Во сколько начинается служба?

Крещенский сочельник отмечается 18 января (по старому стилю – 5 января). Он завершает период рождественских праздников. В этот день проводятся главные приготовления к Крещению. 18 января – день строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. Другие названия праздника: «Крещенский вечер», «Голодный вечер», «Водяная коляда», «Второй Сочельник».

Фото из открытых источников/Интернет

Суть праздника

Крещенский сочельник (сочевник) – народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» – постное блюдо, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной традиции это время называется Навечерие (то есть преддверие) Крещения Господня, или Навечерие Богоявления.

Крещенский Сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Само Крещение Господне – один из главных праздников православной церкви и совершается 19 января (по старому стилю – 6 января).

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, она не является обязательной, но прижилась повсеместно. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.

18 января в храмах проходит большая служба, похожая на те, которые проходят в Рождественский сочельник и в Великую субботу. Все богослужебные тексты посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается великой вечерней – это вид литургии, которая совершается всего несколько раз в год. Речь идет о таких церковных праздниках, как Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Великий четверг и Великая суббота.

В сочельник после литургии в храмах проходит великое освящение воды. Так оно называется по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о евангельском событии, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением всей воды в мире после того, как в нее погрузился Иисус Христос. Вода эта называется агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение проходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

Фото: tuapsevesti.ru

Традиции

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям «колядных» (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали «мороз» («волка», «птиц», «зверей» и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу «для мёртвых»; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.

Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть «развёрстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится». В полночь ходили на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывали целебные свойства и которую тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умывались снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы «без белила белыми быть, без румяна — румяными».

Снег этого сочельника считался целебным, про него говорили: «подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов». Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляли ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.

Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна, а утром осматривали — на которое зерно выпал иней: «тому и родиться в этом году». Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.

Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин шел вечером босыми ногами в сад и перевязывал деревья, чтобы «не боялись мороза», приговаривая: «Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся».

Святки подходили к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисовали мелом или углём кресты. Особенно был опасен в крещенскую ночь оборотень «Огненный змей», являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Запреты

Нельзя:

  • ругаться и сквернословить;
  • просто сердиться;
  • ставить на стол четное количество блюд;
  • думать о дурном или просто думать о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду или воду, которую только собираешься святить;
  • есть мясное и пить спиртное, использовать даже растительное масло при готовке – 18 января строгий пост;
  • переедать во время праздничного ужина.

Фото из открытых источников/Интернет

Гадания

С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.

Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.

Средствами для гаданий служили предметы, в которых, по поверьям, сосредоточена магическая сила. Это могли быть башмак, юбка, пояс, чулок, наперсток, иголка, кольцо, гребень, зеркало. При гадании девушка должна была соблюсти определенные условия, выбрав правильные место и время. Но прежде всего девушка должна была выйти из-под защиты своей религии и оберегов. Христианки, например, снимали крест, а все без исключения, вне зависимости от религии, развязывали на себе всевозможные узлы, в том числе пояса, распускали волосы, иногда снимали с себя всю одежду, включая и обувь.

Для защиты от потусторонних сил девушка очерчивала вокруг себя магический круг – свечой или лучиной, ножом, кочергой. Если гадали группой, девушки вставали в круг, держа друг друга за мизинцы.

К месту гадания следовало идти молча, в темноте, стараясь оставаться незамеченной. Место для гадания тоже выбиралось особое – «нечистое». Это могли быть либо заброшенной дом, а также хлев или сени, подвал или чердак, иногда даже кладбище, либо «пограничные» места – те, где два мира образуют границу: порог или угол дома, ворота, перекресток, места у воды (колодцы, проруби). Гадали и в домах, гадали и у церквей.

Перекресток издревле считался нечистым местом, которое принадлежит демонам, говорили, что на перекрестке над человеком имеет власть нечистый дух. Это место – «пограничное» между двумя мирами, здесь свершались как опасные, так и, наоборот, исцеляющие действия. Ворота, которые также служили местом для гадания, – символ границы между своим миром и чужим. Через ворота перекидывали девушки башмачки, стоя в воротах, загадывали, кто пройдет мимо (появление мужчины предвещало скорое замужество), на ворота влезали и «окликали долю», по услышанным звукам и голосам угадывая свое будущее.

