Воины Христа

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.

Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).

Куликовская битва стала решающим сражением русских войск с войском Золотой Орды, господствующей над русскими землями более сотни лет.

Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.

Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.

Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).

На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Челубей

Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.

Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.

Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».

Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.

В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.

«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.

Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.

Поединок

Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.

Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.

На поле боя вышли два воина, два монаха…

Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…

Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.

Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.

Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.

Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.

В воздухе витал вопрос:

Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.

Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Воин Света и Воин Тьмы

И Пересвет, и Челубей были великими воинами.

Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.

Второй был Воином Тьмы, «Бессмертным» мастером боевой магии.

Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.

Магия оказалась бессильной против Воина Света, снявшего доспехи и принявшего вызов Сил Тьмы.

Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.

Икона святых воинов Пересвета и Осляби

Христово воинство под знаменем Победы

Священник Дмитрий Орловский благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943 год. Фото: С. Альперин

Кинохроника времен Великой Отечественной войны порой доносит до нас удивительные кадры: вот священник благословляет солдат, идущих на фронт, вот митрополит передаёт армии танковую колонну, вот старушка крестит слабой рукой шагающих красноармейцев, и бойцы в свою очередь тоже крестятся… Они редкие, эти кадры, они почти теряются в общем потоке тогдашней кинохроники, — и сама их редкость невольно заставляет зрителя задуматься: какова же была подлинная роль Православия в великой Победе русского народа над германским фашизмом?

Возьмём армию Гитлера: здесь действовали капелланы, здесь на пряжках у солдат красовалось «С нами Бог», здесь верующего солдата никто не притягивал к ответу за его веру… Сторонний, равнодушный наблюдатель, прельстясь этими внешними знаками, непременно должен решить, что именно Германия сражалась за Божью правду…

И, однако, под знаком креста нацистская армия творила дела тьмы. Неслучайно Святейший Патриарх Кирилл определил нацистский режим как человеконенавистнический. А Красная армия, со всеми её политруками и красными звёздами, была христолюбивым воинством, совершавшим дело Божие, и спасавшей народы мира от смерти — в конечном счете, во имя Христа.

Это парадокс? Возможно. Но история знает и не такие парадоксы.

Дело даже не в том, что в 1941 году Православная Церковь, истерзанная бесконечными гонениями, собрав последние силы, постаралась и словом, и делом помочь Родине. Не надо преувеличивать значение этой помощи: в те годы сил у Церкви почти не осталось, а противодействие государственного атеизма, несмотря на ряд послаблений, было всё ещё велико.

Сила русского Православия была в другом: в те годы она хранилась в сердцах человеческих, в душах русских людей. Что это были за люди? Это — пехотинцы, которые своими телами закрывали доты, чтобы их товарищи остались живы. Это — лётчики, которые, имея возможность спастись, бросали свои горящие самолёты на колонны вражеских войск, — и не мести ради, а чтобы эти колонны не дошли до Москвы, до Ленинграда, чтобы они не расстреливали там наших матерей и детей. Это — солдаты, которые сами едва живые от голода, готовы были делиться с блокадниками — и делились! — последним куском хлеба.

Помню рассказ настоятеля храма Кулич и Пасха протоиерея Виктора Голубева. Он был блокадным мальчишкой, его ранило во время артобстрела; чуть живого Витю принесли в госпиталь, и там солдаты — сами раненые, сами стоящие на грани смерти, — дали незнакомому ребёнку свою кровь.

Это были те, кто стоял на крышах блокадного Ленинграда, тушил зажигалки, не давал врагу сжечь город св. Петра. Как четко и чеканно определила Ольга Федоровна Берггольц:

Каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.

Добавим к этому, что пламенные раны — это образ, связанный со страданием Христа, но и Его прославлением. Он связан с уверением апостола Фомы, который осязал, как говорит Церковь, огненные ребра Вседержителя. Для нас, верующих, война — тайна народного страдания, тайна креста и воскресения. Это чувствовали лучшие люди эпохи. Вспоминаются стихи Ольги Федоровны Берггольц о блокадниках

Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты ее уста,
Доска в гвоздях — как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.

И всё это было Православие! Оно жило в сердцах наших воинов, оно двигало ими. Пусть оно не было выражено в дорогих всем нам чеканных формулах Никео-Цареградского Символа веры; наши солдаты по большей части не могли, не умели исповедать своё Православие словами, — но они исповедовали его делами. И пусть сегодня тот, кто умеет красиво говорить о своей вере, повторит дела этих людей!

Есть расхожее выражение: «Красная армия стояла насмерть». Попробуйте вдуматься в него. Попробуйте представить себя на месте наших бойцов, — и вы поймёте, что стоять насмерть, просто повинуясь приказу командира, невозможно. Нужно нечто большее, чем приказ: нужно, чтобы в душе жила вера. Но вера во что? В передовые производительные силы и прогрессивные производственные отношения? В грядущее далёкое царство коммунизма? Нет… Наших дедов поддерживала твёрдая вера в то, что они стоят за дело поистине правое, отражают наступление вселенского зла.

…Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск с хоругвями. Чего не было, того не было. Но с другой стороны, братья и сёстры, — нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа, русского духа, от Победы, проникнутой Духом Христовым, выстроенной на христианском понимании правды. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии — есть несомненный результат тысячелетней православной истории русского народа. Я уж не говорю о том, что наши воины вполне исполнили заповедь Христову: «Нет больше той любви, чем кто положит душу свою за други своя».

