Война картины

«Память поколений»: 9 поразительных картин, хранящих воспоминания о Великой Отечественной войне

4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась экспозиция «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Около 150 картин и скульптур из 34 городов России впервые выставляются в едином собрании в центре Москвы, объединенные общей идеей — сохранением исторической памяти о тяжелых годах войны 1941–1945 годов. «Фома» подготовил подборку из девяти удивительных полотен, представленных в Манеже.

1. Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г.

Аркадий Пластов, советский живописец и народный художник СССР, в юности был тесно связан с православным искусством. Будучи сыном потомственных иконописцев, которые видели в мальчике будущего священника, Пластов закончил духовное училище и долгое время помогал отцу расписывать храмы, что позже вспоминал с особым теплом. Юношеские впечатления во многом определили его будущую карьеру. Именно в это время он сказал себе: «Буду живописцем и никем больше».

Одна из главных тем в творчестве художника — сельская жизнь. В 1917 году он создает множество пейзажей и портретов односельчан в своей родной деревне Прислониха Симбирской губернии, куда возвращается после учебы в Москве. Однако в начале войны атмосферу мирного деревенского быта сменяет ощущение трагедии, которая врывается в привычную, размеренную жизнь. На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.

Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории. В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».

2. Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г.

Главное произведение Юрия Пименова эпохи соцреализма — картина «Новая Москва», написанная за 4 года до начала Великой Отечественной войны. Ее сюжет прост: девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по цветущей Москве, которая к 1937 году украшается новыми постройками в стиле сталинского ампира. Картина передает ощущение беспечности и радости.

Спустя 7 лет, в 1944 году, Пименов создает новую картину, повторяющую сюжет первой, но совсем с другим настроением. Девушка сменила легкое платье на шинель, справа от нее сидит солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — испещренная следами шин, покрытая лужами и грязью дорога, вдали угадываются силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах застыли разбитые танки, и новые силы Красной армии в грузовиках направляются на фронт. По этой дороге зрителю вместе с героиней картины предлагается следовать в Берлин, к победе.

3. Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г.

В 1942 году Комитет по делам культуры заказывает Павлу Корину большое полотно, посвященное князю Александру Невскому. Тема оказалась близка художнику. Одной из главных работ, которую он так и не успел создать, должна была стать картина под названием «Реквием», или «Русь уходящая», на которой художник намеревался изобразить, по его словам, «последний парад» Русской Православной Церкви. Один из эскизов все же стал частью завершенного произведения: священномученик Федор (Богорояаленский) появился на триптихе «Александр Невский» в образе юноши. От священнического облачения остался только уменьшенный наперсный крест.

Несмотря на отношение советской власти к религиозной теме, Корин вносит в картину образы, связанные с Церковью. Мы видим образ Спаса Нерукотворного на знамени русского воинства, и величественный храм на заднем плане, и огромную икону одного из самых почитаемых русский святых — Николая Чудотворца. Избрав формат триптиха, Корин сознательно обращается к деисусному чину иконы.

Сохранились свидетельства, что солдаты возили с собой небольшие репродукции картины, размещали их в окопах и землянках.

4. Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г.

В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из города Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти необычное временное жилье. Бойницу для пушки в монастырской стене некогда перестроили в келью — туда-то и заселился художник с семьей.

Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.

Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.

Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени.

5. Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949 г.

Сюжетный центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек. Кульминацией стало низвержение вражеских знамен к ногам военачальников, полководцев-победителей. Одним из важных военных трофеев стало древко штандарта 1-й танковой дивизии СС «Адольф Гитлер».

6. Федор Богородский, «Слава павшим героям», 1945 г.

Некоторые исследователи отмечают в картине советского художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Тема спасения мира ценой собственной жизни удивительным образом переплетается с евангельскими событиями.

Художник создает картину, опираясь на канонический сюжет положения Христа во гроб. Деревянные носилки, на которых лежит умерший солдат, напоминают крест. Мать, которая склонилась над ним, ассоциируется с оплакивающей своего Сына Богородицей. Вместо участвовавших в погребении учеников Христа, Иосифа и Никодима — боевые товарищи, которые молчанием чтят память погибшего друга.

