Все о соловках

Написать основные этапы жизни Соловецкого монастыря

История Соловецкого монастыря Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь корнями уходит в 15 век. Именно в 1429 году трое монахов заложили и построили первую келью. Через некоторое время один из них, преподобный Савватий, преставился, а двое других – Герман и Зосима — вернулись на Большой Соловецкий остров. Незадолго после этого им было видение о великолепной церкви на восточной окраине острова. Был построен деревянный храм, а в шестидесятых годах этого же столетия Зосима был награжден грамотой от Новгородского архиепископа Ионы. Согласно документу, теперь острова, близлежащие земли и будущие обители отдавались во вневременное владение монастырю. В течение следующих лет мирно преставились преподобные Зосима и Герман. Монахи Соловецкого монастыря перенесли их мощи в специально устроенную обитель, как и останки преподобного Савватия, который преставился в 1435 году в деревне Сорока, неподалеку от побережья. В конце пятнадцатого века сюда уже начинают стекаться дары от власть имущих и обращаются взоры жизнеописателей. Так, устное сказание преподобного Германа, стало основой для записей Досифея об основании обители. На базе этого документа в 1503 году было положено начало составлению жития Соловецких первоначальников. В 1478 году в дар монастырь получил «трофейный немецкого литья колокол», который является на сегодняшний день одним из древнейших известных военных трофеев России. А в 1479 году царь Иоанн Васильевич Грозный лично утверждает подлинность грамоты на владение и заверяет ее безвременность своей жалованной.

Подобное сооружение в Белом море стало козырным тузом в руках московских правителей. Во-первых, с помощью сподвижников Соловецкий мужской монастырь приводит в порядок хозяйственную жизнь региона. Освоение Поморья без помощи обители не было бы таким быстрым и качественным. Исходя из этого, монастырю оказывается всяческая помощь. Его высочайший статус можно увидеть по картам того времени. Не на всех были отмечены достаточно крупные города, но Соловецкий монастырь на карте неизменно изображался. Также основатели обители на Московском соборе были признаны святыми, а царский двор участил подношения даров. Все это имело и обратную сторону, к сожалению. Начиная с 16 века на плечи жителей этих земель ложится сложная задача. Кроме дел, связанных с обычной работой монастыря, пришлось заниматься возведением крепости. Серединой этого столетия датируются первые каменные сооружения. Всем строительством заведовал игумен Филипп, именно его пустынь располагается на Большом Соловецком острове. В 1560-1570 годах монастырь провозглашается «великой государственной крепостью», сюда присылается старец Трифон (в миру Кологрив), один из самых одаренных зодчих и военных инженеров того времени. Именно он руководил созданием большей части построек и укреплений на острове, датирующихся шестнадцатым веком. Будучи северным форпостом православия и пограничной зоной с европейскими государствами, Соловецкие острова не раз осаждались вражеским флотом. Вначале английские корабли подошли, несколько лет позже счастье попытала шведская армада. Все они были отброшены. Кроме этого, светские власти стремились использовать крепкие стены монастыря в полной мере. Поэтому с конца шестнадцатого века сюда начинают ссылать неугодных деятелей. Таким образом, острова частично берут на себя функции тюрьмы. Подворье Соловецкого монастыря вмещало в себя более одной тысячи вооруженных стрельцов. Такая мощь нуждалась в обслуживании, поэтому царским указом с монастыря снималась трудовая повинность и оброки. Все акцентировалось только на максимальной автономной работе. То есть эта крепость должна была функционировать долгое время в режиме осады, пока не придет помощь. А подмоге идти далеко! Однако цари и не предполагали, что создадут себе проблему. Все началось с церковных реформ

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Соловецкий монастырь с высоты выглядит как маленький город, окруженный водой. И действительно — внутри есть все для жизни. Рассказывают, даже подземные ходы сохранились, что не удивительно, если учитывать, как монахи многократно подвергались нападениям.

