Вопросы про религию

Викторина для школьников с ответами на тему: Религия

Викторина о религии для школьников с ответами

Викторина для школьников с ответами

1. Слово «религия» происходит от латинского religere. Как на русский язык переводится это слово? (Связывать)

2. В каких двух мировых религиях самое большое число приверженцев? (Христианство и ислам)

3. Как с греческого языка переводится слово «теология»? (Богословие — theos — бог, logos — слово)

4. Как с греческого языка переводится слово «атеизм»? (Безбожие)

5. Какую из мировых религий называют «атеистической религией», потому что в ней нет рассуждений о боге? (Буддизм. Предметом размышлений Будды, был духовный рост человека)

6. Как называется первая проповедь Будды? (Четыре благородные истины)

7. В Библию входят Ветхий Завет и Новый Завет. А что означает слово «завет»? (Договор. Это своеобразная форма отношений между Богом и людьми)

8. В течение всей своей истории, особенно во времена испытаний, иудеи жили надеждой, что Господь не оставит их, что придет время и он пошлет им спасителя, Мессию. Что означает слово — «мессия»? (Избранный Богом, по-гречески — Христос)

9. Первые пять книг Ветхого Завета называются Пятикнижие Моисея. Какое второе название носят эти пять книг? (Тора)

10. Название «ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет еще дополнительное значение. Какое? (Подчинение. Таким образом, более полно название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу»)

11. Назовите главную книгу мусульман. (Коран)

12. Для описания бога в Коране используется слово «Аллах». Как можно перевести это слово на русский язык? (Единственный Бог. Оно образовано от определенного артикля «алъ», что означает «единственный» и слова «илла» — бог)

13. Коран — это собрание откровений, которые основатель Ислама получил от Бога. Назовите имя этого пророка. (Мухаммед)

15. Ислам принимает Десять Заповедей иудаизма и обладает очень строгой системой законов. Как по-арабски называется этот свод законов? (Шариат)

16. Каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить Хадж — паломничество в Священный город. Как он называется? (Мекка)

17. Как переводится греческое слово «библия»? (Книга)

18. Что означается слово «аминь» в христианских молитвах? (Верно. Само еврейское слово «эму на» (вера) означает не уверенность в какой-то отвлеченной истине, а доверие к Богу, верность ему. От этого же корня и слово «аминь»)

19. Вспомните имя древнего Ханаанского божества, используемое сейчас для обозначения главы злых духов. (Вельзевул от Баал — Зебул, то есть Владыка дворца)

20. Недалеко от стен Иерусалима есть крутой холм, за свою форму он получил название Голгофа. Как переводится это слово? («Череп» или «Лобное место»)

21. Как называется группа верующих, отделившаяся от основной религии? (Секта)

22. Как называется национальная японская религия? (Шинтоизм. Приверженцы этой религии почитают многих богов, в том числе и богов природы. Главным божеством является японский правитель, род которого, согласно этой религии, берет начало от богини Солнца)

23. Кто такой Далай-Лама? (Религиозный и политический правитель Тибета)

24. Существует верование, что душа человека после его смерти переселяется в новое тело и возвращается на землю. Как называется это явление — переселение душ? (Реинкарнация)

25. Что означает слово «мадонна»? (Моя госпожа. Это слово итальянского происхождения. Имеется в виду Мария — Богородица)

26. Что означает мусульманский лозунг «Аллах акбар»? (Аллах могущественен)

27. Всадники короля Артура отправились на поиски чудесной чаши. По преданию, она должна была быть наполнена кровью Иисуса Христа. Как называлась эта чаша? (Священный Грааль)

28. Как переводится на русский язык арабское слово «джихад», означающее священную войну с неверными? (Старание, рвение)

29. Как у нас по-другому называется двунадесятый церковный праздник «Вход Господень в Иерусалим»? (Вербное воскресенье)

30. Как называются три части «Божественной комедии» Данте Алигьери? («Ад», «Чистилище», «Рай»)

31. Какое название у дьявола в исламе? (Иблис)

32. Какое здание в Москве девятнадцатого века было самым высоким? (Храм Христа Спасителя)

33. Как называется постоянный представитель Ватикана, имеющий ранг посла в других государствах? (Нунций)

34. Какое другое название имеет двунадесятый церковный праздник Крещение? (Богоявление)

35. Какую религию исповедует абсолютное большинство верующих монголов? (Буддизм)

36. Святой отец Иерофан сказал: «Он ничего не сказал нового, он все сказал по-новому». О ком идет речь? (Об Иисусе Христе)

37. Как по-другому называется двунадесятый церковный праздник Троица? (Пятидесятница)

38. Как по-другому назывались члены Ордена тамплиеров? (Храмовники)

39. На мусульманских мечетях пять раз в день раздается крик муэдзина. Он хватается пальцами за мочки ушей и трижды провозглашает каждую из пяти фраз: «Аллах велик!», «Свидетельствую, нет бога, кроме Аллаха!», «Свидетельствую, Мухаммед — посланник Аллаха!», «Ищите спасения!». Назовите пятую фразу. («Идите на молитву!»)