Гадание на перекрестке

Ровно в полночь придите на перекресток, чтобы «послушать округу». Веселый смех или пение невдалеке означает скорое замужество, веселье. Если послышатся плач или причитания – в этом году свадьбы не будет. Считается, что именно на перекрестке можно услышать голос судьбы, ведь здесь проходит граница между двумя мирами, и, стоя на перекрестке, вы как будто находитесь в двух мирах одновременно.

Гадание на зеркале и месяце

В одну из святочных ночей, когда на небосводе виден месяц, возьмите небольшое зеркальце, подойдите к окну и направьте зеркальце так, чтобы в нем отражался месяц. Смотрите пристально – через некоторое время вместо одного месяца вы увидите несколько. Посчитайте, сколько месяцев вам примерещилось: таким образом девушки гадали о будущей семье – большая она будет или нет.

Гадание с тремя зеркалами

Для этого гадания потребуются три зеркала примерно одинакового размера и две высокие свечи. Начинают такое гадание в полночь, предварительно очертив себя магическим кругом – знаком защиты (чертили и мелом, и горящей лучиной, и свечой).

Два зеркала поставьте одно напротив другого по бокам от себя, перед ними зажгите свечи, а третье установите позади. Вы должны видеть в боковые зеркала отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться суженый из зазеркалья позади вас.

Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также слишком долго рассматривать фигуру в зеркале. Если видение пугающее, скажите три раза: «Чур меня!» – и прекратите гадание, погасив свечи.

Гадание на спичках

По бокам спичечной коробки вставьте две спички и подожгите. Если сгоревшие головки поворачивались друг к другу, значит, «загаданные» парень и девушка будут вместе.

Гадание на нитях

Отрежьте нити одинаковой длины и подожгите их. У кого быстрее догорит нитка, та первая окажется замужем. Если сгорело меньше половины нитки или нитка сразу потухла, то в этом году замуж не выйдете.

Богатство или нищета

Зажженную лучину быстро погрузите в воду. Если она сразу погаснет, значит, ожидается бедная жизнь, а если огонь перейдет выше – богатая.

Гадание по кошачьей лапке

Загадайте желание и подзовите кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, значит, желание сбудется. Если правой – увы! – нет.

Царский сон

Положите под подушку четырех королей из карточной колоды и произнесите просьбу-заклинание: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне!» Суженый-ряженый обязательно должен присниться – в образе короля – с короной на голове и в царской мантии.

Приметы

  • Сильный снег в вечер перед Крещением к хорошему урожаю зерновых.
  • Сильная метель к хорошему урожаю.
  • Если выпал снег в Крещенский сочельник, то весь год будет урожайным.
  • Какая погода в этот день, такой она будет и на масленицу.
  • Если на деревьях мало снега, ягод будет очень мало или совсем не будет.
  • Если снега много и он погнул ветви деревьев – это к богатому урожаю.
  • Если на деревьях много снега, будет много меда.
  • Мало снега – в лесу будет мало ягод и грибов.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Литургия — главное Церковное богослужение. Во сколько начинается литургия и сколько она длится по времени? Почему и когда литургия проходит вечером или ночью?

Ниже — главное, что надо знать о времени и продолжительности Литургии в православных храмах.

Литургия проходит в каждом храме

Божественная Литургия — это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию — хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.

фото: patriarchia.ru

Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Регулярность богослужений зависит от храма: места, где храм находится, и количеством прихожан. Иными словами, Литургия проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.

Например, в монастырях службы идут каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов — служение Богу, и Литургия для них это не обязанность, а жизнь.

В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.

В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, совершается минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.

Литургия служится утром

Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.

Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:

  • будни и суббота — начало Литургии в 8 утра;
  • воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя — в 9 утра.

В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.

Троицкий храм. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В Великий пост Литургии служатся не каждый день

Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни — только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.

А иногда Литургии служатся ночью

Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.

Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Сколько длится литургия в храме?

Продолжительность литургии в зависимости ото дня или храма может различаться. Но это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поются хором.

Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелие в одном темпе, другой — более размеренно. И так далее.

Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные — иногда до двух часов.

В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым — поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.

Ночное богослужение в храме Христа Спасителя, фото: patriarchia.ru

Во сколько начинается утренняя служба в церкви?

С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.

Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.

А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.

Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.

Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.

Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Во сколько начинается служба в церкви. Особенности православных богослужений

В православном понимании Бог находится везде и возносить молитвы к Нему можно в любом месте. Храмы, соборы, церкви — это небо на земле, где Господь пребывает особым образом, дарует Свою благодатную помощь в различных делах, утешает скорбящих, принимает от человека благодарность. Богослужения совершаются строго по уставу. Чтобы узнать, во сколько начинается служба в церкви, нужно позвонить или сходить в интересующий храм.