7. Борис Неменский, «Безымянная высота», 1960 г.

В 60-е годы в советской живописи происходят перемены: художники переходят к честному, беспристрастному, порой жесткому взгляду на действительность. Параллельно развивается знаменитая «лейтенантская» проза фронтовиков Юрия Бондарева, Василя Быкова, Булата Окуджавы, которые предельно правдиво показали войну без ненужного пафоса, с самого близкого расстояния, .

Одна из работ, которая вызвала споры в культурном сообществе, — «Безымянная высота» Бориса Неменского. Картина написана по личным военным воспоминаниям. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы…». Рядом с солдатом он увидел двух мертвых мальчиков: один из них был русский, другой немец.

Воспоминание долго не давало покоя художнику, но только в 1960 году Неменский создает первый вариант картины «Безымянная высота», представленный на выставке. Положение тела русского мальчика напоминает позу распятого Христа: подогнутые колени, вытянутая рука. На фоне мертвых тел выбиваются из земли редкие первоцветы, символизируя жизнь. Само название картины соотносится с ее идеей. Безымянная высота — это битва не за что-то конкретное, а случайная встреча на одном из бесконечных холмов, которая унесла две молодые жизни.

Впоследствии художник постоянно возвращался к этому сюжету: существуют пять вариантов картины, последний из которых получил название «Это мы, Господи!».

8. Михаил Савицкий, «Поле», 1973 г.

Михаил Савицкий ушел на фронт девятнидцатилетним. Он оборонял Севастополья все 250 дней, пока город держался. Когда Севастополь был взят, он попал в плен, прошел через 3 концлагеря: Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау.

Художественное образование получил после демобилизации из армии. Большую часть работ художника составляют картины военной тематики. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году. Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий. Багровое небо символизирует пожары, которые постоянно вспыхивали на полях, подожженных или немецкими военными, чтобы голод помогал им в борьбе с Красной Армией, или советскими людьми, чтобы урожай не доставался врагу.

Искусствоведы отмечают ярко выраженные христианские мотивы, которые проявлялись в разных работах на протяжении всего творческого пути художника. Золото колосьев неслучайно находится в цветовом сочетании с образами советских солдат. Очевидна аллюзия на слова Христа: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Теми семенами, которые падают в поле и, умирая, приносят новый урожай, становятся жизни советских солдат. Они жертвуют собой ради последующих поколений.

9. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский «За отвагу» 2014 г.

Картина «За отвагу» представляет собой громадное произведение и по смысловой насыщенности, и по своему фактическому размеру. Главными героями монументального полотна являются, как их называли сами художники, «праведники русской земли», то есть русские люди, воевавшие в Великой Отечественной войне.

Пейзаж перекликается с темой райского сада: цветущая природа, светлое небо, река, которая, согласно книге Бытия, вытекает из рая и разделяется на четыре рукава. Картина напоминает о том, что победа творилась обычными людьми, которых после войны ждала зрелость и старость, но которые благодаря своим внутренним качествам стали героями, поставив на кон собственные жизни.

  • Выставка проходит с 4 ноября по 8 декабря 2019 года.

    Адрес: Москва, Манежная площадь, 1.

    Часы работы: в будни и выходные дни 10:00—21:00.

    Вход бесплатный.

    Организаторы выставки: Патриарший совет по культуре, Правительство Москвы, Министерство культуры Российской Федерации, исторический парк «Россия — Моя история», Российское военно-историческое общество.

    Фото Владимира Ештокина

    Удивительная жизнь Абылхана Кастеева

    – Мой отец родился в 1904 году в селе Шижин Панфиловского района Талдыкурганской (ныне Алматинской) области. В три года он остался без отца. Семья была очень большая, и он рано начал работать, чтобы помочь своей матери и младшим детям. Много батрачил, пас овец, был землекопом, чернорабочим. В это же время он стал интересоваться природой. Он видел красоту в обыденных вещах вроде кореньев, камней, обломков кости. Отец начал делать поделки – вырезал фигурки из дерева, делал сережки, кольца. Все девушки в селе каждый вечер ждали его возвращения с пастбища, чтобы попросить сделать для них что-нибудь. Однажды ему влетело за это увлечение. Он стал вырезать фигуры людей, что запрещено по мусульманским законам. Более того, он сделал фигурку аульного муллы! Тот, узнав об этом, всыпал папе по первое число.

