Внешность княгини Ольги

Кратко о главном

Княгиня Ольга

Оценить деятельность княгини Ольги и её характер достаточно сложно: с одной стороны она выступает жестокой и расчетливой правительницей, с другой — ревностной христианкой и реформатором. Представляя собой новый тип правителя, использующего для решения возникающих перед ним проблем чаще интеллект и хитрость, чем грубую силу, княгиня готова была при необходимости идти на конфликт.

Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность княгини Ольги и её влияние на историю:

Черты характера и качества

  • Мстительная — несколько раз жестоко расправилась с древлянами за убийство мужа.
  • Расчетливая — обманом сожгла древлянскую столицу, обхитрила императора Византии и не отправила грекам войска по договору
  • Неофитка-христианка — после прохождения обряда крещения начала активно распространять новую религию, приказывала разрушать капища и статуи славянских богов.
  • Дипломат — вместо военных походов решала внешнеполитические задачи путем переговоров.

Основные заслуги и достижения

  • Провела налоговую реформу — установила фиксированные нормы дани, сроки и специальные места для её сбора
  • Строительство из камня — ко времени её правления относят появление первых каменных построек
  • Развитие отношений с Византией — совершила поездку в Константинополь, где приняла крещение при содействии императора
  • Пропаганда христианства — призывала иностранных миссионеров, уговаривала сына отказаться от обычаев предков.

Образ княгини Ольги в описаниях отечественных историков

Н. М. Карамзин

Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отмстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали: она правила государством.Николай Карамзин
Худ А. Венецианов, 1828 г.
Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицыН. М. Карамзин, вырезка из 7-й главы 1-го тома «Истории государства Российского».

С. М. Соловьёв

Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т.е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе‑граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга – мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности.

С. М. Соловьёв О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь‑город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою. С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской».

С. Ф. Платонов

Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945-957). Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении «Об обрядах Византийского двора», повествует о русской княгине сдержанно и спокойно.С.Ф. Платонов
Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он, будто бы, легковерно рассчитывалСергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской
истории.

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Если Вам интересно подробнее изучить жизнь княгини, мы подготовили полную версию истории её деятельности, иллюстрированную большим количеством портретов и тематических изображений (время чтения 20-30 минут):

Список литературы

  1. Н. М. Карамзин, вырезка из 7-й главы 1-го тома «Истории государства Российского»
  2. С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской»
  3. Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории

LiveInternetLiveInternet

Владимирский собор в Киеве.

Картина В.М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» украшает барабан главного купола Владимирского Собора.

У райских врат стоят три главных Архангела небесной иерархии (по Дионисию Ареопагиту) — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Они занимают центр картины на фоне радужного света, из которого выступают абрисы ангельских фигур и их белые крылья.

Ветхозаветные праведники и христианские святые разных веков и народов со всех концов мира стекаются к райским вратам. Они уже в преддверии рая, еще мгновение — и души их потонут в океане неизреченного блаженства. Райский свет озаряет их лица и тут мы должны опять подивиться тому разнообразию и богатству оттенков, с каким Васнецов рисует их общий экстаз предвкушения блаженства.

Направо от центральной группы Архангелов мы видим разбойника, согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился. На его распухшем от крестных страданий лице, носящем отпечаток многих преступлений — такой сильный порыв раскаявшейся души, такое детское умиление, что это безобразное лицо кажется прекрасным.

Неподалеку другие великие грешницы, ставшие праведницами Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, где последний раз отражается ужас воспоминаний о прежних грехах. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись головой к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Над разбойником — Адам, седой старик, и Ева, полная страстной сосредоточенной думой — долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен, — но, сколько было мук, сколько грехов, какой трудный путь!

Адама держит за руку Ангел. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

Дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. Ниже их у начала левой половины фриза (считая от группы Ангелов) равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов. Бесплотные духи незнающие страданий, благоговейно несут Великомученицу. На руке ее, бессильно опущенной на колени, блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом. В глазах ее нет радости — она слишком измучена и не имеет сил радоваться.

Но в этом исполненном неземной прелести лице можно прочесть то высшее, ничего уже не желающее удовлетворение, какое дается великими страданиями. Несколько выше этой группы другая великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее также поддерживает Ангел. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.


Памятники равноапостольной княгине Ольге в Киеве. ( фото из интернета)
Странно. что не сохранилось древних икон первой русской святой. Но в Хроники Иоанна Скилицы (Matrit. Gr. 2. Л. 135) находится миниатюра с княгиней Ольгой, датируещаяся сер. XII в. На ней изображён приём императором Константином Багрянородным княгини Ольги и её приближённых. На головах у Ольги и её придворной дамы какие-то тюрбаны.

