Все про византию

Византийская империя

После падения Западной Римской империи в 476 году под ударами германских племён, Восточная империя была единственной уцелевшей державой сохранившей традиции Античного мира. Восточная или Византийская империя сумела сберечь традиции римской культуры и государственности за годы своего существования.

Основание Византии

Историю Византийской империи принято вести с года основания римским императором Константином Великим города Константинополя в 330 году. Его ещё называли Новым Римом.

Византийская империя оказалась куда прочнее Западной Римской империи по ряду причин:

  • Рабовладельческий строй в Византии в эпоху раннего средневековья был развит слабее, чем в Западной Римской империи. Население Восточной империи было на 85% свободным.
  • В Византийской империи по-прежнему сохранялась крепкая связь между деревней и городом. Было развито мелкое земельное хозяйство, которое моментально приспосабливалось к меняющемуся рынку.
  • Если посмотреть какую территорию занимала Византия, то можно увидеть, что в состав государства входили чрезвычайно развитые экономически, по тем временам, регионы: Греция, Сирия, Египет.
  • Благодаря сильной армии и флоту Византийская империя довольно успешно выдерживала натиск варварских племён.
  • В крупных городах империи сохранились торговля и ремесло. Основной производительной силой были свободные крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы.
  • Византийская империя приняло христианство в качестве основной религии. Это позволило быстрее наладить взаимоотношение с соседними странами.

Рис. 1. Карта Византийской империи в 9-начале 11 веков.

Внутреннее устройство политической системы Византии не сильно отличалось от раннесредневековых варварских королевств на Западе: власть императора опиралась на крупных феодалов, состоявших из военачальников, знати славян, бывших рабовладельцев и чиновников.

Хронология Византийской империи

Историю Византийской империи принято делить на три основных периода: Ранневизантийский (IV-VIII вв), Средневизантийский (IX-XII вв) и Поздневизантийский (XIII-XV вв).

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Падение Византийской империи
  • 2. Восточная Римская империя
  • 3. Культура Византии
  • 4. Варварские королевства
  • 5. Крещение Руси: участники

Говоря кратко о столице Византийской империи Константинополе, нужно отметить, что главный город Византии ещё более возвысился после поглощения варварскими племенами римских провинций. Вплоть до IX века строятся здания античной архитектуры, развиваются точные науки. В Константинополе открылась первая в Европе высшая школа. Настоящим чудом творения человеческих рук стал храм Святой Софии.

Рис. 2. Храм Святой Софии в Константинополе.

Ранневизантийский период

В конце IV-начале V веков границы Византийской империи охватывали Палестину, Египет, Фракию, Балканы и Малую Азию. Восточная империя значительно опережала западные варварские королевства по строительству крупных городов, а так же по развитию ремёсел и торговли. Наличие торгового и военного флота сделали Византию крупнейшей морской державой. Расцвет империи продолжался вплоть до XII века.

  • 527-565 гг. правление императора Юстиниана I.
    Император провозгласил идею или рекорнисту:”Восстановления Римской державы”. Ради достижения этой цели Юстиниан вёл завоевательные войны с варварскими королевствами. Под ударами византийских войск пали государства вандалов в Северной Африке, были побеждены остготы в Италии.

На захваченных территориях Юстинианом I вводились новые законы носившие название “Кодекс Юстиниана”, рабы и колонны передавались прежним хозяевам. Это вызывало крайнее недовольство населения и стало в дальнейшем одной из причин заката Восточной империи.

  • 610-641 гг. Правление императора Ираклия.
    В результате нашествия арабов, Византия утратила Египет в 617 году. На востоке Ираклий отказался от борьбы со славянскими племенами, дав им возможность расселиться вдоль границ, используя их в качестве естественного щита против кочевых племён. Одна из главных заслуг этого императора – это возвращение в Иерусалим Животворящего Креста, который был отбит у персидского царя Хосрова II.
  • 717 год. Осада арабами Константинополя.
    Почти целый год арабы безуспешно штурмовали столицу Византии, но в итоге так и не взяв город и откатившись с большими потерями. Во многом осада была отбита благодаря так называемому “греческому огню”.
  • 717-740 гг. Правление Льва III.
    Годы правления этого императора отмечены тем, что Византия не только успешно вела войны с арабами, но и тем, что византийские монахи пытались распространять православную веру среди иудеев и мусульман. При императоре Льве III запрещалось почитание икон. Были уничтожены сотни ценнейших икон и других произведений искусства связанных с христианством. Иконоборчество продолжалось вплоть до 842 года.