    – Когда семья переехала в Жаркент, папа устроился работать дворником у одного бая. Там его заметила фотограф Саламатова. Она изучила работы отца, сфотографировала их и без его ведома отправила снимки в тогдашнюю столицу – Кзыл-Орду. Там решили, что паренька надо бы отправить на обучение, но у отца не было денег на учебу.

    – Первым официальным рабочим местом отца стала стройка одного из участков Турксиба. Вместе с друзьями по селу он устроился туда чернорабочим. Однажды во время отдыха папа нарисовал на скале портрет Ленина. Кто-то из начальства увидел портрет и попросил показать его автора. Чтобы талант не пропадал даром, отца решили отослать на учебу в Алма-Ату. Провели комиссию, и кто-то засомневался в его происхождении, подозревали, что он может быть родом из байской семьи. Отправили запрос, и пришло подтверждение, что Абылхан Кастеев рожден в семье бедняка.

    Семья Кастеева: брат Нургазы (1-й ряд), брат Манап (2-й ряд).

    Кастеев с юного возраста стремился к знаниям. Он самостоятельно научился писать и читать в арабской, а затем и латинской графике. Когда он приехал в Алма-Ату и поступил в школу, то был значительно старше других учеников. 25-летний парень стыдился этого, но продолжал учиться.

    – Директор видел, что больше других предметов отца интересует изобразительное искусство. Он порекомендовал его Николаю Хлудову, преподававшему молодым художникам. Хлудов принял его в свою студию, и вечером папа посещал занятия самого выдающегося живописца Семиречья того времени. Хлудов быстро заметил способности отца. Он очень удивился, что обычный аульный паренек может быть столь талантлив, – продолжает Гульдария Абылхановна.

    В Москве. 1930-й год.

    Пройдя обучение у Хлудова, Абылхан Кастеев решил продолжить свой творческий путь и вместе с другом, художником Аубакиром Исмаиловым, они поехали поступать в художественное училище в Москве. Там казахстанские художники столкнулись с финансовыми трудностями.

    – У Абылхана Кастеевича и его друга не было денег на учебу и жизнь в столице. Представители казахской диаспоры решили помочь им и попросили директора Художественной студии им. Н.К. Крупской Анну Фурманову, чтобы она разрешила отцу посещать занятия по творческим предметам. Жена известного революционера и писателя, несколько лет прожившая в Казахстане, согласилась, но с условием, что казахи будут финансово помогать своему товарищу. В свободное от занятий время отец посещал московские музеи, галереи, выставки советских и зарубежных художников. Он написал несколько работ и предложил их на продажу в Музей Востока. Там с удовольствием приняли картины и спросили, сколько папа хочет выручить за свои работы. Он назвал настолько малую цену, что они заплатили вдвое больше. Отец вернулся в общежитие и раздал все долги.

    Соотечественники Кастеева, обучавшиеся в различных вузах Советского Союза.

    Кастеев с женой Сакыш.

    Молодые годы Абылхана Кастеева была наполнены удивительными историями и приключениями, которые оказали большое влияние на его дальнейшую жизнь. Дочь художника вспоминает одно из них, чуть не закончившееся для Кастеева гибелью на чужбине:

    – В Москве отец сильно заболел, и ему пришлось вернуться в родину. Подлечившись, он решил немного заработать. Многие сельчане тогда предпринимали рискованные поездки через границу – в Китай, чтобы привезти товары на местный рынок и закупить там зерно. В одну из таких экспедиций вместе с друзьями отправился папа. Наши пограничники, зная о бедственном положении жителей аулов, свободно пропускали их, но китайцы не были столь благосклонны. Отца и его друзей задержали как контрабандистов китайские жандармы и отправили в тюрьму, где заставляли работать днем и ночью, мало кормили. Папа совсем слег, серьезно заболел. Ему удалось бежать, но идти было некуда. Отца спас один старичок, торговавший на рынке дынями и арбузами. Он откормил папу фруктами и стал приводить на рынок в надежде, что туда явятся родственники. Так и случилось, и отца переправили через границу. Когда он вернулся домой, мама не узнала его – на пороге стоял сгорбленный старичок. Она поклонилась ему в знак уважения. Когда Абылхан Кастеевич сказал ей, что он ее муж, мама расплакалась.