Пряжка немецкого ремня со словами «Gott mit uns» («С нами Бог»)

Эту великую, небесную диалектику, которую мы постоянно встречаем в истории Великой Отечественной войны, я однажды попытался выразить в таком стихотворении:

Знали бы, где правда, а где правит грех,
Кто креститься мог, а кто не мог,
Но во имя Божье вы разбили тех,
Кто носил на пряжке «С нами Бог».

Что сейчас судьи нам мерить мантию?
Не такой была ли наша жизнь?
«Мама, я сейчас вступаю в партию —
За меня ты Богу помолись».

Воины — отважные, сердечные —
Кто из вас и не носил креста,
Мы помянем вас во веки вечные,
Ибо вы сражались за Христа.

Уже 68-й раз приходит для нас великий, славный и святой День Победы. По Промыслу Божьему он всегда приходит в пасхальные дни. В этом году он всего лишь на один день отличается от дня Пасхи Победы, которая пришлась на 6 мая 1945 года, день святого великомученика Георгия Победоносца.

Это совпадение неслучайно. Маршала Победы — человека верующего — также звали Георгий. Память Георгия Константиновича Жукова глубоко чтит ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны старец архимандрит Кирилл (Павлов). Победа нам досталась великой болью, страданием и скорбью, мученическим подвигом 27 миллионов наших людей, тех, кто до последнего защищали Брестскую крепость, остановили врага на подступах к Ленинграду и Москве, освободили Россию и Европу от фашистской чумы, тех, кто брал Берлин, кто горел в танках и самолетах. А также всех, кто страдал в оккупации, умирал от голода. Все они душу свою положили за сродников своих. Как написала в 1944 году Анна Андреевна Ахматова:

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!

Атака стрелковых частей (пехоты) Красной армии в районе Сталинграда. В центре неизвестный командир с пистолетом пулеметом ППШ-41

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть тайна Промысла Божия. Это тайна Божественного человеколюбия, тайна Божественной справедливости и тайна Божественной милости. Это была победа света над тьмой, правды над ложью, жертвенности над расистским и капиталистическим эгоизмом.

Ещё в 1942 году митрополит Сергий говорил, что тьме не победить свет. Гитлер и его подручные имели наглость сказать, что Христос устарел, и теперь они наследуют землю. За эти наглые безумные слова поразил Господь их небесным судом и силою русского оружия. Воистину, как писал в пасхальном послании Патриарх Алексий, «“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение”. Будем же хранить этот мир, беречь его, чтобы не дать новой фашистской чуме распространиться по миру и по нашему Отечеству».

ТОП-10 Русских святых воинов (Часть первая)

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией – самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны – освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище “Донской”.

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи — Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Вторая часть ТОПа

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)41

Сильная рука и кротость сердца

Сотрудничество Церкви с Вооружёнными силами, присутствие священников в армии, чины освящения оружия и боевой техники нередко встречают нарекания за якобы несоответствие мирному, ненасильственному характеру Евангельского учения о мире и кротости сердца. Имеют ли под собой почву утверждения о «воинственности» Православия и о том, что церковная проповедь исторически оправдывала войны и пролитие крови?

Попробуем подробнее рассмотреть тему об отношении Церкви к войне и о том, чему учат примеры прославленных в лике святых воинов.

Святые воины — кто они?

За века и тысячелетия в Православии не развилось учения, возводящего использование силы в систему и правило. Западному христианству известны доктрины «святой войны» и «священной инквизиции». Воинам, которые шли освобождать земли от неверных, обещалось полное прощение грехов. В средние века учреждались особые военно-монашеские ордена, есть католические святые, канонизированные за заслуги в крестовых походах и преследовании еретиков. Многие учителя Реформации были настроены не менее сурово. В сравнении с этим восточному христианству оставались чужды романтизация оружия и идея об исправлении силой заблудших.

Когда в Византии Х в., на фоне растущей военной напряжённости, император Никифор Фока предложил Церкви провозгласить всех погибших воинов христианскими мучениками, Церковь отвергла эту идею. Наименование «святых воинов» в православной традиции означает профессиональную принадлежность. Его присваивают тем, кто в мирской своей жизни имел отношение к ратному делу, впоследствии же явил качества нравственного совершенства в монашеском делании, в подвиге мученичества за Христа и прочих, не имеющих связи с войной, чинах святости.

Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно признать выразителями образа сильной руки. Однако же титулование их «благоверными» отсылает опять-таки не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов одни сыграли роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются «равноапостольными», другие же, «благоверные правители», на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора. Святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и др. мы чтим именно за это, в то время как иные, может быть, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое возвышение государства, не были удостоены почестей прославления.

Молитвой и копьём

Эпизод с благословением от Сергия Радонежского русским полкам и отправкой Осляби и Пересвета на Куликово поле образует словно бы некое исключение или отклонение от правила. Напомним, что в общем мнении, зафиксированном в летописных источниках, по меньшей мере, с конца XV в., в битве с ратью Мамая русское войско князя Димитрия Московского (Донского) состояло под непосредственным духовным водительством Троицкого игумена. Преподобный Сергий также послал двух учеников, сведущих в ратном деле и сильных физически, дабы они крепостью своего духа вдохновили на победу братьев по оружию.