Как правило, общие молитвы совершаются утром, вечером, иногда днём. В посты, праздники или обычные дни расписание богослужений меняется. В монастырях живут по специальному режиму, работают Богу чаще и дольше. В особые периоды, например на Пасху и Рождество, литургия проходит ночью. Все богослужения подразделяются на:

  • суточные;
  • недельные;
  • годовые.

Все службы в полном объёме проходят в монастырях. В городских кафедральных соборах и больших храмах богослужения проходят ежедневно. Маленькие городские и сельские приходы составляют расписание служб исходя из имеющихся требований мирян и возможностей духовенства.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви?

Богослужебный церковный год стартует 1 сентября по старому стилю, а все службы года выстраиваются в зависимости от главного праздника Пасхи. Суточное богослужение начинается с вечера, исходя из библейского сотворения Вселенной: сначала был вечер, а потом утро. Вечерня совершается в честь праздника или святого, вспоминаемых на следующий день по календарю. Ежедневно церковь творит память какого-либо события из земной жизни Господа, Царицы Небесной или Святых.

Каждый день богослужебной недели посвящён важному событию:

  • воскресенье — особый день, малая Пасха, воспоминание воскресения Христова;
  • понедельник молятся Ангелам;
  • вторник — святому пророку Иоанну Предтечи;
  • среда — вспоминаются предательство Господа Иудой и память Креста, день поста;
  • четверг — день Апостольский и святителя Николая;
  • пятница — служба в честь крестных страданий Господа и Животворящего Креста, день поста;
  • суббота — почитаются Божия Матерь, память святых и всех почивших православных христиан.

Современное вечернее богослужение состоит из:

  • вечерни;
  • утрени;
  • 1-го часа.

Вечерняя служба посвящена памяти событий из Ветхого Завета: о сотворении Богом мира, падении первых людей, законе Моисея, деятельности пророков. Православные христиане благодарят Бога за скорби и радости прожитого дня и просят благословения на предстоящие ночь и утро.

Многие интересуются вопросом: во сколько начинается вечерняя служба в церкви? В разных приходских храмах складывается своя традиция проведения общих молитв, но в среднем начало вечерни обычно приходится на временной промежуток с 15:00 до 18:00 по местному времени. Если есть желание поучаствовать в богослужении, не лишним будет заранее осведомится о более точном времени в конкретной церкви.

Сколько идет служба в церкви и от чего зависит её продолжительность

Богослужение имеет целью оторвать человека от земной суеты, прикоснуться к вечности. Оно наставляет в вере и молитве, располагает к покаянию и благодарению. Верующие общаются с Господом посредством общей молитвы, таинств. В церковных службах нет ни одного действия или слова, сказанного для красоты или неуместно, всё имеет глубокий смысл и символику. Сколько идет служба в церкви, будет зависеть от таких параметров, как:

  • приходской храм или монастырь;
  • тип службы (праздничная, великопостная обычная, всенощная, литургия и т. д.);
  • пение хора;
  • скорость ведения службы духовенством;
  • количество исповедников и причастников;
  • продолжительность проповеди.

В приходских храмах богослужения сильно сокращены ввиду многочисленных земных забот верующих мирян, в монастырях они проходят в полном объёме. Во время поста, особенно в Великий Пост, службы долгие, с чтением псалтыри и покаянных молитв. Церковные праздники проходят с особым величием и торжеством, с многочисленным духовенством и народом. Чем большее количество исповедников и причастников, тем продолжительнее соборное моление. Стиль ведения службы тоже имеет значение: в каких-то храмах хор поёт протяжнее и молитвы произносятся неторопливо, чётко, а где-то, наоборот, темп быстрее. После литургии священник в назидание верующим произносит проповедь о важных событиях данного дня или на тему отрывка из читаемого Евангелия. Один батюшка говорит долго, поучительно, с примерами из жизни, другой кратко, по существу.

Учитывая все эти моменты, церковная служба может идти от 1,5 до 8 часов. В среднем в приходских храмах в обычные дни молитва длится 1,5–3 часа, а на Святой Горе Афон и в других монастырях достигает 6–8 часов. Перед большими праздниками и воскресеньем всегда совершается всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, утреню и 1-й час. В обычных приходских храмах оно длится около 2–4 часов, в монастырях — 3–6 .