В конце VII-начале VIII веков в Византии прошла реформа органов самоуправления. Империя стала делиться не на провинции, а на фемы. Так стали называться административные округа, которые возглавляли стратиги. Они обладали властью и самостоятельно вершили суд. Каждая фема была обязана выставлять ополчение-стратию.

Средневизантийский период

Несмотря на потерю Балканских земель Византию, по-прежнему, считают могучей державой, ведь её военный флот продолжал господствовать на Средиземном море. Период наивысшего могущества империи продолжался с 850 до 1050 годов и считается эпохой ” классической Византии”.

  • 886-912 годы Правление Льва VI Мудрого.
    Император проводил политику предыдущих императоров, Византия во время правления этого императора продолжает обороняться от внешних врагов. Внутри политической системы назрел кризис, который выразился в противостоянии Патриарха и императора.
  • 1018 год присоединение Болгарии к Византии.
    Северные границы удаётся укрепит благодаря крещению болгар и славян Киевской Руси.
  • 1048 год турки-сельджуки под руководством Ибрагима Инала вторглись в Закавказье и взяли византийский город Эрзерум.
    У Византийской империи не хватало сил для защиты юго-восточных границ. Вскоре армянские и грузинские правители признали себя зависимыми от турок.
  • 1046 год. Мирный договор между Киевской Русью и Византией.
    Император Византии Владимир Мономах выдал замуж свою дочь Анну за киевского князя Всеволода. Не всегда отношения Руси с Византией были дружественными, было много завоевательных походов древнерусских князей против Восточной империи. Вместе с тем нельзя не отметить огромное влияние, которое оказывала византийская культура на Киевскую Русь.
  • 1054 год. Великая схизма.
    Произошёл окончательный раскол Православной и Католической Церквей.
  • 1071 год. Норманнами был взят город Бари в Апулии.
    Пал последний опорный пункт Византийской империи в Италии.
  • 1086-1091 гг. Война Византийского императора Алексея I с союзом племён печенегов и куман.
    Благодаря хитрой политике императора союз племён кочевников распался, а печенегам было нанесено решительное поражение в 1091 году.

С XI века начинается постепенный упадок Византийской империи. Деление на фемы изжило себя из-за растущего числа крупных земледельцев. Государство постоянно подвергалось ударам извне, не в силах уже вести борьбу с многочисленными врагами. Главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии.

Поздневизантийский период

С XI века увеличилась активность западноевропейских стран. Войска крестоносцев, подняв флаг “защитников Гроба Господня”, напали на Византию. Не в силах вести борьбу с многочисленными врагами, византийские императоры используют армии наёмников. На море Византия использовала флот Пизы и Венеции.

  • 1122 год. Войсками императора Иоанна II Комнина было отражено вторжение печенегов.
    На море ведутся непрерывные войны с Венецией. Однако, главную опасность представляли сельджуки. В ходе столкновений византийцам удалось очистить от них южный берег Малой Азии. В борьбе с крестоносцами византийцам удалось очистить Северную Сирию.
  • 1176 год. Поражение византийских войск при Мириокефале от турок-сельджуков.
    После этого поражения Византия окончательно переходит к оборонительным войнам.
  • 1204 год. Константинополь пал под ударами крестоносцев.
    Основу войска крестоносцев составляли французы и генуэзцы. Центральная Византия оккупированная латинянами образуется в отдельную автономию и именуется Латинской Империей. После падения столицы Византийская церковь находилась под юрисдикцией папы, верховным патриархом был назначен Томаззо Морозини.
  • 1261 год.
    Латинская империя полностью очищена от крестоносцев, а Константинополь освобождён никейским императором Михаилом VIII Палеологом.

Византия в период правления Палеологов

В период правления Палеологов в Византии наблюдается полный упадок городов. Полуразрушенные города выглядели особенно убого на фоне цветущих деревень. Сельское хозяйство переживало подъём, вызванный высоким спросом на продукцию феодальных вотчин.

Династические браки Палеологов с королевскими дворами Западной и Восточной Европы и постоянный тесный контакт между ними, стали причиной появления собственной геральдики у византийских правителей. Род Палеологов самым первым стал иметь собственный герб.

Рис. 3. Герб династии Палеологов.