    История знакомства Абылхана Кастеева со своей женой также достаточно интересна. Первоначально художник был засватан за другую девушку, но та отказалась от брака, потому что художник был беден. После возвращения из Москвы Кастеев зашел к ней, чтобы показаться в своем новом наряде. Новая невеста Кастеева – Сакыш – была младше его на десять лет. По казахским обычаям она сначала просто пришла жить в семью жениха, привыкая к их быту. Уже позже Сакыш познакомилась со своим мужем. Несмотря на это, по воспоминаниям дочери художника, Кастеев со своей супругой любили друг друга и прожили счастливую жизнь. В семье были очень теплые отношения и никогда не возникало скандалов.

    – Мама всегда говорила, что если бы она не уехала из колхоза за мужем в Алма-Ату, то, возможно, стала бы Героем Труда. Ее не хотели отпускать, потому что она была очень хорошей работницей. Но она решила посвятить себя семье. Без нее отец, наверное, не смог бы спокойно работать, ведь она взяла на себя все хозяйство. Ухаживала за гостями папы. Отец за всю жизнь не сказал ей плохого слова. Он был очень добрым человеком.

    Кастеев с супругой и первым сыном Абильтаем.

    В середине 30-х годов начинается расцвет творчества Кастеева. Он пишет свои знаменитые работы, такие как первоначальный вариант картины «Турксиб», портрет молодого Абая, бытовые сцены из жизни казахского народа. Кастеев переезжает в Алма-Ату. У него рождается первенец. В 1937-м Абылхана Кастеевича принимают в Союз художников СССР.

    Кастеев пишет портрет Абая в молодости.

    Кастеев пишет портрет Амангельды Иманова.

    О работе над одной из самых известных картин этого периода рассказывает дочь мэтра:

    – Отец долго готовился к написанию портрета Амангельды Иманова. Он уже затрагивал тему восстания 1916 года в нескольких своих работах. Он совершил командировку в Тургайскую область. Пообщался с родственниками Амангельды Иманова и сарбазами. Фотографий батыра не сохранилось, и отцу пришлось восстанавливать его образ по словесным описаниям. В набросках он детально прорисовывал его руки, голову. В итоге, когда папа закончил картину и ее представили комиссии, в которую входили люди, знавшие руководителя восстания лично, то они поразились сходству портрета с Имановым.

    Плакат, призывающий к сбору вещей для фронта.

    В годы войны Кастеев хотел отправиться на фронт, но на него пришла бронь. Он работал над плакатами на военную тематику. Художник общался со множеством культурных деятелей со всего Союза, приехавших в Алма-Ату в эвакуацию.

    Кастеев у саманного дома, который он снимал, когда переехал в Алма-Ату.

    Из-за своей природной скромности до конца 40-х годов художник не имел своего жилья. Затем большая семья художника въехала в квартирку, в которой до этого жил Мухтар Ауэзов. Места было мало, и Кастеев даже не мог выделить пространство для мастерской. В 50-х годах в Казахстан приехала иностранная группа документалистов, пожелавшая посетить квартиру художника. Специально для съемок в квартиру была привезена мебель, ковры. После съемок все было вывезено. В конце 50-х годов по личному распоряжению председателя Совета министров КазССР Кунаева началось строительство дома для художника и его семьи.

    – От улицы Бекхожина был проложен небольшой переулок, вдоль которого построили несколько домов. По проекту дом отца должен был быть кирпичным, но прораб воровал и в итоге построил нам каркасно-камышитовый дом, а себе – кирпичный. Но этот дом позволил нам жить без стеснения, и у отца появилась мастерская. А прораб потом понес заслуженное наказание.

    Кастеев с друзьями в своем доме. Слева направо: скульптор Х. Наурызбаев, художники С. Романов, У. Ажиев.

