Вопросы к художнику

Интервью с художником Яном Раухвергером

О живописи, эстетике, рынке искусства и современной художественной «тусовке»

Елена Запасски 25.10.2015

Резюме Яна Раухвергера, современного израильского художника, может впечатлить любого: персональные выставки в Тель-Авиве, Иерусалиме, Париже, Берлине и Москве; работы в коллекции Музея Израиля, в Тель-Авивском музее изобразительных искусств, в Третьяковской галерее, в частных собраниях в Израиле, России и США.

Я сижу в мастерской Яна Раухвергера на улице Har Tsiyon на границе Тель-Авива с Яффо и очень волнуюсь. За окном на кондиционерах сидят солидные вороны, с которыми я знакома по его фотографиям в Facebook. Ян для меня колоссальная фигура — художник удивляющий, заставляющий смотреть, думать. Его работы вселяют в меня оптимизм — искусство вечно!

— Ян, я видела вашу детскую фотографию: серьезный мальчик около мольберта с кистью. Рядом стоит отец, вокруг любопытные подростки. Типичный «Портрет художника в юности». Расскажите, как вы начали рисовать?

— Отец мой, сам художник, не хотел, чтобы я рисовал. После первого класса меня даже решили перевести в специальную музыкальную школу и послали сдавать вступительные экзамены. После экзаменов я соврал маме, сказал, что меня не приняли, потому что не хотел расставаться со своей первой учительницей. Но расстаться все равно пришлось, так как в тот год началось совместное обучение девочек и мальчиков, и все классы были переформированы. От тоски и горя я начал рисовать.

— А что вы любили рисовать в детстве?

— Рисовал я простые вещи: яблоко, морковь… Я завидовал мальчикам, которые мастерски изображали войну, которую еще все помнили, танки, самолеты, как-то у меня это не получалось. Потом учился в Киевской средней художественной школе.

— Я слышала не раз, как художники выходцы из России с нежностью вспоминают советскую художественную школу, в которой они учились. Нужна ли такая академическая школа рисунка, живописи и скульптуры в Израиле?

— Однозначно такая школа не нужна. Любого человека можно научить рисовать, а академизм легко может задушить художника в ученике. Нет у меня теплых воспоминаний о художественной школе. Те, которые говорят об умении рисовать в академическом смысле, на мой взгляд, на самом деле не понимают, что такое уметь рисовать. Вот учеба у мастера, общение с ним — это настоящая школа для молодого художника. Еще можно ездить по музеям и копировать работы мастеров.

— Я знаю, что вашим учителем был художник Владимир Вейсберг. Как вы стали его учеником?

— В юности, когда мне было 22 года, я пошел в сторону социального искусства. Довольно быстро мне показалось это неинтересным, я повернул к противоположному полюсу и стал искать себе учителя. Вейсберг учился живописи в мастерских художников, и, хотя его приняли в Союз художников в момент оттепели в начале 60-х, первая персональная выставка Вейсберга в Москве состоялась только после смерти в 1986 году. Я приехал в Москву из Киева специально к нему, и он даже не понял сначала, почему я обратился именно к нему, такому непризнанному нонконформисту. Два года он меня держал на расстоянии, не доверял, проверял, пока, наконец, не принял. Диалог с Вейсбергом у меня идет до сих пор… Это у молодых художников сейчас принято не помнить своих учителей: пишут, окончил Бецалель и все. Возник из пепла!

— Я помню ваших солдат, вариация на тему Троицы. Она мне очень нравится, задумчивые ребята. Она написана до Вейсберга?

— Да.

— Что бы вы сказали молодым художникам, кроме как работать и работать?