  • В 1265 году Венеция монополизировала почти всю торговлю в Константинополе.
    Между Генуей и Венецией развернулась торговая война. Нередко поножовщина между иноземными купцами происходила на глазах местных зевак на городских площадях. Задушив отечественный рынок сбыта император византийские правители вызвали новую волну ненависти к себе.
  • 1274 год. Заключение Михаила VIII Палеолога в Лионе новой унии с папой.
    Уния носила условия верховенства Папы Римского над всем христианским миром. Это окончательно раскололо общество и вызвало ряд волнений в столице.
  • 1341 год. Восстание в Адрианополе и Фессалониках населения против магнатов.
    Восстание возглавили зилоты (ревнители). Они хотели отобрать землю и имущество у церкви и магнатов для неимущих.
  • 1352 год. Турками-османами захвачен Адрианополь.
    Из него они сделали свою столицу. Ими была взята крепость Цимпе на Галлипольском полуострове. Дальнейшему продвижению турок на Балканы ничего не мешало.

К началу XV века территория Византии ограничивалась Константинополем с округами, частью Центральной Греции и островами в Эгейском море.

В 1452 году турки-османы начали осаду Константинополя. 29 мая 1453 года город пал. Последний византийский император Константин II Палеолог погиб в бою.

Несмотря на заключённый союз Византии с рядом стран Западной Европы, на военную помощь рассчитывать не приходилось. Так, во время осады Константинополя турками в 1453 году, Венеция и Генуя прислали шесть военных судов и несколько сотен человек. Естественно, никакой существенной помощи оказать они не могли.

Что мы узнали?

Византийская империя оставалась единственной древней державой сохранившей свой политический и социальный строй, несмотря на Великое переселение народов. С падением Византии начинается новая эпоха в истории средних веков. Из этой статьи мы узнали сколько лет просуществовала Византийская империя и какое влияние оказало это государство на страны Западной Европы и Киевскую Русь.

Тест по теме

Оценка доклада

Судебно-правовая система Византийской империи сложилась на основе римского права. Уже в VI веке в Византии была проведена всеобщая кодификация. Кодификационные работы были выполнены в рекордно короткий срок (с 529-534 гг.).

Единственно доминирующим источником права стал государственный императорский закон – Свод законов Юстиниана, что придало византийскому праву непривычный для классического права огосударствленный вид.

Руководителем кодификационных работ был избран юрист, начальник столицы государства Трибониан, в помощь которому было предоставлено только 15 сотрудников и уже через три года были готовы первые две части кодекса – Дигесты (составлены из сочинений римских юристов и комментируют действующее римское право) и Институции (учебник для студентов византийских юридических учебных заведений), а позднее вышла в свет третья часть – собственно сам «Кодекс Юстиниана» (включающий собрание императорских постановлений). Все остальные дополнения и изменения вошли в четвертую часть «Новеллы».

Значение Свода законов Юстиниана двоякое. Во-первых, Свод дает систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции в целом. Во-вторых, служит основным источником рецепции (принятия) римского права в средние века, а также восприятие многого из греко-египетского права.

Законодательство Юстиниана преследовало различные цели: стремление привести старое право, унаследованное из Рима, в общую систему; надежда укрепить монархию; желание придать блеск правлению императора Юстиниана, который мечтал воскресить былое некогда величие Рима, объединив под одной властью бывшие владения и будучи высшим судьей, проявлял не характерный обычно для императоров интерес к праву и судебной деятельности.

Новая законодательная реформа была предпринята первыми императорами Исаврийской династии – Львом и Константином, по инициативе которых в 726 г. был разработан и введен в действие новый правовой свод – Эклога («Избранные законы»), которая состояла из 18 титулов-глав. Эклога заменила собой Юстиниановы «Институции» и была посвящена семейному праву, дарениям, опеке, отпуску рабов на волю, разделам собственности, преступлениям и наказаниям, договорам и условиям их записи, свидетелям и соглашениям. Впоследствии Эклога дополнилась особыми Военными и Морскими законами, регулирующими правила морской и военной службы и использования флота в империи.

«Земледельческий закон», хорошо известный в славянских государствах, стал составной частью «Эклоги». Данный закон санкционировал существование сельских общин в Византии и регламентировал их правовой быт.

В 870-878 гг. вышла в свет Ручная книга законов «Прохирон», которая вкратце излагала все существующие законы того времени, состояла из 40 титулов-глав.