    В доме Кастеева гостили его друзья – выдающиеся деятели искусства: скульптор Хакимжан Наурызбаев (автор памятника Абаю), художники Сахи Романов, Аубакир Исмаилов, Жанатай Шарденов, Молдахмет Кенбаев. Они собирались в теплой компании во дворе художника.

    – Особенно они любили угощаться дунганской лапшой, которую готовила моя мама, – вспоминает Гульдария Абылхановна.

    К Кастееву заходили и представители делегаций художников из ближнего и дальнего зарубежья. Однажды в гостях у казахстанского живописца побывал даже известный американский художник Рокуэлл Кент. Несмотря на то, что сам он был социалистом, американец очень удивился скромности быта Абылхана Кастеева.

    Вместе с друзьями Кастеев часто выезжал на природу – в близкие и отдаленные села, чтобы творить на пленэре.

    История казахского народа, его быт, а также красота природы Казахстана были основными темами работ художника. Он запечатлел уникальные, а иногда и забытые традиции сельчан; создал портреты таких исторических личностей, как Абай, Амангельды Иманов, Кенесары Касымов, Чокан Валиханов, Биржан-сал.

    – Отец вырос на селе и по-особенному чувствовал свою близость с народом. Стада овец, лошади, бескрайние степи – все это наполняло его сердце радостью. Историей Абылхан Кастеевич также интересовался с детства.

    Записи Кастеева с ценами на его картины.

    Основную часть заказов художник выполнял для различных домов культуры при фабриках, заводах, совхозах и колхозах. Они поступали в фонд Союза художников, который заключал договор с исполнителем заказов. Труд художника оплачивался достаточно щедро. Если судить по некоторым документам, за акварельные работы Кастеев получал в среднем от 200 до 300 рублей, а за большие картины маслом гонорар мог доходить до двух-трех тысяч рублей. Естественно, что на такую работу уходило много времени.

    Открытие выставки А. Кастеева в галерее им. Т. Шевченко в честь его 60-летия.

    Кастеев был частым гостем и участником различных выставок, мероприятий и декад казахского искусства, проходивших во многих городах Союза. У него прошло две персональные выставки: одна в Москве, другая в Казахстане.

    Художник имел достаточно неплохие отношения с представителями власти. Нельзя сказать, что он дружил с кем-то из высшего руководства республики, но в то же время по работе ему часто приходилось общаться с ними.

    Обсуждение дипломных работ выпускников Казахского государственного театрально-художественного училища.

    Помимо творчества Кастеев вел преподавательскую и общественную деятельность. Он дважды (в 1955 и 1959 гг.) избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР от Сайрамского района Южно-Казахстанской области. Абылхан Кастеевич много сделал для строительства в селах школ, больниц, детских садов. Решал проблемы благоустройства регионов. Всегда старался помочь тем, кто нуждался в нем. Несколько раз Кастееву даже удалось удовлетворить просьбы о помиловании несправедливо осужденных.

    Поздний период творчества прошел для художника достаточно плодотворно. Они имел множество заказов. Абылхан Кастеев запечатлел окончание строительства катка «Медео», гайской ГЭС, Соколовско-Сарбайского предприятия. Написал пейзажи абайских мест.

    – В тот же период у него и ряда его коллег возник конфликт с молодыми художниками, отучившимися в Москве и Ленинграде. Они были достаточно надменны к старшим собратьям, не имевшим высшего художественного образования. Отец очень жестко поговорил с ними, и конфликт был улажен.

    Заслуженный учитель Загира Нусупбекова со своим портретом.

    Достаточно часто героями полотен Кастеева становились не легендарные деятели, а простые люди: учителя, рабочие, передовики производства и Герои Труда.

    Любимая собака Кастеева – Барсик.

    В конце жизни Абылхан Кастеевич перенес несколько инфарктов. Художник умер 2 ноября 1973 года, оставив после себя большое наследие. Последняя работа Кастеева – портрет известного просовода Шыганака Берсиева – так и осталась незаконченной.

    Открытие памятника Кастееву на его родине.

    Открытие мемориального зала А. Кастеева в Музее искусств.

    В 1976 году в Государственном музее искусств Казахской ССР был открыт мемориальный зал Абылхана Кастеева. В 1983-м музею было присвоено его имя.