— Я бы многое сказал, но кто меня послушает? Все хотят пробиться в дамки, чем раньше, тем лучше, еще до того, как во всех смыслах встанут на ноги. Я думаю, что это опасно, как опасно идти на красный свет. Все сейчас помешаны на этом. Берегитесь ранней славы. Это очень опасная вещь. Слышу ответный хор: ему в его положении хорошо советовать. Я всегда говорил, что лучше работать ночным сторожем, чем надеяться и ждать продаж картин. Кураторы вьются около студентов Бецалеля, выхватывают самых талантливых и запускают их в водоворот тщеславия и коммерции. Это приятно, это льстит, но как это подействует на дальнейшую судьбу? Я говорю о живописи. Если хотите добиться в жизни нескольких строчек в энциклопедии — это одно, если хотите состояться как художник-живописец — совсем другое. Шум, скандал — это другая специальность.

— Творить в тишине — это хорошо, но художникам нужно общение, тусовка.

— Тусовка — невообразимое слово. Художникам необходимо профессиональное, доброжелательное, но критичное общение. Общение на высоком уровне. Когда-то были гильдии, которые держали художников в рамках. Сегодня правила диктует только рынок.

— Вы ходите на выставки художников, которые не являются вашими друзьями?

— Очень редко, и к тому же я не вожу машину. Но многое доступно в Интернете, и я могу составить свое мнение. Выставки друзей и бывших учеников — это уже полная нагрузка. Интересно, что иногда картины вживую могут разочаровать, если до этого ты их рассматривал и полюбил в интимном формате репродукции или картинки на компьютерном экране.

— Сейчас нет застоя в искусстве: критики ждут от художников сложных концептуальных идей, молодые художники хотят писать портреты своих друзей и соседей, пожилые художники, выходцы из России, составляют списки по степени их важности и дают названия направлениям, а в Сибири была выставка «Долой Авангард!». Что вообще происходит?

— Мы живем в ужасное, непростое время — засилье коммерции в искусстве, суета, гонка за успехом. Но художники продолжают творить и не важно, в каких жанрах: живопись, фотография, инсталляция, видео-арт — все это здорово, если талантливо и интересно.

— Как проходит ваш рабочий день?

— Прихожу утром в мастерскую, приходит натурщица. Делать нечего, я усаживаю ее, готовлю фон, освещение, тут у меня окна со всех сторон и занавеси, плотные и полупрозрачные. Беру в руки кисть и палитру. Начинаю писать. Бывают и вечерние сессии. В выходные дни я тоже прихожу в мастерскую. Когда отдыхаю — слушаю музыку, читаю. С внучками хотел бы проводить больше времени, но не всегда выходит.

— Что читаете, на каком языке?

— Читаю русскую поэзию и прозу. Читаю книги на иврите, которые мне дарят авторы. Галит, моя жена, помогает немного. У меня был период, когда нечем было платить натурщикам, и подруга-коллекционер посоветовала приглашать поэтов, дескать, они обычно не ходят на работу и, позируя, могут продолжать обдумывать свои стихи. Так у нас появилось много друзей среди израильских поэтов и писателей.

— Так появилась серия портретов израильской богемы?

— Что вы, какая богема! Серьезные люди.

— Когда вы работаете, думаете ли вы о том, как понравиться зрителю, получить приз, сделать удачную выставку, продать?

— По поводу продаж: привыкнуть и спокойно брать деньги за то, что я сделал, уже получив в процессе работы максимальное удовольствие, взяло у меня время. По поводу зрителей: я никогда не стремлюсь удовлетворить чей-то вкус, сделать красиво или модно. К тому же, я думаю, что уже вырастил для себя некоторое количество зрителей. До переезда в Израиль в 1973 году я учил художников в России, и до сих пор делаю там выставки (включая персональную выставку в Третьяковской Галерее — прим.). Тут я тоже учил двадцать лет. Кроме учеников и коллег, есть у меня много друзей, которые по роду своей деятельности далеки от искусства, но любят и понимают его. Математики, например. Как это ни странно звучит, я думаю, что они наиболее близки к искусству. Как, например, мой давнишний друг, знаменитый математик Владимир Арнольд.

— Думаете ли вы о теме будущей выставки, когда работаете?