О вере и неверии

  • Человек перед Богом Антоний, митрополит Сурожский
  • Человек перед Богом Антоний, митрополит Сурожский
  • Почему нам трудно поверить в Бога? прот. А. Мень
  • Почему нам трудно поверить в Бога? прот. А. Мень
  • О бессмертии протоиерей Валентин Свенцицкий
  • О бессмертии протоиерей Валентин Свенцицкий
  • О вере, неверии и сомнении митрополит Вениамин
  • О вере, неверии и сомнении митрополит Вениамин
  • Найти Бога иеромонах Сергий (Рыбко)
  • Найти Бога иеромонах Сергий (Рыбко)
  • О вере и неверии священник Димитрий Байбаков
  • О вере и неверии священник Димитрий Байбаков
  • Путь разума в поисках истины проф. А.И. Осипов
  • Путь разума в поисках истины проф. А.И. Осипов
  • О вере. Об откровении прот. Александр Шмеман
  • О вере. Об откровении прот. Александр Шмеман
  • Беседы о вере архиепископ Нафанаил (Львов)
  • Беседы о вере архиепископ Нафанаил (Львов)
  • Небеса, по которым мы так тоскуем Питер Крифт
  • Небеса, по которым мы так тоскуем Питер Крифт
  • Истина и идолы. Ложь современного атеизма Ирина Силуянова
  • Истина и идолы. Ложь современного атеизма Ирина Силуянова
  • Непознанный мир веры
  • Непознанный мир веры
  • Миссионерские письма святитель Николай Сербский
  • Миссионерские письма святитель Николай Сербский
  • Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом Ф.Е. Мельников (С. Лавров)
  • Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом Ф.Е. Мельников (С. Лавров)
  • Путь осознанной веры свящ. Георгий Завершинский
  • Путь осознанной веры свящ. Георгий Завершинский
  • Диалог верующего с неверующим митр. Сурожский Антоний
  • Диалог верующего с неверующим митр. Сурожский Антоний
  • «Аще забуду тебе, Иерусалиме» иеромонах Серафим (Роуз)
  • «Аще забуду тебе, Иерусалиме» иеромонах Серафим (Роуз)
  • Вера и разум Сборник
  • Вера и разум Сборник
  • С нами Бог Семён Людвигович Франк
  • С нами Бог Семён Людвигович Франк
  • Вера в горниле Сомнений М.М. Дунаев
  • Вера в горниле Сомнений М.М. Дунаев
  • Как мы веруем Павел, архиепископ Финляндский
  • Как мы веруем Павел, архиепископ Финляндский

Боги современного мира: успех

Характерные для нашего времени мифологические искажения, которые слышатся в требованиях производить все больше и все быстрее, приводят к тому, что нас в основном начинают оценивать по внешней продуктивности. Ни сексуальный скандал, ни финансовый крах, ни отсутствие вкуса – ничто для нашего современника не является столь постыдным, как ощущение своей несостоятельности.
Джеймс Холлис “Омуты души”
В своем посте “Хрустальный гроб глянца” я рассуждала на тему молодости в контексте современной культуры и общества. Многочисленные комментарии к посту подтвердили мою мысль: большинство чувствует, что молодость превратилась в “железную деву”, сдавливающую наши ребра. Люди, в первую очередь женщины, всеми силами пытаются влезть в этот стандарт, тратя силы, деньги, нервную энергию только ради того чтобы соответствовать принятым, как новый общественный договор, представлениям, лишающим нас права на самую естественную на свете вещь – возрастные изменения.
Молодость возведена в культ. Она похожа на жестокого бога, которому мы поклоняемся и приносим жертвы, иногда вполне себе кровавые. Я бы хотела позднее ещё поговорить на эту тему, но сейчас меня больше занимает другая. Потому что я думаю, что в современном мире есть другой бог, страшнее и сильнее.
Он влияет на мужчин не меньше, чем на женщин. И его влияние разрушительнее. От богини Молодости мы все же более-менее защищены тем фактом, что старение – процесс неизбежный, физиологический. Нельзя до бесконечности ругать себя за то, что появились морщины.
Бог, о котором я веду речь, не принимает никаких оправданий.
Его зовут – успех.
Успех в жизни, технология успеха, философия успеха, успех и лидерство, секреты успешных людей…Новый крем от Guerlain называется “Успешное будущее”, слоган нашего любимого журнала гласит: “Cosmo это успех”.
Научить успеху обещают все, начиная от психологов, НЛП-ишников и эзотериков, заканчивая бабками-гадалками и продавцами амулетов, которые должны привлечь успех.
Погоня за молодостью, в которой мы все так или иначе участвуем, ничто в сравнении с погоней за успехом. Каждая вторая книжонка на полке “Помоги себе сам” посвящена успеху.

