Влюбленность православие

Святые отцы о семье и браке

— Святые отцы и подвижники благочестия о семье и браке.

Святитель Иоанн Златоуст

В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.

*

Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.

*

Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.

*

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

*

Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

*

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности к житейскому.

*

Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей.

*

Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче.

*

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге.

*

Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.

*

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь. Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство.

*

Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

*

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

*

Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую.

Священномученик Киприан Карфагенский

Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать.

Преподобный Исаак Сирин

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любя ближнего ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Преподобный Марк Подвижник

Невозможно иначе спастись, как только через ближнего, как заповедал Господь, сказав: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Преподобный Нил Синайский

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за неё презирается любовь к Богу.

Святитель Василий Великий

Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному; рождайте души и воспитывайте детей духовно.

Преподобный Геннадий Костромской

Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом.

Святитель Тихон Задонский

Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела́, но души человеческие убивают своим нерадением!

*

Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Феофан Затворник

Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием.

*

Не нужно смотреть, что дитя мало, – следует с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога.

*

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная.

*

Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

Преподобный Антоний Оптинский

Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению.

*

Праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Преподобный Анатолий Оптинский Младший

Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили, мы не смеем требовать.

*

Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!

Преподобный Нектарий Оптинский

Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к таинству христианской Церкви.

Преподобный Никон Оптинский

Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребёнок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей.

*

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

*

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

*

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

*

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

Подвижники благочестия о семье

Игумен Никон (Воробьёв)

«Сохраняйте мир в семье любою ценою!»

«Любовь вы­ше всего, всех подвигов…»

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть.

*

Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч.

Я не встречал ни одной девушки или одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плот­ское только, а ещё в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на своё место, чтобы создать одного целого человека.

*

Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!

Вам обязательно нужно это время быть с семьёй, помочь устроиться, выполнять все поручения без ропота, оказать любовь своим в это трудное время. Любовь вы­ше всего, всех подвигов. Потом, когда всё устроится, можно будет думать о себе.

*

Любовь даже к человеку стремится выразить себя де­ланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать её, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявления любви.

*

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8); не сказано, что Бог «имеет любовь», а – есть Любовь, Любовь Божественная, превосходящая вся­кое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбив­ший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опас­ности?! Никогда этого не может быть!

*

Страсть не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою – дружба и любовь видят всё, но покрывают недостатки и помогают другу избавляться от них, преодолевать, подниматься со ступени на ступень.

Схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский старец

«Пламенная любовь без религии очень ненадёжна».

«Боже упаси тебя уходить от мужа…»

Не советую тебе мечтать о монастыр­ской жизни. Господь ведёт тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью. Умудряйся жить ради Христа семейной жизнью, и Господь, видя твоё произволе­ние, поможет тебе спастись и в семейной жизни – в этом не сомневайся. Препо­добный Макарий Великий приводит в пример двух женщин, угодивших Богу, которые пришли в совершенство в духов­ной жизни, были даже выше отшельни­ков. У них было желание проводить жизнь в монастыре, но по некоторым причинам они имели мужей. Господь, ви­дя их произволение угождать Ему в монастыре, помог им спастись и в семейной жизни. В данное время жизнь в монасты­рях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастыр­скою жизнью.

*

Христос посреди нас!

Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смире­ние, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уж явно враг старается возмутить душу. Не слу­шай его, успокойся, не мятись, не уны­вай, старайся молитвой отогнать подоб­ные возмутительные мысли. Дух Святой говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (см. Иез. 33, 11). Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змий, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнётся твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись. Вспомни: и ты ведь спо­тыкалась.

*

Вот что я заметил: под старость вре­мя летит быстрее, ибо чувствуется, что всё кончено, приближается время пере­хода в вечность; как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия-то игра­ет: побудут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хо­рошо пойдёт семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картины прой­дут у них в голове, и опять останутся одни.

