Я пророк

Пророки

  • Пророки Библейский словарь Нюстрема
  • Кто такой Пророк? Андрей Десницкий
  • Пророки и пророчества Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина
  • Исагогика. Том II Эпоха пророков прот. Александр Мень
  • Пророчества об Иисусе Христе
  • Внимая голосу пророков И. Я. Гриц
  • Понятие о пророках и время их служения Киевская Духовная Семинария
  • Пророки Ветхого Завета
  • Хронологическая таблица пророков-писателей
  • Пророк Исаия в Евангелиях
  • Исполнение ветхозаветных пророчеств в Новом Завете

Проро́ки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.

По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира.

Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово.

Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:21).

***

Три черты отличают пророков от обычных людей: Бог сам избирает себе пророков; пророки воспринимают и далее передают людям речения Божии; когда такое происходит, они пребывают в состоянии экстаза, вдохновения, «восхищения», то есть действуют под водительством Св. Духа (2Пет.1:21). От людей же ожидается, чтобы они верили словам пророков; так Христос обличал современников за то, что они не веруют пророкам (Лк.24:25). Он вообще глубоко почитал пророков и ставил пророческие книги наравне с Моисеевым Законом (Лк.16:16), да и его самого некоторые считали пророком.

Правда, веровать надо только истинным пророкам, и в Ветхом Завете приведены указания, как отличить «настоящего» пророка от самозванца (Втор.13:1-3, 18:22).

Воля Божия, по Танаху, имеет как бы два измерения.

Во-первых, Бог обращается к поколению современников пророка, наставляет и обличает их, руководит ими, таково презе́нтное (отне­сенное к настоящему) измерение. Помните, у М.Ю. Лермонтова:

С тех пор как вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Именно соплеменников и современников обличает пророк, а тем, есте­ственно, это не нравится.

Во-вторых, пророк от лица Бога предсказывает грядущие события, иногда близкие, иногда отдаленные. Таково футуральное (отнесенное к будущему) измерение. Исполнение пророчеств непреложно, и как раз у Исаии (Ис.46:10) Господь Бог говорит об этом: «Я возвещаю от начала что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».

Между прочим, мотив именования в русском слове пророк (от прорекать, то есть «предсказывать будущее») не полностью покрывает все функции нави́, потому что иудейский пророк не только прорицатель, но еще и наставник-воспитатель-обличитель народа и его правителей, в том числе царей.

Е. М. Верещагин

Пророческое служение в Ветхом Завете: основные аспекты учения

Слово пророк на еврейском языке звучит как «нави», что означает «говорящий» или «возвещающий». Таким образом, пророк является либо тем, кто призван, либо тем, кто возвещает; и тот и другой смысл этого понятия приводит нас к пониманию сущности ветхозаветного пророчества. Пророк – вестник или истолкователь Божественного Слова и Божественной воли. Это ясно выражено в библейском тексте. К примеру, Бог обращается к пророку Иеремии: «Я вложил слова Мои в уста твои…» (Иер. 1, 9). Причём уста пророка должны быть очищены, чтобы он смог безошибочно выполнить столь важное дело. В призвании пророка Исайи мы читаем: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен» (Ис. 6, 6-7).

Пророк Исайя

Все они слышали властный призыв Божий, ведь Господь избрал их своими вестниками, они посылаются выражать волю Божию и сами должны быть её «знамениями». Не только их слова, но и действия, вся их жизнь – пророчество. Несчастный брак пророка Осии имеет символическое значение. Мы читаем: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. И пошел он, и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева» (Ос. 1, 2-4). Пророк Исайя и его дети представляют собой «…указание и предзнаменование» для Израиля. В библейском тексте упоминается жена пророка (Ис. 8, 3), а также два сына с символическими именами – Шеар-ясув, что означает «остаток вернётся», или «остаток обратится» (Ис. 7, 3) и Магер-шелал–хаш–баз – это значит «быстрый грабёж», или «скорая добыча» (Ис. 8, 3). Первое имя означает, что среди общего разложения израильского общества и надвигающейся беды должен сохраниться некий «остаток». Этот «остаток» составляют люди, верные святости, люди нравственно чистые, посвятившие свою жизнь Небесному Царю, они-то и избегнут наказания и станут ядром возрождения народа Божия, как некогда Ной, спасённый в ковчеге. Второе символическое имя имеет в виду наказание Дамаска и выдачу Самарии на разграбление. Эти имена – символы, данные «как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (Ис. 8, 18).

Божие произволение может сообщаться пророку по-разному: в видении, реже – в ночном сновидении, через слуховые восприятия, но чаще всего – через внутреннее вдохновение. Полученная весть передаётся пророком различными способами: при помощи лирики, прозаического рассказа, в притчах или посредством кратких фраз наподобие прорицаний; нередко используются и литературные формы увещеваний из писаний мудрецов, богослужебных псалмов, гимнов, надгробного плача и т.д. Эти разнообразные формы восприятия и возвещения связаны с личностью пророка, но в основе пророческой деятельности есть всегда нечто общее: каждый истинный пророк проникнут сознанием того, что он только орудие, а произносимые им слова принадлежат одновременно и ему и не ему. Он непоколебимо убеждён, что принял слово Божие и обязан его передать. Это убеждение основано на таинственном опыте непосредственного общения с Богом.