Далее идут миниатюры Радзивиловской летописи кон. 15 в., где она изображена с вдовьим платком на голове.

Миниатюры 15 века из Радзивиловской летописи.
Один из самых ранних сохранившихся образов равноап. кн. Ольги в иконописи представлен в клейме со святыми князьями на иконе Походная церковь «Небесная сень» 1588-1590 гг., написанной по заказу строителя церкви Белой Троицы в Твери Г.А. Тушинского (сейчас в собрании Тверской картинной галереи). Здесь видно, что в иконографии кн. Ольги иконописцы ориентировались на изображения равноапостольной царицы Елены, с которой она имела один чин святости и чьё имя в крещении носила. У княгини на голове трёхлучевая корона. Её рисунок отличается от короны равноапостольного князя Владимира, представленного здесь же.

Между 1547-1551 гг. были выполнены росписи Благовещенского собора Московского Кремля после очередного пожара, в котором сгорели фрески сына Дионисия Феодосия.

Борис Годунов заказал роспись своего усадебного храма в Больших Вязёмах. Тогда он назывался Троицким, сейчас — Преображенским. На северной стороне северо-западного столба изображены царица Елена (верхний ярус), царица Ирина (средний ярус), княгиня Ольга — нижний ярус.

Следующий образ равноапостольной княгини Ольги присутствует во фресках Архангельского собора Московского Кремля. Фрески собора выполнены в 1652-1666 гг., но они полностью повторяют систему росписи, которую заказал Иван Грозный за сто лет до этого.
Изображение принятия крещения княгиней Ольгой присутствует во фресках Преображенского собора Новоспасского монастыря 1688 г., выполненных художественной артелью под руководством Гурия Никитина.

Там же на своде южной галереи княгиня Ольга присутствует в композиции Родословное древо Рюриковичей.
Началом 18 в. датируется икона из ГИМа, на которой кн. Ольга представлена в молении ко Спасителю в паре с вмч. Георгием Победоносцем.
В пышной царской мантии, императорской короне, а так же со скипетром и державой мы видим княгиню Ольгу на иконе кон 18-нач 19 в. из ГИМа:

Есть шикарная золотофонная невьянская икона 1836 г., хранящаяся в частном Музее русской иконы в Москве. Она уникальна тем, что на ней изображены сцены из жития и похвалы княгини Ольги.

Большинство же икон равноапостольной княгини Ольги относятся уже ко 2-й половине 19 в.
Некоторые явно связаны с царским заказом. т.к. избранные святые, среди которых изображается княгиня Ольга соименны царской семье.
К 1885-96 гг относится икона равноапостольной княгини Ольги, написанная Виктором Васнецовым для иконостаса Владимирского собора в Киеве.
Этот образ любили копировать и до революции, и после возрождения церковной жизни в конце 20-го века.

Совсем другая по характеру получилась княгиня Ольга в эскизе для росписи Владимирского собора у Михаила Нестерова 1896 г.
Ещё раз М.В. Нестеров изобразил кн. Ольгу в масляной иконе 1927 г.
Достаточно молодой кн. Ольга изображена в мозаиках Исаакиевского собора Петербурга.
Старицей представлена княгиня Ольга в мозаике Спаса на крови в Петербурге.
Фото взято на Яндекс-фотках у dimart7
Складень 1895 г. был написан в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны. Сейчас находится в частном собрании.

Княгиня Ольга. История преображения

Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равно­апостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.

Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.

После того как народ древлян убил ее мужа Игоря, княгиня жестоко отомстила. Она с дикой свирепостью губила древлянских послов, а затем спалила древлянскую столицу — город Искоростень. Лишь после того Ольга вдоволь насытилась своим мщением.

Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…

А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.

Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.

Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.

Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.

Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.

Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.

Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.

Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».

Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?

Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.
Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.

Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».

Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.

Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.

Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.

