Волоколамский иларион

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ

Первый русский митрополит

В сане иеромонаха служил в церкви святых Апостолов в с. Берестово, в котором находилась резиденция киевских князей. По всей видимости, был духовником и соратником Ярослава Мудрого. Порой отлучался из церкви для молитвы в небольшой пещере, близ нее позднее поселился Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь. В 1048 г. сопровождал дочь Ярослава во время визита к французскому королевскому дому. В 1051/1052 г. собор русских епископов возвел его в сан митрополита, что получило противоречивую оценку среди историков. 28 ноября Иларион участвовал в чине освящения церкви святого Георгия, возведенную Ярославым Мудрым в честь своего покровителя. Принимал участие в создании церковного устава князя Ярослава, давшему церкви широкие полномочия. По всей видимости, Иларион скончался еще до смерти великого киевского князя, т.к. его имя не встречается, а в 1055/1056 новым митрополитом стал грек Ефрем.

Автор «Слова о законе и благодати»

Наиболее известным произведением Илариона стало «Слово о законе и благодати», относящееся к 40-м гг. XI в. (сохранилось более 50 списков XV-XVI вв.). Центральное место в послании занимает фигура крестителя Руси, князя Владимира. Именно это позволяет ряду историков высказать гипотезу о произнесении проповеди в день смерти князя Владимира Святославовича в Десятинной церкви, где он был похоронен. Более того, многие выделяют из «Слова о законе и благодати», т.н. «Похвалу кн. Владимиру», как независимое и отдельное произведение. После проповеди, по всей видимости, была прочтена «Молитва святого Илариона», сохранившаяся в ряде рукописей отдельно от «Слова…». В любом случае «Слово…» признается исследователями старейшим оригинальным русским литературным и богословским произведением. Также сохранилось ряд других произведений (например: «Сказания о распространении христианства на Руси»), авторство которых приписывается митрополиту. Художественность его послания, богословское содержание позволяет предполагать получение им образования в Византии (Афоне или Константинополе). Отсутствие в летописях упоминаний о его кончине вызвало предположение в историографии об устранении Илариона с митрополичьей кафедры после смерти покровительствовавшему ему Ярослава Мудрого и удалении в Киево-Печерский монастырь.

Происхождение, характеристика и значение имени Илларион

Полное имя Илларион
Церковное имя Иларион
Отчество Илларионович, Илларионовна
Краткая форма Иларионка, Ила, Ларионка, Лариоха, Лариоша, Ларя, Ларюха, Ларюша
Синонимы Иларион

Происхождение и значение

Мужское имя Илларион имеет древнегреческое происхождение. Оно образовалось от имени Хиларион, которое в свою очередь возникло от слова «хиларос». В переводе на русский язык имя принимает значение «радостный», «веселый». В начале XX века оно было распространено среди монахов, сейчас является очень редким.

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Скорпион
  • Планета-покровитель: Плутон
  • Камень-талисман: топаз
  • Цвет: малиновый
  • Дерево: каштан
  • Растение: пион
  • Животное: ягуар
  • Благоприятный день: вторник

Черты характера

Мужчину по имени Илларион называют рыцарем. Это имя наделено светлыми красками доброжелательности, почтительности, романтизма и мужества. Он выделяется среди других людей элегантностью, пунктуальностью, галантностью и безупречными манерами. В детстве такой мальчик обращает на себя внимание необычными способностями. Он умеет сосредотачиваться, уверенно шагать к успеху. Однако болезненно и остро переживает неудачи.

Друзей Илларион выбирает долго и очень осторожно. Устраивает им психологические тесты, проверяет на прочность. Он малообщителен и малословен. Может решать несколько проблем сразу, обдумывая детали и общий ход событий. Ему требуется уединение для творчества, такая у него натура. Многие считают его непредсказуемым, но это не совсем правильно. Некоторые поступки мужчины зависят не только от настроения, но и жизненной позиции.

Он не терпит конфликтов, но если ему кто-то не нравится, то миролюбиво, корректно и иронично ставит человека на место. У него нет врагов, но завистники часто мешают жить.

