

    Серебряная Звезда Вифлеема выполнена в виде 14 лучей — остановки Крестного пути Иисуса. Надпись на ней гласит: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа — 1717». Число указывает год, в котором монахи установили звезду.

    Однако в 19 веке турки похитили звезду и она так и не была найдена. Впоследствии турецкий султан подарил Храму вновь изготовленную Звезду.

    С тех пор и по сей день не прекращается поток паломников к Храму Рождества, над которым 2000 лет назад горела яркая путеводная звезда.

    Научное объяснение Вифлеемской звезды

    Такое значимое явление как рождение Иисуса и все связанные с ним события не могли не привлечь внимания различных исследователей. Они пытались и пытаются найти научные свидетельства, опираясь на современные знания в области астрономии, географии, физики и других точных наук.

    Известно, что Евангелие от Матфея — одно из самых ранних жизнеописаний Христа. А потому — одно из самых точных и заслуживающих доверия. Волхвы и царь Ирод являются реальными историческими лицами. Тогда и Вифлеемская звезда представляет собой реальное явление, существовавшее во времена рождения Иисуса.

    Вот некоторые из гипотез ее происхождения:

    • метеориты;
    • комета;
    • рождение новой звезды;
    • наблюдаемый парад планет;
    • шаровые молнии;
    • нло.

    У каждой из теорий есть свои сторонники и противники. Нужно понимать, что попытки объяснить явление, которое происходило 2000 лет назад, едва ли приведут к какому-либо точному ответу. У любителей необъяснимого всегда останутся 2-3 варианта на выбор.

    Комета

    По данным астрономов, в 12 году до н.э. с Земли недалеко от Земли пролетала комета Галлея. Она была видна в течение шестидесяти дней. Выглядела она как стрела, висящая над горизонтом, повернутая острием вверх. Теоретически, она могла выступать в роли Вифлеемской звезды. Но уже в то время астрономы умели отличать кометы от обычных звезд и считали их плохими предвестниками. Чаще всего с ними ассоциировались многочисленные неприятности: мор, засуха, болезни.

    Рождение новой или сверхновой звезды

    Примерно в 5 году до н.э. китайские астрономы наблюдали явление, похожее на рождение новой звезды. На протяжении 70 дней на небе неподвижно горела яркая звезда, указывая на дом Марии и ее младенца.

    Несмотря на сложность обнаружения следов рождения новой звезды спустя длительное время, в 2005 году астрономам удалось обнаружить в галактике Андромеды, которая находится от Земли на расстоянии 2.5 миллиона световых лет, остатки вспышки сверхновой звезды.

    Парад планет

    Известный астроном Иоганн Кеплер выдвинул теорию о том, что явление «Вифлеемская звезда» — ничто иное как соединение планет Сатурна и Юпитера, которое произошло в 7 году до н.э. А вскоре после этого, в период со 2 по 3 годы до н.э., произошло еще несколько соединений космических тел. На этот раз вблизи друг друга выстроились Регул и Юпитер, а затем Венера и Юпитер.

    Впрочем, являлся ли парад планет Вифлеемской звездой, астрономы не дают убедительного ответа. Яркость и положение на небе этих явлений мало соответствуют описаниям из Евангелие.

    Несмотря на большое количество теорий о происхождении Вифлеемской звезды, общепризнанно верной ни одна из них так и не стала.

    Для христиан всего мира Вифлеемская звезда остается символом чуда и рождения новой надежды.