Поскольку пророки призваны Богом, и он избрал их своими вестниками, то уклонение от этого призвания невозможно, что мы можем видеть в повести о пророке Ионе. Иона, вместо того чтобы немедленно направиться в Ниневию, старается убежать от лица Божия и не пророчествовать ниневитянам то, что, ему кажется, послужит во спасение этим грубым язычникам. Но после трёхдневного наказания в чреве китовом, в котором Иона сохраняется силою Божиею, и после раскаяния в своём грехе, он освобождается и получает снова повеление проповедовать волю Божию ниневитянам.

Пророк Иона

То, что пророком возвещается, часто касается и будущего и настоящего. У более поздних пророков «завеса приподнимается» даже над «последними временами», над эпохой конечного торжества Царства Божия, но из этого всегда вытекают поучения и для настоящего.

Поскольку через пророков передавалось и постоянно раскрывалось Божие Откровение, и они были посредниками между Богом и Его народом, то их роль в религиозном развитии Израиля была чрезвычайно велика. Каждый из них вносил свой вклад в создание учения, но можно выделить три основных элемента в их учении – монотеизм, морализм и ожидание спасения.

Откровение единого Бога, требующего поклонения только Ему одному, более или менее ясно всегда было свойственно сознанию израильтянина. Но именно пророки своею проповедью привели народ от практического генотеизма (поклонение своему Богу) к полностью осознанному и строгому монотеизму. Именно пророки, напоминая о связи Яхве с Его народом, ясно показали вместе с тем, что Он управляет судьбами и других народов. Он судит малые государства и великие империи (Ам. 1-2), даёт им могущество и отнимает его, они служат орудием Его кар, но Он же останавливает их, когда это угодно Его высшей воле (Ис. 10, 12). Борясь с влиянием языческих культов и с тенденциями к религиозному синкретизму, пророки ясно показывают бессилие ложных богов и идолов, и вообще, подводят к мысли, что политеизм является ложным религиозным мировоззрением. Их проповедь сопровождается торжественным исповеданием единобожия (Ис. 44, 6-8; Ис. 46, 1-7). Единый Бог есть Бог трансцендентный, надмирный. О тайне Его трансцендентности и свидетельствуют пророки, называя Его «святым». Это одна из излюбленных тем, особенно развитая у Исайи (Ис. 1, 4; Ис. 5, 19; Ис. 40, 25 и т.д.). Бог неизмеримо выше всего земного, Он окружён тайной (Ис. 6 или Иез. 1), но Он и бесконечно близок к своему творению и проявляет к нему благость и бесконечную любовь (Иез. 16).

Пророк с особой остротой сознаёт человеческую греховность, видит контраст святости Бога и скверны человека. И хотя тема греха прослеживается с самого начала Ветхого Завета, но особый морализм учения заключается в том, что здесь эта тема становится одной из самых основных. Грех оскорбляет Бога и отдаляет от Него человека, и этот разгул зла вызывает кару Божию, которая окончательно свершится в грядущий «День Господень» (Ис. 2, 6-22; Ос. 5, 9-14; Ион. 2, 1-20). Однако морализм пророков никогда не противоречит синайскому законодательству, данному Самим Богом, а всегда основывается на нём. И в их проповедях и обличается, прежде всего, нарушение этого Закона или пренебрежение им (Иер.7, 5-10).

Пророка Иеремию побивают камнями

Бог требует от человека внутренней праведности, и пророки не устают подчёркивать это. Они осуждают обрядоверие, не связанное с заботой о чистоте нравственности (Ис. 1, 1-17; Ос. 6, 6; Мих. 6, 6-8). К примеру, у пророка Осии читаем: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6). Но подобные места Библии не дают основания видеть в пророках противников культа; напротив, культ и Храм находятся в центре внимания многих пророков: Иезекииля, Захарии, Аггея и т.д.

Например, после плена, когда иудеи бросили строить свои дома и начали восстанавливать Храм Божий, под влиянием проповеди пророка Аггея, обещающего, что вслед за стихийными бедствиями наступит период материального благоденствия (Агг. 2, 15-19). Пророк имел ввиду то, что у многих людей сначала не было желания восстанавливать Храм; полагали, что в первую очередь нужно позаботиться о хозяйственных нуждах города и области (Агг. 1, 1-2). Пророк же указывает на засуху и голод, как на признаки гнева Божия. Святое дело восстановления Храма должно быть поставлено на первое место и тогда всё прочее будет дано людям (Мф. 6, 33).

Пророки Нафан, Аггей, Самуил

Весьма часто у пророков критикуются и беззакония социально-этического характера, несправедливость в социальных отношениях, бесчестное и жестокое отношение в Израиле знати к простому народу, богатых к бедным, сильных к слабым.

С гневом, сарказмом рисует пророк Амос этих «именитых первенствующего народа» (Ам. 6, 1), этих богачей, бесстыдных спекулянтов и беспощадных ростовщиков: «вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища…, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, …алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви… Клялся Господь …во веки не забуду ни одного из дел их…» (Ам. 6, 4-6; 8, 4-7).

Амос нигде не выступает против жертвоприношений, каждений и других обрядовых действий, но, тем не менее, он подчёркивает, что обрядовые действия не могут заменить правосудие и доброту между людьми, и возмущается ханжеством и лицемерием тех, кто приносит жертву в одежде, снятой с неоплатного должника. Такая жертва Богу и противна, и неугодна.

