Явление Христа народу картина

«Явление Христа народу» – описание картины Александра Андреевича Иванова

Краткое описание картины «Явление Христа народу» Иванова впервые дает Н. В. Гоголь, именно из его письма русская общественность впервые узнает о ней. До этого она была доступна лишь для людей, которые жили в Италии. Все хотели посмотреть на полотно, но на протяжении 10 лет двери мастерской художника были заперты для посетителей.

Биография Иванова

Александр Иванов был рожден в семье художника в 1806 г. Проходил учебу в Императорской Академии Художеств. За успехи в изобразительном искусстве, будучи еще юношей, он получает множество медалей и похвальных отзывов. После «Общество поощрения художников» решило отослать Иванова в Рим, чтобы он совершенствовался в искусстве.

Именно тут художник и написал свой грандиозный шедевр «Явление Христа народу». Это сочинение Иванова на тему религии в Италии получило большой успех. Но вот в России полотно встретили вначале холодно.

Лишь прогрессивные люди, дискутируя возле холста, признали в картине великий образ абсолютно нового направления в живописи. Через короткий промежуток времени после демонстрации произведения Иванов заражается холерой и умирает.

После чего император Александр Второй за 15000 р. выкупает картину. В дальнейшем она переезжает в Москву, где попадает в Третьяковскую галерею. Холст расположен там и сегодня.

Тема произведения

Иванов долго вынашивал идею нарисовать картину, которая изображает явление Мессии. Читая Евангелие, он решил написать полотно с библейским сюжетом. До этого такая тема в живописи использовалась итальянским художником Доменико Гирландайо в картине «Крещение святым Иоанном Христа».

Больше 20 лет продолжался труд художника. За несколько лет до этого он нарисовал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Прежде чем приступить к написанию шедевра, Иванов нарисовал около 650 этюдов. Он упорно подбирал прототипы персонажей картины среди знакомых и обычных людей на улицах.

Каждый образ, как считал художник, должен представлять собой огромный мир с тяжелой судьбой. Трудясь над шедевром, он много раз менял изначально придуманную им композицию. В этом случае он отрекается от правил академической живописи. В свойственном лишь ему стиле Иванов реалистично изображает лица всех персонажей, передавая эмоции. Значительных успехов он также добивается в передаче объемности.

Описание полотна

На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.

В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние. Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства. Так сильно впечатляют его слова пророка.

Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.

Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.

Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.

Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.

Фигура Пророка

Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.

У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.

Это Иисус, которого продолжительное время ожидали последователи Иоанна. В руке Пророк держит крест, символизирующий новую веру.

Изображение Иисуса

Основная фигура этой картины — Иоанн Креститель. При этом Христос показан вдалеке. Но автор не преуменьшает его значимость в композиции. Художник представляет Иисуса как человека в обычной одежде. Но все в этой фигуре указывает на «сына Божьего»: и величественный шаг, и таинственность контуров, которая контрастирует с горными очертаниями.

Разглядеть лицо Христа практически невозможно, поэтому неясно, какие эмоции находятся на нем. Кажется, что здесь присутствует все: величие, покой, умиление, отрада. Фигура Иисуса выразительна и при этом неясна и размыта. Мессия несет загадочность и необъяснимость.

Это такая задумка художника. Он показал Мессию так по нескольким причинам:

  • Он решил акцентировать не лицо и фигуру Иисуса, а реакцию толпы на явление Христа.
  • Непосредственно христианство в те времена людям казалось таким же загадочным и необъяснимым.
  • Краткий анализ

    Аудитория не сразу смогла понять идею художника, глубокий смысл, который заложен в картине. Потому эту работу вначале приняли холодно. Зрители привыкли видеть везде героизм, в любой его форме. А тут автор нарисовал настоящих людей с их реальными эмоциями. Для общества это было абсурдом! Этого в живописи публика еще не видела.

    Проводя кратко анализ, можно выделить, что пытался показать автор в своей картине. А именно: как много всевозможных переживаний и чувств бывает у людей, которые готовятся к одному из главных событий в их жизни.