— Я работаю, заполняю мастерскую, приходит куратор, говорит, что пришла пора для выставки. Смотрим, обсуждаем. Выставка — срез работ, сделанных за какой-то промежуток времени. Обычно я не включаю в выставки свои старые работы. Если смотрю на них, то вижу недостатки, поэтому оставляю старые работы в покое, вот так, лицом с стене.

— Недавно в галерее Gordon в Тель-Авиве прошла ваша выставка «Парфенон в моей жизни». На ней было много скульптурных работ, которые зрители очень полюбили. Когда вы начали заниматься скульптурой?

— Мне всегда нравилась скульптура. Но моя жена Ира (Ира Раухвергер — скульптор, умерла в 2001 году — прим.) когда-то строго разделила сферы: «Ты живописец, я — скульптор.» Серьезно занялся скульптурой совсем недавно.

— Мне очень понравился бюст девушки. Это чей-то портрет?

— Нет, это не портрет, просто девушка, модель с европейскими корнями, из Венгрии, может быть. Работа с моделью — это только начало, исходный материал. Затем работа продолжается, куда-то ведет, и скульптура удаляется от источника все дальше и дальше, и превращается во что-то другое. Даже покрытие бронзы различной патиной меняет образ.

— Бывает ли у вас мистическое чувство, что что-то направляет ваше воображение и кисть.

— Этого мгновения ждет каждый художник. Моя работа не оставляет меня ни на минуту, даже когда сплю, вернее засыпаю. Хорошие вещи, шедевры, могут возникнуть только на фоне беспрерывной работы. В Пушкинском музее, помню, я показывал Вейсбергу на неинтересные, на мой тогдашний взгляд, работы Рембрандта, портреты старичков. Он отвечал, что это очень хорошие работы, будничные каждодневные вещи — так создается искусство.

— Понятно, что Рембрандт — ваш любимый художник. Еще, мне кажется, вам должны быть близки искусство, поэзия и философия Китая.

— Я работал много с акварельной живописью, а она связана с китайским искусством и философией. Простота без эстетизма. Без красивости. Художнику не нужна эстетика, не нужна красота.

— Ян, это звучит неожиданно, эстетика не для художника! Должно же быть красиво. Вот эта скульптура, например, очень красива.

— Я не стремлюсь к красоте, я стремлюсь найти гармонию и правду. То, что видит художник — это преходящее, и в это преходящее он вносит порядок. В борьбе за гармонию может возникнуть красота. Важен поиск истины, а не стремление сделать красиво.

— Ну да, представляю, что бы было, если бы Рембрандт старался в автопортретах изобразить себя красивым.

— Рембрандт делал очень красивые вещи, писал парадные портреты горожан в кружевных воротниках, и дело шло отлично. К счастью он оставил эту стезю. Рубенс был знаком с работами Рембрандта только того красивого периода и не внес его имя в список великих мастеров. Теперь мы удивляемся, почему.

— И, напоследок, что бы вы посоветовали людям, которые хотят купить произведения искусства?

— Все почему-то любят живопись маслом. Это дороже всего.

— Справедливо, масляные краски светятся, картина драгоценна.

— На мой взгляд, лучше покупать рисунки — они ближе к художнику, он делает их для себя. Офорты дешевле живописи, но не хуже. Действительная проверка: хочется ли тебе возвращаться к картине, скульптуре или рисунку, смотреть подолгу, остается ли это навсегда с тобой.

Анализ произведений искусства учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) по теме

План анализа живописного произведения

1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели.

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

• цвет;

• свет;

• объем;

• плоскостность;

• колорит;

• художественное пространство (пространство, преображенное художником);

• линия.

8.Детали.

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

План анализа скульптурного произведения

1.Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение.

2.Стиль, направление.

3.Вид скульптуры: круглая скульптура, монументальная скульптура, мелкая пластика, рельеф и его разновидность (барельеф, горельеф), скульптурный портрет, герма и т. д.

4.Выбор модели (реально существующий человек, животное, фантазия художника, аллегорический образ).