Возвратили Византийскую империю в законодательство Юстиниана «Василики» (888-889 гг.) императора Льва VI. Они состояли из 60 титулов-глав, объединенных в шесть томов. К концу XII в. Василики стали единственным действующим в Византии сводом права и до нашего времени полный текст Василиков так и не дошел.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникла Византия как самостоятельное государство?

2. Какова роль идеи преемственности Византии по отношению к Римской империи в становлении ее государственности?

3. В чем состоит сущность феодальных отношений Византийского государства?

4. Каковы были особенности института императорской власти в Византии?

5. Раскройте государственное устройство Византии.

6. Какую роль в укреплении Византийской империи сыграло христианство?

7. Назовите основные органы власти Византийского государства.

8. Перечислите и охарактеризуйте основные источники права Византии.

9. Что стало причиной распада Византийской империи?

Православие в Византии

Возникновение Византии датируют 395 г., когда по завещанию Феодосия Великого Римская империя разделяется на Западную и Восточную. Константинополь (прежний Византий) получил название «второго Рима». Византийская империя существовала более 1000 лет и была захвачена турками в 1453 г.

Главный вклад Византии в культуру – православие. Во II–III вв. шел процесс образования церкви и клира (священнослужителей в отличие от мирян – простых верующих). В начале IV в. в Византийской империи имелось несколько патриархий – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Константинопольская.

Как только закончились мучения внешние – со стороны государственной власти Рима – сразу же в IV в. начались мучения внутренние – подвижничество. Оно возникает на Востоке, потому что в восточном сознании есть смирение и готовность к самоотречению, которое уже продемонстрировал буддизм. В основе подвижничества лежит жажда абсолюта, выхода за пределы временного и ограниченного в человеке. Энергия самоотвержения, жертвы питала христианство и далее.

В IV в. зарождается монашество, основатель которого Антоний Великий роздал свое имущество и уединился в гробнице, куда селянин приносил хлеб – единственную пищу святого и уносил рукоделье, которым подвижник занимался в свободное от молитв и размышлений о божественных истинах Писания время. Антоний Великий изведал, что добрая жизнь от привычки делается приятной, хотя поначалу трудна.

20 лет св. Антоний безмолвствовал в пустыне. В «Добротолюбии» это сопоставляется с состоянием гусеницы, когда она завертывается в куколку. Из куколки вылетает прекрасный разноцветный мотылек. И Антоний вышел на служение верующим с полученными в затворе дарами чудотворений, прозрения мыслей, видения на расстоянии, откровений и т. д. Антоний Великий проповедовал принцип Евангелия: «Ибо если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим… Ибо сильный страх и опасение мук уничтожает приятность удовольствия и восстановляет клонящуюся к падению душу» (Добротолюбие. М., 1992. Т. 1. С. 19). В XX в. экзистенциализм поднимет роль страха до вершин свидетельства подлинности человека.

Началом подвижничества и всепобедительным оружием является готовность на смерть ради Господа и угождения Ему, как говорится в «Добротолюбии» в объяснение подвигов Антония Великого. Путем победы над смертью, проложенным Христом, проходят все души, пошедшие вослед Господу. «Кто дойдет до такой степени готовности (на смерть. – А.Г.), какая была у Спасителя в саду (Гефсиманском, в котором он молился перед тем, как его схватили. – А.Г.), тому предлежит тотчас восхождение в духе на крест, а затем субботствование духовное, за которым следует и духовное воскресение во славе Господа Иисуса» (там же. С. 14).

Невероятным аскетизмом прославился Симеон Столпник (VI в.). Уйдя из монастыря, он сложил себе из камней малое подножие и стоял на нем 4 года в снег, дождь и зной. Потом он воздвиг себе столп в 4 локтя и простоял на нем 7 лет. После этого ему сложили столп в 30 локтей, и он стоял на нем 15 лет. Симеон Столпник обладал способностью творить чудеса, лечить больных и т. п.

Византийская церковь боролась против монофизитства, утверждавшего, что Христос имел только одну природу – божественную, но не человеческую, и против несторианства, говорившего о существовании двух самостоятельных природ в Христе, между которыми существует внешнее соединение, чем нарушалось ипостасное единство Богочеловека. Халкидонский собор 451 г. признал, что Христос единосущен Отцу по божеству и людям по человечеству и особенность каждой из двух природ сохраняется в едином Лице.

