Владимир храм

Alexcris ›
Блог ›
Умирающие здания Москвы. Корпус ГБУЗ ДГКБ святого Владимира.

Довелось там быть в феврале.
Пока ожидал изучил окрестности.
Заметил на окраине территории больницы старый корпус, ныне заброшенный.
Будет ли он использоваться — большой вопрос. Здание уже сильно пострадало, вряд ли будет удовлетворять современным нормам. Стоит, наверное, только лишь потому, что вроде бы как относится к архитектурным памятникам.

Полный размер

Когда то было передовым для своего времени сооружением.

Полный размер

Сейчас постепенно разрушается

Полный размер

Быть или не быть ему в будущем?

Из истории.
В 1872 году П.Г. фон-Дервиз обратился к московскому генерал-губернатору князю В.А.Долгорукову с письмом. В нём говорилось:
– «В Москве проведены мною лучшие годы моей общественной деятельности. Посему исключительно тем, и ничем иным, как устройством Образцовой Детской Больницы, я желал бы почтить память всех старших детей, утраченных мною в России. На это богоугодное дело я предназначаю капитал в четыреста тысяч».

Для новой больницы было выбрано место невдалеке от древней вотчины бояр Романовых, села Покровское-Рубцово, посреди роскошной березовой рощи, вблизи от Сокольников и Яузы. Условий для своего пожертвования Павел Григорьевич поставил всего три:
— сохранять за больницей название Больницы Святого Владимира
— построить и содержать её в соответствии с образцовой больницей
— оставить навсегда в больнице 100 кроватей бесплатными для сирот и детей беднейших родителей.

Основные здания больницы были сооружены по проекту московского архитектора Н. А. Тютюнова и приглашённого из Санкт-Петербурга академика Р. А. Гёдике.
Не удивительно, что в этом первоначальном виде больница была признана образцовой на Парижской всемирной выставке 1878 года, на Всероссийской выставке в 1882 году и награждена золотой медалью на всемирной выставке в Брюсселе, как лучшая в Европе детская больница. Содержание больницы приняла на себя Дума.
Больница открылась для приема больных 1 августа 1876 года.

Так как с историей больницы в полном объеме туго (везде одни и те же записи), то судя по внешнему виду относительно новых корпусов можно сделать вывод, что в 70-е гг ХХ века часть старых построек уже была снесена и на их месте возведены два больших многоэтажных здания.

Владимирский собор в древнем Херсонесе — это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор — всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: «Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе». Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов. Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству. Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии — Херсонес.

В «Повести временных лет» говорится: «При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: «Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды». Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: «Если сбудется — крещусь». Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: «Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны». В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: «Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего». И приказал Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: «Теперь узнал я истинного Бога!» Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом. По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа…» Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви. От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 году были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного,милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. «Почему, князь, ты злодеев не казнишь?» Он отвечал: «Боюсь греха». Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности». На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие. Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы. Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854–1855 гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии — Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д. И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием — колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники — академик живописи А. И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.

Восстановление собора

Не мало трудов пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Проблемы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л. Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в Свято-Владимирском соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Огласительные беседы

В Свято-Владимирском соборе проводятся огласительные беседы перед крещением и венчанием, что позволяет осознать таинства церкви, укрепиться в вере православной и спокойно влиться в жизнь церкви. Особое значение имеет огласительные беседы перед крещением для родителей и крёстных, а так же тех, кто крестится во взрослом возрасте. Огласить — значит научить понимать нашу веру и воцерковить. Воцерковление же значит стать Христовым, слиться с церковью, стать постоянным прихожанином храма участвующим в таинствах церкви и жить во Христе. Перед крещением проводится три беседы, на беседах изучают: семь таинств церкви, понимания символа веры, обязанности крёстных родителей, о православном храме и литургии, о сектах. На огласительных беседах даётся самое основное и очень кратко так, как невозможно за три беседы всё объять. Поэтому необходимо продолжать беседы и после крещения с новообращёнными, а так же и с прихожанами, которые ходят в храм и не знают: «что там происходит и зачем они там стоят»? В дальнейшем будут проводится беседы и для воцерковлённых прихожан на различные темы.