Во сколько начинается утренняя служба в церкви

В современной церковной практике утренняя служба состоит из:

  • 3-го часа (воспоминание схождения Святого Духа на апостолов);
  • 6-го часа (в память распятия Господа);
  • Божественной литургии (проскомидия, литургия оглашенных и верных).

Литургия или Евхаристия (Благодарение) — центральное богослужение в церкви, на котором происходит главное Таинство — Причастие Святых Христовых Тайн. Данное священнодействие было утверждено Самим Господом на Тайной вечере, накануне крестных страданий, и Он повелел творить сие в Его воспоминание.

В 4-м веке святой Василий Великий составил и записал чин Литургии, а позже святой Иоанн Златоуст предложил сокращённый вариант службы. В современной церкви до сих пор используются эти два чинопоследования. Литургия святого Василия Великого служится 10 раз в году: по воскресеньям Великого поста, кроме Вербного, в Великий четверг и субботу Страстной седмицы, 14 января (в день памяти святого Василия) и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

В Великий пост по средам и пятницам служат Литургию Преждеосвящённых Даров. Остальные дни в году совершается Литургия святого Иоанна Златоуста.

На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Спасителя от рождения до вознесения. В древние времена такая служба называлась преломлением хлеба. В Священном Писании именуется трапезой или вечерей Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20).

Ответ на вопрос «Во сколько начинается утренняя служба в церкви?» будет зависеть от традиции, сложившейся на конкретном приходе, количества причастников и престолов в храме, но точно можно сказать, что литургия всегда совершается до полудня. В больших храмах с многочисленным приходом может быть и по три службы, начиная с 6 часов утра. Маленькие церкви с одним престолом не могут творить больше одной литургии в день. В среднем начало утреннего богослужения колеблется в промежутке от 06:00 до 10:00. Конкретное время всегда можно узнать в самом храме.

Как проходит служба в церкви: инструкция для начинающих

Молиться Богу можно везде, но храм — это особое место присутствия Божия. Любой человек, даже далёкий от церкви, войдя в дом Господень, почувствует особую благодать, обитающую там. Как и в любом общественном месте, в храме существуют важные правила поведения.

Подойдя к дому Божию, необходимо трижды перекреститься с краткой молитвой: «Господи, помилуй» или выучить специальную, которая читается на входе в церковь. Женщинам лучше надеть юбку или платье ниже колен и платки, плечи должны быть прикрыты. Мужчинам полагается входить в храм без головного убора в благопристойной одежде. Не разрешается разговаривать, тем более смеяться, особенно во время службы.

Приходить на службу лучше заранее, чтобы:

  • купить и поставить свечи;
  • написать записки за упокой и о здравии;
  • заказать молебен, сорокоуст, панихиду (по желанию);
  • приложиться к иконам, мощам, распятию.

Обязательно нужно поставить свечу к празднику на центральный аналой с иконой дня или святого, напротив иконостаса. За упокой ставят в отдельном месте (канун), обычно возле распятия. Остальные подсвечники все за здравие, как правило, возле иконы Пречистой Богородицы, святых или церковных праздников. Нет жёсткого правила, куда и сколько нужно ставить свечей или класть пожертвований: всё зависит от желания и возможностей человека.

Когда начинается служба, нужно встать на свободное место, внимательно слушать чтение и песнопения, стараться вникать и молиться вместе со всеми. С первого раза всё будет непонятно, но при желании можно почитать специальную учебную литературу и постепенно изучать богослужебное устроение в православной церкви. Хорошим правилом будет следить за действиями духовенства и мирян, креститься и делать поклоны вместе со всеми. Сидеть во время службы разрешается только тяжелобольным людям. Евангелие слушают с преклонённой головой, с особым благоговением. На Божественной литургии читаются вслух всеми присутствующими молитвы «Символ Веры» и «Отче наш», их нужно выучить наизусть.

Невозможно в рамках одной статьи освятить тему «Как проходит служба в церкви», потому что в течение года проходит много разных богослужений, и все они отличаются друг от друга песнопениями и молитвами. А также есть особые службы в виде молебнов, панихид, которые идут по особому чину. Великопостные богослужения очень проникновенные, продолжительные, со множеством коленопреклоненных молений: в это время много читают и мало поют. Праздничные службы проходят при ярком освещении храма, величественно и пышно прославляются Господь, Божия Матерь, Святые, а человек получает утешение, радость, освящается благодатью.