С именем Александра Пересвета связана замечательная, в традициях рыцарства, история, согласно которой перед сражением татаро-монголами была предложена одиночная дуэль. Противник не сомневался в преимуществе своего богатыря Челубея, показавшего исключительное умение и не проигравшего ни единой схватки. Одолев русского перед лицом двух противостоящих ратей, Челубей обеспечил бы войску Мамая моральное превосходство. Но Пересвет ценой жизни сумел свести поединок к ничьей. При том, что Челубей от удара копьём пал на землю, русский, будучи также поражённым насмерть, остался в седле, поэтому преимущество осталось, скорее, на стороне русского. Этот результат символически повторился в ходе битвы. «Побоище» при реке Непрядве не выявило победителя, стороны понесли ужасающие потери. Татаро-монгольское иго на Руси оставалось на протяжении ещё ста лет. Тем не менее сила сопротивления русских произвела впечатление и означала фактически конец безраздельного хозяйничанья Орды.

Об Ослябе, которого в Святом Крещении звали то ли Андреем, то ли Родионом, летописи говорят как о телохранителе великого князя, который до конца выполнил свой долг. В гуще сражения предводительские регалии передавали кому-то из свиты — дабы ввести в заблуждение врага, усиливавшегося поразить первое лицо и центр управления. Ослябя согласился надеть доспехи князя и был изрублен в сече.

Возможно ли, чтобы монахи участвовали в убийстве и становились при этом святыми?

Здесь нередко возникают вопросы. Предание называет обоих чернецами, Сергиевыми постриженниками, даже схимонахами (чин в православном монашестве, связанный с отдалением от мира и постоянной молитвой). Оба стали сперва местночтимыми святыми, в чине преподобных (наличествуют в святцах с XVII в.), с 1981 г. же почитаются общецерковно. И оба окончили жизнь на поле брани, с оружием в руках, поражающими противника! Возможно ли, чтобы монахи участвовали в убийстве и становились при этом святыми? На первый взгляд, повествование выглядит странным и выбивается из привычной житийной дидактики.

По правилам или вне правил?

Критики трактуют неясность достаточно просто: по их мнению, повествование о Пересвете и Ослябе является вымыслом, мифом, использованным историками для поднятия патриотических чувств. Никаких монахов, посланных из Троице-Сергиева монастыря, не было, а если кто и сражался под именами Пересвета и Осляби на Куликовом поле, то миряне, бояре с Брянщины, члены княжеской дружины. Говорят также о неисторичности сведений о визите великого князя Димитрия на Маковец и беседе его с преподобным Сергием. Сюжет, стало быть, вымышлен, и тему святых героев Куликовой битвы можно закрыть.

Первоначальное Сергиево житие, написанное Епифанием, действительно не упоминает о каком-либо участии преподобного в подготовке к походу, как и нет в нём имён Пересвета и Осляби. Существует ряд других спорных моментов, затрудняющих реконструкцию событий, отстоящих от нас на дистанцию почти семи веков. Но если для приверженцев критической историографии более-менее очевидным является тезис о случайности либо произвольности почитания двух героев, для нас очевидными являются слабость и произвольность метода «демифологизации», трактующего прошлое в рационалистических рамках, множащего сомнения в существовании почитаемых святых и отметающего большинство чудес и житийных подробностей, вплоть до сомнения в «историчности образа Христа».

Несомненно, что такие явления, как память и любовь к куликовским героям Пересвету и Ослябе, относятся к числу незаурядных и знаковых. Должны быть какие-то основания к включению их в общий массив образцов православного смысложизненного мировоззрения. Любой сюжет, претендующий на вероучительную ценность, просеивается в течение длительного срока сквозь мелкое сито сомнений и контраргументов. Он как минимум не должен противоречить принятой ранее дидактике или опровергать таковую.

Обстоятельства, влекущие церковное прославление, невозможно признать за случайные. Евангелие и феноменология святости есть органичное целое. Так же, как Слово Божие даёт указание пути для подвижника, так его опыт, переживаемые обстоятельства и предпринимаемые усилия служат дальнейшему уточнению и раскрытию содержания новозаветного откровения.

Важнейшим поэтому является вопрос о том, является ли почитание Пересвета и Осляби казусом èxtra jus, вне правил, и в каком соотношении с традицией таковое находится?

Исключение, подтверждающее правило

Небольшая подробность позволяет пролить свет на тайну. Перед битвой Пересвет молится в часовне святого великомученика Димитрия Солунского. Впоследствии на данном месте, в 7 км от Скопина, будет основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, одной из реликвий которого станет яблоневый посох, оставленный Пересветом. Сейчас посох хранится в краеведческом музее Рязани.

Святые Димитрий и Нестор Солунские

Кто же такой Димитрий Солунский? Небесный покровитель московского князя Димитрия Донского, святой, почитание которого было весьма велико в Греции и скоро разошлось по Руси. Незадолго до Куликовской битвы состоялось торжественное перенесение из Владимира в Москву иконы Солунского великомученика, написанной на доске гроба святого. Для неё в главном Успенском соборе Московского Кремля великим князем был построен особый придел. По возвращении с Куликова поля в Москву великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского (26 октября/ 8 ноября) особое молитвенное поминовение павших христианских воинов — Димитриевскую родительскую субботу. Следовательно, памятью Димитрия Солунского овеяны основные вехи в истории похода. Образ святого постоянно находился перед духовным взором русских на Куликовом поле.

Великомученик жил в конце III — начале IV в. Во времена императора Галерия Максимиана он являлся проконсулом Фессалоник. За открытое исповедание себя христианином Димитрия заточили в тюрьму и казнили. Житие святого, помимо прочего, включает в себя интереснейший фрагмент о состязании юноши Нестора с богатырём-язычником Лием. Лий — любимец императора, и из всех способов мучить христиан Максимиану более всего нравилось отправлять их на арену цирка, в лапы сурового и жестокого германца. Варвар истязал и сбрасывал каждого с помоста, на специально установленные копья, понося Бога христиан. Тогда христианин Нестор в чистоте сердца, будучи не в силах снести публичное поругание Христа, стал просить у Димитрия позволения сразиться с Лием. Димитрий поддержал юношу. Поединок завершился победой Нестора. Германец был сброшен на копья, юношу же по приказанию разгневанного императора предали смерти. Святой Нестор почитается как мученик за Христа, память его совершается 27 октября/9 ноября, на следующий день после памяти св. Димитрия Солунского.