Крещение без огласительных бесед очень опасно. Как правило, люди, крестившиеся без бесед, редко становятся постоянным прихожанами храмов, крёстные родители забывают сой обет, данный перед Богом, во время крещения, а некоторые по непониманию и незнанию своей веры попадаю в различные секты и их оттуда очень трудно вытащить, а порой и невозможно.

Перед венчанием огласительные беседы имеют так же важное значение, как и перед крещением. Беседы перед венчанием помогают венчающимся, осознать само таинство, подготовиться перед исповедью и причастием Святых Христовых тайн, что важно перед венчанием так как, на венчание нужно приходить в чистоте души, подготовиться к совместной жизни, строительству домашней церкви. На беседах по венчанию читают: о таинстве венчания и ответственности перед Богом за данный обет, о православной вере и воцерковлении. После венчания так же важно быть воцерковлённым и в дальнейшем приходить в храм со всей своей семьёй и воспитывать своих детей в православной вере своим примерам жизнью во Христе.

Дай Бог, что бы каждый приходящий нашёл своё место в храме, взошёл на корабль церкви, кормчий которого Христос и укрепился в вере православной.

vladimirdar


Всего 47 фото
По ряду обстоятельств, больше месяца я ничего не публиковал в ЖЖ… И, задавая себе вопрос – с какого же архитектурного объекта мне, таки, продолжить свои рассказы о Старой Москве, о чем сейчас написать — ответ ко мне пришел довольно скоро – конечно же, о Церкви святого равноапостольного князя Владимира, что в Старых Садех! И действительно – уж, сколько раз, гуляя по удивительным переулкам и тайным закоулкам Ивановской горки в Кулишках, я проходил мимо неё, любуясь теплым, родным и необычайно возвышенным её образом, фотографировал эту церковь бессчётное количество раз… Да, и, вообще – названа она в честь моего святого – князя Владимира!…
Ну, так, решено! Следующий мой пост будет именно о ней.
В этом материале, наряду с историческими выкладками, я постарался проиллюстрировать свой рассказ большим количеством фотографий этой церкви, снятых в разное время, в разных условиях по свету, с использованием различного фото оборудования. Так, что, наверное, будет любопытно увидеть эту древнюю русскую красавицу в разнообразнейших видах и ипостасях. Так можно прикоснуться к трепетной душе этого храма и услышать его захватывающую историю и, с тем, что с ним связано. Как всегда, я попробую передать свои некоторые личные ощущения и впечатления об этой удивительной и близкой мне как по своему духу, так и по образу церкви.
Храм святого князя Владимира находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков — Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря.
Этот храм посвящен легендарному князю Владимиру, тому, кто крестил Русскую землю, кто принес нам христианскую веру. Святой равноапостольный князь Владимир был правнуком Рюрика, внуком святой равноапостольной княгини Ольги и младшим сыном князя Святослава. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел (как говорится в официальной истории церкви) заблуждение язычества и стал искать Истину в Вере.


После эти долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что было ему тогда 25 лет, когда он крестился, а уже в 988 г. произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси.


Князь Владимир принял христианскую веру Христову всей широтой своей русской души. И обращение его к Богу было совершенно искренним. Из язычника и сластолюбца (справедливости ради, следует отметить, что многие авторы таковым его не считают) он превратился в рассудительного и человеколюбивого правителя, проявляя великое милосердие к нищим и убогим.
Тридцать три года восседал на киевском престоле князь Владимир, двадцать восемь лет он правил Русью уже, будучи крещеным. И все эти годы он способствовал распространению в стране просвещения, возводил церкви и строил города и при этом успешно отражал нападения недружелюбных соседей. За добрые дела и неустанную заботу о государстве русский народ стал ласково величать великого князя Владимиром Красное Солнышко.


Вместе со святым Владимиром изменилась и вся Русь — из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых, а его сыновья — Борис и Глеб стали первыми святыми, прославленными Русской Православной Церковью. Начало празднования князю Владимиру как великому угоднику Божьему и заступнику земли Русской установилось во времена Александра Невского после его победы на Неве, которая произошла в день памяти великого князя Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю).
Храм Святого Владимира находится в историческом районе Москвы, на Ивановской горке, который раньше называли Кулишки (об истории Кулишков я рассказывал в своем материале о «Храме Трёх Святителей на Кулишках»). Местность эта известна в московской истории с начала XV века – а, Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что указывает на тот факт, насколько привилегированноым было это местечко в старину.


Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. Возможно, замысел своего деда уже с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Кстати, единственным уцелевшим участком этих садов является известный москвичам Морозовский сад на Ивановской горке.
Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и этот переулок в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И, возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался впоследствии был связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке, но это уже совсем другая история)


В 1514 году Василий III, после взятия Смоленска, повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему, кстати, в Кремле Архангельский собор.

Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи (за 1514 г.), «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…». В числе этих одиннадцати ново устроенных храмов были Введенская церковь на Лубянке, знаменитая церковь святой Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой и Владимирская церковь в Старых Садах.
Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.


Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в этой церкви новый придел во имя святых Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белокаменная красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.


Вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного.

Старосадский переулок.

Ивановский монастырь…

Вид на Ивановский монастырь с церковной территории Храма Святого князя Владимира — с южной стороны.

Это место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были и Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоят в тихом Подкопаевском переулке. Как нибудь, «доберусь» и до них)
Полтора столетия простояла «алевизовская» постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что много объемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается и этот самый предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна.

До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола. В житии преподобного Илариона, основателя знаменитой Флорищевой пустыни (скончался он митрополитом Суздальским в 1707 году) описан случай изгнания беса, который историки связывают с упомянутой богадельней.
В 1666 году «в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…». Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…». В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта.
«Бесовский») дом-причта-богадельню можно увидеть в левой нижней части кадра.

Это вид на Храм со стороны Хохловского переулка.

Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой «алевизовской» постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не один раз — ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году…

Вид на храм с запада.

После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства. В июле 1813 г., ссылаясь на уважение к памяти св. князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм», он просит разрешения «исправить церковь на свой кошт». После ремонта главный храм и придел святых князей Бориса и Глеба были освящены 19 ноября 1819 г. Придел же во имя святых мучеников Кирика и Иулиттты был освящен только в 1827 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.

К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в., разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников. Многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках, потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты.

До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира, как уже отмечалось, находился старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) — праздновался также и в храме Крестителя Руси.

В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.

Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».

Храм возобновлялся и в 1874 г., при этом особая роль принадлежала старосте Павлу Васильевичу Патрикееву, который заменил разваливающийся от старости иконостас, вызолотил все ризы на иконах, а частично сделал новые, возобновил, почти исчезнувшую от времени живопись, поставил новые паникадила и подсвечники, отделал заново придел Бориса и Глеба, поставил на куполе и колокольне новые позолоченные кресты. В дальнейшем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX вв. основными причинами ущерба были стихийные бедствия. 25.
Шесть веков на Ивановской горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства». На этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей — набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX-м веке.
Храм вызывает какие-то бережно-возвышенные теплые чувства. Хочется наслаждаться его стройными архитектурными формами, в которых веско отпечаталась история не только Москвы, но и всей Руси. Нет ни одной одинаковой церкви в Старой Москве, но лично для меня эта церковь является одной из самых уникальных, «живых» и неповторимых…

Это восточный портал.

Восточная часть церковной территории.

От храма работы Алевиза Нового сохранились нижняя часть стен и южный портал (сейчас это главный вход в церковь — на фото ниже — он справа) – очень красивый и богато украшенный широко применявшимися на рубеже XV-XVI вв. зателивыми архитектурными деталями: «дыньками», колонками, сноповидными капителями, поясками…

Как выглядела верхняя часть храма – неизвестно.

В церкви я не снимал. Не знаю, почему — так бывает… Хочется оставить таинства и внутренние духовные переживания сокрытыми… В церкви торжественно, безмолвно, ты ощущаешь как храм тихо «говорит» с тобой…
Ты, как будто, растворяешься в нем, а он в тебе. Незабываемое чувство!

Эти останки очень старого дерева в пределах церковной ограды, как артефакт, еще можно было наблюдать в 2011 году…
По моему, сейчас его уже нет.

Декор храма очень богат. Необычны его барабаны, украшенные рельефным переплетением жгутов, выполненных из тесаного кирпича.