Потому что если ты не добился успеха, ты никто. Можешь пойти и убить себя об стену, даже в Бобруйске такие не нужны.
При этом не надо ходить к той самой бабке-гадалке, чтобы узнать: представления об успехе определяются категорией финансов.
Вот пример с одного сайта, где предлагают научиться достигать успеха: “Если Вы пришли на наш сайт, значит, Вы намерены добиться еще большего успеха, стать более успешным и более обеспеченным человеком. Добиться финансовой независимости или стать финансово свободным человеком.”
То есть успех меряется деньгами, даже о душе на этом сайте рассуждают с точки зрения возможности обогащения: “ В Вашей Душе таится золотоносная жила”, а советы по поводу обогащения сформулированы как “финансовые заповеди”.
Очень наивно думать, что этот и тысячи других сайтов, кружков, обществ, центров и бабок/НЛП-ишников/эзотериков существуют для каких-то там абстрактных дураков, в то время как мы тут все такие из себя Духовно Богатые Девы/Юноши, которым все это глубоко чуждо.
Представьте себе сейчас некоего успешного человека. Представили?
Во что он одет? Как он выглядит? Какая у него прическа? На чем он ездит?
Если вы сейчас представили себе Франциска Ассизского, то я перед вами преклоняюсь, и весь этот текст не для вас.
Но, скорее всего, вы себе представили кого-то другого.
Кого-то значительно лучше одетого, причесанного и не обрученного с Госпожой Бедностью.
Сайты, центры и дедки-эзотерики это отлично знают.
Успех в современном мире, успех для нас с вами – это деньги, слава, популярность и дом в Портфино с высокотехнологичными коровой да кабанчиком, про которых презрительно говорил Глеб Жеглов.
Конечно, не стоит думать, что это представление об успехе, все эти сайты, книжки, философии и технологии появились только сейчас.
“В наше время появились особые статьи и книги, которые я торжественно и честно назвал бы самыми глупыми на свете. Они фантастичней самых диких рыцарских романов и скучнее самых нудных религиозных трактатов. Мало того, рыцарские романы хотя бы толковали о рыцарстве, религиозные трактаты — о религии. Эти книги — ни о чём; тема их — так называемый успех.”
Вот это написано моим любимым писателем Честертоном “триста лет тому назад”.
В своем эссе “О поклонении успеху” он гениально и со своим потрясающим здравомыслием пишет о том, какой же это невероятный бред – все эти представления об успехе: “ Начнем с того, что «успеха» вообще не существует, или, если хотите, не существует неуспеха. «Преуспеть» и «быть» — одно и то же. Миллионер преуспел в том, чтобы стать миллионером, осёл — в том, что стал ослом. Живому удалось выжить, мёртвому — умереть.”
Но современный мир и мы с вами не слушаем писателя Честертона.
Мы думаем про положение в обществе, социальный статус и нержавеющую мойку последней модели. Причем если последняя — вещь, в общем-то, нужная и полезная в хозяйстве, то без положения в обществе жить, в принципе, можно и даже очень неплохо, а мы все равно о нём думаем.
Мне вспоминается эпический сериал “Друзья”, где наивный Джоуи впервые увидел репродукции Ван Гога, восхитился и удивленно сказал: “А я-то думал, он был неудачником.”
Но Ван Гог не был неудачником. Он был великим художником, который, как Беато Анджелико, писал красками, приготовленными для него ангелами, просто никто не хотел покупать его картины, мир решил подождать некоторое время прежде чем начать отваливать десятки миллионов долларов за «Портрет доктора Гаше”, “Ирисы” и автопортрет самого Ван Гога, смотрящего с картины тихим потерянным взглядом “Где же вы, сволочи, были раньше, когда я подыхал от осознания того, что все это никому не нужно?!”
Когда я думаю о посмертном “успехе”, пришедшем к Ван Гогу, мне хочется кричать; человек, создавший одни из самых прекрасных вещей на земле, довел себя до самоубийства по причине ощущения, что он не “состоялся”.
А кто тогда “состоялся”, простите меня?
CEO инвестиционной компании, сделавший достаточно воздуха из воздуха, чтобы купить себе дом в Портофино и повесить там на стену картину неудачника Ван Гога? А затем стать абстрактным “успешным человеком”, каким мы рисуем его в своем воображении.
Вот он, значит, каков, наш герой.
Честертон в своем эссе поражается автору книги о достижении успеха, который додумывается, рассуждая о неком “инстинкте обогащения”, привести пример царя Мидаса, превращавшего в золото все, к чему прикасался. Этот неведомый автор восхищается его способностью и говорит, что такие люди действительно есть (кстати, он, безусловно, прав), и им неведомы поражения.
Честертон комментирует: “Мидас, на свою беду, поражения знал. Путь его не вел вверх. Он терзался голодом, ибо печенье и бутерброд становились в его руках золотыми. …Не надо делать даря Мидаса символом успеха — он был несчастнейшим из неудачников.”