5.Пластика (язык телодвижений), светотеневая моделировка.

6.Взаимодействие с окружающей средой: цвет скульптуры

(раскраска) и цветовой фон окружающей среды, световые эффекты (подсветка); скульптура как элемент архитектуры, отдельно стоящая статуя и т. д.

7.Выбор материала и его обусловленность (мрамор, гранит, дерево, бронза, глина и др.).

8.Национальные особенности.

9.Личное восприятие памятника.

План анализа архитектурного произведения

1. Автор, название сооружения, время и место создания, история замысла и строительства.

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,

соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная

конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная

пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы — несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,

выраженное через:

— симметрия, диссимметрия, асимметрия;

— ритм частей, деталей;

— объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);

— пропорции (гармония деталей и частей);

— контраст (противопоставление форм);

— силуэт (внешние контуры);

— масштаб (соотношение с человеком);

— цвет и фактура поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.

Интервью с художником-самоучкой

На днях я побеседовала с Валентиной Соколовой – талантливым художником-самоучкой и очень разносторонним человеком. Читайте итоги нашего разговора о необычных материалах для творчества, спорте и ловцах снов.

Екатерина: Валентина, мне кажется, у Вас есть талант иллюстратора. Вы создаете интересные и очень гармоничные фантазийные образы. Пробовали себя когда-нибудь в книжной иллюстрации? Если нет, то хотели бы?

Валентина: Не пробовала, но всегда хотела. Что меня останавливает – сама не знаю, может, просто пока не созрела для этого. Пока в багаже есть только картина, на которую вдохновила сказка Эдит Патту «Восток». Конечно, как это часто бывает, она вышла не совсем такая, какой я видела ее, пока читала книгу. Но всё равно получилось что-то довольно интересное.

Екатерина: Картины на виниловых пластинках – довольно необычная идея. Как она у Вас возникла?

Валентина: Эту идею я подсмотрела у одного австрийского художника на просторах инстаграма. Как раз этим летом я начала помогать другу с лазерной резкой, где мы работаем не только с фанерой, но и с виниловыми дисками, изготавливаем оригинальные часы. Поэтому проблем с материалом у меня не возникло. Трудности были только с тем, как обработать поверхность винила, чтобы краска с него не слетала кусочками. Ведь это довольно гладкая поверхность, а дорожек недостаточно для сцепления краски. На помощь пришел опыт раскраски своего ноутбука, наждачная бумага и грунтовка для пластика.

Екатерина: Пишете ли Вы еще на каких-нибудь объектах? Например, кто-то разрисовывает кофейные стаканчики из Starbucks…

Валентина: Основой для моего творчества служат преимущественно холсты или фанера. Но еще я люблю использовать садовые заготовки из дерева. Вообще всё, что приглянется, сразу идет в расход! К примеру, чемодан, старая толстовка или футболка.

А еще на различных соревнованиях своей команды я не только капитан, но и гример. Конечно, грим участников команды чаще устрашающий, но, по сути, этого мы и добиваемся.

Екатерина: А что за вид спорта?

Валентина: Уже пять лет я участвую в туристическом слете молодых специалистов Мирнинского района и в Республиканском слете, которые походят летом (Прим. ред.: Республика Саха Якутия). Суть мероприятия в том, чтобы командой преодолеть полосу препятствий через лес. Для этого нам, конечно же, нужно не только туристическое снаряжение, но и умение вязать узлы для правильной страховки напарника, разводить костер, устанавливать палатку… Обычно на само соревнование уходит три дня. На подготовку команды – большая часть лета.

Помимо туристического слета в нашем городе проходят веселые старты на горнолыжной базе, например. Там мы преодолеваем различные препятствия, бегая по сугробам с горы на гору. Летом на лыжной базе соревнования кросс-кантри. ГТО, различные спартакиады, туристические слеты… Об этом можно говорить вечно! Но тогда интервью будет уже не об искусстве.