На протяжении всей ветхозаветной истории народ часто отступает от Бога, Бог не желает его гибели и продолжает сохранять Свои обетования. Он заботится о сохранении и спасении человечества, как некоего «остатка» (Ис. 4, 3). И здесь на первый план выдвигается у пророков тема ожидания спасения, мессианизм. Представление об «остатке», которое мы впервые встречаем у пророка Амоса (Ам. 5, 15), развивается и уточняется последующими пророками. В сознании пророков как бы переплетаются два видения: немедленной кары и последующего суда Божия; под «остатком» можно понимать как тех, кто выживает среди испытаний данной эпохи, так и тех, кто достигает конечного спасения (Ис. 11, 10; Мих. 4, 7; 5, 7-8; Иез. 37, 12-24; Зах. 8, 11-13).

Для установления Своего царства на земле Бог пошлёт своего представителя, Своего Помазанника, по-еврейски Мессию, который и спасёт человечество. Этого Спасителя провидит, прежде всех, Исайя, а затем и Михей и Иеремия. Мессия будет потомком царя Давида (Ис. 11, 1; Иер. 3, 5; 33, 15), он произойдёт из Вифлеема (Мих. 5, 2).

Пророки Даниил, Давид, Соломон

Из всего сказанного можно сделать следующее заключение о пророках Ветхого Завета.

Пророк – человек, имеющий прямой религиозный опыт Богопознания, получивший откровение Божиих соизволений, судящий о настоящем и провидящий будущее в свете Откровения Божия; он послан Богом напоминать людям о Его требованиях и возвращать их на путь Его любви и подражания Ему. Роль ветхозаветных пророков и их пророчеств трудно переоценить.

Протоиерей Александр Камышников

Пророки и пророчества Библии

Пророки и пророчества неизменно вызывают у людей живой интерес — подчас даже интерес нездоровый. При этом их представления и о библейских пророках, и о христианском понимании пророческого дара оказываются самыми неожиданными и разнообразными. Кто же такие пророки на самом деле? В чем смысл их служения? Сохранился ли пророческий дар в Церкви? Зашифрованы ли в Библии предсказания о будущем? Обо всем этом мы говорим с протоиереем Алексием Емельяновым, заведующим кафедрой библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Над временем

Царь Давид. Джентиле да Фабриано. 1370–1427

— В массовом представлении пророк — это предсказатель будущего. Верно ли это применительно к библейским пророкам?

— Давайте оттолкнемся от самого этого слова. Славянское пророк — это тот, кто прорекает. Но что именно прорекает? Вовсе не обязательно будущее. Речь может идти о раскрытии каких-то тайн настоящего и прошлого, о подлинном смысле тех или иных событий, человеческих поступков. Если же мы поинтересуемся, как это слово вообще появилось в славянском тексте Библии, то увидим, что это перевод греческого профетес (προφήτης), где оно действительно имеет оттенок «провещатель», «прорицатель», то есть связано с предсказанием будущего. Однако если обратиться к древнееврейскому тексту Священного Писания, то окажется, что еврейское слово нави, относящееся к библейским пророкам — это прежде всего «призванный», «глашатай».

Если же посмотреть на содержание ветхозаветных пророчеств, то окажется, что далеко не все они говорили о будущем. Гораздо чаще речь шла о настоящем и о прошлом — вернее, об осмыслении прошлого, о том, каким это прошлое видится Богу, Который и говорит устами пророков. И это — ключевой момент. Самое главное в деятельности пророков — возвещение воли Божией своим современникам.

Конечно, прорицали они и будущее. Но тут надо понимать вот что: само наше представление о времени вытекает из природы нашего тварного мира. Мы, сотворенные Богом существа, живем в потоке времени, однако Сам Бог — вне этого потока. Для Него то, что представляется нам прошлым, настоящим и будущим, — всегда «здесь и сейчас».

Человек тем не менее даже в падшем своем состоянии причастен духовному миру — миру, в котором время не имеет такой непреодолимой власти. Поэтому, когда Бог открывает Свою волю через пророков, Он как бы изымает их из течения времени, и для них прошлое, настоящее и будущее в какой-то мере сливаются. Пророк может возвещать то, чему еще не скоро предстоит осуществиться, но для него в момент произнесения пророчества это уже осуществилось и он говорит об этом, как о случившемся.

При этом, заметьте, пророк не ставит себе целью узнать будущее и потешить любопытство современников, он не своей силой пронзает время. Это происходит с ним исключительно по воле Божией и исключительно для того, чтобы возвестить людям нечто очень важное для спасения всего человечества — и современников пророка, и их далеких потомков.

Поэтому неверен сам подход, присущий современному массовому сознанию — вычленять в пророчествах лишь предсказания будущего и считать их главным содержанием пророческого служения.

— Ну а в чем причина такого подхода?

— Видимо, это человеческая реакция на зависимость от времени. Мы живем в тварном мире, где существует время, плывем в его потоке и ничего с этим поделать не можем, но осознание этого факта угнетает нас, мы ощущаем свою беспомощность по отношению к мимотекущему времени, нам тяжело от мысли, что ничего нельзя изменить в прошлом и что будущее наше неизвестно. Отсюда и рождается желание преодолеть власть времени — и раз уж с прошлым ничего поделать нельзя, то хотя бы узнать будущее. В этом, я думаю, психологические корни такого обостренного интереса к прорицателям и гадателям.

Корректировка курса

— Пророческое служение — это какой-то конкретный этап в истории, имеющий целью подготовить людей к пришествию Христа, или пророки были и будут всегда?