*

Радует меня, что у тебя есть стремле­ние о едином на потребу. Старайся духа не угашать. Брачный союз не должен те­бя смущать, ибо он Богом благословлён. Однако старайтесь друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов. Умудри вас, Господи! Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может.

*

Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему, можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадёжна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на помощь Божию и Царицы Небесной.

*

Христос посреди нас!

Вот мой совет тебе: отклони просьбу дамы, которая просила тебя поговорить с её мужем. Пусть они сами разбираются, тебе ведь неизвестны причины, да и не надо узнавать семейные неурядицы. Нам, духовникам, приходится выслушивать рассказы о разных семейных неприятнос­тях, мы, конечно, обязаны, поскольку сможем и посоветовать. Ты хорошо сдела­ла, что посоветовала ей молиться, и сама помолись, но просьбу поговорить с её му­жем и посоветовать ему что-либо отклони повтор­но. Умудри тебя, Господи.

*

Когда мы подвержены страстям – го­ворю о самомнении, тщеславии, гневе, лу­кавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми…

*

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лице­мерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. Встретишь такого – на вид просто душа-человек, сразу и не поймёшь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутрен­нее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.

А у кого в корне любовь, такой чело­век уже не двойственен, ибо у него про­стота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от при­роды имеют такие дарования, но они уз­наются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает.

*

Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», — говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учитель, что повелишь сделать с ней» (прочти в Евангелии от Иоанна 8, 3–11).

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему весёлый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдёт. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде…

*

На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всём. Конечно, исключая требования православной веры. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает – это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нём просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Н., сохрани и вразуми его». И прочее всё предоставь Божию милосердию и будь спокойна.

*

О своём муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия; молись и расположись на волю Божию и всё прочее предоставь Божию милосердию.

*

Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами».

«Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними,

не исказите в них образ Божий…»

… А семью Вам нужно сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только ск­азать легко: «Разведусь!»

*

Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Нужно и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.

И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём.

*

С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдёт периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает… Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

*

Примите все скорби, какие переживаете через своё чадо, как очистительное наказание за своё прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.

*

Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

*

Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.

Любовь — это Дар Бога, и награда, и испытание

Знания Духовные от Учителя в виде бесед через проводника Анну Тихоновну Горобец. Текст бесед печатается по её просьбе.
Узнать о ней вы можете в первой статье, которая называется «Анна Тихоновна Горобец».
12.02.2003. – 1ч.45м. Из личных записей. – … Испытание на любовь не бывает лёгким. Человек влюблён всерьёз и надолго. Он будет страдать от того, что его чувство безответно и безнадёжно. Но ты ничего не сможешь ему предложить, кроме доброго отношения. Для него безнадёжность его чувства явится трагедией.
Так иногда догоняет карма отверженную любовь. Ты будешь страдать от своего бессилия что-либо изменить. И это не единственное испытание…
Помни, что Любовь – это Дар Бога. Она может быть и наградой, и испытанием в зависимости от отношения к ней. Постарайся сохранить чистоту своего сердца, ибо ответить земной любовью оно не сможет. А ложь в любви недопустима и наказуема. Усиль свой внутренний Свет. Это будет твоя Светоносная защита, через которую сможет найти путь к твоему сердцу только такой же силы Свет. И да будет на всё Воля Божья.
2ч.05м. – Много бесед было посвящено теме Любви. Великое, Святое чувство, бесценный Дар Бога, данный человеку. В отличие от Божественной Любви, которая Беспредельна и Всевмещающа, любовь человеческая, как и всё его Бытие, вставлена в рамки Закона Любви, нарушение которого вносит дисгармонию в отношения человека с окружающим миром. Так же, как и Свобода Выбора, данная человеку Богом, вставлена в Закон Кармы, то есть, подчинена Закону Причин и Следствий, любовь подчинена Закону Любви. Да, даётся она как Дар Бога, бесценный Дар, которому нет равных, самый щедрый Дар.
Но всё дело в том, насколько человек готов принять этот Дар, насколько сердце его очищено в покаянии от всех негативных проявлений. В зависимости от чистоты и готовности сердца этот Великий Дар Бога может стать как наградой, так и испытанием. Чистое сердце, наполненное Верой и Любовью к Богу, примет Его Дар как награду, как проявленную милость, которую оно готово излить на всех.
Такая любовь не может быть безответной, ибо она наполняет пространство и несёт Свет каждому, кто с ней соприкоснётся. Она свободна от оков.
Но если такой Дар получает сердце не готовое его принять, в котором ещё не изжиты самость и гордыня, тогда первое чувство, которое рождается в нём – это жажда обладания, желание превратить предмет любви в свою собственность. И если это не получается, возникает чувство ревности, которое лишает спокойствия и свободы самого влюблённого, и приносит немалые страдания предмету его влюблённости. Тогда любовь превращается в тяжкое испытание. Любовь, лишённая свободы и радости, уходит. На её месте остаётся любое другое чувство, привязанность, привычка, симпатия. Но любви нет. Этот бесценный Божий Дар потерян из-за неразумного отношения к нему, из-за попытки привязать его к земному Бытию.
В то время как в любви, настоящей любви, которую Бог дарит человеку, преобладает Духовность. Тогда два существа, две суждённых половинки, сливаются в одно целое. Они дополняют друг друга, они дарят друг другу ничем не омрачённую радость. Они живут в пространстве любви. Они осознают бесценность Дара. И никакие земные ценности не могут сравниться с ним.
Немало бесед было посвящено отношениям человека с окружающим миром. Важная тема. Но ещё важнее отношение человека к самому себе. Человек должен любить себя, но не в отрыве от всего мира, а как часть его. Лишь придя к осознанию своей зависимости от окружающего мира, разумный человек начнёт совершенствовать себя и своё отношение к окружающему миру.
Только так восстановится гармония Бытия, нарушенная человеческим невежеством и бездуховностью, которые явились следствием потери Веры и Любви к Богу, а вместе с ними и Разума. Пришло время, когда Бог возвращает человеку Разум вместе с Духовными знаниями, которые помогут обрести утерянные предыдущими поколениями Веру и Любовь. Открой своё сердце, человек! Очисти его от негатива самости и гордыни. И тогда воссияет оно Светом Веры и Любви. Тогда сможет принять Дар Любви достойно и унести его в Вечность вместе со своей суждённой половинкой.