Хобби и профессия

Илларион увлекается всем, что может улучшить его настроение, дать силу или толчок к творчеству. У него нет одного хобби, так как однообразие утомляет парня. Ему необходим распорядок, помощь в организации творческого процесса. Если это делает уважаемый и авторитетный для него человек, он становится ведомым, управляемым.

Тайна имени Илларион скрывает удивительно любопытную личность. Он пробует найти свое призвание во многих сферах деятельности. Выбор в основном останавливает не на науке, а на творческой деятельности, искусстве. Знает, как заработать деньги и получает искреннее удовольствие от возможности интересно их потратить. Он не «болеет» накопительством, стяжательством, но знает цену всему.

Такой мужчина может стать отличными чиновником в той сфере, которая его интересует. Удовлетворение приносит работа юриста, преподавателя, искусствоведа, политолога, учителя. В творческой сфере он достигает успеха, избрав профессию скульптора, художника, модельера. На работе он ответственный сотрудник, очень организованный и трудолюбивый.

Любовь и семья

В любовных отношениях Илларион пытается реализовать «стратегию» мужа, то есть старается найти и создать связь с женщиной на длительное время. Он может быть рыцарем, джентльменом. Завоевывает расположение девушки терпеливым ухаживанием, постоянством и искренностью чувств. Он хочет видеть в своей избраннице не только любимую супругу, но и заботливую мать.

Однако заботы по дому Илларион легко переставляет на плечи жены. Никогда не интересуется вопросами быта, домашнего хозяйства и семейного бюджета. Он заботится о материальной стабильности в семье, отцовских обязанностях и супружеском долге. От жены ждет душевного самоудовлетворения, искреннего понимания и поддержки. Если не получает их, становится замкнутым, желчным, рассеянным и упрямым.

Русская Православная Церковь

Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)

Дата рождения: 24 июля 1966 г.

Дата хиротонии: 14 января 2002 г. Дата пострига: 19 июня 1987 г. День ангела: 19 июня

Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 24 июля 1966 г. в Москве.

В 1973-1984 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.

В 1988-1990 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1991-1993 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995-1997 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 г. состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).

В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-1999 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).

На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.

Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.

20 апреля 2009 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.

С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 156) назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.

Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.

***

Ученые звания и степени:

  • доктор философии Оксфордского университета, Великобритания (1995);
  • доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института, Франция (1999);
  • доктор философских наук (свидетельство Минобрнауки РФ № 568/нк от 20.05.2016);
  • профессор Московской духовной академии (2011);
  • профессор Фрибургского университета, Швейцария (2011);
  • профессор, заведующий кафедрой теологии НИИЯУ «МИФИ» (2012);
  • почетный доктор Российского государственного социального университета (2010);
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии (2010);
  • почетный профессор Русской христианской гуманитарной академии (2010);
  • почетный доктор Санкт-Петербургской духовной академии (2011);
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано, Швейцария (2011);
  • почетный доктор Прешовского университета, Словакия (2011);
  • почетный доктор богословия Минской духовной академии (2012);
  • почетный доктор богословия Университета Вилланова, США (2012);
  • почетный доктор духовной семинарии Nashotah House, США (2012);
  • почетный профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (2012);
  • почетный профессор Уральского государственного горного университета (2012);
  • почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета (2013);
  • почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (2014);
  • почетный доктор Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия» (2014);
  • почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, США (2014);
  • почетный доктор Московского государственного лингвистического университета (2017);
  • почетный доктор Богословского факультета Апулии, Италия (2017);
  • почетный профессор Московского государственного педагогического университета (2017);
  • почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2018);
  • почетный доктор Дипломатической академии МИД России (2018);
  • член Союза композиторов России.

Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).

Образование:

1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).

1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.

1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).