Но мир сделал царя Мидаса символом успеха.
Ни обретение любви, ни хорошие друзья рядом, ни умение приготовить такой кекс, что пальчики оближешь, ни реализуемый талант не кажутся нам успехом.
Под словами “состояться в жизни” и “добиться чего-нибудь” упорно подразумевается: заработать кучу денег и желательно появляться при этом в телевизоре.
“Успешные писатели” Дэн Браун и Стефани Майер.
И какое значение имеет, что созданным им произведениям … как бы это помягче выразиться? … можно отвести соответствующее место в туалетной комнате.
“Успешный певец” Дима Билан. “Успешная актриса” Анджелина Джоли. “Успешный скульптор” Зураб Церетели.
“Сейчас художник — это успешный бизнесмен, и его статус подтверждается его продажами”, — глаголит известный художник Андрей Рудьев, согласно которому “Картина начинающего художника стоит максимум 1000 долларов за квадратный метр. Картина художника с именем, выставленная в солидной галерее, — от 5000 долларов за метр в квадрате.”
Вот он, подлинный успех: люди, чьи работы ценны настолько, что они их продают за квадратный метр, как резину для галош. Не то что этот неудачник Ван Гог.
Поймите меня правильно, я совершенно не считаю, что художник или ещё кто бы то ни было должен быть голодным. Я просто считаю, что, если художник начинает измерять свое творчество квадратным метром, воспринимать себя как бизнесмена и думать о продажах и статусе, то никакой это не художник. Это продавец, чье место на полочке в вечности будет не рядом с “неудачниками” Ван Гогом и Рембрандтом, а рядом с той тетенькой, которая взвесила вам сегодня кило яблок, из которых половина оказалась гнилыми, и сказала: “Очень вкусные!”
И опять же я совершенно не считаю, что известность и богатство приходят только к бездарям, но речь сейчас не об этом. Возможно, успешных людей, продающих искусство на метры, все устраивает в жизни. В конце концов, почему бы и нет: вот – дефицитные продукты, вот – кубометр чудных сухих дров, а кисти мы потом сами пририсуем. Это их личное дело, хотя я и считаю, что лучше бы им гнилые яблоки в палатке продавать.
Я сейчас о том, что именно так выглядит Бог Успеха – у него лицо удачливого продавца.
А мы поклоняемся ему, читаем книжки, ходим на личностные тренинги и считаем себя неудачниками без дома в Портфино.
Это, наверное, можно было бы тоже пережить. Но некоторые хорошие, нужные, очень ценные люди режут себе уши и убивают себя из-за того, что по каким-то причинам не умеют продавать.
И мы тоже режем себе уши, пытаясь соответствовать.
Иногда мы делаем это для того, чтобы были довольны родители. Например, я пошла учиться на юриста, потому что эта престижная профессия казалась моему отцу достойным соответствием принципам успеха. На первой лекции первого дня обучения я поняла, какая это чудовищная ошибка, и провела затем годы, чувствуя, как задыхаюсь, сохну и растворяюсь в неинтересных, ненужных, чужих мне вещах.
Эти годы давно уже позади, я занимаюсь тем, что мне интересно, но изменилось не так уж многое. Я по-прежнему пытаюсь соответствовать, думаю о социальном статусе и успехе в том смысле, который культивируется повсеместно.
Ради чего?
“На создание методики SPIN понадобилось двенадцать лет и около $30 млн., а в исследованиях были задействованы десять тысяч человек. О том, как стать успешным продавцом, рассказывает автор метода…”
Двенадцать лет, 30 миллионов долларов, десять тысяч человек! Ради создания методики, с помощью которой можно эффективнее продавать гнилые яблоки и туалетную бумагу с “Кодом да Винчи” на ней.
Вот это та цель, к которой стоит стремиться?
В книге “Омуты души” психолог Джеймс Холлис приводит пример одного своего пациента, который всю жизнь пытался заслужить одобрение родителей, выбрал профессию врача и преуспел в ней: “ Подобно растению, ребенок будет гнуться изо всех сил и даже себя уродовать, чтобы получить тепло и свет. Джекоб уродовал себя всю жизнь, стремясь получить от родителей внимание и заботу, т.е. поддерживающую его энергию, но он никогда ее не ощущал, так как родительский нарциссизм, наоборот, впитывал энергию извне и ничего не возвращал обратно. Может быть, Джекобу, да и нам самим, природой было предназначено стать шоферами-дальнобойщиками, бардами, исполняющими песни в стиле «кантри», или простыми бездельниками, но мы гнулись и изощрялись, чтобы получить необходимый нам «родительский свет». “
А там, где нам не нужен этот родительский свет, мы гнемся, изощряемся и уродуем себя, потому что так положено. Надо, чтобы было не хуже, чем у других, надо, чтобы было, как у всех, надо – дом в Портофино, и отдых хотя бы раз в году где-нибудь в правильном месте, и вообще надо – все, что угодно, только не быть собой, да и не получится уже, ведь ты так долго старался втиснуться в рамки, соответствовать, становиться, казаться и подражать, что никакого “тебя”, собственно, уже и нет. Но это очень серьёзная тема, сейчас не буду её развивать.
О сайтах, продающих успех. Все они очень любят поминать Эйнштейна. Представляю, кстати, что бы тот сказал, если бы его приводили в качестве примера “успешного человека”. Ему принадлежат слова: “Постарайтесь стать не успешным человеком, а ценным”. Но гуру успеха это благополучно игнорируют, призывая будущих продавцов учиться у того, кто на самой своей известной фотографии показывает миру язык. Впрочем, сейчас это назвали бы имиджевым элементом, входящим в концепцию бренда, но люди вообще часто произносят бессмысленные словосочетания. Понятно, что, если напустить туману, будет труднее различить пустышку. Из всего просмотренного многообразия сайтов об успехе лишь один показался мне достойным внимания, да и то в основном потому, что все его содержание с легкостью умещается в народной мудрости “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Остальные балансируют между мистическим привлечением успеха (материалисты склонны к мистике гораздо чаще, чем принято считать) и потрясающе глубокими рекомендациями на уровне “Поставьте себе цель!”.
О силе слова и той правдивости, которая никуда не девается, даже если очень стараться. “Властелин колец” одна из продаваемых книг в мире, но никому в голову не придет назвать Толкина “успешным писателем”, как и награждать эпитетом “успешный художник” автора прославленной “Девушки с жемчужной сережкой” Вермеера. О писателе, художнике, певце, ветеринаре, поваре или учителе мы можем сказать, что он хороший или талантливый. Термин “успешный” в данном случае, как майонез для салата, если тот получился невкусным. Да, она такая успешная писательница, Дарья Донцова, спору нет.
О жадности. Из эссе Честертона: “ Если ты работаешь хорошо, ты не станешь богачом, но станешь хорошим работником.” Это, в общем-то, не так уж плохо, верно? По сути, от позиций топ-менеджера отличается преимущественно моделью автомобиля, маркой костюма и возможностью ходить на бизнес-ланч в ресторан “Пушкин”. То есть, если умерить жадность, будет легче смириться с тем, что тебе 30 лет, а ты ещё не Дональд Трамп. Я не рассматриваю ситуации, когда финансы это вопрос жизни и смерти, но в таких ситуациях тема достижения успеха и не всплывет, есть дела поважнее.
На весь Google единственный отсыл к вопросу о преклонении перед успехом – все тот же Честертон. Остальное о том, как добиться успеха, стать успешным и достичь богатства. Самые прогрессивные при этом предлагают не работать (“Рыбку можно иногда и без всякого труда. Все время работать? Мы не рабы- рабы не мы!”), а просто “ разрешить себе быть богатым”. То есть, по всей видимости, найти себе олигарха по советам книги ещё одной “успешной писательницы” Оксаны Робски. Копеечная психология и грошовая философия дамских журналов, адаптированная для нынешних и вчерашних школьников и школьниц, которые уже даже делать ничего не хотят, но желают преуспеть в жизни. Напомнило мне одного юношу из интернет-магазина, которого я попросила посмотреть, есть ли нужная мне пара обуви. “Но это же долго!” – возмутился он. Предложением сделать свою работу я, вероятно, отвлекла его от сладостных мечтаний о том, как он станет успешным владельцем собственного бизнеса aka будет ездить в гоночном авто с подружкой-моделью и пить на лучших пляжах Лазурного побережья. Бедные дети, они даже не поклоняются богу Успеха, он уже их съел и переварил, как Молох.
Бродский писал: “Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться.” Действительно, не считаться с деньгами невозможно, если только вы не живете отшельником в пустыне, питаясь корешками и добывая интернет трением палочек друг о друга. Но при этом считаться только с деньгами, которые тождественны успеху в современном мире, это то ограничение, на которое мы добровольно идем. И, как я думаю, это настолько обедняет жизнь, что стоит ли так жить вообще? Нам всем нужны сносные человеческие условия, а бедность поэтична не более, чем гангрена, но впрячься в запряженную кем-то другим телегу и мчаться, выпучив глаза, ради того, чтобы в твою жизнь пришел Успех…
В общем, я полагаю, что выход заключается в том, чтобы создать собственные категории успеха, не зависящие от общепринятых стандартов. Например, я не собираюсь врать, что не хочу дом в Портфино, хотя и смутно представляю, где оно находится. Но все-таки успехом в первую очередь лично для меня стоит считать то, что в некоторых моих рассказах есть пара строк, которые было бы не стыдно показать Честертону. И даже вообразить, как он скользит взглядом по строкам, собирает в складки щеки, а затем говорит: “Ну что же, Елена, это, пожалуй, успех. Почти, как Cosmo.”