    Кастеев на отдыхе с семьей в Парке культуры и отдыха.

    Кастеев с семьей.

    У Кастеева было девять детей. Многие из них пошли по стопам отца или выбрали для себя творческие профессии. Старший сын Абильтай Кастеев окончил ВГИК, стал оператором и участвовал в съемках таких картин, как «Там, где цветут эдельвейсы», «Песнь о Маншук», «Тайны мадам Вонг».

    С сыном Нуртаем.

    А. Кастеев с сыном Нуртасом.

    С женой и дочкой Гульназией.

    С внуком Жонгаром.

    Второй сын, Нуртай Кастеев, учился в художественном училище. Он был очень талантлив и его работы были похожи на картины отца и ценились не меньше. Кроме того, он играл на домбре, мандолине, писал стихи. Но он так и не успел до конца раскрыть свои таланты. Нуртай скончался в 16-летнем возрасте, у него был порок сердца. Третий сын Кастеева, Нуртас, также стал художником, преподавал в школах, работал на телевидении, рисовал афиши для цирка. Нуртлеу Кастеев стал художником-форматором. Нурхат – художником-монументалистом. Одна из дочерей, Гульназия, окончила Строгановку и преподает в Академии искусств. Внуки художника также продолжили дело своего деда.

    Дочь художника Гульдария Абылхановна Кастеева.

    В январе этого года, к 110-летию со дня рождения художника, в Алматы открылся его дом-музей. В нем сохранилось множество личных вещей Кастеева, которые могут рассказать о его жизни и мироощущении.

    В жилой комнате стоит много предметов, связанных с бытом художника. Огромный сундук с вещами, старый самовар, доставшийся как приданое, ковры.

    В поездки Кастеев всегда брал с собой несколько необходимых ему вещей. Портативный утюжок помогал ему привести вещи в порядок, записные книжки – не забыть важные вещи, а фотоаппарат – запечатлеть то, что не удавалось нарисовать на месте.

    В мастерской художника до сих пор чувствуется атмосфера творчества. Мольберты, рабочие столы, стулья, кисти, кровать – все здесь расставлено так, как Кастееву было удобно для работы.

    – Отец всегда рисовал стоя. Он клал эскиз на стол, полотно на мольберте разворачивал к свету и часами писал свои картины. Он мог проснуться утром и работать до позднего вечера. Прерываясь, он отдыхал на кровати, слушал радио, а затем снова подходил к холсту.

    Большую часть предметов, необходимых для работы, художник мастерил сам. Он изготовил этюдник, с которым выезжал на природу, мольберт. Нижнюю часть артиллерийского снаряда он приспособил под баночку для кистей.

    На полках можно увидеть вещи, изготовленные Кастеевым и его сыновьями, а также подаренные друзьями. Ниже выставлена небольшая часть книг из личной библиотеки художника.

    При музее работает небольшая реставрационная мастерская. Ею заведует опытнейший реставратор Сара Тлеукуловна Досходжаева, которая в данный момент занимается восстановлением картин Кастеева.

    – Картины порой попадают ко мне на стол в ужасном состоянии. На них можно найти множество пятен, порванные края, даже следы мышиных экскрементов. Сначала я провожу механическую очистку – удаляю все, что возможно. Затем промываю картину в воде и наношу химические реагенты. Затем смываю их дистиллированной водой и кладу картину под пресс. Там она находится несколько дней. После этого нужно кропотливо восстанавливать утраченные участки картины – проводить тонировку. Нужно подобрать карандаш той же толщины или краски такого же оттенка. Если есть порванные участки, нужно найти бумагу той же толщины и текстуры, что и полотно, – говорит Сара Тлеукуловна.

    Перед восстановлением все картины фотографируются, чтобы затем сравнить, что было и как стало.

    – У меня на столе сейчас лежит несколько чудесных акварелей Кастеева, созданных им во время поездки в Волгоград и другие города России. К сожалению, после выставки их прислали в сильно потрепанном состоянии, – продолжает реставратор.

    В данный момент в музее нет оригинальных картин художника. Большая часть коллекции мастера хранится в Музее искусств им. Кастеева. Родственники художника надеются, что со временем на стенах дома-музея появятся уникальные работы мэтра, хранящиеся в личной коллекции его семьи. Тогда он сможет претендовать на звание одного из главных хранилищ наследия Абылхана Кастеева.