Екатерина: Живопись – Ваша единственная профессия?

Валентина: Это скорее хобби. Основная моя работа заключается в обычном пятидневном графике в офисе за компьютером. Говорить об офисной работе всегда скучно, какой бы интересной она не была, поэтому этим я и ограничусь.

Екатерина: Вы учились живописи и рисунку самостоятельно. Можете поделиться своим подробным планом действий? Что входило в Вашу программу самообучения? Может быть, какие-то конкретные книги, копирование картин, посещение вебинаров, лекций…

Валентина: Не считая детского творчества, рисовать я начала, будучи уже студенткой. Счала это были простые карандаши, потом цветные, затем уже краски. Пробовала себя и в компьютерной графике.

Конкретного плана не было. Я просто рисовала то, что мне нравилось! Сначала копировала творчество других людей, но это быстро надоело. Поэтому в действие пошли фотографии, а затем и вовсе только воображение. Конечно, я опиралась на работы других художников. Внимательно вглядывалась, как и что они рисовали. Что-то перенимала, что-то отсеивала. Я даже пыталась ходить в художественную школу, но дело закончилось двумя-тремя занятиями. Поняла, что не люблю рисовать по указке и в каких-то рамках.

Екатерина: А хотите ли однажды сами преподавать? Как думаете, это возможно?

Валентина: Я думала о мастер классах или о чем-то подобном. Это довольно-таки интересная идея, и в то же время я сомневаюсь. Мои картины – это по большей части чувства, а не знания (такие, как академический рисунок, наука светотени и так далее). Мне кажется, трудно передать человеку то, что ты чувствуешь, чтобы он смог повторить. Я думаю, каждый сам в себе открывает это.

Екатерина: Представьте, что у Вас есть фантастическая возможность жить вечно. В каких видах творчества Вы бы тогда поработали помимо живописи?

Валентина: Помимо живописи я немного увлекаюсь плетением ловцов снов. Еще мне очень интересно шитье, вышивка гладью, лепка шарнирных кукол, шитье нарядов для них. Но не удается выкроить столько времени. Так что я с большим удовольствием занялась бы этим! Думаю, что вечная жизнь – необязательное условие, главное желание. И думаю, в скором времени я всё же смогу найти время для любимых занятий.

Екатерина: Всем знакомым художникам я обычно задаю грустный вопрос о продажах. Они тут же перестают улыбаться и тяжко вздыхают. А как у Вас обстоят дела? Какие каналы продаж Вам кажутся самыми успешными?

Валентина: Я бы тоже грустно вздохнула и перестала улыбаться! Я живу в небольшом северном городке, где людей больше интересует работа, возможность накопить и поехать в отпуск. Но всё же встречаются те, кому интересно творчество. На другие города я пока не вышла, но такое желание, конечно, есть. Просто пока не знаю, с чего начать. Думаю, что в наше время социальные сети – это самый актуальный способ продвижения своего дела. Поэтому понемногу осваиваю фотографию. Ведь перенести всю идею на холст – это одно, а вот интересно преподнести готовую работу – уже другое.

Екатерина: Сможете назвать любимую из своих картин? И чем конкретно она Вам нравится?

Валентина: Как обычно бывает, самая любимая работа – та, что не так давно была написана. Пока глаз замылен, и ты не видишь все изъяны. Но всё же есть у меня пара любимых картин. На одной я изобразила себя на велосипеде. Не знаю, чем именно она мне так нравится, это сложно объяснить.

Главный герой второй картины – мельница. Мне она нравится своими яркими цветами. Спустя год я вижу недочеты, но они так гармонично выглядят на картине, что даже не зацикливаешься на них. Просто смотришь, и хорошо так становится…

Екатерина: Какие художники Вас вдохновляют?

Валентина: Конкретно сказать не могу, это не один и не два художника. Дина Бродски, австрийский художник Феликс, канадский художник Ренато и многие другие!

Екатерина: Спасибо, было интересно пообщаться с коллегой!