Нельзя не заметить близкого сходства описанного с примерами Пересвета и Осляби. В преддверии Куликовской битвы многие колебались — предыдущий опыт военных выступлений против Орды был горько-отрицательным. В один из моментов, как говорят летописи, полки были готовы броситься в бегство, и только чудом людей удалось сдержать. Когда же встал вопрос, кому из русских выйти против Челубея, осознание страшной ответственности парализовало волю и члены. Проиграть в поединке означало предрешить поражение. Но не ответить на вызов — являлось тем более плохим исходом. И вот против монгольского Голиафа выходит тот, кто не надеется победить при помощи силы мускулов и азарта воинственности, но исключительно укреплением свыше.

При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч

Пересвет не делает «отсебятины», он лишь повторяет поступок, о котором наслышан из церковного предания. Едва ли инок мог знать заранее, какая миссия ему предстоит. Но Челубей, хвалящийся перед монгольским строем и хулящий христианского Бога как бессильного (Орда к этому времени уже успела принять ислам), — это один образ с Лием. И потребность в преодолении страха, по-видимому, была та же, что у фессалоникийских христиан, застигнутых гонением. А потому, невзирая на слабость исторических подтверждений, так называемых объективных данных, сущностно поступок Пересвета и Осляби достоверен. При определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч. Это не повод оправдывать и возводить в систему насилие. Христиане не были бы христианами, если бы взялись доказывать свою правоту в смертельных поединках. Однако же рамка пацифизма узка, и христианство в конечном итоге не является пленником отдельно взятого принципа, даже такого важного, как запрет на лишение жизни.