— Если мы говорим о богоизбранном народе, то, несомненно, пророческое служение — это определенная веха его истории. И это служение имеет непосредственную связь с изменениями в политическом устроении израильского общества, с определенными формациями. Сперва был период родоплеменной, период патриархов — Авраама, затем его детей, внуков. Каждый такой патриарх, глава рода, непосредственно отвечал перед Богом за своих соплеменников и возвещал им Его волю. Затем период ярких духовных лидеров — период судей, далее — уже период царей израилевых. Каждому такому этапу еврейской истории соответствовал свой, если можно так выразиться, механизм пророческого служения.

Несомненно, пророками были и Авраам, и Исаак, и Иаков, он же Израиль. Они пребывали в богообщении и открывали волю Божию своим чадам и домочадцам — из которых, собственно, в то время и состоял весь еврейский народ. Иаков, умирая, воспел своим двенадцати сыновьям песнь, в которой пророчески предначертал судьбу происходящих от них двенадцати колен израилевых (Быт 49:1—29).

Но в период Царств начинается уже, так сказать, «профессиональное» пророческое служение. Когда израильский народ получил внешние формы правления, такие же, как и у всех остальных народов — то есть монархию, — возникло две духовных опасности. Во-первых, это опасность сползания в язычество (особенно в эпоху разделения еврейского царства на северное и южное), во-вторых, опасность чисто формальной, законнической веры — то, что Сам Господь обличал через пророка Исайю: И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих (Ис 29:13). Поэтому для сохранения живой веры оказалось уже недостаточно простого соблюдения заповедей и богослужебных обрядов — требовалась постоянная «корректировка курса», постоянное напоминание о том, чего действительно хочет Господь, к чему Он ведет свой народ. И волю Свою Бог возвещал именно через пророков — «профессионалов».

Это время — эпоха Царств — было действительно расцветом пророческого служения. Исходя из библейского повествования, можно говорить даже о пророческой школе, о пророческом преемстве, о некоем регулярном воспроизводстве пророков. Но постепенно, особенно после возвращения евреев из плена, по завершении иудейского канона Священного Писания, за несколько веков до Рождества Христова, пророческое служение сходит на нет. Даже появилась иудейская теория о «пророческом молчании». Отсюда — такое острое переживание служения Иоанна Предтечи, по поводу которого иудеи мучительно размышляли: кто он? Если он не Мессия, то не пророк ли это? Ведь считалось, что непосредственно перед явлением Мессии должно нарушиться это пророческое молчание, должен явиться новый пророк. Поэтому для иудеев того времени Иоанн Предтеча знаменовал собой новую эпоху, эпоху осуществления мессианских чаяний.

— А кем были эти люди, становившиеся в эпоху Царств пророками? Они были изначально яркими, выдающимися личностями, с мощной, как бы сейчас сказали, харизмой, или Господь избирал для этого служения самых разных людей?

— Здесь, конечно, обнаруживается тайна человеческой личности. Что в сердце у человека, видит только Бог, и далеко не всегда это можно оценить со стороны. К примеру, первый из помазанных на царство, Саул, был человеком, в котором окружающие ну никак не могли предположить пророческого дара. Библия даже повествует нам, что возникла пословица: «неужели и Саул во пророках?» (1 Цар 10:12).

Здесь важно отметить следующее: пророк — это всегда человек призванный. Авторы пророческих книг в своих писаниях особо оговаривают момент своего избрания. Как правило, он сопряжен с какими-то необычайными явлениями, видениями, знамениями или прямо, явно звучавшим голосом Божиим, указывающим на что-либо. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк» — прямое поэтическое изложение отрывка из книги пророка Исаии.

При этом пророками становились люди очень разные. Это могли быть цари (как Саул, Давид, Соломон), а могли быть пастухи (как Амос), могли быть люди ученые (как Исаия), а могли быть не особо образованные, но в личности каждого пророка есть что-то огромное и таинственное, выходящее за рамки рационального постижения.

Причем к пророческому служению Господь призывал этих людей далеко не сразу. К примеру, Моисея он призвал только после того, как он за сорок лет был «научен всей мудрости Египетской», а потом еще сорок лет прожил пришельцем в земле Мадиамской (Деян 7:22, 23, 30). То есть к пророческому служению Господь готовил Своих пророков всем ходом их жизни. О каждом из них у Него был особый Промысл.

— Верно ли, что, когда ветхозаветные пророки предсказывали будущее, они всегда говорили о грядущем Мессии? Или, провидя будущее, они делали предсказания и на другие темы?

— Конечно, мессианские пророчества являются смысловым центром их служения. Но если посмотреть на всю совокупность ветхозаветных пророчеств чисто количественно, то мессианских среди них окажется меньшинство. Тематика же большинства пророчеств самая разная — начиная от каких-то локальных жизненных ситуаций и кончая предсказанием политических катаклизмов, таких, как разрушение царства, вавилонское и ассирийское пленения, равно как и последующие пророчества о том, что плену придет конец.

Но чего бы ни касались пророчества, целью их всегда было постоянное возвещение людям спасительной, благой воли Божией. И Господь постоянно искал тех, кто сможет стать проводником Его воли как для отдельных людей, так и для целых народов.

— Большинство библейских пророчеств написаны крайне туманным языком и нуждаются в истолковании. Но как понять, какое толкование истинно?

— Действительно, пророчества всегда истолковывались — и в ветхозаветные времена, и в новозаветные. Если говорить о церковном их понимании, то первейший критерий тут — согласие святых отцов. Не всегда это согласие имеет место, но в наиболее важных случаях отцы Церкви сходятся в своих мнениях. Мы можем проследить исторически, как этот «consensus patrum» возник.