На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Великая Княгиня Ольга

Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга — одна из самых загадочных фигур Русской истории. Я очень старалась сделать этот пост с минимальными отклонениями в религию, хотя для меня это очень нелегкая задача, поскольку все источники, которые мне удавалось находить, связывают Великую княгиню Ольгу именно с утверждением Христианства на Руси. Современники называли ее «Корнем правоверия». А религиоведы подчеркивают, что именно при ее правлении успешно насаждались семена Веры Христовой. Прошу прощения за такое отступление. И постараюсь просто рассказать о Великой правительнице Киевской Руси.
До сих пор доподлинно не известно проихождение будущей Великой правительницы. Чаще всего встречается версия, что Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись сообщает, что Ольга принадлежала к роду древне-русской княжеской династии Изборских. Она родилась в языческой семье в селении Вытубы неподалеку от Пскова, стоящем на реке Великой. По другим источникам Ольга была из простой крестьянской семьи. Есть версия, что будущая Великая княгиня принадлежит к одному из болгарских княжеских родов. Также бытует мнение, что она вышла из скандинавской семьи. Очень редко встречается версия, что Ольга была внебрачной дочерью Вещего Олега.
Уже в ранней юности Ольге были присущи глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры.
Ольга отличалась и внешней красотой. Когда ее увидел во время охоты в северных лесах будущий Киевский князь Игорь, он воспылал к ней сильной страстью и стал искать с нею встреч, склоняя девушку к плотским отношениям. Однако мудрая и целомудренная Ольга стала вразумлять князя не становиться рабом своих страстей, поскольку он как князь должен быть для людей светлым примером добрых дел.
Художник Сазонов «Первая встреча Ольги и Игоря»
С благословения опекуна Игоря — Вещего Олега — в 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя и желая укрепить свое положение, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Но Ольга, тогда еще язычница, отвергла предложение древлян. Хитростью заманив в Киев старейшин и всех знатных мужей древлян, она мучительной смертью отомстила им за смерть мужа. Ольга еще неоднократно мстила древлянам, пока они не покорились Киеву, а их столица Коростень не была дотла сожжена. Как язычница, она не могла взойти тогда до заповеди о прощении и любви к врагам.

Отклоняясь немного от темы, хочу поставить один вопрос, на который хотела бы услышать версии ответов уважаемых сообщниц и сообщников. Как вдова языческого правителя по законам язычекого общества языческой Руси (прошу прощения за такие повторки) Ольга должна была взойти на погребальный костер, и быть похороненной вместе с мужем. Так как же княгине удалоь этого избежать? Известный историк Олег Рапов в книге «Русская церковь в IX — первой трети ХII в.» рассматривает версию, что Ольга приняла крещение еще до поездки в Византию. А своею неженской мудростью смогла убедить окружавших ее язычников в том, что не может поступить по их законам, иначе нарушит волю ее Бога. Однако эта версия абсурдна. Ибо как было изложено выше — Ольга страшно мстила древлянам за убийство ее мужа. Из истории известно, что княгиня не щадила никого, даже детей.
После смерти князя Игоря Ольга успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого Княжества.
Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами.
Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она решительно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила Великая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ Русского государства — на западе с Польшей.
История не сохранила имен первых христианских наставников Ольги, вероятно потому, что обращение княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианьскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианьскую от всея души возлюби. О неизре-ченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость». Ко Христу святая Ольга шла через поиски Истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «богоизбранной рачительницей премудрости». Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг— Христа».
Сергей Кириллов «Крещение княгини Ольги»
В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913—959) и Патриархом Феофилактом (933 — 956). Историки повествуют о том, что император был потрясен красотой Ольги и стал искать ее любви. Однако мудрая княгиня сообщила императору, что желает принять крещение, и что хотела бы, чтобы ее крестным отцом стал сам импеатор. Византийский правитель понял ход мыслей мудрой русской гостьи, но отказать не смог. По свидетельству летописи, вскоре Ольга приняла святое Крещение с именем Елена— в честь Святой Равноапостольной царицы Елены. Как и пожелала княгиня, ее крстным отцом стал сам император Константин. Патриарх Феофилакт наставил русскую княгиню в истинах Православной веры. После крещения Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, Ольга молилась со смирением: «Воля Божья да будет. Аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, яко же и мне Бог дарова». Великая княгиня Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией.
Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества » — знамение попечения Божия о Руси. Великая княгиня поставила на том месте крест и основала храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что здесь будет воздвигнут «град велик». Исторически достоверно, что Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга явилась основательницей Пскова. По возвращении в Киев она отправила много золота и серебра на постройку псковского храма.
В конце жизни Великая княгиня Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Великая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 11 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански.
Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук Великий Князь Владимир I Святославович Креститель перенёс мощи свой бабки в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление.
Во времена княжения Ярополка (970-978 гг.) Великая княгиня Ольга начала почитаться как святая. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — примерно в середине XIIIвека. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов. В 1547 году Ольга причиляется к лику святых как равноапостольная. Такой чести кроме нее удостоились еще только 5 женщн в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, византийская царица Елена и прсветительница Грузии Нина.
Память Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги празднуется 24 июля по новому стилю или 11 июля по юлианскому календарю.
Почитается в первую очередь как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Всех, кто носит имя Ольга, Хельга, Элга, а также родившихся с 24 июля по 11 ноября и носящих имя Елена, поздравляю с Днем Ангела.