13.02.2003. – 3ч.50м. Из личных записей. – … О вчерашней встрече. Это было полнейшее слияние энергий единомышленников. Искренняя любовь излучала тот Свет, который является самой большой ценностью для Вселенной. Это Свет человеческой любви. Тот Свет, который объединяет человека с Богом, возвращает «блудного сына» Отцу. Радость Отца-Творца безмерна. Его Творение обретает те качества, которые были в него заложены, но потеряны на долгие времена по причине его непослушания и ошибочного понимания той свободы выбора, которая была ему дана Всевышним Творцом, Отцом Небесным.
Ваша Любовь и ваша Радость, отправленная в Пространство в Магните, возвратится к вам сторицей, если чистота ваших сердец ничем не замутится. Старайтесь сохранять ровность в отношениях с окружающим миром. Помните о его несовершенстве и научитесь любить его, прощая его несовершенство. Людям нужна любовь, а не осуждение.
… Потихоньку приближаемся ещё к одной грани Истины, к Любви, вернее к Закону Любви, ибо Истина и есть Любовь в её Божественном проявлении Беспредельности и Всевмещения.
4ч.15м. – Продолжим разговор о любви. Да, миру нужна Любовь, а не осуждение, ибо даже Бог оставляет Свой Суд на сроки суждённые. А пока Он, изливая Свою Беспредельную Божественную Любовь в Пространство, даёт человеку возможность, очистив и открыв своё сердце, заполнить его Светом Божественной Любви. Тем Светом, который превращает человека в Светоносца и приведёт его к Богоподобию. Тем Светом, который научит людей любить друг друга. Только так будет исполнена последняя Заповедь Иисуса Христа.
Много и пространно говорится в наших беседах о любви. Рассматривали мы её с самых разных сторон и в самых различных ипостасях. Но сколько бы мы ни говорили о ней, человек не сможет ни принять её, ни понять, что это такое до тех пор, пока сам не захочет впустить её в своё Сердце, т. е. пока он не поверит в неё. Без Веры нет Любви. Она приходит только с Верой и с искренним желанием её познать.
В противном случае это будет просто любопытство. А любопытство в Мирах Высших неприемлемо и наказуемо. Малейшая неискренность и фальшь на плане физическом проявится в мире Духовном, невидимом для человека, огромным «облаком» негатива, которое нарушит гармонию в обители Миров Высших, живущих по Закону Любви. По этому Закону Любовь входит в сердце чистое, готовое её принять, Светом Божественной Любви, созвучной чистоте. Она наполняет его этим Светом, и сердце само начинает излучать его в пространство. Поэтому человек в состоянии любви готов обнять весь мир и излить её на всех и всё. Только в состоянии любви проявляется в человеке такая щедрость Духа, когда ему хочется всем поделиться не только с возлюбленным, но и с окружающим миром. И как не скудеет «рука дающая», так не скудеет и сердце любящее, ибо его питает неиссякаемый Источник Божественной Любви.
Познав любовь, стоит ли говорить о любопытстве? Его можно сравнить с заглядыванием через замочную скважину в тот мир, который беспределен в своей красоте, чистоте и в своём Божественном великолепии. Это ослепительный мир Света, который может ослепить сознание, не готовое его вместить, не прошедшее через очищение и через покаяние, но в своей самости и гордыне решившее, что без этого вполне можно обойтись. Так любопытство само себя наказывает «слепотой». «Слепота» – образ собирательный, но в любом случае нормальному человеку она радости не принесёт. Это однозначно.
Поскольку тема нашей беседы о любви, то все, приведенные выше образы, естественно, касаются Закона Любви, в основу которого заложены чистота и искренность. Малейшее искажение этих качеств приводит к нарушению Закона, т. е. к нарушению гармонии. Способы восстановления гармонии, применяемые Высшими Силами для человека, непредсказуемы, ибо их бесчисленное множество. В применении к отдельному индивидууму они для него и предназначены, чтобы заслуженное испытание было ему по силам.
Свет Любви ослепителен для тьмы. Но он созвучен Свету Веры, Духовной чистоты и искренности. Учитесь любить! И пусть ослепительный Свет Любви наполнит ваши сердца и осветит всё вокруг, создавая Пространство Любви и сливаясь с Любовью Бога.
Анна Горобец