Место работы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Ректор) Место работы: Межрелигиозный совет России (Представитель Русской Православной Церкви) Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Председатель) Место работы: Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москва) (Настоятель) Место работы: Координационный центр по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви (Руководитель) Место работы: Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (Председатель) Место работы: «Журнал Московской Патриархии» (Председатель редакционного совета) Место работы: Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии (Сопредседатель) Место работы: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (Председатель) Место работы: Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена (Председатель) Место работы: Синодальная библейско-богословская комиссия (Председатель) Научные труды, публикации:

Публикации

Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009), «Иисус Христос. Жизнь и учение» (в 6-ти томах, 2016-2017), «Проповеди» (в 3-х томах, 2016-2018), «Апостол Павел. Биография» (2017), «Апостол Петр. Биография» (2018), «Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам» (2018).

Библиография

Музыкальные произведения

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Награды:

Церковные:

  • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
  • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
  • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
  • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
  • 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
  • 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден св. апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
  • 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2012 г. — орден св. равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • 2013 г. — золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь);
  • 2013 г. — орден св. равноап. Константина Великого (Сербская Православная Церковь);
  • 2014 г. — орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь);
  • 2014 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Болгарская Православная Церковь);
  • 2016 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2019 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

Светские:

  • 2005 г. — Макариевская премия;
  • 2011 г. — государственный орден Дружбы (Россия);
  • 2013 г. — орден Почетного легиона (Мексика);
  • 2013 г. — орден «За заслуги» III ст. (Украина);
  • 2013 г. — орден Заслуг — Командорский крест (Венгрия);
  • 2016 г. ― государственный орден Почета (Россия);
  • 2018 г. ― почетная медаль Съезда лидеров мировых и традиционных религий (Казахстан).

Иларион (Русин)

Иларион (Русин) Настолование митрополита Илариона (миниатюра Радзивиловской летописи)

Митрополи́т Иларио́н (прозвище — Русин; умер ок. 1055) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Автор нескольких произведений, наиболее известным среди которых является «Слово о Законе и Благодати» (1030—1050). Первый русский по происхождению митрополит в Киеве.

Память святителя Илариона совершается:

  • 3 ноября (21 октября по старому стилю);
  • 11 октября (28 сентября по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих;
  • на 2-й Неделе Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских святых.

Жизнеописание

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошёл как первый из её предстоятелей, поставленных на митрополию Собором славянских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником княжеского села Берестова под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца: «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…» Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преп. Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и её предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности. С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава, относящееся к последним годам княжения этого князя. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого (+20 февраля 1054 г.) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит.

Оставленное им духовное наследие живёт в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы — «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV—XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

О церкви и княжеской власти

В своем главном произведении «О Законе и Благодати» Иларион рассказывает о причинах побудивших князя Владимира среди прочих религий выбрать именно христианство, как государственную религию. Также он сравнивает иудаизм и христианство: «иудаизм — это религия, которая служит только иудеям, христианство же — религия, призванная служить всем народам»; «закон Моисеев — это рабство, а Благодать и Истина — свобода», «в Законе Моисеевом человечество теснится, а в Благодати свободно ходит.

Сопоставление христианства с иудейством, которое проводит Иларион в произведении «О Законе и Благодати», призвано подчеркнуть высокую ценность христианской религии в истории человечества. Естественно, что при этом Иларион не мог не сказать о благодатности христианской веры для Руси. По его мнению, Бог посредством Благодати и Истины спас русских, привел их в истинный разум.

Называя князя Владимира «нашим Учителем и наставником», Иларион подразумевает тем самым, что этот князь выступал в качестве не только главы государства, но и духовного пастыря своего народа. Первейшей заслугой которого, было распространение на Руси православной веры — благоверия. Иларион полагал, что сила православной веры заключается в теснейшем союзе ее с государственной властью.

Распространение благоверия дает носителю государственной власти спасение души от смерти и освобождение от бремени грехов, венец славы небесной и вечную память в потомках. Согласно Илариону божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его.

Иларион представлял переход княжеской власти по наследству не столько в виде наследования высшей государственной должности, сколько в качестве наследования деятельности, продолжения благодеяний, совершенных предшественником.

Труды

Литература

Ссылки

  • Статья в портале «Православие.ru»
  • Статья в портале «Русское Православие»
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».