Валентина: Спасибо и Вам!

Картины Валентины Соколовой можно увидеть в ее инстаграме @loco.raccoon.

Викторина для школьников с ответами по теме Живопись

Интересная познавательная викторина на знание живописи, на знание искусства.

Материалы данной викторины можно использовать на уроках ИЗО, при составлении сценариев внеклассных мероприятий для школьников.

Викторина о живописи для школьников

1. Как называется художник, который пишет:

➣ Животных. (Анималист)

➣ Море. (Маринист)

➣ Сцены боев. (Баталист)

➣ Природу. (Пейзажист)

➣ Людей. (Портретист)

2. Около 540 года до нашей эры искусные руки древнегреческих гончаров изготовляли сосуды самой разнообразной формы. А художники расписывали их. Как называлось искусство росписи глиняных сосудов? (Вазопись )

3. Какой художник создал монументальное полотно «Герника»? (Пабло Пикассо)

4. Назовите основоположника импрессионизма. (Эдуард Мане)

5. Какой российский художник изобразил Федора Шаляпина в роскошной шубе? (Борис Михайлович Кустодиев )

6. В творчестве какого живописца были «голубой» и «розовый» периоды? (Пабло Пикассо)

7. Кто автор картины «Девочка с персиками»? (Валентин Серов)

8. Назовите имя и фамилию русского художника — автора картины «Богатыри». (Виктор Васнецов)

9. Назовите имя и фамилию русского живописца — автора картины «Последний день Помпеи». (Карл Брюллов)

10. Кому пишут письмо запорожцы на картине Ильи Ефимовича Репина? (Турецкому султану)

11. Какой русский живописец является автором батальных панорам «Обороны Севастополя» и «Бородинской битвы»? (Франц Алексеевич Рубо)

12. Какой живописец создал картину «Неравный брак»? (Василий Владимирович Пукирев)

13. Кто автор знаменитой картины «Автопортрет с Саскией на коленях»? (Харменс Ван Рейн Рембрандт)

14. Кто написал замечательную картину «Московский дворик»? (Василий Дмитриевич Поленов)

15. Назовите самую большую картину в Третьяковской галерее. («Явление Христа народу». Художник — Александр Андреевич Иванов)

16. Назовите фамилию художника — автора хрестоматийной картины «Грачи прилетели». (Алексей Кон- дратъевич Саврасов)

17. У какого художника есть картина «Обнаженная Маха»? (Франсиско Гойя)

18. Какой художник создал самые знаменитые иллюстрации к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова? (Михаил Александрович Врубель)

19. Кто автор картины «Неизвестная»? (Иван Николаевич Крамской)

20. Какой великий художник создал картину «Дама с горностаем»? (Леонардо да Винчи)

21. Назовите имя и фамилию художника — автора картины «Утро стрелецкой казни». (Василий Иванович Суриков)

22. Как называется произведение искусства из трех картин, объединенных общей идеей или темой? (Триптих)

23. Назовите фамилии трех графиков и живописцев, имевших общий псевдоним «Кукрыниксы». (Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович)

24. Кто автор картин «Ниагарский водопад», «Ледяные горы в Антарктиде» и «Девятый вал»? (Иван Константинович Айвазовский. Его настоящее имя — Ованес Георгиевич Айвазян)

25. Назовите автора картин «Дубы», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору». (Иван Иванович Шишкин)

26. Кто автор картин «Март» и «Золотая осень»? (Исаак Ильич Левитан)

27. Назовите фамилию художника — автора картины из школьной хрестоматии «Опять двойка». (Федор Павлович Решетников)

28. Какой импрессионист был автором картины «Голубые танцовщицы»? (Эдгар Дега)

29. Назовите художника, которого жители острова Таити называли «человек, который делает людей». (Поль Гоген)

Рекомендуем посмотреть:

День космонавтики классный час

Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники

Викторина для школьников. Тема: цветы

Викторины для школьников. Тема: ягоды

Викторины для школьников. В мире растений