Бегущая по волнам

Глава III
Не знаю, что произошло с Лерхом, но я не получил от него столь быстрого ответа, как ожидал. Лишь к концу пребывания моего в Лиссе Лерх ответил, по своему обыкновению, сотней фунтов, не объяснив замедления.
Я навещал Стерса и находил в этих посещениях невинное удовольствие, сродни прохладе компресса, приложенного на больной глаз. Стере любил игру в карты, я — тоже, а так как почти каждый вечер к нему кто-нибудь приходил, то я был от души рад перенести часть остроты своего состояния на угадывание карт противника.
Накануне дня, с которого началось многое, ради чего сел я написать эти страницы, моя утренняя прогулка по набережным несколько затянулась, потому что, внезапно проголодавшись, я сел у обыкновенной харчевни, перед ее дверью, на террасе, обвитой растениями типа плюща с белыми и голубыми цветами. Я ел жареного мерлана, запивая кушанье легким красным вином.
Лишь утолив голод, я заметил, что против харчевни швартуется пароход, и, обождав, когда пассажиры его начали сходить по трапу, я погрузился в созерцание сутолоки, вызванной желанием скорее очутиться дома или в гостинице. Я наблюдал смесь сцен, подмечая черты усталости, раздражения, сдерживаемых или явных неистовств, какие составляют душу толпы, когда резко меняется характер ее движения. Среди экипажей, родственников, носильщиков, негров, китайцев, пассажиров, комиссионеров и попрошаек, гор багажа и треска колес я увидел акт величайшей неторопливости, верности себе до последней мелочи, спокойствие, принимая во внимание обстоятельства, почти развратное, — так неподражаемо, безупречно и картинно произошло сошествие по трапу неизвестной молодой девушки, по-видимому небогатой, но, казалось, одаренной тайнами подчинять себе место, людей и вещи.
Я заметил ее лицо, когда оно появилось над бортом среди саквояжей и сбитых на сторону шляп. Она сошла медленно, с задумчивым интересом к происходящему вокруг нее. Благодаря гибкому сложению, или иной причине, она совершенно избежала толчков. Она ничего не несла, ни на кого не оглядывалась и никого не искала в толпе глазами. Так спускаются по лестнице роскошного дома к почтительно распахнутой двери. Ее два чемодана плыли за ней на головах смуглых носильщиков. Коротким движением тихо протянутой руки, указывающей, как поступить, чемоданы были водружены прямо на мостовой, поодаль от парохода, и она села на них, смотря перед собой разумно и спокойно, как человек, вполне уверенный, что совершающееся должно совершаться и впредь согласно ее желанию, но без какого бы то ни было утомительного с ее стороны участия.
Эта тенденция, гибельная для многих, тотчас оправдала себя. К девушке подбежали комиссионеры и несколько других личностей как потрепанного, так и благопристойного вида, создав атмосферу нестерпимого гвалта. Казалось, с девушкой произойдет то же, чему подвергается платье, если его — чистое, отглаженное, спокойно висящее на вешалке — срывают торопливой рукой.
Отнюдь… Ничем не изменив себе, с достоинством переводя взгляд от одной фигуры к другой, девушка сказала что-то всем понемногу, раз рассмеялась, раз нахмурилась, медленно протянула руку, взяла карточку одного из комиссионеров, прочла, вернула бесстрастно и, мило наклонив головку, стала читать другую. Ее взгляд упал на подсунутый уличным торговцем стакан прохладительного питья; так как было действительно жарко, она, подумав, взяла стакан, напилась и вернула его с тем же видом присутствия у себя дома, как во всем, что делала. Несколько волосатых рук, вытянувшись над ее чемоданами, бродили по воздуху, ожидая момента схватить и помчать, но все это, по-видимому, мало ее касалось, раз не был еще решен вопрос о гостинице. Вокруг нее образовалась группа услужливых, корыстных и любопытных, которой, как по приказу, сообщилось ленивое спокойствие девушки.
Люди суетливого, рвущего день на клочки мира стояли, ворочая глазами, она же по-прежнему сидела на чемоданах, окруженная незримой защитой, какую дает чувство собственного достоинства, если оно врожденное и так слилось с нами, что сам человек не замечает его, подобно дыханию.