Лопатки храма разделяются широкими пилястрами, окна обрамлены узорчатыми наличниками. Изяществу и легкости узоров на фасадах храма противостоит массивность и приземистость трех широких апсид, украшенных мелкой аркатурой под карнизом.

Верх храма снова перестраивали в XIX веке. Вероятно, строители стремились к некоторой стилизации, сохранению привычного вида храма (хотя бы отчасти), поэтому многие детали внешней отделки не похожи на современные им.

Храм был закрыт в 1933 году. В 1937 году церковь начали разбирать. Были разрушены пять глав, венчающих храм, уничтожено внутреннее убранство — помещение готовили и передавали ОГПУ.
Впоследствии от полного уничтожения церковь была спасена вмешательством органов государственной охраны памятников города Москвы. Здание церкви было передано в ведение Государственной публичной Исторической библиотеки, которая разместила в ней свои резервные фонды. В 1980 году в здании храма произошёл пожар, уничтоживший книги и сохранившиеся остатки росписей на стенах. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма – тогда даже воздвигли крест на колокольню.

В 1990 году, после завершения реставрационных работ внешней части храма, он был передан Русской Православной Церкви. В 1991 году, после длительного перерыва, в отреставрированном Владимирском храме состоялась первая литургия.
Напомню, что главный престол церкви освящён во имя святого равноапостольного князя Владимира, боковые приделы — в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и святых мучеников Кирика и Иулитты. Святейший Патриарх Алексий II 28 июля 1992 г. совершил великое освящение главного престола и возглавил в храме Божественную литургию. В 1998 году возобновились богослужения в приделе благоверных князей Бориса и Глеба.

В настоящее время при храме действует воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, книжное издательство.

Ну, что ж, — мы узнали еще об одном удивительном храме Старой Москвы. Храм не простой — здесь творилась сама История, история нашего страны, нашей государственности. Надо сказать, что с большим удовлетворением, легкостью и истинной чистой радостью я готовил этот материал… До новых встреч!)

Дорогие прихожане нашего храма, братья и сестры!

Сейчас, в трудное время эпидемии мы должны особенно позаботиться о нашем храме, т.к. самоизоляция и карантин прихожан в условиях продолжающегося строительства каменного храма уже опустошили казну нашего прихода. Кроме совершения богослужений мы стараемся проводить интернет-трансляции в инстаграм канале наших катехизаторских курсов @churchlifeblog и на инстаграм канале храма @svladimirru, а так же аудиотрансляции на канале храма YouTube в прямом эфире:

Заздравные и заупокойные поминальные записки можно переслать по интернету на электронный адрес нашего чтеца, Николая shutikoff.nickolai@yandex.ru или продиктовать по телефону дежурным 8-967-002-52-61.

Просим вас не забывать, что храм остро нуждается и в ваших пожертвованиях, которые также можно осуществить, переводя их на счет храма по интернету на странице: svladimir.ru/помощь-храму/пожертвование/.

Чтобы не умолкла молитва в храме поддержите храм своими заботами и участием!

Новостная лента нашего храма в whatsapp открыта!
Присоединиться к ней можно пройдя по ссылке: https://chat.whatsapp.com Все комментарии отключены. Только новости.

По адресу ул. Перовская, 64, был выделен земельный участок 0,21 Га под строительство храма святого равноапостольного князя Владимира. В 2014 году на этом участке был возведен небольшой временный деревянный храм и освящён в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Ведутся работы на строительной площадке каменного храма. Приход постоянно нуждается в средствах для продолжения строительства!

Сделать пожертвование

Община храма ведёт активную деятельность в самых разных направлениях: просветительские беседы об основах веры, воскресная школа, более двадцати концертов классической музыки, помощь нуждающимся вещами, секция судомодельного спорта, ежегодные семейные праздники, занятие с детьми, паломнические поездки, театральная студия для молодежи и многое другое. Множество добровольцев и трудников объединились вокруг храма.

Маленький деревянный храм давно не вмещает всех желающих. Даже в будние дни он наполнен верующими. По воскресеньям и праздникам места для всех не хватает. Большая часть прихожан стоит на улице.

На этом сайте вы можете получить подробную информацию о расписании богослужений, направлениях деятельности прихода, последних новостях.

Присоединяйтесь! Вместе мы сможем сделать этот мир лучше!