    За помощь в создании репортажа благодарим дочь Абылхана Кастеева Гульдарию Абылхановну Кастееву, а также сотрудников дома-музея Абылхана Кастеева.

    Дом-музей Абылхана Кастеева находится по адресу: ул. Бекхожина, 6А, тел. 291-89-08

    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    Сохранение памяти о Великой Отечественной войне

    Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС Сохранение памяти о подвиге советского народа, который внес ключевой вклад в победу над фашизмом, с годами приобретает все большее значение – на фоне явного угасания памяти о войне в западных странах.
    Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше. При этом среди «союзников» с годами заметно меняется восприятие крупнейшего военного конфликта в современной истории человечества.
    На примере опросов агентства IFOP (pdf), проведенных в различные годы после завершения войны, видно резкое изменение отношения к тому, кто, по их мнению, внес наибольший вклад в победу над фашистской Германией. В мае 1945 г., когда пожар войны еще не остыл, мнения были однозначными: главной силой в борьбе с гитлеровской Германией был, по мнению французов, СССР.
    Спустя десятки лет это восприятие изменилось: главную роль, по мнению жителей западных стран, в войне сыграли США.
    Большинство опрошенных американцев, британцев, французов, и других европейцев, чьи страны участвовали во Второй мировой войне, в опросе компании YouGov в 2015 г. заявили о том, что главный вклад в победу над гитлеровской Германией внесли США. При этом, по оценкам британцев, победу во Второй мировой войне в первую очередь помогла принести Британия.
    Почему произошли подобные изменения в оценках? Помимо постепенного ухода из жизни людей, напрямую столкнувшихся с ужасами войны, ключевую роль сыграли недружественное отношение к СССР в ходе «холодной войны» и сопутствовавшая этому пропаганда.
    Тем не менее никакое количество книг, фильмов, игр и прочих фантазий об истории Второй мировой войны, которые, очевидно, уже поменяли восприятие войны на Западе, не могут изменить фактов: наибольшие военные потери фашистская Германия понесла именно в попытке захватить СССР. По различным оценкам, на долю восточного фронта пришлось от 70% до 75% от общих потерь фашистских войск в годы войны.
    Портал «Вести.Экономика» ранее отмечал, что героизм русских, белорусов, украинцев и других народов всех бывших союзных республик, ставший одним из главных факторов победы в Великой Отечественной войне, в первые годы войны признал президент США Франклин Рузвельт. В письме генералу Макартуру в мае 1942 г. президент США признает:
    Herbert Feis. Churchill-Roosevelt-Stalin: The War They Waged and the Peace They Sought СССР понес наибольшие человеческие потери в войне: общие безвозвратные людские потери страны, по последним данным, оцениваются в 26,6 млн человек. Советский Союз также понес огромные потери в инфраструктуре промышленности – потери, которые страна восстанавливала в одиночку, уже в состоянии новой «холодной войны» с вчерашними «союзниками». Численность населения СССР вернулась к довоенным уровням только спустя 30 лет. Полностью или частично разрушено свыше 1700 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, почти 32 тыс. заводов и фабрик.
    Минск, 1944 г. Оценки европейцев, подавляющая часть которых была захвачена в первые месяцы Второй мировой войны и фактически перешла на сторону фашистской Германии, обеспечивая Гитлера дополнительными мощностями по производству оружия, техники, остаются на их совести.
    У них нет исторической памяти таких потерь и таких сражений. Главные победы войны – Курская битва, Сталинград – были добыты в сражениях на восточном фронте. Именно СССР остановил «военную машину» Гитлера, которая за считанные месяцы перемолола всю Европу. СССР выстоял в войне и уничтожил больше военной силы, чем остальные союзники, вместе взятые.
    Поэтому в городах СССР, а впоследствии в России и других бывших республиках, которые еще сохраняют историческую память, 9 мая проводятся парады победы. Именно поэтому люди, которым небезразличен тот вклад, который внесли их предки в победу, участвуют в акции «Бессмертный полк».
    Эти победы были добыты именно народами СССР, именно русским оружием. Целое поколение советских людей погибло в войне. Сколько «стоят» жизни погибших и каков их вклад в победу над фашизмом – судить не британцам, не американцам, не в Брюсселе или в Париже. Важно помнить нам самим.
    Память о подвиге советского народа – это дань уважения миллионам людей, которые хотели мирной жизни, но, подвергнувшись нападению, не сдались, выстояли и показали (в очередной раз в русской истории), КАК надо воевать – не на словах, а на деле.
    Потомки русских, белорусов, украинцев, армян, грузин, казахов – всех национальностей, входивших в СССР и в войне, ставшей Великой Отечественной, должны хранить эту память.