Пятый Вселенский собор, созванный в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане I, осудил и последователей Нестора, утверждавшего, что Дева Мария родила простого человека, и последователей Евтихия, отрицавшего человеческую природу Христа, а также учение знаменитого церковного проповедника III в. Оригена о предсуществовании человеческих душ и еретиков, не признававших общее воскресение мертвых.

В эпоху патристики (от «патер» – отец) в Византии творили отцы церкви Максим Исповедник, Григорий Нисский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Псевдо-Дионисий Ареопагит и др. Синтез основных научных и религиозных сведений своего времени сделан Иоанном Дамаскином в сочинении «Источник знания».

Главное отличие православия от католичества заключается в том, что римская церковь ввела крещение посредством обливания, а не погружения, признала, что Дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына и приняла догмат непогрешимости Папы. Эти различия не столь значительны, хотя рассматривались многими отцами и историками церкви как принципиальные. Они имеют не столько религиозное, сколько цивилизационное основание, и объяснимы разделением Римской империи. Борьба между двумя частями целого, из которых в одной осталась столица, а вторая оказалась более независимой, привела к выделению православия, противопоставившего себя католичеству. Для обеих частей, впрочем, Христос остался непререкаемым авторитетом.

На вершине могущества православная церковь в Византии стала внутренне слабеть, и после захвата Константинополя турками лидерство в православном мире перешло к России. Величие и строгость православной культуры были выбраны русской цивилизацией из трех возможных вариантов и оказали огромное влияние на все стороны ее индивидуальной и общественной жизни.

На все виды искусства в Византии накладывалась печать религии. В театре преобладали мистерии, в музыке – религиозные мотивы. В архитектуре Константинополя встречаем хорошо знакомые нам конструкции, поскольку византийская архитектура оказала большое влияние на русскую: Золотые ворота, воспроизведенные в Киеве и Владимире, построенный в VI в. храм Святой Софии (одноименные возведены в Киеве и Новгороде) и т. п. В VIII–IX вв. в Византии начинает распространяться крестовокупольный тип храма (крестообразно расположенные помещения с куполом в центре), который станет основным в архитектуре Руси. Купол располагался на барабане в противоположность низким и плоским куполам базилик. В крестово-купольном храме алтарная часть обозначалась полукруглой и многогранной апсидой, а в некоторых случаях несколькими апсидами. Такой тип храма выражал идею духовного восхождения человека к Богу, «лествицы», по которой человек восходит на небо, что обосновал Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице».

Иконопись начала развиваться с V в. В VIII–IX вв. Византию сотрясала распря иконопочитателей и иконоборцев (которые были против икон), закончившаяся победой первых. Икона (по-гречески – образ) как предмет культа вместе с крестом и мощами получила особое значение в православии. Икона – это гораздо большее, чем образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания, а полное ему соответствие. Почитание икон – это догмат христианской веры, сформулированный седьмым Вселенским собором. Икона рассматривалась, особенно в произведениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, как связующее звено между миром земным и горним. Византийская иконопись оказала большое влияние на русскую, начиная с иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей святыней и образцом для русских мастеров.

В иконописи господствовала обратная перспектива, акцентирующая внимание не на глубине пространства и над предметом, как прямая перспектива, а в пространстве зрителя и под предметом. Обратная перспектива, достигшая расцвета в XI–XII вв., стремилась выделить центральный объект и сосредоточить на нем внимание. Пространство небес, изображаясь в обратной перспективе, противополагалось земному. В XI–XII вв. совокупность икон, отделяющих алтарь от остального помещения храма, стала образовывать иконостас. Славилась византийская мозаика, сохранившаяся в Большом императорском дворце с V в.

Важным литературным жанром в Византии, наряду с житийным, была духовная гимнография. Среди византийских писателей преобладали священники и монахи, что сказывалось на содержании. А вот какой совет дает учащимся византийский писатель XI в. Кекавнен в своем наставлении «стратегикон»: «Много читай и многому учись. Если не разумеешь, крепись, ибо после частого перечитывания книги даст тебе Бог разуметь и понять ее» (Хрестоматия по истории мировой культуры… С. 397).

Византийская культура погибла до становления новой отрасли культуры – науки, произошедшего в культуре западной, которой помогла мусульманская культура, названная Ф. Роузенталем «торжеством знания».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке