Я верю в нас

Атеизм в ассортименте

Антирелигиозный плакат

Почему некоторые люди не верят в Бога? Правда, почему? Каждый православный христианин рано или поздно встречается с неверующими людьми. И если эти люди для него что-то значат, он пытается понять корни их неверия. Корни бывают разные. Давайте попробуем проследить их вместе.

Атеизм остаточный

Довольно распространен у нас атеизм в форме остаточного явления. Так сказать, наследие советских времен. Эта разновидность безбожия характерна для старшего поколения, которому со школьной скамьи внушали: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах преподавали «научный атеизм». По атеизму защищались докторские диссертации, присваивались профессорские звания.

На государственный атеизм работала вся огромная образовательная система. И результаты были соответственные. Чтобы вырваться из поля притяжения «научного атеизма» от советского человека требовались не просто ум и эрудиция, а намного большее – несгибаемая самостоятельность мышления. Ведь людям постоянно повторяли: «Религия – удел отсталых людей. Образованному человеку стыдно верить в Бога». Некоторые по инерции так и полагают.

Почтенный ученый о вере в Бога говорил на уровне пионерских речёвок и антирелигиозных плакатов

Мне помнится публичное атеистическое выступление одного академика. Было оно специфическим, почтенный ученый-физик о церковной вере в Бога говорил на уровне примитивных пионерских речёвок и антирелигиозных агитационных плакатов. От слов седовласого ученого веяло детской беспомощностью перед лицом грандиозной машины государственного атеизма. Он так и не смог сдвинуться в понимании религиозных проблем с уровня младших классов средней школы.

Атеизм переименованный

Не все готовы исповедовать советский атеизм в чистом виде. Некоторые люди среднего возраста понимают, что такое мировоззрение потеряло актуальность и нуждается в пересмотре. Под пересмотр попадает и название. Вместо старомодного: «Я – атеист» теперь говорят на новый лад: «Я – скептик». Или в другой версии: «Я – агностик». В чем же разница между атеистом, скептиком и агностиком? Атеист убежден, что Бога нет. Скептик, как ему и положено, относится скептически к любой вере в Бога. Агностик считает, что рационально обосновать веру в Бога нельзя. Насколько принципиальна разница, судите сами.

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать, доказывать. Главное, чтобы скептиков не попросили обосновать их скептическое отношение ко всему на свете кроме их любимого всепроникающего скепсиса. Постсоветские скептики уже списали за ненадобностью марксистко-ленинскую философию. У них новые авторитеты (хотя для скептиков авторитетов не должно быть). Они обсуждают идеи Ричарда Докинза, высказываются о генах, мемах, иллюзорности христианских верований.

Антирелигиозный плакат

Атеизм оппозиционный

Стремление «быть не как все» обычно пробуждается в подростковом возрасте. У многих оно сохраняет свою недюжинную силу надолго, постоянно видоизменяется, находит новые точки приложения. Не так уж редко встречается атеизм из желания чувствовать себя в оппозиции, в избранном меньшинстве, сознавать себя элитой.

Эта разновидность атеизма была хорошо заметна в конце 1980-х годов, когда в нашей стране началось религиозное возрождение и многие пришли в Церковь. Тогда оппозиционные атеисты утешались мыслью, что «мода на религию» скоро пройдет. Сейчас по этому поводу можно подвести итог и сказать: «Разумеется, всякая мода быстротечна. Но и ваше желание быть в оппозиции не отличается устойчивостью, обоснованностью и глубиной. Я знаю тех, кто в конце 80-х смеялся над “модой на Православие”, в 90-е стал ходить в храм, а теперь всем знакомым рассказывает о том, как Православие его разочаровало. Знаю также и тех, кто начал с поверхностной моды и постепенно пришел к серьезным религиозным убеждениям, к сознательной глубокой вере».

На протесте против «настроения большинства» никакого основательного понимания нашей жизни не построишь.

Атеизм полурелигиозный

Эта разновидность безбожия признает за религией некоторую положительную роль в общественной и личной жизни. Отдельные атеисты согласны, что церковные молитвы, Таинства исповеди и венчания помогают человеку. Как помогают? Человек с их помощью сохраняет спокойствие в тяжелой жизненной ситуации, налаживает благополучную семейную жизнь, преодолевает психологические проблемы, более ответственно относится к своим обязанностям.

Еще атеисты могут замечать положительный вклад Церкви в культурную жизнь. Такие атеисты посещают церковные службы и потом с удовлетворением делятся: «Иконопись и духовная музыка оказывают на человека умиротворяющее действие. Искусство возвышает нас над всей суетой. Это прекрасно. Я открыто говорю так, хотя я и атеист».

Полурелигиозный атеизм представляет собой любопытный предмет для отдельного исследования. Эта половинчатость, переливчатость полурелигиозного атеизма способна принимать самые причудливые формы. На Западе не первое десятилетие возникают «атеистические церкви», куда можно приходить на воскресные собрания. У них практикуются свои проповеди (о гуманистических идеалах), свое душепопечение (психотерапия), свои квазирелигиозные ритуалы и благотворительность. В общем, идет у них жизнь, в чем-то похожая на будни и праздники христианского прихода. Только без Бога.

Возможно, и у нас распространятся подобные «постхристианские» общины из «выгоревших», утративших веру, разочаровавшихся энтузиастов… Для религиоведа – это интересный предмет: «виртуальные церкви» для «виртуальных людей», которые то ли атеисты, то ли нет.

Атеизм вынужденный

Имеются ввиду те случаи, когда человека жжет изнутри боль: «Я бы рад поверить в Бога, но не могу». Верить-то он хочет, но ему «нечем верить». Эта разновидность атеизма близка к предыдущей разновидности, и все же отличается от нее. Атеизм вынужденный предполагает гораздо большую внутреннюю цельность человека, принципиальность и связанный с ней внутренний конфликт: «Я искренне желаю верить в Бога, но я не вправе». В таком случае могут повлиять беседы с верующим человеком, если у собеседников достаточно взаимоуважения, осведомленности и умения последовательно рассуждать, чтобы вести такой непростой диалог. У Православной Церкви богатый исторический опыт апологетики.

Порой человек, вынужденный считать себя неверующим, стоит всего в шаге от живой веры

Напоследок отметим, что человек, вынужденный считать себя неверующим, порой стоит всего в одном шаге от живой веры. Вспомните голос из Евангелия: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9: 24). И ведь помог Господь неверующему.

Каждый из нас, наверняка, хотя бы раз встречал человека, который верит в Бога «в душе». Как правило, такой человек называет себя верующим и под этим подразумевает то, что принадлежит к православной части нашего общества или причисляет себя к ней, а также то, что в жизни он руководствуется принципами общечеловеческой морали и нравственности – так мы понимаем, что перед нами не отъявленный негодяй, а «хороший человек».

Чаще всего эта фраза также означает, что церковной жизнью человек не живет (не молится, не ходит в храм, не участвует в церковных таинствах), хотя может быть знаком с православной традицией и время от времени заходить в храм поставить свечку или освятить кулич к Пасхе. Для него/нее вера и религия (под религией обычно подразумевается учение или некий свод правил Церкви, или сама Церковь как общественный институт) – это вещи, которые существуют автономно друг от друга. Религия представляется чем-то необязательным, навязанным и ограничивающим свободу человека жить так, как он хочет. Почему такая позиция не верна?

Ошибка 1: вера в Бога и отрицание необходимости религии как вероучения

Если мы хотим выучить и знать английский язык, то обращаемся к учебнику, либо к тому, кто знает язык сам и готов нас ему научить. В вопросах веры действуют те же самые принципы – без изучения того, в Кого и во что мы верим, без получения знаний от первоисточника, такая абстрактная вера может привести к заблуждениям, к суевериям и другим ее искажениям. На каждой Литургии христиане поют Символ веры – азы православного вероучения. Без знакомства с вероучением и без его осмысления невозможно добровольно исполнять то, к чему Бог призывает человека, то есть невозможно верить правильно. Поэтому недостаточно одного лишь признания факта существования Бога, а необходим непрерывный процесс Его познания. Не случайно сам Иисус Христос повелел апостолам идти и учить все народы (Мф. 28:20).

Когда мы говорим, что верим в Бога, знаем ли мы и понимаем ли, в какого Бога мы верим?

Среди людей, называющим себя верующими, нередко встречается мнение, что Бог у всех один (то есть разные религии по сути говорят об одном и том же, только разными словами). Это большое заблуждение, так как истина может быть только одна. И для верующего Бог – это живая и совершенно конкретная Личность – Иисус Христос, который и есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6).
Таким образом, если рассматривать религию как синоним вероучения, то очевидно, что она совершенно необходима, так как получить эти знания в оригинале можно только в Церкви и в Евангелии.

Ошибка 2: вера в Бога и религия как связь с Богом

Если обратиться к слову «религия», считается, что оно происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать» (это одна из самых популярных гипотиз происхождения этого слова). Кого с кем или что с чем религия пытается воссоединить? Христианское мировоззрение дает однозначный ответ – человека с Богом. То есть религия – это взаимоотношения Бога и человека, стремление восстановить утраченную в результате грехопадения связь между Богом и человеком. При таком понимании слова «религия» вера в Бога, что называется «в душе», содержит внутреннее противоречие, теряет всякий смысл и логику.

Ошибка 3: вера в Бога и христианская жизнь

Поскольку «верить» – это глагол, то когда мы говорим о том, что во что-то верим, это должно подразумевать какие-то последующие действия с нашей стороны. Ведь если мы верим в законы физики, к примеру, в закон всемирного тяготения (гравитацию), то вряд ли будем выпрыгивать из самолета без парашюта в надежде на то, что останемся парить в воздухе. Или если мы верим в то, что для хорошего здоровья необходимо здорово питаться, много двигаться и полноценно отдыхать, мы будем стараться это выполнять. В отношении веры в Бога можно сказать то же самое, тем более, что сам текст Библии говорит о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Неслучайно Свт. Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит о том, что залог прочности духовного дома человека – это и вера (как знание догматов), и правильная жизнь (дела).

Какова цель христианской жизни и как определить, что она идет в нужном направлении?

Большинству наверняка придут на ум общечеловеческие принципы: убивать нельзя, воровать плохо и пр. Если следовать только этим принципам, то может показаться, что живешь правильно. Однако христианское религиозное мировоззрение не ограничивается общепринятыми нормами морали и нравственности, а определяет критерии не только внешней, но и правильной духовной жизни; оно задает человеку гораздо более высокую планку – недостаточно просто избегать того, что и так запрещено уголовным законодательством большинства развитых стран, напротив, оно призывает к активным действиям – во всем поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы поступали с нами (Мф. 7:12). Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь, чтобы другие были к тебе снисходительны? Будь прежде сам снисходителен к другим.

Ошибка 4: вера в Бога и отрицание Церкви

Как человеку понять, в правильном ли направлении он движется? Ответ на этот вопрос можно получить, став членом единой общины – Церкви. Пожалуй, одним из самых частых аргументов, почему тот или иной «верующий» не ходит в храм и не живет полноценной церковной жизнью (свечи и куличи не считаются, простите), будет то, что для общения с Богом ему не нужен посредник (третье лицо в виде священника и пр.). Также оппонент может быть недоволен тем, что в Церкви «все за деньги», что священнослужители порой могут нагрубить или ошибиться, отнестись не так внимательно, как хотелось бы человеку, поэтому доверия к Церкви нет и отношение к ней соответствующее – как к чему-то не обязательному.

Такой подход избавляет от ответственности. Ведь если у кого-то заболит зуб, вероятно, он обратится к стоматологу. И если доктор нагрубит или не понравится еще чем-то, вряд ли после этого человек решит, что все стоматологи грубияны, и перестанем совсем лечить зубы. Но когда речь идет о Церкви, то мы забываем, что там находятся точно такие же люди. Да, предъявляемые ожидания к ним выше, но не надо забывать, что они не святые. Если же все-таки не перекладывать ответственность за свою жизнь на «плохую Церковь», то окажется, что неизбежно придется задавать себе очень неудобные вопросы и постоянно испытывать себя, сравнивая с тем путеводителем, который дан нам Христом в Евангелии, которое, как мы уже выяснили, необходимо изучать от Первоисточника, то есть в Церкви.

Владислава Попова @milivladi

Вам могут также понравиться статьи:

Зачем нужна церковь?

Злой поп

Докажите Бога

Я ничему не верю

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.