Все о колоколах

О колокольном звоне

Колокольный звон – это совершенно уникальная музыка. Навряд ли существуют люди, абсолютно равнодушные к ней. В России колокольная музыка существует не одно столетие, и она неразрывно связана с церковью. Поэтому неудивительно, что очень многими верующими людьми колокольный звон воспринимается как своего рода «глас Божий».

На Руси колокольный звон, кроме церковных праздников и будней, звучал в целях приветствия высокопоставленных гостей, предупреждения о пожаре или приближении врага, а также для сообщения о свадьбе или, например, для собрания населения на вече. Практически для каждого повода была предусмотрена своя система звона. То, что звонить в колокола – непростая наука понятно каждому человеку, однако, истинной сложности этого процесса непосвященному человеку никогда не постигнуть. Дело в том, что традиции колокольного звона, его нюансы и техники передавались, как правило, от звонаря к ученику, сформировывая, таким образом, определенную школу колокольного звона. Именно поэтому манера колокольного звона в различных областях России несколько отличалась друг от друга, но при этом не выходила за рамки традиционной русской школы.

Для русской школы была характерна система управления звоном, позволяющая звонарю управлять всеми колоколами на колокольне одновременно. Классически все колокола делятся на три группы: зазвонные колокола (эти колокола являются самыми маленькими, управление ими осуществляется правой рукой звонаря); подзвонные колокола (количество таких колоколов может быть различным, по размеру они причисляются к средним, они управляются правой рукой звонаря); благовестники (это самые большие колокола во всем ансамбле, они управляются посредством педалей). Что касается самих колокольных звонов, то они делятся на несколько видов:

  • благовест – является самым старым из всех видов колокольных звонов. Представляет собой размеренные, одиночные удары, возвещающие, как правило, о начале богослужения;
  • перезвон – представляет собой одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до самого малого;
  • перебор – это поочередные удары в каждый из колоколов, начиная с самого малого и заканчивая самым большим;
  • трезвон – является самым сложным видом колокольного звона. Он представляет собой звон во все колокола, совершающийся по особой технологии, и продолжающийся в течение трех подходов.

История колокола

Колокол – ударный инструмент, куполообразной формы, внутри которого находится язык. Звук из колокола исходит при ударе язычка о стенки инструмента. Существуют и такие колокола, у которых нет языка, по ним бьют сверху специальным молотком или брусочком. Материал, из которого изготавливают инструмент – в основном бронза, но в наше время колокола часто стали делать из стекла, серебра и даже чугуна.Колокол, является древним музыкальным инструментом. Первый колокол появился в Китае в XXIII веке до нашей эры. Он был весьма небольшого размера, и клепался из железа. Чуть позже, в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков. Такой инструмент отличался своим многогранным звучанием и колоритностью.

В Европе инструмент, подобный колоколу, появился на несколько тысяч лет позже чем в Китае, и назывался карильон. Люди, жившие в те времена, считали этот инструмент символом язычества. Во многом благодаря легенде, об одном старинном колоколе находящемся в Германии, который носил название «Свиная добыча». По поверью, табун свиней нашел этот колокол в гигантской куче грязи. Люди привели его в порядок, повесили на колокольню, но колокол начал проявлять некую «языческую сущность», не издавал никаких звуков, пока не был освящен местными священниками. Прошли века и в православных церквях Европы, колокола стали символом веры, на них выбивали известные цитаты из Священного писания.

Колокола на Руси

На Руси появление первого колокола произошло в конце X века, практически одновременно с принятием христианства. К середине XV века, люди стали лить колокола больших размеров, так как появились заводы по выплавке металла.

Когда раздавался звон колоколов, люди собирались на богослужения, или на вече. В России данный инструмент изготавливали внушительных размеров, с весьма громким и очень низким звуком, звон такого колокола раздавался на очень большие расстояния (тому примером служит «Царь колокол» сделанный в 1654 году, который весил 130 тонн и звук его разносился более чем на 7 верст). В начале XVII века на московских колокольнях находилось до 5-6 колоколов, вес каждого составлял около 2 центнеров, справлялся с ним, всего один звонарь.

Российские колокола назывались «язычными», так как звук от них исходил при расшатывании языка. В европейских инструментах звучание исходило при расшатывании самого колокола, или при ударе по нему специальным молотком. Это является опровержением того, что церковные колокола пришли в Россию из Западных стран. К тому же, такой способ удара позволял уберечь колокол от расколов, что позволяло людям устанавливать колокола внушительных размеров.

Колокола в современной России

На сегодняшний день, колокола используют не только в колокольнях, они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров, чем меньше колокол, тем выше его звучание. Композиторы используют данный инструмент, для подчеркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков, любили использовать в своих творениях, такие композиторы, как Гендель и Бах. Со временем, набор небольших колокольчиков был снабжен специальной клавиатурой, что позволяло облегчить его использование. Такой инструмент применялся в опере «Волшебная флейта».

Звон колокольный

  • О колоколах и русском православном звоне прот. Серафим Слободской
  • Колокола, колокольные звоны Справочник
  • Колокола, колокольные звоны Настольная книга священнослужителя
  • Устав колокольного звона в седмичные дни Четыредесятницы
  • Самоучитель игры на русской звоннице священник Павел Радин
  • Молитвы звонаря
  • Устав колокольного звона

Звон колоко́льный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:

1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;

2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;

3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.

Колокола введены в употребление при церквах на Западе с 8 в. (по другим известиям – еще в 4 в., в городе Ноле, при епископе Павлине); до того времени для призыва к богослужению использовались деревянные или металлические доски, в которые в известное время производились мерные удары молотом или палкой, отчего эти доски и носили название «била» или «клепала».

Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны.

Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов:

1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям;

Благовест

2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.;

Перезвон

3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола;

4) трезвон, когда производится колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола («во все тяжкие»), в три приема (три звона) – при начале богослужения, после благовеста и т.п.

Трезвон

В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.

История возникновения колокола и колокольчиков.

Колокола и колокольчики.
Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Колокольчики начали изготавливать около шести тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию.

Первобытные народы изготавливали колокольчики из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов. В более развитых цивилизациях преобладали колокольчики из бронзы. В античные времена их склёпывали из металлических пластин и листов.
В четвёртом тысячелетии до нашей эры на территории Южного Ирака и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Среди археологических находок тех времён встречается множество бронзовых колокольчиков небольших размеров – от двух до девяти сантиметров. Некоторые специалисты считают, что родиной колокольчиков является Китай. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола. В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора; их используют в ритуалах очищения.

Прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, китайцы любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола. Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным.
В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная кара. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты.

«Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора. Обычай созывать монахов на богослужения возник в христианских монастырях Египта. В девятом веке стали изготавливать наборы колоколов. И уже в раннем средневековье они получили широкое применение. Русские колокола с середины шестнадцатого века превзошли по габаритам европейские. В Европе колокола весом 100-150 пудов считались редкостью, в России же были колокола весом до 600-1000 пудов. В.И. Даль писал: «Большие колокола употребляются почти только при церквах, и поэтому зовутся также Божьим гласом». Колокола прижились на русской земле как неотъемлемый инструмент Православной церкви и элемент народной культуры.
С середины семнадцатого века мастера колокольного литья стали настоящими исследователями. Они использовали различные формы, толщину стенок и размеры колоколов, состав металла и технологии, находя оптимальные варианты, позволяющие получить наилучшее звучание. Колокола покрывали рельефными изображениями и историческими летописями. «Колоколов средневековый/ Певучий зов, печаль времён…», – писал Иван Бунин.
В Бирме есть колокол весом около 6000 пудов, в Киото в Японии – около 5000 пудов, в Пекине – несколько колоколов по 3000 пудов. Но, как считают специалисты и слушатели, у них плохая акустика и негармоничное звучание. Их называют немыми произведениями литейного искусства.

Колокола изготавливают из латуни, бронзы, свинца, серебра, керамики, фарфора, хрусталя, стекла и других материалов. Впервые фарфоровые колокольчики начали делать в Китае в четвёртом-пятом веках. Их, как правило, украшали изображениями цветков пиона. Пион и хризантема – любимые цветы китайцев. В Европе фарфор появился лишь в начале восемнадцатого века. Известная Мейсенская мануфактура в Германии производила первые фарфоровые изделия, в том числе и колокольчики. Более двухсот лет эта фирма славится изготовлением фарфоровых колокольчиков, которые стали символом Рождества. Маленькие колокольчики, изготовленные из тончайшего белоснежного фарфора, часто сравнивают с цветками ландыша. Поэты и писатели разных времён делали колокола и колокольчики действующими лицами своих произведений: они звенят, поют, рыдают, плачут, хохочут, гремят, гудят, кричат.

Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий часто звонили в колокола. В 16-17 веках, когда свирепствовала чума, колокола звонили медленно и размеренно либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух. Колокольный звон – искусство. Подбирая различные, гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. В наши дни во многих храмах и монастырях звонят по нотам.

1. Первые колокола


Существует множество ресурсов, посвящённых колоколам. Здесь я хочу кратко осветить тему колоколов, так как они являются неотъемлемой частью православной архитектуры, что не идёт в разрез с тематикой моего сайта.

§1 История колоколов

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 — 11 веков до н.э. размером 4,5 — 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы. колокольчиков.

Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 — 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.

Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.

В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.

Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении — в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира (лаосинактами-народособирателями).

В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался «Преследователь гуляк»: после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся «Хлебный колокол» для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался — «Торговка рыбой».

Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении, а введение «колокольного звона» в католических обрядах — папе Савиниану (5?? — 604/606).

Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро.

Середину IX в., можно определить временем повсеместного употребления колоколов на христианском Западе.

На Православном Востоке, колокола появились лишь во второй половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский дожъ Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение не имело широкого распространения и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола вновь стали появляться при храмах.

2. Колокола Руси

Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала.

Била (и кандии) — это деревянные доски, а клепала — железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.

Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон».

Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.

Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале «а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…» В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.

После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.

В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал «россиянин Борис», отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.

Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности «такого николиже не бывало». В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального «ключа». В это же время появился и особый чин освящения колоколов.

Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона — языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол «Благовестник» весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.

Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.

Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол «Реут» весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит «Царь колокол» (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.

В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.

3. «Царь колокол»

Особое место среди всех в мире колоколов, занимает «Царь колокол». Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.

Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).

До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием «Троицкого». Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

С художественной стороны, «Царь колокол» имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров.

На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.

В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол «Большой Успенский» («Царь-колокол») весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. колокол «Св. Иоанна» весом 3500 пудов и колокол, получивший название «Новый колокол», весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских императоров.

Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый «Благовестник». На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие — Крымская война — в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой «Сысой» (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., «Полиелейный» 1000 пудов в 1683 г., «Лебедь» весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.

К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

4. Устройство колокола

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

  1. Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
  2. Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
  3. Толщиною стен колокола.
  4. Правильным подвешиванием колокола.
  5. Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.

Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:

— горизонтальные пояски и бороздки

— орнаментальные фризы (растительные и геометрические)

— выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание

— рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.

На рисунке показана схема колокола:

Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты.

Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.

5. Времена молчания

После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.

Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые «исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению».

Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно «исходя из государственных нужд».

Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. «Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…», — писал идеолог атеизма Гидулянов.

Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).

Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля.

Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры. За гибелью гордости России — колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа «Безбожника» и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: «Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, — это было похоже на зрелище публичной казни».

Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд «Колокола России», который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

Таблицу со сравнительной хронологией колокольной истории можно посмотреть

1 2 Следующая страница

К началу страницы