Вол, это кто?

Рождество. Все дороги ведут в Вифлеем

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Итак, Мария и Иосиф могли покинуть Назарет, скрывая беременность Пречистой Девы. От неприятных вопросов
они прячутся на родине Иосифа – в Вифлееме. Там они не находят пристанища и Мария с
новорожденным в разгар зимы оказывается в … хлеву. Неужели в родном городе Иосиф не нашёл знакомых
или просто сердобольных людей, чтобы приютить роженицу? Односельчане так негостеприимны,
что возникает желание разобраться и найти этому объяснение.
Уже само появление Марии в Вифлееме покрыто мраком. Скудные сведения об этом можно обнаружить только у ев. Луки и Матфея. Оба евангелиста противоречат друг другу, соглашаясь лишь в том, что Иисус действительно появился на свет в Вифлееме Иудейском.
Лука уверяет, что вначале — до беременности Марии — молодожены жили в Назарете, оттуда пришли в город Давида — Вифлеем, а после рождения Христа вернулись в Назарет.
Матфей же полагает, что они родили Иисуса в Вифлееме, бежали в Египет и значительно позже — после смерти Ирода — поселились в Назарете.
Обе версии не исключают того, что Иосиф и Мария ПОЯВИЛИСЬ В ВИФЛЕЕМЕ НЕЗАДОЛГО ДО РОЖДЕНИЯ СВОЕГО ПЕРВЕНЦА. Однако, это вовсе не означает, что город был для них чужим:
• Иосиф пошёл в Вифлеем на перепись, поскольку он родом оттуда. Должно быть, в этом городе находился дом
родителей, родственников или его собственный дом.
• В Вифлееме Мария и Иосиф жили довольно долго (не менее полутора месяцев)*, то есть имели для этого
средства и возможности. Между тем, жертва, которую они приносят в храме (две голубицы) свидетельствует об
их крайней бедности (по такому случаю полагалось приносить в дар Господу тельца и голубицу). Как же
такие бедняки продержались полтора месяца (или более) в чужом городе?**
• Из Египта беженцы вначале собирались вернуться с ребёнком в Иудею и, только получив откровение,
переселяются в Галилею (В Назарет). Значит, у них действительно было жилье в Иудее (скорее всего, — в Вифлееме).
До этих событий обрученные, вероятно, жили порознь: невеста ожидала свадьбы дома в Назарете, а жених обустраивался в Вифлееме и время от времени посещал Назарет. В один из дней Мария ушла к своей родственнице Елизавете в Иудею и через 3 месяца направилась обратно.
В Галилею, за 150-170 км? От Елизаветы беременной Марии куда проще было вернуться не домой в далекий Назарет, а к мужу в соседний Вифлеем.
——————————————————
*На сороковой день после рождения сына они посетили храм в Иерусалиме и лишь потом отправились в Назарет. Если
же они ушли из Назарета за несколько месяцев до родов, то срок их пребывания в Вифлееме мог составить
4-5 месяцев.
**Не в хлеву же в самом деле пробыли они до конца декабря!
——————————————————
А как же быть с якобы СОВМЕСТНЫМ путешествием супругов из Назарета в Вифлеем? Действительно ли об этом свидетельствует Лука?
На самом деле Писание утверждает лишь то, что ИОСИФ приходил на перепись в Вифлеем, но оставляет открытым вопрос, СОПРОВОЖДАЛА ЛИ ЕГО МАРИЯ:
«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что
он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». (Лк 2 4-5)
Значит, Иосиф мог прийти в Вифлеем из Назарета на перепись БЕЗ ЖЕНЫ, которая жила в это время у Елизаветы в Бейт-Захарии. Мария САМОСТОЯТЕЛЬНО ЯВИЛАСЬ В ВИФЛЕЕМ к Иосифу, когда Елизавета перестала нуждаться в ее помощи.
Такое путешествие было вполне ей по силам, поскольку «город Давидов» расположен вблизи Бейт-Захарии. Если дело обстояло таким образом, то слова “не бойся принять Марию”, “ принял жену свою” лишь подтверждают, что
======================================================
Мария не жила у Иосифа,
а сама пришла к мужу в Вифлеем,
будучи уже беременной.
======================================================
Можно понять состояние обманутого мужа – позор, тоска и жалкий жребий. Мужская ревность и иудейский закон требуют примерно наказать изменницу. Но что-то удерживает Иосифа от поспешных решений… Кто же умиротворяет беднягу Иосифа — Бог, внутренний голос или молодая жена?
Марии не пришлось проделывать утомительное путешествие от Елизаветы в Галилею, а Иосифу – увозить беременную из Галилеи в Иудею под предлогом переписи. ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ В ВИФЛЕЕМСКОМ ДОМЕ ИОСИФА ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ РАЗЛУКИ, и муж с изумлением узнал, что Мария ждет ребенка, хотя он еще не вступал с ней в интимные отношения. Нетрудно представить себе его негодование.
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они,
оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее,
хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф,
сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына,
и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел
ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее…» (Мф 1 18 -25)
Уязвленный муж порывался «тайно отпустить» Марию (то есть освободить ее от брачных обязательств и отправить домой), но подчинился воле небес и оставил Марию у себя. Он в данном случае проявил милосердие, чего не скажешь о высших силах.
В самом деле, на первых порах небеса не слишком жалуют праведного Иосифа — в отличие от Захарии (мужа Елизаветы и отца Крестителя) и Богородицы, предупрежденных ЗАРАНЕЕ, Иосифа ставят в известность только post factum. Захарии и Марии ангел является НАЯВУ, Иосифу же дозволяется лицезреть божьего посланника только во сне. Пророчество, которое получает сонный Иосиф от ангела – “Он спасет людей своих от грехов их”, — звучит очень скромно по сравнению с величественными пророчествами для Захарии и Марии. Оно всего лишь расшифровывает имя Иисуса – «Спаситель». Все прочее — кто такие «свои люди» и от каких грехов спасет их сын Марии – ангел оставляет без комментариев. Фактически всё откровение сводится к лаконичному разъяснению: «Твоя Мария зачала от Святого Духа». Если учесть, что о таком способе воспроизводства до сих пор никто не слыхивал (Мария, например, запросила у ангела подробностей), такая лапидарность граничит с издевкой.
Достаточно только представить себе положение Иосифа, чтобы понять, какому испытанию подвергают небеса его веру. Отчего же вначале Всевышний так явно пренебрегает праведным Иосифом, если позднее Он сменил гнев на милость и начал активно помогать ему? Трудно поверить, что одни и те же высшие силы практически игнорируют Иосифа, пока его жена зачинает и вынашивает своего первенца, и ТРИЖДЫ заботливо предупреждают его ПОСЛЕ рождения сына*. С трудом верится и в то, что Иосифа убедили скупые и беспрецедентные объяснения фантома, приходившего во сне. Неправдоподобно выглядит и молчание Марии: ведь муж наверняка набросился на нее с вопросами и упреками. Неужели она не рассказала ему о Гаврииле, о необычайном «осенении», не сослалась на пророчество Елизаветы? Как-то не верится, что возмущенного мужа Марии успокоило краткое ночное видение. Должно быть, ночью Иосифа уговаривал не только ангел**.
——————————————————
*Возможно, Господа интересует не Иосиф, а Сын Божий. и все откровения вызваны заботой только о нем?
Но первое откровение (до рождения сына) прежде всего защищает Марию, а третье и четвертое больше относятся к
выбору места жительства.
**Матфей и сам понимает, в каком направлении может устремиться воображение читателя, и потому поспешно
уточняет: «и не знал Ее».
——————————————————
Продолжение следует.
(полную версию книги «СЕ — ЧЕЛОВЕК» см. на сайте tomastwin.wix.com/history).

Михаил Веллер

Белый ослик

БЕЛЫЙ ОСЛИК

Сначала требовалось достать белого осла. Он был не убежден, что именно белого, но так представлялось надежнее, с запасом гарантии, что ли. А еще спокойнее – ослицу.

Прежде всего осел ассоциировался со Средней Азией, Самаркандом, Тимуром, базаром и урюком. Но это рождало, в свою очередь, другую ассоциацию, неприятно-анекдотическую: «Армянское радио спрашивают: можно ли доехать на осле от Ташкента до Москвы? Ответ: нельзя – по дороге его съедят в Воронеже». В Средней Азии уже десять лет идут гражданские войны, а рисковать собой сейчас нельзя.

Когда-то в городском зоопарке ушастый печальный ослик катал в тележке детей. Он цокал по аллеям мимо клеток и гуляющей публики (так и хотелось сказать – мимо клеток с публикой), прядал ушами и звенел бубенчиками, резиновые шины шелестели. Мысль о зоопарке была естественной.

Имея малый опыт еще советской, и больший – суровой и откровенной постсоветской реальности, обращаться в дирекцию он, конечно, не стал. Чем ниже уровень – тем легче цена вопроса. А спросил прямо на входе контролершу, пропахшее зверинцем бедное чадо унисекса, где конюшня: он хочет задешево поставить корма.

В большой, полутемной и пахучей конюшне две девчонки с метлами и скребками направили его к старшему конюху. Конюх был кайф, седеющая борода пахла хлебной водкой, сытно и уютно. Поскольку жеребцы ослов не переносят, ослиная семья содержалась в отдалении, непарнокопытное нацменьшинство.

– Белая ослица нужна, – прямо сказал он.

– Ну, и для чего вы мне это сообщаете? – хамовато бросил конюх. – Здесь не зоомагазин. – Отвернулся и закурил. – Тоже еще… Идите, гражданин. Я сказал: идите!

– Тонна комбикорма, – последовало уточнение. – И полтина баксов тебе.

– Ослы, – отчужденно сказал конюх через плечо, – белыми не бывают… посетитель. Ослы преимущественно мышастой масти. Серые. Гнедые бывают. Карабахские ишаки, опять же… А альбинос – это феномен.

– Феномен, говоришь? Ладно. Стольник. И два мешка овса. А овес нынче дорог, – не удержался он.

– А нынче все дорого, – отпарировал конюх, но снизошел до вежливого вздоха. Лицо его выразило мучительное желание человека сделать серое белым. И личное, почти дружеское огорчение невозможностью этого.

– Анжела месяц назад родила, – сообщил он наконец тоном дипломата, готового в кулуарах нарушить интересы родины из симпатии к партнеру. – Девочка. Светленькая.

– Так пошли, посмотрим.

В тесном деннике замшевый, дымчато-белый осленок ростом с табуретку топал копытцем в опилки. Он посмотрел на покупателя игриво-печальными вишнями несовершеннолетней гейши.

– Повезло тебе, – сказал конюх. – Давай-ка пива попьем.

Вопроса насчет обещанных кормов не было: все прикупалось на рынке или ближайшей к городу ферме.

Пиво было хорошее. Пробки конюх снимал кромкой обручального кольца. Борода его вспушилась, хлебный запах от нее усилился.

– Да хрен с ним, с кормами, это я сам разберусь. Бабки давай. Нет, ты погоди, считай сам: мне его списывать придется, это бумаги оформлять, начальство – оно тоже все понимает, верно? с этим считаться надо; репутация моя, опять же, страдает: это ведь все тоже расходов требует, правильно?

Они поторговались. Конюх дозрел до водки и стал осленку отец родной.

…Ослы понятливы и растут быстро.

В Разливе было полно комарья, зато людей не было вовсе. Если мазаться диметилфтолатом, думалось просто отлично.

Он прожил там полтора месяца. Ловил рыбу и строил планы. Оброс, одичал, но мысль достигла ясности необыкновенной, он чувствовал, как накапливается в нем энергия.

Забросанная сенцом палатка напоминала снаружи не то стожок, не то шалашик. Вечером, под звездами, уютно булькал на огоньке чайник. Ослик подходил, тыкался замшевой мордашкой. Он дергал для него ночью морковку с колхозного поля. Не грех, все равно иначе осенью сгниет.

Покидать славную пустошь ослик отказался, заупрямился.

– Неохота? – печально улыбнулся он, стягивая его с места за повод. – М-да… Мне тоже, может, не очень охота… честно-то говоря. А что делать. Идти пора.

Он въехал в Москву по Ленинградскому шоссе. Синий жестяной указатель на обочине обозначал границу города.

– А где Львиные ворота? – спросил он у гаишника с автоматом, зевавшего, облокотясь на свой молочный «опель».

– Да вот здесь и стояли, – сказал гаишник с неприязнью к действительности. – Потом в приватизацию муниципалитет заключил с кем-то договор их отреставрировать, увезли – и до сих пор с концами. Так теперь все и ездят, как хотят. – И для большей выразительности он сплюнул. – А вы почему на осле?

– На машину не хватает.

– Жрет много?

– Да ну. Утром покормил – и на весь день хватит.

– Экономичный, – похвалил гаишник. – Ну т-ты Кирюха!.. – фамильярно осклабился он: добродушная власть шутила.

– Ты сказал.

– Что я сказал?..

– Что меня зовут Кирилл.

Гаишник замкнул черты лица в служебную ряху, лениво выпрямился и, с презрительной небрежностью обозначая официальную процедуру, сунул рукой к козырьку:

– Документы ваши, пожалуйста.

Кирилл полез во внутренний карман, но тут по пленке жидкой грязи, кроющей шоссе, тяжело прошелестел огромный вольвовский фургон, напарник гаишника выскочил с жезлом, фургон стал тормозить, рядом с ним материализовался БМВ предупреждающего цвета «мокрый асфальт», и из него полезли трое братков.

– На гужевом транспорте в центре только по специальному разрешению, – по инерции еще выламывал рот гаишник, уже забыв о Кирилле и поспешая на разборку.

«Мне в четыре, не позже, надо на таможенной площадке быть», – донеслось оттуда, водитель махал бумагой, следом за фургоном пристроился и встал второй, браток тыкал в мобильник, другой раздернул молнию кожанки, автоматчик отступил на шаг и зафиксировал рукой висевший на боку «калаш». Как пузырьки, выбулькивали отдельные слова: «вопрос», «лавэ», «откат» и тому подобные индикаторы делового разговора. Двери фургона с лязгом разъехались на петлях: он был забит пестрыми картонными ящиками.

Кирилл на своем белом ослике процокал в середину группы, недоуменно воззрившейся на помеху.

– Человек везет гуманитарную помощь. Детское питание, – обратился он. – С него нельзя брать деньги. Рождаемость и так упала ниже уровня простого воспроизводства населения. Если бы она упала раньше, вас бы всех здесь не было, и это было бы гораздо лучше. Вы должны подумать об интересах тех, кто еще не может держать в руках оружие. Страсть к наживе погубит народ, надо быть добрыми и помогать друг другу. Людей надо любить, а не грабить.

Бандиты и менты весело расширили глаза. Застиранный белый плащ и запущенная молодая бородка вкупе с речью всадника на несуразном транспортном средстве совершенно уподобляли его бомжующему городскому сумасшедшему: состоит на учете в психдиспансере, но без посадки в переполненный стационар как социально не опасный. Ослик разинул белозубую пасть и сказал: «И-а!»: картина сделалась вовсе ненастоящей, будто все вдруг оказались участниками уличной киносъемки.

– Проезжай, проезжай, человек, – без злобы приказал один из них, насытив взор развлечением и побуждаемый необходимостью завершить переговоры. – Проезжай, осел! – повторил он, обращаясь к тому из них двоих, кто, по его мнению, мог быстрее выполнить приказ.

– Баварские Моторостроительные Заводы вредят экологии, – укорил Кирилл.

– А ослы помогают, – хохотнул браток с мобильником.

– Он за драндулеты агитирует! Дилер по «жигулям».

– Покупая автомобили их производства, вы обогащаете их толстосумов, немецких бюргеров…

– Вот тут ты, брателло, в натуре, не прав. Мы их не обогащаем, будь спок.

– …и на самом деле они радуются, что вы рискуете своими единственными жизнями и кладете свою молодость на то, чтобы их конвейеры работали непрерывно, обогащая их. Я не удивлюсь, если окажется, что бандитизм в России стимулируется из-за рубежа концернами БМВ и «Даймлер-Бенц» ради повышения сбыта их продукции. Можно сказать, что русские бандиты – это агенты Германии.

Самые популярные Ослики в мировой литературе!.. Не пропустите!

…По совпадению во время бесланских событий в первые дни сентября 2004 года в одной московской школе второклассникам читали сказку. Странную, недетскую сказку. Мне пересказал ее мой маленький сын.
“Ослик шел по дороге, как вдруг начался дождик. Крупные капли били ослика по спине. “Больно”, — подумал ослик. И спрятался под зонтик. Капли стучали по зонтику, и ослик подумал: “Теперь больно зонтику”. И вместе с зонтиком он укрылся в домике. И услышал, как дождь падает на крышу. Теперь было больно домику. И тогда ослик залез на крышу и закрыл домик.
— Зачем ты это делаешь, ослик? — спросил его медвежонок. — Разве тебе не больно?
А ослик ответил:
— Кому-то всегда бывает больно. Но я сильней, чем зонтик, и сильней, чем домик. А больно должно быть тому, кто сильный…”
…Но у нас больней всего бывает самым слабым.
Светлана Метелева

Проголосуйте, пожалуйста, за литературных Осликов, расположив их по сверху вниз в порядке их популярности:
1. Иа-Иа
Иа-Иа по праву занимает первое место. Думаю, вряд ли кто-то возьмется с этим спорить. Пожалуй, это самый знаменитый ослик. Ведь его знают все-все-все! Главные отличительные черты Иа-Иа -это философский склад ума и, как следствие этого, некоторая рассеянность (ведь надо же было умудриться и потерять хвостик!..)
2. Ослик из «Кавказской пленницы».
Главная звезда ослиного телеэкрана.
3. Осел Ходжи Насреддина
4. Ослик испанского литератора Хименеса, которому хозяин иногда даже посвящал стихи!
5. Ослик из «Бременских музыкантов»
6. Ослик из фильма Shrek
7. Буриданов ослик
8. Ослик Санчо-Пансы
9. Ослик Яшка из Аккермановки
10.библейский ослик
11. иерехонский ослик
Вы можете расположить Осликов в ином порядке, только, пожалуйста, обоснуйте почему!.. Предлагайте своих кандидатов! Идея этого соревнования мною позаимствована вот здесь:

Пещера Рождества

Находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме.

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

Звезда

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос

За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Православный престол над местом Рождества в пещере

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.

Ясли Христовы

Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.

Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни

Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.

Икона прямо над Яслями

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.
Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества.
О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.
Вифлеемская звезда и алтарь
У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.
Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.
Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества.
О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.
Вифлеемская звезда и алтарь
У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.
Территория Базилики Рождества Христова
1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.
Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.
Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.
Мемориальная табличка
Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.
Черно-белое фото старой церкви.
Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.
Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный
Вид с воздуха на территорию базилики
Трехмерная модель базилики
Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.
Крест на крыше базилики
Вид на Ясельную площадь
Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.
В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.
Вид через Дверь Смиренности
Комната охраны – первая комната в базилике
Колонны базилики
На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.
Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.
Неф и потолок
Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.
Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.
Иконостасы
Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.
Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.
Северная лестница к пещерам.
Ясли
Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.
В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.
Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.
Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.
Южная лестница в пещеру.
Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.
Алтарь над Вифлеемской звездой.
Нижняя часть алтаря
Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).
Серебряная звезда имеет 14 лучей.
Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».
Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.
В церкви святой Катерины
Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.
Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
Алтарь в церкви Святой Екатерины
Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.
Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.
Витражные окна в церкви Святой Екатерины.