bacmmostbw

«Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни (Господа) Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых.» 2 Тимофею. 2:3-8. «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе, пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» 1 Тимофею.1:18.Библия называет христиан воинами. Я верю, что когда Господь использует этот термин в этом месте Писания, Он говорит и о нас, то, что мы воины и призывает нас быть воинами Иисуса Христа. Говоря, что мы солдаты, Бог использует термин, понятный большинству людей как тогда, так и сейчас. Когда апостол Павел писал это послание, он знал римскую армию. Он видел солдат, как они служат и отдыхают. Он знал их уклад, понимал, по каким законам идет война, и что значит быть воином и быть в армии. И он писал Тимофею: будь воином Иисуса Христа, переноси страдания как воин, сражайся. Библия полна военных терминов. В ней много говорится о войне. Сказано, что наша брань не против крови и плоти. Библия также говорит, что нам нужно облечься во всеоружие Божье, взять меч, шлем, пояс и т.д. В ней сказано, что оружие нашего воинствования не плотское, но сильное Богом на разрушение демонических твердынь. Не только в Ветхом Завете говорится о войнах, но и в Новом Завете тоже много говорится о войне, и все это сопряжено с нашей жизнью. Мы — воины Иисуса Христа. Родившись свыше, каждый христианин попадает сразу на поле брани. Придя к Иисусу, мир поселяется внутри нас и мир покидает нас снаружи. Бог дает нам Свой мир, когда мы Его принимаем, но снаружи мы перестали быть теми, к которым безразличен дьявол. Наоборот, мы становимся мишенью для сил тьмы. Сегодня ежедневно идет война за нашу душу, за нашу веру, спасение, здоровье, счастье, финансы. И нам нужно сражаться за это и многое другое. Христианам необходимо понять, что в нашей жизни не будет все происходить автоматически. Не все перемены в нашу жизнь будут приходить просто так. Есть вещи, которые нам нужно будет отвоевывать в своей жизни. Призвание воина — это завоевывать новые территории, защищать себя, свою семью и свою страну. Мы — те, кто находится в сражении постоянно. Дьявол сегодня атакует нас, и главное поле битвы — это наш разум. Дьявол чаще всего оперирует на уровне мыслей, идей и слов. И не всяким приходящим к нам мыслям нужно верить. Не за всякими мимолетными желаниями нужно бежать и соглашаться с ними. Нам нужно учиться бодрствовать и различать какие желания приходят в наш разум. Каким-то вещам нам нужно сразу же говорить «нет», а каким-то — «да». Когда мы приходим в церковь, мы тоже попадаем на поле брани. Нам кажется, что если я пришел в церковь, мне ничего не нужно делать. Прославление поет, помазание течет, пастор проповедует, и исцеление автоматически будет течь в нашу жизнь. На самом деле, приходя в церковь, мы можем испытывать искушения, и дьявол может направлять наши мысли в другую сторону, посылать нам заботы, идеи, чтобы мы не приняли то, что Бог желает посеять в нашу душу. Бесы могут комментировать слова пастора, братьев или сестер, когда они сказали тебе что-либо в коридоре. Цель этих сил тьмы — сделать твое сердце озабоченным, каменным, в котором трудно прорости посеянным на служении Словам Божьим. Поэтому, если мы, придя на служение, не будем бодрствовать, мы можем лишиться того, что Бог приготовил для нас в данный момент. Часто в молитвах нам приходится прорываться через свои сомнения и проблемы, через заботы, которые могут направлять ход наших мыслей. Это все духовная брань. Сатана все еще реален, и он действует, строя свои козни. Но, слава Богу, мы не слабый народ. Бог не созидает слабую церковь. Он желает видеть христиан сильными и победоносными. В нас потенциал воина, в нас сильный дух. Дух победителя. Иисус сказал: «Тот, Кто в нас, сильнее того, кто в мире». Тот, Кто в нас, сильнее самого дьявола. Мы — сильнее всех бесов, всех проблем, которые могут обрушиться на нас. У нас есть сила пройти любое искушение, любое испытание, зависимость, боль. Бог заложил в нас этот потенциал, мы — воины, и мы сильны. Кто наши враги???Говоря о войне, мы должны понимать, что у нас есть враг. Кто же наш враг? Наш враг — это не люди. Наша брань не против крови и плоти, хотя через людей приходят проблемы. Библия говорит, что нам нужно любить людей. Любовь — это сильное оружие, которое есть у нас по отношению к нашим врагам, к людям, которые нас ненавидят и поступают плохо против нас. Если мы с любовью будем поступать в ответ, мы просто обезоружим в этих ситуациях дьявола. Это не значит, что теперь нужно молчать и соглашаться со всем, что происходит вокруг. Настоящая любовь противостоит беззаконию, разрушает дела дьявола, не молчит, когда нужно говорить. Бог призывает нас любить людей. Кто на самом деле наш враг? Это сатана, наша плоть, болезни, проблемы, которые опускают нас вниз, наше неправильное мышление, то, что крадет наше счастье, нашу радость, крадет полноту жизни. Если это есть в нас — это наши враги, с которыми нам нужно бороться и победить, чтобы хорошо жить. Давайте рассмотрим их подробнее.1.ДЬЯВОЛ И БЕСЫ.Иисус сказал о дьяволе и бесах: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» Луки 10:19.Сатана наш враг. Написано, что он ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. У него на самом деле нету силы, поэтому и написано, как рыкающий лев, который только рычит и пугает. Самая большая сила сатаны — это ложь. Он клеветник братьев наших, говорит писание. Дьявол говорит ложь о нас самих, он говорит ложь о других людях, о пасторе, о церкви, о братьях и сестрах, о родных, о твоем будущем. Он может посылать ложь, которая будет разрушать веру и будет «опускать твои руки вниз».Именно вера в ложь — частая причина депрессий у христиан. Нам нужно научиться распознавать подобные мысли. И если они не соответствуют Слову Божьему в отношении нас, нам нужно изгонять их вон. Когда Иисус был в пустыне и сражался с дьяволом, Его главным оружием было Слово Божье. Самое сильное наше оружие против сатаны — это знание и понимание того, кто мы есть во Христе Иисусе, и что Бог говорит о нас, и что принадлежит нам, как детям Божьим. Нам нужно пользоваться и провозглашать Слово Божье, как это делал Иисус, Он победил дьявола в пустыне Словом Божьим. Истина все еще делает людей свободными. Поэтому духовная брань, — это в первую очередь познание Бога и Его Слова. Когда мы соглашаемся с Его Словом, размышляем, вникаем, пытаемся понять и принимаем верой его обетования и откровения, — тогда ничего не повредит нам. Дьявол ничего не может сделать с теми людьми, которые знают Божью правду, которые знают Слово Божье, верят в него и послушны этому слову.2.НАША ПЛОТЬ.Это наша ветхая природа. Наши привычки, привычки прошлого, то, как мы привыкли в своей жизни мыслить, реагировать и поступать. Плоть все еще живет в нас, и постоянно дает нам знать о себе. Есть люди, которые водимы Духом Божьим и те, которые водимы своей плотью. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся. Так что вы не то делаете, что хотели бы. Если бы вы духом водились, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» Галатам 5:16.Друзья мои, либо мы распнем плоть, либо она распнет нас. Это 100% истина. Апостол Павел говорит нам об этом. Мы не должны быть водимы плотью. Желания плоти в нас возникают периодически. Однако проблема не в том, что они в нас возникают, а в том, что мы делаем с этими желаниями нашего сердца. Мы должны заглушать и останавливать всякие желания греха, которые приходят к нам из сердца. Павел рассказывал, что он постоянно распинал свою плоть, что он постоянно порабощает ее. Нам нужно порабощать ее тоже. Если мы дадим своей плоти полные права действовать, то мы начнем очень сильно деградировать. Что хочет делать? Она ничего не хочет делать. Она любит расслабляться, отдыхать. Она только и думает о том, что там по телевизору идет интересного. Плоть может часами лежать возле телевизора. Ее мысли: «зачем к чему-то стремиться, у меня и так ничего не получается, меня и так никто не признает». Плоть любит много есть, много спать. В конце концов человек, который водим плотью, будет хуже выглядеть, его одежда будет неприятно пахнуть. Он будет внешне и внутренне деградировать. Нам нужно свою плоть ущемлять и останавливать. Это есть наша внутренняя борьба. И здесь мы можем одержать победу. 3. СТРАХ.Это еще один враг. Страх за будущее, страх за детей , страх за неудачу, за свою семью, за свое здоровье и т.п. Дьявол часто посылает подобные страхи. Страх может приходить от людей и от нашей собственной плоти. Библия говорит, что Бог не дал нам духа страха. Воин — это не тот, кто боится. Даже когда он боится — он все равно остается храбрым. Он будет выходить воевать и побеждать. Страх — это то, что парализует нас. Я знаю, что в последнее время очень много духовной борьбы у христиан будет именно с этими вещами, тем более, что напряженность в духовном мире растет. Дьявол начинает сильнее проявлять себя на земле. Проявлять в разных сферах: в культуре, в политике, во всех вещах в жизни людей. Больше будет одержимых людей, больше греха, но в тоже время я верю, что больше будет силы Божьей у христиан. Больше будет помазания на церкви Божьей, больше будет дерзновения противостоять всякому злу, разрушать дела дьявола. Нам не нужно бояться ничего и никого, кроме Бога. В Матфея 24 главе сказано, что в последнее время будут землетрясения, страдания, войны, голод, эпидемии, болезни. Будет много катастроф и катаклизмов. Это будет касаться не только других стран, но и нашей. Бог будет потрясать каждую страну. Время прихода Иисуса близко. И воин — это не тот, кто боится проблем, трудностей. Помните Голиафа, воины испытывали ужас от одного только вида его. Они были в страхе и не могли ничего делать. В армии Израиля тогда были профессиональные и сильные войны. Однажды сын Саула Ионафан вместе со своим слугой вдвоем разбили большой отряд Филистимский. А тут один великан что-то говорит, а они все испугались его и просто потеряли силу.Тут пришел Давид, который сказал, что одержит победу над этим человеком, потому что за ним стоит Бог. Голиаф — это не проблема. Проблемы лежат в нашем сердце и в разуме. Я верю, что Давид победил Голиафа еще до того, как вышел на поле брани. Он победил его в своем сердце. Вы знаете, когда мы начнем побеждать Голиафов в себе, мы обретем силу для преуспевания в жизни. Я также верю, что влияние на других — это следствие наших внутренних побед. «Долготерпеливый — лучше храброго», — пишет Библия. Человек, который победил в себе какие-то внутренние вещи, победил плоть, страх и т.п. — имеет влияние большее, чем силы у целой армии солдат. И наоборот, если мы не имеем никакого влияния среди людей, к нашему слову не прислушиваются — это говорит о том, что мы что-то не победили в своей жизни, внутри себя. Это люди, которые сдались и плывут по течению, сдались обстоятельствам своей плоти и живут так, как живется. Они не работают надо собой и не двигаются вперед. Давид победил страх в себе, поэтому он смог победить Голиафа. В Библии дано много обетований победы для христиан.»Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя». Второзаконие 28:6,7Один прогоняет тысячи, так сказано в Библии, а двое прогоняет тьму. Написано, что во Христе Иисусе Бог дает нам торжествовать над каждой проблемой. В послании к Римлянам в 8 главе говорится о том, что мы больше чем победители. Тот, кто в нас больше того, кто в мире. Есть множество обетований в Библии о том, что мы победители. Часто на самом деле мы не верим в это. Нам кажется: вот я нищий был и буду, я был больной, и останусь им на всю жизнь. У меня есть проблемы, и будут проблемы эти всю жизнь. Я одинокий, одиноким и умру. И человек ничего не делает, сдался обстоятельствам и тому, что происходило в его жизни. Опустил руки. Но Бог не призывает нас опускать руки, Бог призывает нас побеждать. В книге Откровения, в каждом послании к семи церквам, Бог заканчивает послания, что побеждающий наследует землю, побеждающему дам венец, одену в белые одежды. Побеждающий воссядет со мной на престоле.. Бог постоянно говорит одни и те же слова в обращении к каждой церкви. Побеждающий, побеждающему. Слово победа имеет военную окраску. Это термин борьбы, в которой ты одерживаешь победу. Там не сказано что плывущий по течению, смиряющийся со всем наследует землю. Побеждающий -это тот человек, который поборол себя, поборол что-то вокруг себя, не сдался проблемам. Многие христиане думают: ну вот я теперь с Богом, и Бог будет за меня разбираться с моими бесами, проблемами и врагами. Это младенчество. Когда мы младенцы, тогда Бог будет разбираться с проблемами. Когда евреи выходили из Египта, Бог разбил армию фараона, но когда они пришли в обетованную землю, Он сказал им: «Берите мечи и копья и идите воевать». Есть христиане, которые живут подобным младенческим менталитетом: Если это Богу угодно, то Он разберется со всеми моими проблемами. Мы сегодня ведем кампанию по сбору подписей, чтобы изменить законодательство нашей страны по вопросам свободы совести и вероисповедания. Здесь приходится встречаться с разными пасторами. Одни соглашаются с нами, что нужно воевать, чтобы изменить эти законы, а некоторые говорят, что, если Богу угодно, Он сам изменит этот закон в Беларуси. Вы знаете, это младенчество. Бог не будет воевать за нас. Он будет воевать через нас с нами. Нам нужно со своей стороны делать то, что мы можем, а Бог уже будет делать со своей стороны то, что мы не можем. Собирать подписи сегодня мы можем даже по закону нашей страны. Мы должны что-то делать, если мы уже стали взрослыми. Евреи ходили семь дней возле Иерихона , потом воскликнули, и стены рухнули. Было время, когда им нужно было молиться и поститься, и было время, когда они просто брали мечи и сражались, и Бог давал победу. Они прилагали свои усилия. И я верю, что так будут приходить к нам победы.Кто твой враг? С чем ты сегодня воюешь? Возьми это обетование сегодня для себя, что ты победитель, ты можешь победить и вырваться из своих проблем.ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОБРОГО ВОИНА. Вы знаете, я верю, что Бог не случайно называет нас воинами. Воин отличается от простого гражданского человека. Я хотел бы просто поговорить и поразмышлять над особенностями, которые свойственны солдатам. Что определяет нас как война. Кто был в армии, знаком с терминологией, и ему легче будет понять то, что я сегодня буду говорить. *Воин безусловно подчиняется приказам командира. Вы видели где-нибудь, чтобы командир отдал приказ солдату идти рыть окопы или охранять склад, а солдат ответил бы: «извините, я пойду, посплю и немного отдохну. Я устал сегодня воевать. Меня еще обидели сегодня другие солдаты, и офицер унизил, заставив мыть туалеты и т.п.. А вот завтра, если у меня будет хорошее настроение, я буду это делать». Вы можете себе такое представить в армии? Такого не может быть. В армии солдаты подчиняются командирам.Наш командир — это Иисус Христос. Он наш главнокомандующий. У нас должна быть дисциплина, и если мы слышим от Бога что-нибудь, Бог призывает нас что-то сделать, нам необходимо повиноваться, а не ждать другого времени. Если мы точно знаем, что это нам сказал Бог, нам нужно сразу это делать. Боб Вайнер — известный служитель. Он очень сильно потряс молодежь в Америке и в бывшем Советском Союзе. В свое время он очень много сделал для Бога. И у него спросили, как ему это удается Он ответил: «Это моментальное послушание тому, что мне говорил Бог». Моментальное повиновение. Библия говорит: «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи;» Псалом 88:16.Что такое трубный зов? Труба всегда призывает к чему-то. Она либо призывает к войне, либо провозглашает конец сражения, либо она призывает к тому, чтобы изменить какую-то тактику. Она может звать и на праздник. Блажен народ, который слышит Божий призыв. Написано, что они будут ходить в Его свете. Бог будет осветлять их лица. Бог будет касаться этих людей, будет рядом с ними. Бог будет светиться в них и через них. Но проблема среди христиан, что мы слышим трубный зов, но сидим и думаем. Сегодня время воевать, строить здания, собирать подписи, нужны деньги, нужно помогать кому-то. Бог трубит, призывает нас что-то делать, а человек сидит и ожидает чего-то: «Хорошо, я подумаю об этом, помолюсь. Подожду полгода, если это от Тебя, Господи, это желание станет сильнее, и я пойду..». Конечно, в некоторых вопросах нам действительно нужно проверять, Божий это голос или нет. Но если ты слышишь Божий голос, и ты знаешь, что это соответствует Слову Божьему, это правильно, тогда иди и делай это. Представьте себе воина, которого зовет труба, а он сидит и молится размышляя: «Воевать, не воевать?». Другие уже давно ушли воевать, а он все сидит. Война закончилась, время праздновать победу, а он только меч достает и на войну собирается, смотрит, где тут подпись нужно ставить. Есть разные времена. Куда сегодня тебя зовет Господь? К чему сегодня тебя призывает Бог? Может, это служение в церкви, может, это помощь нуждающемуся человеку. Может, сменить свою работу, бизнес или дело. Начать служение или войти в служение, может, в воскресную школу, в ашерскую службу. Во многие служения сегодня нужны люди. Я не верю, что у Бога недостаток в служителях. Людей много. Проблема в том, что часто мы долго ждем и думаем, ожидаем ангела с неба, чтобы он явился к нам громогласно. Не опоздай, когда зовет труба, потому что времена меняются. Если ты не пойдешь, Бог поднимет другого, а ты что-то потеряешь. «За то, что они не внимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их». ПСАЛОМ. 27:5.Они были невнимательны к действиям Бога. Люди просто не размышляли и не думали. Им было все равно, что и как делал Бог, что для Него сегодня было важно и актуально. Когда я прочитал эти слова, они меня поразили очень сильно. Бог не будет помогать в их делах. Бог потрясает теплых христиан, чтобы они начали задумываться, где Бог и где я. Иногда дьявол вмешивается в нашу жизнь. Иногда Бог вмешивается в нашу жизнь и что-то останавливает и рушит. Он делает это, чтобы люди задумались кто они, куда они идут, есть Бог или нет, веруют они в Него или нет и т.п., в чем смысл жизни.Воин подчиняется приказам командира. Воин — это не младенец. Воин Христа — это не тот, которого нужно постоянно утешать и менять памперсы, вытирать сопли: Утешьте меня позаботьтесь обо мне и т.д. Но воин — это тот человек, который будет служить людям и Богу вне зависимости от настроения, погоды, состояния души. Это есть добрый воин. *Воин никогда не будет пассивным.Люди, которые служат в армии, даже в мирное время не могут быть пассивными. Они не сидят в буфете и смотрят сериал «Солдаты», кушая кефир с булочкой, вытирая свои бляшки на ремнях ради красоты. Солдаты даже в мирное время занимаются тренировкой, они роют окопы, а потом их же и закапывают. Они повышают свой уровень подготовки, они изучают разные науки, профессии. Они не сидят на месте. Кто был в армии, могут вам рассказать, какой день у солдата с 06:00 утра до вечера. Время для отдыха практически нет. Солдат всегда чем-то должен быть занят. Если солдат будет сидеть на мягком диване и смотреть на танки, общаться с другими солдатами и ничего не делать, придет враг, и такой солдат будет поражен сразу. Сколько бы у него звездочек не было на погонах, генерал он, пастор или апостол. Если солдат не напрягается в своей жизни, не растет, не тренирует свои духовные мышцы, то такой солдат будет бессилен против атак дьявола. Солдаты Христа всегда растут. Они всегда духовно голодные, духовно нищие — то есть ищущие Бога. Не дай нам Бог когда-нибудь стать такими людьми, которые скажут: «Я уже все знаю, мне больше ничего не нужно, я все умею, и всего достиг». *Воин может переносить страданияВоинская служба — это нелегкая служба. Сидишь в мягком кабинете, и все без проблем. Нет. Это иногда даже грязная работа. Иногда мы сталкиваемся с проблемами, с противником, с врагом. Часто нужно наступать на свое «я», «не могу», на свои слабости. Солдат может переносить страдания и боль. Он силен, даже когда слаб. Павел говорил о себе так, что когда он немощен, он силен. Солдат не может быть слабым. Даже когда ему больно и тяжело вокруг, когда проблемы в семье, он все равно будет воевать. Даже когда насморк, солдата он не остановит. Солдата не остановит плохая погода или плохое настроение. Он дисциплинирован. Если у него есть цель, он идет к цели, несмотря ни на что. Видя проблему, он не паникует и не бежит от нее. У солдата менталитет, как решить проблему, как уничтожить врага, а не как спрятаться от него. *Воин не связывает себя делами житейскими.Мы в армии Христовой, и мы не должны разделять нашу жизнь на личную и церковную. Личная и церковная — это наша жизнь. Мы не можем оправдываться перед Богом, что у нас дети, и мы сидим дома, или деньги нам нужно зарабатывать, в то время когда Бог призывает нас что-то сделать. *Воин сражается по правилам.»Если же кто не подвизается, не увенчается». Здесь Павел использует спортивный термин. Если кто подвизается участвовать в соревновании, он не получит награду, если будет играть не по правилам. Согласитесь, в Олимпийских играх сейчас побеждает тот, кто исполнил все условия, которые требовались в этой игре. Начиная с того, что допинги не принимал, кончая правилами игры, как можно забирать мяч и как нельзя. Как можно и как нельзя бить по ногам. Что запрещается и что разрешается. Если человек нарушает правила, ему не дадут приз. И здесь Павел говорит тоже самое. Если мы солдаты, то мы должны играть по правилам. И наше правило, наш воинский устав — это Слово Божье. Устав, который нужно соблюдать, а не нарушать. Давайте стремиться жить по Слову Божьему, тогда на самом деле придут победы, придут решения и мы получим свои венцы.*Хороший солдат понимает, что один в поле не воин.Дьявол атакует одиночек. Хищники атакуют отбившихся овец от стада. Хищники боятся атаковать стадо. Потому что у стада есть пастух, который защищает стадо, собаки, которые лают и могут укусить. Тоже самое и в духовном мире. Дьявол атакует в первую очередь христиан, которые не находятся вместе друг с другом. Написано в Библии, чтобы мы не оставляли своих собраний. Когда мы вместе — мы сильны. Дьявол боится армии христиан. Когда люди уходят от близкого общения с верующими людьми, дьяволу легче атаковать их своими мыслями, болезнями, проблемами. И это как болото может засасывать все глубже и глубже. Поэтому я всегда говорю, не бегите от Бога, бегите к Богу и в церковь, к друзьям своим, пусть они за тебя молятся. Присутствие друзей верующих, общение с ними вытянет тебя. Хороший солдат понимает, что для победы в армии важны не только те люди которые умеют держать автомат. В армии нужны повара, врачи, музыканты, политруки, инженеры, связисты, компьютерщики, программисты, строители. Нужны профессии разного рода. И в Царстве Божьем тоже нужны разные люди. То, что ты, может, не стоишь с автоматом, а со шваброй, еще ничего не говорит. Это не значит что твоя роль маловажная. Каждого роль важна. Все вместе мы делаем общую победу. *Воин первый вкушает плоды победы.»Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов своих.» Я верю, что христиане, которые воюют они увидят плоды в своей жизни. Они увидят результаты. Церкви, которые воюют сегодня, за то, чтобы дела дьявола были разрушены на этой земле, к ним первым придет пробуждение. Они первыми испытают излияние Духа Святого. Давайте не будем боящимися и слабыми. Мысли поражения пусть оставят нас. Мы — победители. Исповедуй себе это: я — победитель, я выпутаюсь из своих обстоятельств, из этих проблем. Дела дьявола будут разрушены в моей жизни. Одной дорогой враг пришел, а семью убежит от меня. Потому что Господь за меня, Господь вместе со мной. Имейте дух победителя. Это то, что Господь хочет видеть в нас. Тот, кто победил себя, сможет победить этот мир. ЗаключениеЕсли мы смогли изменить что-то в своей жизни, значит, мы сможем изменить мир вокруг себя. Если мы себя не можем изменить, то мы не сможем повлиять на этот мир. Что мешает сегодня тебе состояться? Что сегодня мешает тебе быть счастливым? Что сегодня является твоим врагом? Объяви ему войну, и Бог даст тебе победу, мудрость и силу для победы. Есть время молиться по пять минут, а есть время молиться по пять часов, чтобы к тебе пришел прорыв. В моей жизни было много разных ситуаций и даже очень тяжелых. Но я знаю, когда ты приходишь к Богу в первую очередь, ты обретаешь силу и крепость, особенно, когда ты не соглашаешься с проблемой или трудностями. Ты говоришь себе, все это закончится, эта проблема уйдет, и Бог прославится в этой ситуации. И все будет хорошо разрешено. Не сдавайся! Ты — воин Иисуса Христа. Добрый воин подчиняется своему командованию и слышит трубный зов. Он дисциплинирует себя. Воин — это тот человек, которого не остановит ни вода, ни огонь, ни слезы, ни дождь. Он идет и исполняет, желание своего командира. Воин умеет сражаться, он учится сражаться. Он тренирует себя, он размышляет о себе и о своих врагах. Повышает свой духовный и интеллектуальный навык. Воин тот, кто не робеет при виде врага, он идет на него, наступает и побеждает. Такой воин живет как в