Вопросы о религиях

протоиерей Максим Козлов

В мире существуют разные религии, и каждая провозглашает какую-то истину?

– Я думаю, мы должны оценивать нехристианские религии с позиции трезвой религиозности. С одной стороны, некоторая доля истины, определяющая тот или иной этап на пути духовного развития человеческого рода, есть и во многих нехристианских религиях. Конечно, очень часто она весьма относительна, предельно замутнена и замешана с неправдой, с внесенными лукавым плевелами. В древнем язычестве, к примеру, есть некоторое памятование о первоначальном богообщении человека. Мусульманство хотя и в искаженном виде, но содержит значительную часть книг Ветхого Завета и некоторое повествование, восходящее к писанию Завета Нового. В древнекитайской религии или в традиционных индуистских культах есть определенного рода этика и определенного рода аскетическая норма, воспитывающие в человеке самоограничение ради ближнего, ради высшей духовности. И все это нужно трезво констатировать и признавать как некое положительное начало внехристианских религий, как некий отблеск того первоначального богопознания, которое так или иначе сохраняется в человеческом роде.

С другой стороны, при всем уважении к индуизму как религиозной культуре индусов, сформировавшей цивилизацию Индостана на протяжении более чем полутора тысячелетий, при всем уважении к исламу, к мусульманской письменности, архитектуре и т. д. и т. д, нельзя забывать, что как только эти религии входили в соприкосновение с христианством, то все относительно возвышенное и истинное, что в них было, опускалось куда-то глубоко на дно и обнажалась откровенная стихия демонической злобы, неприятия, борьбы с благовестием Христовым, с той абсолютной истиной, которая в полноте своей пребывает только в Церкви.

Наиболее яркий тому пример — античная цивилизация. Как вещь в себе относительно значимая, возвышенная, гармоничная и прекрасная, она во многом определила развитие всей европейской литературы, архитектуры, изобразительного искусства. И вместе с тем из житий святых, из исторических хроник, повествующих о первых трех доконстантиновских веках бытия Церкви Христовой, мы знаем о поистине сатанинской истерии гонения на христиан. Греко-римский языческий мир, как соперник христианского, был демоничен по своей природе, и феномен Ерошки лукавого тоже отчетливо проглядывает оттуда.

Многие нехристианские религии и даже секты проповедуют отречение от всего мирского, от наслаждений, от привязанностей. Не этому ли учит и Православная Церковь?

– Умеренность — вещь хорошая, и проповеди воздержания от чрезмерных мирских удовольствий в любой религии можно только порадоваться. Но между аскетизмом христиан или, скажем, кришнаитов есть принципиальное различие. Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины. Вот об этом нам, увы, доктрина кришнаитов ничего не говорит.

Многие считают, что Православная Церковь узурпировала спасение, так как со всей категоричностью утверждает, что только православные спасутся, а другие, даже искренне верующие, нет.

– Может ли клетка тела жить отдельно от организма? Может ли ветка дерева, отломившаяся от него, плодоносить и существовать сколько-нибудь долго? Конечно, если в баночку поставить, листья могут и распуститься, но долго жить она все равно не будет. Нельзя забывать, что Церковь – это не человеческий институт и не товарищество, дающее исключительное право на спасение. Это Тело Христово, то есть сообщество людей, соединенных в Церкви невидимым, мистическим единством во Христе. Евангелие свидетельствует, что верующий спасен будет, а неверующий — осужден, что те, кто будут участвовать в евхаристии, причащаться Тела и Крови Сына Божия, будут наследниками Царства Небесного. Те, кто утверждают, что вне Православия нет спасения, лишь свидетельствуют о том, во что верили изначально всегда и везде православные христиане — члены древней неразделенной Церкви.

Теперь встает вопрос о границах Церкви. Историческое бытие церковного христианства подводит нас к признанию важной двуединой истины: с одной стороны, Церковь признает источником спасения только себя и зовет всех в свою ограду; с другой стороны, она не смотрит на окружающий христианский мир как на нечто, одинаково погруженное во тьму. Об этом на протяжении более чем полутора тысячелетий церковной практики свидетельствует наличие трех чинов приема в Церковь инославных людей:
1) через крещение — для признаваемых ложно носящими имя христиан (например, для «Свидетелей Иеговы», «Церкви Христа» и др.);
2) через миропомазание — для тех, у кого сохранились основы древней церковной веры, но многое утрачено, в первую очередь священство, идущее от апостолов (лютеране, кальвинисты и другие традиционные протестанты);
3) через покаяние — для тех, у кого большинство церковных таинств признаются действительно совершившимися (католики и представители древних восточных церквей).

Так что нельзя говорить о католиках, армяно-григорианах, коптах, даже о традиционных протестантах как о людях, полностью чуждых Церкви и, значит, пути к спасению. Однако их свидетельство о себе как об истинной Церкви Христовой не может быть нами принято.

А если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер — что же, для него нет спасения?

— С нашей стороны было бы немыслимой дерзостью брать на себя роль того единого Судии, в руке Которого находятся души всех людей. Поэтому нам стоит помнить о другом: что если кто из нас, православных, уйдет вдруг «на страну далече» и начнет искать какой-то новой духовности в эре Водолея, или в очередном сектантстве, то уж точно уйдет от пути к спасению. В прошлом веке святитель Феофан Затворник на вопрос одной дамы, спасутся ли католики, отвечал: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». И в нашем сердце должно быть не осуждение других, но искреннее желание, говоря словами одного древнего церковного учителя, «возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». И если нет этого желания, но есть некое самодовольство, что, мол, только мы спасемся, а миллионы людей в этом мире, лежащем во зле, погибнут, — это уже верный признак сектантской психологии.

Почему некоторые считают, что для современного русского человека восточные религии ближе, чем «навязываемое» ему христианство?

– Наверное, найдется несколько сот или даже тысяч людей, для которых это так и есть. Но скорее всего это люди, которые в христианской традиции никогда не были укоренены и с Евангелием не в пересказах, а в подлинном его виде, со свидетельством Церкви, ее проповедью, ее бытием никак не знакомы и которые пришли к какой-либо из восточных религий не от серьезной и сознательной церковной жизни, а от советского или постсоветского атеизма. И именно они — интеллигентные, читающие, чувствующие — отталкиваются от христианства как от антиинтеллектуальной религии бабушек и начинают искать что-то сугубо высокое и духовно-сакральное. Таким людям лично я посоветовал бы хотя бы на несколько дней отказаться от всякого рода медитаций, чтения мантр и тому подобных вещей и открыть для себя Евангелие и постараться понять, что в нем говорится, а потом хотя бы неделю утром и вечером походить на богослужения в какой-нибудь православный храм, еще лучше — в монастырь и просто стоять молча и слушать, не отвлекаясь мыслями на постороннее. И после всего этого посмотреть, чем отзовется душа.

Мир на пороге новой религии

«Блажен кто посетил сей мир в его минуты роковые!» — смысл этих знаменитых слов Ф.И. Тютчева в том, что жизнь в эпоху перемен это суровое, а иногда и крайне опасное испытание, но именно в такой исторический момент, человек может не только лично реализоваться, но своими глазами увидеть, и осознать, как происходят грандиозные, и переломные для всего человечества события.

Необратимые и фундаментальные изменения

Мир стремительно меняется и это не красивая аллегория, а сухая информационная справка. То, что казалось невозможным еще 20-30 лет назад, сейчас выглядит неизбежным и обыденным. В то-же время то, что казалось незыблемым и вечным, разрушается в прах на глазах одного поколения, и полностью уходит в небытие уже при жизни их детей и внуков.

Мы с вами, вошли в эпоху фундаментальных и необратимых изменений, которые поменяют не только наш быт и привычки, но и саму суть человека, его идеалы, ценности, и жизненные ориентиры.

В этой статье я хочу поговорить с вами о новой религии которая совсем скоро придет в наш мир.

Почему это произойдет?

Что-бы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на хронологическую историю крупных религий.

  1. 4000 г. до. н.э. — появляется Ведизм первая из известных крупных религий того времени. Проповедовал Рама.
  2. 3000 г.до.н.э.- Индуизм — проповедовал Кришна.
  3. Еще через 1000 лет в 2000 г.до.н.э. появляется Зороастризм — проповедовал Заратуштра.
  4. Через 800 лет в 1200 г.до.н.э проповедует Моисей и появляется Иудаизм.
  5. Через 600 лет приблизительно в 600 г.до.н.э. на Землю приходит Буддизм — его проповедует Будда. Первая из ныне существующих мировых религий.
  6. Еще через 630 лет зарождается Христианство — проповедовал Христос. Вторая и самая многочисленная мировая религия.
  7. Через 600 лет после Христианства в мир приходит Ислам — проповедует Мухаммед. Третья (по хронологии) мировая религия которая существует в наше время.

Обратите внимание, что интервалы между приходом новых крупных мировых религий очень четкие и в отличии от предшествующих тысячилетий, имею видимую тенденцию к сокращения.

1000 лет потом 800 и 600лет. Следующий рубеж 11 век нашей эры, как раз в это время появляется Католицизм. Еще пять столетий и в 16 веке в мир приходит Протестантизм который был последним крупным религиозным событием международного масштаба.

Сейчас идет первая половина 21 века, прошло ровно 5 столетий и судя по сложившейся хронологии последних 6000 лет, в мир должна прийти новая вера, по масштабам сопоставимая с перечисленными мировыми религиями.

Что еще указывает на то, что вскоре мы познакомимся с новой религией?

Если мы внимательно посмотрим на исторические парадигмы, во время которых происходило зарождение всех без исключения мировых религий, мы увидим два стандартных обстоятельства.

  1. Угроза полной гибели, или порабощения народа в среде которого появляется новая религия. В некоторых случаях, это было следствием целой череды предшествующих кровавых и разрушительных конфликтов.
  2. Экономические потрясения, на фоне растущего расслоения общества и сильно возросших потоков добровольной или принудительной миграции. Люди внезапно и массово перемещались из мест исторического проживания на новые территории.

В наше время эти условия сильны как никогда прежде. Благодаря изменениям климата и истощению природных ресурсов, угроза гибели нависла фактически над всем человечеством. А экономический кризис и связанная с ним миграция, на фоне расслоения общества на богатых и бедных, стали своего рода визитной карточкой современности.

Где появиться новая религия?

Всегда и во все времена, новые крупные мировые религии появляются в экономически развитых и сильных странах, но при этом, это редко, или почти никогда не происходит в столицах.

Значить новая вера придет к нам в одной из экономически развитых стран, но при этом, город в котором это произойдет, вряд-ли будет одной из мировых столиц.

Что это будет за вера?

Все мировые религии появляются на основании откровений Бога, которые даются пророку в виде учения или сборника записанных откровений. Подтверждением выступают поступки или события, которые впечетляют современников свей божественной сутью и чудодейственным содержанием.

Новая религия придет к нам в виде учения, которое почти со 100% вероятностью будет подкреплено неоспоримым, но при этом необъяснимым чудом. Вот тут интересно, так как в наше время мы не поверим в истории которые передаются из уст в уста и вряд-ли сможем доверять кому-то, кто не получит подтверждения со стороны ученых и современной науки. Это значит, что новая религия придет к нам в виде научно-философского учения. Вместо чуда, мы получим некий комплекс свежих научных знаний, которые не только будут серьезно продвигать фронт фундаментальной науки, но и приведут к появлению ряда новых впечатляющих технологи. Говоря проще, новая религия придет на плечах науки и приобретет влияние именно благодаря последующему технологическому прорыву, который по сути станет тем неоспоримым чудом, которое сформирует фундамент новой веры.

Каковы будут ее цели?

Все мировые религии опираются на волю и авторитет Создателя этого мира (Нашей Вселенной) и показывают путь к спасению, который как правило выглядит как своего рода дорожная карта, указывающая как правильно жить, и что делать. При этом кроме собственно индивидуального пути, новые религии последних тысячелетий, все больше смещают акценты в сторону норм социальной жизни и правил поведения людей в рамках общества.

Все это говорит о том, что новая религия обозначит не только индивидуальную жизненную стратегию (как жить, и что делать), но и покажет путь для всей человеческой цивилизации в целом. Мы увидим комплекс решений самых острых вопросов нашего времени, от экономического кризиса и перенаселенности, до глобального потепления и ресурсного голода. При этом важно помнить, что вера это не политика и те рецепты которые она предложит, должны быть просты, понятны и реализуемы на практике. В противном случае, человечество просто не сможет принять новую веру.

Что будет с существующими мировыми религиями?

Не смотря на исторические параллели, которые указывают на религиозную подоплеку многих вооруженных конфликтов, в реальности войны идут за ресурсы и жизненное пространство, а религия используется только как оправдание уже предопределенного кровопролития. Если у людей есть средства для существования и условия для развития, разные религии довольно мирно уживаются даже в одном социуме.

Новая религия не станет исключением и сможет мирно сосуществовать со всеми известными верованиями. При этом не исключено, что как и в случае с некоторыми соединившимися ветвями Христианства, церковь созданная на базе новой религии, так-же может объединиться с одним или даже несколькими существующими сейчас культами или конфессиями.