    Богородский Фёдор Семёнович
    1895–1959

    БОГОРОДСКИЙ Фёдор Семенович

    21 мая 1895 (Нижний Новгород) — 3 ноября 1959 (Москва)

    Живописец, график, сценограф

    Родился в семье адвоката. Занимался в художественных студиях Л. М. Диаманта в Нижнем Новгороде (1910–1913), М. М. Северова, М. В. Леблана, П. А. Бакланова в Москве (1914). В 1914–1916 учился на юридическом факультете Московского университета; сблизился с футуристами. С 1916 — участник выставок (XVI периодическая выставка городского Общества любителей живописи в Нижнем Новгороде).

    В 1916 был призван на военную службу летчиком. В годы Гражданской войны — комиссар Донской и Волжско-Каспийской флотилий, работник ВЧК и Революционного трибунала. С 1917 — член ВКП (б).

    После демобилизации в 1919 направлен руководителем Художественного отдела в Нижний Новгород. В 1922–1924 продолжил художественное образование в московском Вхутемасе у А. Е. Архипова; защитил диплом в 1927 во Вхутеине, получив право на пенсионерскую поездку за границу (1928–1930, Германия и Италия).

    Выступал в роли артиста театра, цирка, эстрады, журналиста, поэта. Выпустил поэтический сборник «Даешь!» (1922).

    В 1920–1930-х достиг известности серией «Беспризорные» (1925–1927), а также произведениями на темы Гражданской войны («Матросы в засаде», 1927; «Братишка», 1932; «Нашли товарища», 1932–1933, «На белых», 1933). В 1931–1937 неоднократно бывал в творческих командировках на Черноморском флоте, по впечатлениям от которых выполнил картины «Молодежь» (1932), «Матрос» (1934), Краснофлотец-поэт» (1930-е) и другие. Работал как плакатист и книжный график.

    Член и экспонент АХРР (1924–1928), объединений «Бытие» (1925), «Жар-цвет» (1925). Участвовал в выставках советского искусства в Харбине, Токио (1925–1926), Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте (1929), Кенигсберге (1932), в XVI и XVIII международных выставках искусств в Венеции (1928 и 1932), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933).

    Преподавал во ВГИКе (1938–1959), с 1939 — профессор. В годы Великой Отечественной войны работал военным художником. В 1946 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, Сталинской премии СССР за картину «Слава павшим героям» (1945), с 1947 — член-корреспондент Академии художеств СССР. В 1955–1958 — председатель МОССХ.

    Богородский — один из крупнейших мастеров советской живописи. В раннем творчестве (1910-е) создавал работы в импрессионистическом ключе. В конце 1910-х — начале 1920-х прошел через увлечение кубизмом, супрематизмом, футуризмом. Период середины 1920-х — начала 1930-х, время творческого расцвета художника, связан с обращением к реалистической живописи. Произведениям этого периода присущи стремление к четко построенной крупнофигурной композиции, драматизм, темпераментная, экспрессивная манера письма, акцентированно мощная пластика форм, яркая выразительность типов, романтически эмоциональная приподнятость образов. Для работ позднего периода характерен отказ от драматической аффектации и поиск монументально-обобщенных героических образов.

    Наряду с большими «программными» картинами, на протяжении всей жизни создавал произведения более камерного характера — пейзажи, натюрморты, портреты; много работал с натуры; обращался к техникам темперы и акварели.

    Творчество Богородского представлено во многих музейных собраниях, в частности в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Киевском музее русского искусства и других.