Я наблюдал эту сцену не отрываясь. Вокруг девушки постепенно утих шум; стало так почтительно и прилично, как будто на берег сошла дочь некоего фантастического начальника всех гаваней мира. Между тем на ней были (мысль невольно соединяет власть с пышностью) простая батистовая шляпа, такая же блузка с матросским воротником и шелковая синяя юбка. Ее потертые чемоданы казались блестящими потому, что она сидела на них. Привлекательное, с твердым выражением лицо девушки, длинные ресницы спокойно-веселых темных глаз заставляли думать по направлению чувств, вызываемых ее внешностью. Благосклонная маленькая рука, опущенная на голову лохматого пса, — такое напрашивалось сравнение к этой сцене, где чувствовался глухой шум Несбывшегося.
Едва я понял это, как она встала; вся ее свита с возгласами и чемоданами кинулась к экипажу, на задке которого была надпись \»Отель Дувр\». Подойдя, девушка раздала мелочь и уселась с улыбкой полного удовлетворения. Казалось, ее занимает решительно все, что происходит вокруг.
Комиссионер вскочил на сиденье рядом с возницей, экипаж тронулся, побежавшие сзади оборванцы отстали, и, проводив взглядом умчавшуюся по мостовой пыль, я подумал, как думал неоднократно, что передо мной, может быть, снова мелькнул конец нити, ведущей к запрятанному клубку.
Не скрою, — я был расстроен, и не оттого только, что в лице неизвестной девушки увидел привлекательную ясность существа, отмеченного гармонической цельностью, как вывел из впечатления. Ее краткое пребывание на чемоданах тронуло старую тоску о венке событий, о ветре, поющем мелодии, о прекрасном камне, найденном среди гальки. Я думал, что ее существо, может быть, отмечено особым законом, перебирающим жизнь с властью сознательного процесса, и что, став в тень подобной судьбы, я наконец мог бы увидеть Несбывшееся. Но печальнее этих мыслей — печальных потому, что они были болезненны, как старая рана в непогоду, — явилось воспоминание многих подобных случаев, о которых следовало сказать, что их по-настоящему не было. Да, неоднократно повторялся обман, принимая вид жеста, слова, лица, пейзажа, замысла, сновидения и надежды, и, как закон, оставлял по себе тлен. При желании я мог бы разыскать девушку очень легко. Я сумел бы найти общий интерес, естественный повод не упустить ее из поля своего зрения и так или иначе встретить желаемое течение неоткрытой реки. Самым тонким движениям насущного души нашей я смог бы придать как вразумительную, так и приличную форму. Но я не доверял уже ни себе, ни другим, ни какой бы то ни было громкой видимости внезапного обещания.
По всем этим основаниям я отверг действие и возвратился к себе, где провел остаток дня среди книг. Я читал невнимательно, испытывая смуту, нахлынувшую с силой сквозного ветра. Наступила ночь, когда, усталый, я задремал в кресле.
Меж явью и сном встало воспоминание о тех минутах в вагоне, когда я начал уже плохо сознавать свое положение. Я помню, как закат махал красным платком в окно, проносящееся среди песчаных степей. Я сидел, полузакрыв глаза, и видел странно меняющиеся профили спутников, выступающие один из-за другого, как на медали. Вдруг разговор стал громким, переходя, казалось мне, в крик; после того губы беседующих стали шевелиться беззвучно, глаза сверкали, но я перестал соображать. Вагон поплыл вверх и исчез.
Больше я ничего не помнил, — жар помрачил мозг.
Не знаю, почему в тот вечер так назойливо представилось мне это воспоминание; но я готов был признать, что его тон необъяснимо связан со сценой на набережной. Дремота вила сумеречный узор. Я стал думать о девушке, на этот раз с поздним раскаянием.
Уместны ли в той игре, какую я вел сам с собой, — банальная осторожность? бесцельное самолюбие? даже — сомнение? Не отказался ли я от входа в уже раскрытую дверь только потому, что слишком хорошо помнил большие и маленькие лжи прошлого? Был полный звук, верный тон, — я слышал его, но заткнул уши, мнительно вспоминая прежние какофонии. Что, если мелодия была предложена истинным на сей раз оркестром?!
Через несколько столетних переходов желания человека достигнут отчетливости художественного синтеза. Желание избегнет муки смотреть на образы своего мира сквозь неясное, слабо озаренное полотно нервной смуты. Оно станет отчетливо, как насекомое в янтаре. Я, по сравнению, имел предстать таким людям, как \»Дюранда\» Летьерри предстоит стальному Левиафану Трансатлантической линии. Несбывшееся скрывалось среди гор, и я должен был принять в расчет все дороги в направлении этой стороны горизонта. Мне следовало ловить все намеки, пользоваться каждым лучом среди туч и лесов. Во многом — ради многого — я должен был действовать наудачу.