Любовь и отношения с точки зрения Православия

Святитель Феофан Затворник на тему любовь и отношения: «За любовь к другим Бог прощает грехи любящего.»
Георгий Задонский:»А у нас разве есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили».
В одной древней молитве есть такие чудесные слова: «Господи, удостой меня понимать и не искать понимания, утешать и не искать утешения, любить и не искать любви». Монах Симеон Афонский: «Любить – самый высший подвиг, а ненавидеть – самое большое преступление.»
Монах Симеон Афонский: » Не тот мудр, кто всех судит, а тот кто всех любит.»

Любовь и отношения в Православии

Священник Алексий (Янг) на тему любовь и отношения:

«Мужчины часто жалуются священникам, что жены не любят их. А потом священник узнает, что мужчина ничего не делает для того, чтобы его любили, просто ожидая любви, словно некий идол, ожидающий жертв и поклонения. Таким мужьям следует уяснить, что единственный способ заслужить любовь супруги, это любить самому, ведь в жизни мы обычно получаем взамен то, что отдаем сами: ненависть за ненависть, любовь за любовь.»

Протоиерей Николай Могильный на тему любовь и отношения:

«Мы порой забываем, что женщина, при всей своей вредности, очень хрупкое существо. И единственный путь к сердцу женщины — это нежность. Когда женщина чувствует, что она любима, она способна на всё. Только любовью, только лаской можно достучаться до её сердца. Когда она чувствует, что любима, у неё открыты уши, открыто сердце, она с удовольствием будет делать то, что пять минут назад отказывалась делать. Какая основная женская претензия? Не неприбитый гвоздь, не разбросанные носки. «Ты меня не любишь!» — вот главная проблема. Она должна чувствовать, что любима, — вот что надо хранить, созидать, а остальное просто приложится.»

Какое отличие любви от страсти?

Любить со страстью – значит убивать и растлевать (опошлять) саму Любовь. Бог привлекает к Себе душу кротостью и любовью, а диавол – притягивает к себе душу острыми крючьями сладострастных мыслей, которые растлевают, расслабляют ее и умерщвляют.

Архимандрит Рафаил (Карелин): «Семья не должна держаться только на «трепете любви», то есть на страсти,- это слишком шаткая опора. Люди, которым вчера казалось в страстном ослеплении, что они не могут жить друг без друга, завтра могут почувствовать себя чужими.
Вы пишете: «Как же… без этого всепоглощающего чувства?». Как раз чувство не должно все поглощать, а давать место долгу, обязанностям и христианскому целомудрию. В противном случае человек делается слепым рабом слепой страсти.»

Какая должна быть девушка?

Протоиерей Артемий Владимиров на тему любовь и отношения:» Должно быть строгой в отношении к самой себе и избегать той ветрености и развязности (если не сказать — бесстыдства), которые столь легко усваивает себе современная девушка, думая, что без этакой «эффектности», броскости она останется незамеченной и не привлечет к себе благосклонного взора таинственного незнакомца. Чем естественнее и проще, скромнее и стыдливее, правдивее и милостивее женская душа, тем она прекраснее.»

Что делать, если полюбил, а тебя не любят?

Протоиерей Игорь Гагарин: «Если вы полюбили человека, не надо этого бояться или стесняться. Я думаю, что нужно молиться и продолжать любить. Ведь мы можем завоевать сердце другого человека своей любовью. Это факт – настоящая любовь обладает свойством притягивать к себе любовь.»

Любовь и отношения в Православии Петр и Феврония

Протоиерей Аркадий Шатов: «Я знаю наверняка: те девушки, которые служат ближним, быстрее и чаще находят себе женихов. Вот кто у нас на клиросе поет – чаще выходят замуж… хотя, может, это потому, что они всем видны с клироса… И кто в реанимации у нас в больнице работает – тоже чаще замуж выходят. И еще, кто в миссионерские походы ездит. Раньше так и говорили девушке в ответ на добрые дела «Дай Бог тебе, милая, жениха хорошего». Так что не отчаиваться надо, а делать добрые дела.

Какая должна быть православная семья?

Монахиня Нина (Крыгина): «Самое главное — понять, что семья это любовь. А любовь предполагает терпение, умение уступать и прощать.»

Что нельзя делать, когда любишь?

Схиигумен Савва (Остапенко):» Один из признаков любви — «не раздражаться»…. Всего печальнее, что от нашей раздражительности и вспыльчивости страдают особенно те, кто нас больше всех любит и больше всех для нас делает. Какие несправедливые, злые замечания приходится иногда самым близким нашим выслушивать от нас! И мы это себе позволяем, зная, что они-то не рассердятся; если же и посердятся, то простят и не порвут с нами отношений, так как любят нас…»

Это загадочное слово»любовь»

Наверное, нет ни одной женщины в мире, которая бы не мечтала о любви. Ничто не может вдохновить, оживить женщину больше, чем любовь. И ничто не может огорчить, навредить ей больше, чем отсутствие любви или несчастная любовь.

Для многих мужчин любовь тоже важна, но все же не в такой степени как для женщин. Мужчины могут найти самоудовлетворение или в работе, или в чем-то другом: рыбалка, охота и т.д.

Так что для женщины любовь – это жизнь. Без настоящей любви, она можно сказать не живая, или точнее не совсем живая и в таком случае можно сказать, становится неспособной выполнять свое истинное предназначение.

И все же женщины слишком мало знают о любви, для того чтобы быть счастливыми. Вокруг любви существует очень много всевозможных предрассудков, всевозможного «тумана», и очень мало истинного знания. Да, проблемы женщин, да и в не меньшей степени и мужчин состоит в том, что они слишком мало знают о настоящей любви.

Так что же такое настоящая любовь? Настоящая любовь – это возвышенная любовь, это та любовь, которая возвышает, приближает к небесам (как того, которого любят, так и того кто любит), это та любой, которая созидает рай на Земле. Такую любовь можно охарактеризовать еще такими словами: благородная, чистая, мудрая, осознанная, позитивная, счастливая, святая. Она побуждает человека становиться лучше, совершенствовать себя, работать над собой, стремиться к совершенству.

Но есть еще и другая любовь, прямопротивопожная возвышенной – это инстинктивная любовь, слепая любовь, она толкает человека к деградации, такая любовь унижает человека, лишает его человеческого достоинства, низводит его на уровень животного. Такую любовь можно очень точно охарактеризовать выражением «тупая любовь», «фальшивая любовь», «негативная любовь», «мертвая любовь», потому что она убивает и разум и душу.

Справедливости ради необходимо отметить, что существуют, по крайней мере, еще два типа любви – это любовь-страсть, которая обычно длится не очень долго, и любовь-дружба, которая нередко бывает между супругами. Но мы этих типов любви здесь касаться не будем.

Обычно любовь когда только возникает, она возникает как очень светлое чувство, но потом, если ее не поддерживать соответствующим образом, она «выдыхается», теряет свою восторженность, возвышенность, свое очарование и превращается в нечто противоположное.

Что же можно сделать для того, чтобы увеличить свои шансы на настоящую любовь и увеличить шансы для своих близких?

Очень важно вначале откуда-то получить очень сильный заряд чистой, возвышенной, мудрой любви. Конечно, лучше всего если ребенок получит этот заряд от своих родителей, ведь он способен чувствовать и впитывать эту любовь начиная с момента зачатия. И тогда ребенок рождается очень здоровым, и с очень большими шансами на большое счастье в свое жизни.

Возникает вопрос, а откуда родителям получить заряд чистой любви, если они не получили его от своих родителей?

Надежнее всего, по-видимому, заряд чистой любви можно получить чистая святые писания. Даже если мы их читаем и нам кажется, что мы ничего не понимаем, все равно их стоит читать. Потому что святые писания в первую очередь предназначены для души и только во вторую очередь – для нашего разума. И первый результат чтения святых писаний – начинает пробуждаться душа, мир начинает казаться лучше, появляется больше оптимизма, больше уверенности в своих силах, человек становится в большей степени способным чувствовать красоту вокруг себя, краски становятся ярче, проблемы начинают представляться не такими уж неразрешимыми, появляется вера в то, что я справлюсь со своими трудностями и у меня будет настоящее счастье в жизни.

И конечно, святые писания, желательно читать не один раз и без комментариев. Почему не один раз?

Потому, что они в отличие скажем от романа или детектива имеют очень большую глубину, и с каждым разом мы становимся способными достигать все большей и большей глубины.

Почему лучше читать святые писания без комментариев?

Потому что комментарии, как правило намного более поверхностны, они не сравнимы по глубине с первоисточником и это мешает нам погрузиться в глубину. То есть наша душа в таком случае недополучает что-то очень ценное, может быть даже самое ценное.

И очень важно читать святые писания не только принадлежащие к какой-то одной религии или традиции. В святых писаниях заложено очень много мудрости. И эта вся мудрость не находится в одном месте, в каком-то одном писании. И прочитав вначале, например, «Новый завет», потом «Бхагават Гиту», а затем опять «Новый Завет», мы уже сможем в последнем найти что-то такое, чего бы мы, не читая «Бхагават Гиты» никогда может быть и не заметили бы.

Потом очень важно читать «святые романы». Наверное самый известный «святой роман» – это «Рамаяна». «Святые романы» читаются сравнительно легко, примерно так же как и обыкновенные романы, но наша душа обогащается так же, как и при чтении святых писаний, а ум получает большое удовольствие.

Что еще важно делать для пробуждения и развития в себе чистой, возвышенной любви?

Очень важно пробудить и развивать в себе благородство. Возвышенная любовь без благородства немногого стоит, она как бы не является совсем полноценной, не имеет большого запаса прочности. А благородство можно развивать в себе только единственным способом – делать что-то хорошее для других людей, особенно для чужих людей, задумываться о том, как можно помочь им решить их проблемы, что можно для них сделать, ну и жертвовать часть своего времени, часть своих ресурсов для блага других людей. Говорят, что благородство способно творить чудеса…

Еще очень важный вопрос: как уберечь только что вспыхнувшую любовь от разрушения, от увядания.

Самый большой вред любви, наверное, приносят обиды. Обида способна буквально «съесть» человека, уничтожить в нем самое лучшее, самое светлое, самое возвышенное – его внутреннюю красоту, обаяние, тонкость, деликатность, дружелюбие, способность уважать самого себя и других людей, верить в добро, справедливость. Но обида не очень опасна без поддержки ее извне, но если человек начинает делиться этой обидой с другими, то эта обида получает такое развитие, что способна собой закрыть для этого человека все хорошее, что есть в этом мире. И, конечно же, особую роль тут играют «доброжелатели». Они думая, что как-то помогают, поддерживают другого человека, на самом деле помогают обиде, делают ей большое одолжение. А как же преодолеть обиду? Мудрые люди говорят, что негативным можно делиться только с Богом или с духовником, тогда происходит что-то вроде процесса исцеления и травма в человеческой душе заживает, а иначе – прощай любовь…

Второе, что мешает возвышенной любви благоухать – это осуждения.

Многие, наверное, слышали и знают что осуждать нехорошо, но, наверное» мало кто понимает почему.

Так почему же нельзя осуждать других?

Во-первых, то, на что мы обращаем наше внимание, проникает в нашу душу. Если мы обращаем внимание на что-то негативное, на то, что нас злит или раздражает, то мы этим и наполняем свою душу (злостью и раздражением) и тем самым уменьшаем свою способность любить. То есть, если хотите, чтобы внутри вас жила любовь, возвышенная любовь, никого не осуждайте, даже преступников, пусть их осуждают те кому это положено, например судьи, но не вы.

Во-вторых, мы причиняем вред себе: теряем ясность и гибкость мышления, способность замечать свои недостатки и промахи, справляться со своими собственными проблемами, то есть мы становимся более глупыми. Недаром Иисус говорил:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в своем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

(От Матфея святое благоствование, Глава 7, 1-5).

В-третьих, осуждая кого-то за какие-то фактические или мнимые нехорошие качества или поступки, мы становимся как бы соучастниками этих неблаговидных поступков. Потому что осуждение – это молитва «наоборот», это то же самое, что попросить Бога, чтобы он помог этому человеку стать еще хуже. Или можно сказать, что мы просим «лукавого», чтобы он усилил свою власть над этим человеком. Можно еще сказать так, что если мы кого-то осуждаем, то с тем человеком происходит что-то вроде «порчи», «сглаза».

Считается, что можно обращать внимание на чужие недостатки только с единственной целью – помочь человеку преодолеть их. А мы сможем это сделать только в единственном случае – если мы будем делать это с любовью. Именно поэтому Иисус говорил:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

(От Матфея святое благоствование, Глава 5, 43-48

Так что, если вы считаете, что кто-то ведет себя не совсем правильно и если вам этот человек не безразличен, то что-то сделайте для его пользы. Самое простое и в то же время , может быть, самое действенное средство – это попросить Бога, что бы Он позаботился об этом человеке, помог этому человеку стать лучше, что-то улучшить в себе (начать вести здоровый образ жизни, стать мудрее, щедрее, здоровее, более терпимым, более любящим, более заботливым и т.д. Ну, а если вы не верите в Бога, то просто начните регулярно мысленно желать что-то хорошее этому человеку, например, спокойствия, счастья, мудрости, благородства, возвышенной любви …

Поэтому, бабушки (а иногда и не только бабушки) сидящие у подъезда и обсуждающие текущие новости: кто куда пошел, что сказал и что сделал, это вовсе не безобидное занятие, потому что в этих разговорах обычно присутствует осуждение. Причем эти бабушки зачастую осуждают и самих себя, и свое здоровье, и свою жизнь (у меня и это плохо и то плохо, у меня и это болит и то болит, и с деньгами не очень…). Какие последствия этих разговоров – можно уверенно сказать – непозитивные. А ведь каждое произнесенное слово несет в себе какой-то заряд чувств, эмоций, поэтому оно может принести как большое благо, так и большой вред, как для того, о ком говорят, так и говорящего, и слушающего. Слова – это не просто слова. Опять же можно вспомнить слова Иисуса:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

(От Матфея святое благоствование, Глава 12, 34-37

Эти высказывания Иисуса говорят о том, что к каждому произнесенному слову необходимо подходить с большой ответственностью, хорошенько подумать перед тем как что-то сказать, ибо слова могут повлечь за собой как позитивные последствия, так и негативные, в том числе и для здоровья. Недаром же говорят, что все болезни от нервов, а такие разговоры, где присутствуют негативные эмоции, осуждение, очень неблагоприятны для нервной системы.

И еще один очень важный момент. В процессе таких разговоров вырабатывается привычка очень поверхностно подходить к оценке людей и событий. Ведь для того, чтобы разобраться в поведении какого-то человека, необходимо потрудиться – необходимо понять мотивы этого поведения, понять внутренний мир этого человека, понять ту ситуацию в которой он находится, а это требует определенной работы разума, интеллекта. Поэтому когда человек постоянно слышит разговоры в которых присутствует очень поверхностный подход к оценке людей и явлений, то он фактически привыкает разговаривать без использования разума, интеллекта, «думать не думая», в таком случае происходит нечто вроде «зомбирования», то есть человек тупеет, становится неспособным пользоваться собственным интеллектом, неспособным понять другую точку зрения, если она даже немного отличается от его собственной, найти общий язык, со всеми вытекающими последствиями. Потом эти качества передаются детям, внукам…

Поэтому эта с виду безобидная деятельность возможно приносит России, Украине, Беларуси и некоторым другим странам гораздо больше вреда, чем все остальные беды вместе взятые. Миллионы бабушек и не только бабушек, конечно же не преднамеренно, конечно же не специально, но ведут очень масштабную неосознанную деятельность по причинению вреда себе и другим…

Так что же нам делать с нашими бабушками и не только с бабушками?

Ответ, наверное, только один – просвещать, просвещать, просвещать… И молиться за них. Наверное, хорошо просить Бога о том, что бы Он помог им смягчить их сердца, помог им простить их обидчиков, помог им преодолеть привычку жаловаться на все и вся, помог им больше замечать и поддерживать хорошее в людях… Но перед этим важно и самим просветиться.

Итак, униженная любовь и возвышенная любовь.

Одна от лукавого, вторая от Бога.

Одна унижает, отупляет, убивает, лишает здоровья, порождает ненависть и многочисленные страдания, другими словами создает ад на Земле..

И другая любовь, которая возвышает, очищает, пробуждает, одухотворяет, исцеляет, любовь которая создает «небеса» – рай на Земле.

А какую любовь взращиваете в себе вы? Какую любовь вы поддерживаете в других людях?