Святые ворота

Прототипом для строительства Святых ворот послужили Золотые ворота Иерусалиме.
Фото: globallookpress.com

Через них вы попадете на территорию монастыря. Святые ворота венчает крест. Белые колонны подпирают купол: раньше при входе в обитель строили надвратную церковь. Вы поразитесь толщине ворот, сделанных из огромных камней. Над аркой, через которую будете проходить, висит образ Спаса Нерукотворного. Паломники останавливаются перед ним и крестятся. Женщины уже на входе надевают платки — несмотря на то, что место туристическое, действующий храм обязывает соблюдать православные каноны.

Двор монастыря

Проходите в ворота — и попадаете во двор, сразу перед вами будет Спасо-Преображенский собор. Дорожки выложены камнем. Летом зеленые ухоженные газоны и много цветов, стоит аромат роз в воздухе. Отсюда начинается экскурсия по монастырю. Но зайти и посмотреть все разрешается также самостоятельно. Вход на территорию и в здания монастыря свободный.

Спасо-Преображенский собор

Пройдя через Святые ворота вы увидите большой Спасо-Преображенский собор.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он начал возводиться при том самом игумене Филиппе, в 1558-1566 годах. Много раз переделывался и надстраивался, так что, если сравнивать с его образом прошлых веков, вы найдете массу отличий. Для нас необычным является вход на якобы второй этаж, то есть, заходя в церковь, вы попадаете не в помещение с иконостасом и алтарем, а на нижний ярус, с которого в основной зал нужно подняться по лестнице. Здесь проводятся богослужения, работает церковная лавка, где можно купить свечи и заказать молебны. На том же этаже в отдельном зале устраиваются выставки. В 2017 году, например, экспозицию посвятили 100-летию расстрела царской семьи Романовых, члены которой впоследствии были канонизированы.

Успенский трапезный комплекс

Первые каменные строения в Соловецком мужском монастыре как раз были возведены в этом комплексе. Он строился в 1552-1557 годах. Успенская церковь изначально была деревянной — такой ее строили несколько раз, но она не пережила случившихся пожаров. Тогда и стали возводить комплекс из валуна, камня и кирпича — недалеко отсюда специально построили кирпичный завод. Сейчас в трапезной этого комплекса обедают все паломники и туристы, которые приезжают на Соловки. Здесь готовят постные блюда: рыбу, грибы, овощные супы и салаты, компоты из местных ягод, сладкую выпечку.

Никольский храм

Никольский храм (справа от колокольни) появился одним из первых на территории монастыря.

Фото: globallookpress.com

Он появился одним из первых в монастыре. Известно, что Николай Чудотворец — покровитель путешественников и мореплавателей. На Соловках его особо почитают, ведь жизнь островов неразрывно связана с водой — озерами, каналами и Белым морем. Никольский храм стоит между колокольней и Троицким собором.

Колокольня

Традиционно самое высокое здание в любом монастыре — колокольня, на Соловках ее высота 50 метров. Ту, что мы наблюдаем сейчас, относят к 1777 году. В начале 20 века тут было 35 колоколов, сейчас их меньше, но ведутся реставрационные работы, привозят новые колокола. И как же красиво разливается звон по всему монастырю и его окрестностям, когда в них бьют звонари.

Монастырская тюрьма

Сюда вы попадете с экскурсией. Гид проведет внутрь, где вы увидите крошечные помещения, в которых содержались заключенные монахи, а также расскажет о судьбе графа Петра Толстого.

Дело в том, что в определенный период Толстой и его некогда друг Петр Меншиков разошлись во взглядах — кто должен стать преемником Екатерины I. Мнение Меншикова взяло верх, а Толстого по “политическим соображениям” приговорили к смертной казни. Ему было 82 года. Казнь через некоторое время заменили пожизненным заключением, осужденного отправили в соловецкую тюрьму. Толстого лишили графского титула, а следом за ним на Соловки отправили и его сына Ивана.

Петр Толстой продержался в заключении полтора года и умер, когда ему было 84. Его сына не стало за восемь месяцев до этого.