Конечно, этот церковный «механизм» толкования пророчеств неформален. А формальных критериев попросту нет. Кроме того, в Церкви всегда существовало глубочайшее убеждение, что истинный смысл пророчеств многопланов, что он имеет разные аспекты. Это известный принцип многозначности Священного Писания, который отвергался критической наукой в эпоху позитивизма, но к которому в наше время наука возвращается.

Замечу, что истолкование пророчеств в Церкви происходило на протяжении всей ее истории, и сегодня тоже продолжается. Это живой процесс. Собственно говоря, церковная проповедь — это ведь тоже истолкование Библии, а значит, и пророчеств.

Под спудом

— Давайте перейдем к новозаветной эпохе. Судя по книге Деяний святых апостолов и по апостольским писаниям, пророческий дар у учеников Христовых был. Предание говорит нам, что дар этот сохранялся и в первые века христианства. Но что случилось дальше? Пророчества прекратились?

— Нет, это не так. Но прежде чем объяснить, почему это не так, сделаю важное отступление.

Дело в том, что пророческое откровение во всей своей полноте раскрывается значительно позже того времени, когда оно было произнесено. Современники пророка могут относиться к его прорицаниям очень по-разному. Могут верить, а могут не верить. Если и во Христе многие сомневались, причем даже из числа Его учеников, то что же говорить о пророках? Уверяю вас, если бы мы были современниками Исаии, то могли бы отнестись к его словам скептически. Не обязательно, впрочем, брать для примера столь древние времена. Возьмем начало прошлого века. Это сейчас мы понимаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский обладал пророческим даром, что он предсказал и катастрофу 1917 года, и восстановление российской государственности, что прозревал людские судьбы. Но немало представителей тогдашнего образованного общества воспринимали его слова как дикость, суеверие и эксплуатацию народного невежества и экзальтированности. Поэтому судить о том, кто пророк, а кто нет, и в чем заключалось пророчество, можно лишь спустя десятки, а то и сотни лет. Теперь что касается пророчеств в уже христианские времена. Пророческое служение всегда принимает формы, сообразные эпохе. Принципиальное отличие христианской эпохи от предшествующих ей — существование Церкви. Церковь — это же не просто сообщество верующих, она действительно в мистическом смысле является Телом Христовым, ею таинственным образом руководит Дух Святой, она — столп и утверждение Истины. Если в ветхозаветные времена пророки и пророчества были основным инструментом донесения воли Божией до людей, то теперь таким инструментом стала сама Церковь. Та «корректировка курса» — сакральный импульс, — о которой мы говорили ранее, происходила посредством святоотеческих творений, посредством церковных Соборов, и, разумеется, посредством участия верующих в церковных Таинствах, прежде всего — в Евхаристии. Поэтому надобность в пророках-«профессионалах», возвещающих всей Церкви волю Божию, отпала. Но, заметьте, отпала надобность именно в прежней форме, а не в самом пророческом служении. Служение это сохранилось, изменилась лишь его форма. А во многих случаях оно приняло более приватный, камерный характер. Об этом, кстати, есть и древние предсказания — что настанут времена, когда святость из-за своей невостребованности «уйдет под спуд» и будет присутствовать не в таком явном виде, как это было возможно во времена иные.

— Что же это за формы? Вы имеете в виду старчество?

— Да, именно так. Прозорливость старцев по природе своей — то же самое, что и пророчества древних пророков. Точно так же Господь через старца возвещает людям Свою волю. В том числе порой и открывает будущее. Разница лишь в том, что ветхозаветный пророк обращался ко всему богоизбранному народу, а старец — только к своим духовным чадам. И поскольку чаще всего содержание таких пророчеств касалось частной жизни конкретных людей, то они, эти пророчества, не столь известны.

Иначе сказать, пророческое служение в Церкви остается, но, во-первых, предназначается гораздо более узкому кругу лиц, а во-вторых, сами слова «пророк», «пророчества» начинают употребляться реже. Никто, конечно, не делает тайны из существования прозорливых старцев, но и к публичности они не стремятся.

Приведу один лишь пример, близкий нам по времени. В 1991 году скончался иеромонах Павел (Троицкий). Он был в течение десятков лет духовником многих известных священников — покойных ныне отцов Всеволода Шпиллера, Романа Ольдекопа, Александра Куликова и Глеба Каледы, а также здравствующих епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерев Владимира Воробьева, Димитрия Смирнова, Валентина Асмуса… После освобождения из лагеря (еще в военные годы) он жил в затворе, в глухом селе в Тверской области, почти не выходил из дому. Дом стоял на окраине, близ леса, а обеспечением старца занималось никому не известное семейство. Его общение с духовными чадами осуществлялось посредством писем, которые передавались с нарочными. Этих писем сохранилось около 400, а адресатов у него было сравнительно немного, нам известно человек 20. Письма от него привозились на квартиру отца Всеволода Шпиллера и передавались бывшей келейнице отца Павла, Агриппине Николаевне, а обратно тут же передавались письма к отцу Павлу, как тогда говорилось, «в лес». На письмах ставились даты. Так вот, сплошь и рядом бывало так, что даты ответов отца Павла его адресатам были более ранние, чем в письмах, в которых к нему обращались за советами. То есть он провидел, о чем его спросят. И ответы его были несомненно пророческие. Кстати, воспоминания об отце Павле и письма частично изданы*.

— В околоцерковной среде часто ходят рассказы о пророчествах старцев насчет судеб мира. Как относиться к этому?

— К таким рассказам нужно относиться с предельной осторожностью. Очень часто это явное мифотворчество, причем в одних случаях пророчества приписываются каким-то безымянным старцам, в других — старцам, реально существовавшим, но вовсе не говорившим и не писавшим того, что связывают с их именами.

Во всяком случае, сталкиваясь с такой информацией, ее надо проверять. Откуда стало известно об этих гипотетических высказываниях старца? Кто и когда это опубликовал? Подтверждается ли это другими свидетельствами? Нет ли там чисто исторических ляпов? Если о таких пророчествах написано в какой-то брошюрке малоизвестного автора, и он не приводит в тексте никаких источников, а лишь ссылается на безымянных «духовных чад» — это симптоматично.

Кроме того, надо сверять эти рассказы со Священным Писанием и с православным вероучением. Бывает ведь и так, что с богословской точки зрения такие «пророчества» оказываются просто ересью. Например, пророчество о том, что якобы весь мир в последние времена окажется под властью антихриста, кроме России, которая сразу, минуя Страшный Суд, перейдет в Царство Божие.

Если же человек не обладает специальными знаниями и не имеет возможности проверить истинность таких предсказаний, тогда лучше руководствоваться замечательным церковным принципом: не отвергать, но и не принимать, а положиться на волю Божию и «пождать».

Не ребус

Апостол Павел. М. Н. Васильев. XIX век

— Смотря что под этим подразумевать. Могут быть две внешне похожие, но на самом деле разные ситуации. Первая — это когда человек наугад открывает Библию, не глядя, тычет пальцем в какое-то место и читает, пытаясь выискать в прочитанном ответы на свои вопросы. Это, конечно, смешно и глупо. Но вот вторая ситуация. В Церкви существует так называемая хиротессия, обряд поставления во чтеца, обычно он совершается непосредственно перед диаконской хиротонией. В ходе этого обряда человеку предстоит прочесть отрывок из Апостола, причем отрывок выбирается случайным образом. Так вот, издавна в Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай: запомнить, какое именно место читал на своей хиротессии, и впоследствии, спустя достаточное время, осмыслить тогда прочитанное, применить к своей жизни, найти какой-то важный лично для себя смысл. То есть внешне обе ситуации похожи, но различается мотивация. В первом случае это самоуправство, своего рода попытка принудить Бога открыть нечто прикровенное. Во втором случае — вверение себя Богу, искренняя вера в то, что Бог откроет тебе Свою волю, но тогда и так, как сочтет нужным. И человеку дается по вере его.

— Но некоторые люди думают, что в Библии расписаны все исторические события — и прошлые, и будущие, и надо лишь найти некий ключ, чтобы расшифровать эти «скрытые коды».

— Очень наивный подход, причем по нескольким причинам. Во-первых, многие смысловые слои Библии просто не могут быть открыты нам на протяжении нашей жизни. Возможно, мы поймем этот смысл по исполнении времен, на Страшном суде, а может, и вообще никогда не поймем. Просто потому, что мы в Библии способны понять лишь то, что Господь открывает именно нам, имея целью наше спасение. То, до чего мы не доросли, так и останется для нас скрыто, и никакие «ключи» и «коды» здесь не помогут.

Во-вторых, самое главное в Библии — это не указания на грядущие исторические события, а восстановление связи Бога с человечеством. Связи, которая так зыбко проявляется и в судьбе отдельного человека, и — целых народов. Она не может совсем оборваться, но требует постоянной подпитки, причем не через знамения, а через людей — праведников, пророков, святых.

Поэтому Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.

Другое, что нужно подчеркнуть, — Священное Писание содержит пророчества, имеющие, скажем так, педагогическое значение, призывающие людей, в какую бы эпоху они ни жили, к духовной бдительности. Таковы, например, пророчество апостола Петра Придет же день Господень, как тать ночью (2 Пет 3:10), опирающееся на слова Христа (Мф 24:43), или пророчество апостола Павла). Не в том суть, чтобы знать «времена и сроки», а чтобы не расслабляться здесь и сейчас. И речь не только о том, что в любой момент может случиться конец света: «пагуба», о которой говорит апостол Павел, может обозначать любую духовную и социальную катастрофу.

Падкость на духовную экзотику

Апостол Иоанн на острове Патмос. Доменико Гирландайо. 1480–1485

— Существуют ли пророки и пророчества в других религиях, помимо христианства и ветхозаветного иудаизма?

— Скажу сразу: Священное Писание дает нам примеры того, как язычники изрекают Божии пророчества. Во-первых, это пророк Валаам, который помимо своей воли благословил пришедших к границам обетованной земли евреев, хотя местные жители-моавитяне специально призвали его для того, чтобы он перед их битвой с пришельцами-евреями изрек на тех проклятие (Чис 22—24). Во-вторых, это волхвы, которые таинственно появляются из языческих стран, чтобы поклониться младенцу-Христу, и столь же таинственно исчезают. Вспомним: И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12).

В конце концов, если даже бессловесные животные могут ощущать приближение каких-то природных катаклизмов или порой смерть хозяина, то тем более какие-то прозрения могут быть у людей, придерживающихся самых разных верований. Правда Божия иногда находит совершенно неожиданные и непредсказуемые пути. Другое дело, что эти явления носят характер природный и материальный, а не благодатный и спасительный.

— А если перейти к популярным в массах пророчествам — Нострадамуса, монаха Авеля, Ванги и так далее? Что о них можно сказать? Как к ним относиться?

— Напомню о словах апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 6:12). На мой взгляд, христианам совершенно незачем задаваться вопросом о природе явлений, подобных перечисленным Вами. Лично мне это глубоко неинтересно. Так что я бы не стал огульно отрицать все такие факты, априори считая их жульничеством, или проклинать, считая бесовщиной. Просто все это совершенно бесполезно для нашего спасения, избыточно.

Лучше держаться от всего этого подальше, а если уж это как-то коснулось нас — помнить слова Иоанна Богослова: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин 4:1) Мы можем сталкиваться с разными случаями прозрений, верных предсказаний и проч. — но должны думать о том, есть ли нам от этого духовная польза, нужно ли это «чужое» пророчество для нашего спасения? Неужели нам не хватает для этого собственного вероучения, собственной духовной традиции? Такая вот падкость на всяческую духовную экзотику может привести человека к большой беде, и примеров тому не счесть.

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950).

О последних временах

Стяжавший обильно Всесвятого Духа Божия старец Лаврентий часто беседовал со своими чадами о последних временах, предупреждал, что нужно быть бдительными и осторожными, так как антихрист близко.

Батюшка говорил: «Вот сейчас голосуем, то левой рукой брось – это ничего, да еще не за одного во всем мире. А если будут голосовать за одного – это уже он самый, и голосовать нельзя.

Говорил Преподобный, что такая будет война всемирная, что никто нигде не останется, разве только в ущелье.

И будут драться, и останутся два или три государства, и решат: «Давайте изберем одного царя на всю вселенную». И изберут.

И в последние времена истинные христиане будут ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут вслед за ними.

…Старец говорил такие слова: «Будет время, когда будут ходить подписывать за одного царя на земле. И будут строго переписывать людей. Зайдут в дом, а там – муж, жена, дети. И вот жена станет уговаривать супруга: «Давай подпишемся, у нас дети, ведь ничего же не купишь для них». А муж скажет: «Ты как хочешь, а я готов умереть, но за антихриста подписывать не буду». Такая трогательная картина будущего».

Придет время, когда и недействующие (закрытые) храмы будут восстанавливать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить, как храмов, так и колоколен. А когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время, для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет…

Монахиня Евлампия, в доме которой святой жил во время закрытия монастыря, сохранила в памяти: «Это было в 1939 году. Батюшка целую ночь разговаривал. С кем, я разобрать не могла. Зайти и посмотреть не посмела. Утром Батюшка сказал: «Матушка, у нас были гости и ты этому свидетельница». Я спросила: «Кто?» А Старец радостно ответил: «Пророк Божий Илия и праведный Енох. Они со мной беседовали о последних судьбах Мира, России, Православном Царе и антихристе. И еще сказали, что придет со мной беседовать святый Апостол Иоанн Богослов».

В 1949 году, ночью, святого старца Лаврентия удостоил посещения Евангелист Иоанн Богослов. Это было 26 сентября по старому стилю. Они беседовали около семи часов. Святой Евангелист дополнил сказанное пророком Илией и праведным Енохом и поведал о явлении Креста Господня, Воскресении мертвых и Страшном Суде Христовом».

Пророчества о последних временах всему миру

Протоиерей Василий, иереи Никифор и Григорий:

Батюшка, сидя на хорах, рассказывал о последних временах и о конце мира сего.

В последнее время бесов во аде не будет. Все будут на земле и в людях. Будет страшное бедствие на земле, и даже воды не будет. Потом будет всемирная война. Будут такие сильные бомбы, что железо будет гореть, камни плавиться. Огонь и дым с пылью будет до неба. И земля сгорит. Людей останется очень мало, и тогда начнут кричать: «Долой войну» и «Поставить одного царя».

Выберут царя, который будет рожден от блудной девы двенадцатого колена, и будет он красивый для нечестивцев, а благочестивые увидят его страшно ужасным…

Еще раньше как-то Батюшка говорил: «Антихрист сядет на престол во Иерусалиме. Сейчас денница связанный в аду, и Господь его развяжет, и он вселится в царя-антихриста».

Антихрист

Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха.

Будет свободный въезд и выезд из Иерусалима для всякого человека. Но тогда старайтесь не ездить, потому что все будет сделано, чтобы прельстить.

Антихрист будет происходить от блудной девы-еврейки двенадцатого колена блудодеяния. Уже отроком он будет очень способным и умным, а особенно с тех пор когда он, будучи мальчиком лет двенадцати, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаной, который, выйдя из самой бездны, войдет в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». И из этого отрока созреет в образе человеческом антихрист.

При его короновании, когда будет читаться «Символ веры», он не даст его правильно прочесть, где будут слова Иисуса Христа, Сына Божия; он отречется от этого и признает только себя.

И при этом Патриарх воскликнет: «Это – антихрист!» — и за это будет умерщвлен Патриарх.

При короновании антихрист будет в перчатках, и когда будет снимать их, чтобы перекреститься, то Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, и это послужит к большему уверованию, что это антихрист.

Сойдут с Неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем говорить, что пришел антихрист: «Это антихрист, не верьте ему». И он умертвит пророков, но они воскреснут и вознесутся на Небо…

Антихрист будет обучен всем сатанинским хитростям и будет давать знамения ложные. Его будет слышать и видеть весь мир одновременно.

Святой Угодник Божий – свидетельствовали архиепископ Симон, архиепископ Феодосий, епископ Иаков и архимандрит Феофан – говорил: «Блажен и треблажен тот человек, который не пожелает и не будет видеть богомерзского лица антихриста. Кто будет видеть и слышать его богохульную речь, его обещания всех земных благ, тот прельстится и пойдет ему навстречу с поклонением. И вместе с ним погибнет и будет гореть в вечном огне».

Они же спросили Старца: «Как все сие будет?» святой Старец ответил со слезами: «На святом месте будет стоять мерзость запустения и показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса. И после них явится антихрист и весь мир увидит его одноразово». Отцы спросили Святого: «Где на святом месте? В церкви?» Преподобный ответил: «Не в церкви, а в каждом доме. В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях-то и явится антихрист».

«Он своих людей будет «штамповать» печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны. Сначала начнутся гонения на Иерусалимской земле, а потом по всему миру прольется последняя кровь за Имя нашего Искупителя Иисуса Христа. Из вас, чада мои, многие доживут до этого страшного времени. Печати будут такие, что сразу видно будет, или принял человек, или нет.

Ничего нельзя будет ни купить, ни продать христианину. Но не унывайте: Господь Своих чад не оставит… Бояться не нужно! Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, так как там не будетприноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все «сатанинское» сборище.

И вот за это беззаконие земля перестанет родить, от бездождия все потрескается, даст такие щели, что человек может упасть в них. Христианин будут умерщвлять или ссылать в пустынные места. Но Господь будет помогать и питать Своих последователей.

Евреев также будут сгонять в одно место. Некоторые евреи, которые истинно жили по Закону Моисея, не примут печати антихриста. Они будут выжидать, присматриваться к его делам. Они знают, что их предки не признали Христа за Мессию, и здесь так Бог даст, что глаза их откроются и они не примут печати сатаны, а признают Христа и будут царствовать со Христом.

А весь слабый народ пойдет за сатаной, и когда земля не даст урожая, люди придут к нему с просьбой дать хлеба, а он ответит: «Земля не родит хлеба. Я ничего не могу сделать».

Воды также не будет, все реки и озера высохнут. Это бедствие будет длиться три с половиной года, но ради избранных Своих Господь сократит те дни. В те дни еще будут сильные борцы, столпы Православия, которые будут под сильным воздействием сердечной Иисусовой молитвы. И Господь будет покрывать Своей Всемогущей Благодатию, и они не будут видеть тех ложных знамений, которые будут приготовлены для всех людей.

Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет».

Одна сестра, слушая эту беседу, спросила: «Как быть? Не хотелось бы дожить до этого времени!» «А ты молодая, можешь дождаться», — сказал Старец. «Как страшно!» — «А ты выбирай одно из двух: или земное, или Небесное».

«Будет война, — продолжал Батюшка, — и где она пройдет, там людей не будет. А перед этим Господь слабым людям пошлет небольшие болезни, и они умрут. А при антихристе смерти не будет.

И война третья Всемирная уже будет не для покаяния, а для истребления».

Сестра говорит: «Хорошо, что война, потому что к числу мучеников будут причислены».

А Батюшка возразил: «Нет, если верующие и омоются кровью, то причтутся к числу мучеников, а если неверующие, то пойдут в ад».

«Так это и погибнуть можно», — сказала сестра.

А Батюшка ответил: «Слабых Господь заберет, а другие очистятся болезнями. Будут такие, что на войне омоют грехи своей кровью и причтутся к числу мучеников. А самых сильных Господь оставит для встречи с Ним. И пока не восполнится спасающимися число свидетелей Божиих, разоренное отпадением части Ангелов, Господь не придет судить.

Но в последнее время Господь и живых, записанных в Книгу Жизни, причислит к числу Ангелов недостающего счета, «отпавших».

«Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия антихриста, и везде будет благолепие небывалое, — говорил Старец. – А вы для нашей церкви в ремонте будьте умеренны, в ее наружном виде. Больше молитесь, ходите в церковь, пока есть возможность, особенно на Литургию, на которой приносится Безкровная Жертва за грехи всего мира. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь Тела и Крови Христовой и вас Господь укрепит.

Господь Милостивый. Он тех евреев, которые откажутся принять печать антихриста и воскликнут, что это обман, а не «мессия», спасет».

Батюшка беседовал с иеродиаконом Георгием о последнем времени, горько плакал и говорил: «Много духовенства погибнет при антихристе»…

Батюшка часто сокрушался со слезами: «Полна бездна людских душ… И на землю вытянут бездну. Все бесы повылазят и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а только убивать людей. А убийство – первородный грех. Бесы будут стараться как можно больше людей прельстить этим грехом».
Пророчества о России

«Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри, сонм Мучеников и Исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. И что много лет восхваляли, и ублажали, и ходили на поклонение разрушителю страны – советско-безбожному идолу, а также и кумиру Сталину, почитая его имя бессмертным».

Батюшка сказал, что когда Ленина бесы втащили во ад, тогда бесам было большое ликование, торжество во аде. И еще добавил, что когда Сталин в ад придет, то же самое будет. Погибнет память их с шумом.

Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный, Божий Помазанник. Царь будет от Бога. В России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. Просиял велий полк Мучеников и Исповедников, начиная с самого высшего духовного и гражданского чина. Митрополита и Царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитяти, кончая мирским человеком. Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, Царя Царствующих, в Пресвятей Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа.

Нужно твердо знать, что Россия – жребий Царицы Небесной, и Она о ней заботится и ходатайствует о ней сугубо. Весь сонм Святых Русских с Богородицей просят пощадить Россию.

В России будет процветание Веры Православной и прежнее ликование, только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых.

Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист.

При антихристе будет Россия самое мощное Царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, описанные в Священном Писании. Россия, кайся! Прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуиа».

По книге: «Преподобный Лаврентий Черниговский.

Житие, поучения, пророчества и акафист».

Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001г.