    В каждом персонаже композиции — огромный мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний. Смотря на любого героя, можно легко представить, чем живет конкретный человек, какой он религии, какой его внутренний мир.

    Судьба картины

    В 1857 г. работа над большой картиной завершилась. Размеры полотна потрясают: 5,4×7,5 м. В 1858 г. художник решил поехать в Питер, чтобы показать шедевр зрителям. Деньги на перевоз масштабной картины дала княжна Елена Павловна. Выставка этюдов проходила в Академии Художеств.

    Это полотно не было однозначно оценено. Официальные лица отнеслись очень холодно. Но на общественность оно смогло произвести огромное впечатление. Прогрессивная молодежь той эпохи признала в Иванове талантливого художника, который открыл новый прием в искусстве. Спустя 1,5 месяца после демонстрации картины художник умирает от холеры.

    Через 2 часа после его смерти Царь Александр II покупает шедевр за 15 тыс. р. Это была приличная сумма на то время. Он ее пожертвовал Румянцевскому музею. Для этой большой картины был построен отдельный павильон. В 1925 г. Румянцевский музей распускают. Полотно передается в Третьяковскую галерею.

    Интересные факты:

  • Это полотно — отчет художника за государственный пансион в Италии. За границу его отправили на 4 года для совершенствования в живописи. Но Иванов сумел растянуть «стажировку» на 20 лет, работая над шедевром «Явление Христа народу».
  • Для одной из фигур позировал Гоголь. Это купающийся человек, который находится ближе к Иисусу. На большой картине сходство практически не видно. Но на этюдах оно присутствует.
  • Старик с левой стороны находится в набедренной повязке белого цвета, но на отражении она кажется красной.
  • Среди центральных фигур виден странник с посохом в широкой серой шляпе, так автор нарисовал сам себя.
  • Последние дни жизни Иванова были наполнены отчаянием и унижением. Известно, что ему не выплатили обещанный гонорар за картину. Ценители искусства критиковали ее. После смерти художника император милостиво наградил его орденом Св. Владимира.
  • Основную часть времени мастер работает над картиной в Италии. Что удивительно, шедевр так и не был завершен. Это обусловлено прогрессирующим заболеванием глаз художника, а также изменением его миропонимания. В конце работы живописец разуверился, что религиозная проповедь, которая несет истину с помощью искусства, поспособствует преображению людей. Однако и в этом незавершенном виде картина представляет собой уникальный шедевр классического монументализма.

    Предыдущая Культурология»Мона Лиза» — описание картины Леонардо да Винчи

    «Явление Христа народу» — картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти


    «Явление Христа народу». (1837-1957). Фрагмент. Александр Иванов.

    Иванов Александр Андреевич (1806 — 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа «Явление Христа народу», в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.

    Иванов Александр Андреевич — русский художник.

    Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.

    «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». (1835).

    В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834—1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

    «Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

    Успех вдохновил мастера и он безотлагательно взялся за «Явление Христа народу». Кропотливый труд живописца затянулся более чем на 20 лет (1837—1857), и только в мае 1858 года Иванов решает везти гигантское полотно в Санкт-Петербург. Выставка картины и всех этюдов с натуры, а было их около 600, проводилась в Академии Художеств и произвела противоречивое впечатление на посетителей.

    Надгробный памятник А.А. Иванова.

    Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
    Иванова — ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.
    На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что «автор сделал свое дело — автор может уходить». Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.


    «Явление Христа народу». (1837-1957). Александр Иванов.

    Спустя несколько часов после смерти живописца это грандиозное творение приобрел император Александр II за пятнадцать тысяч рублей, отдав распоряжение соорудить для него павильон в Румянцевском музее. А все эскизы выкупил Павел Третьяков. После революции 1917 года в 20-х «Явление Христа народу» было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

    «Явление Христа народу» (1837 — 1857) — зашифрованное послание современникам

    Это полотно — Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь — в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал «донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи».
    Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.
    На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане — Иоанн Креститель, на втором — Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


    «Иоанн Креститель и апостолы». Фрагмент.

    Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.

    «Христос». Фрагмент

    Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.

    «Римские кавалеристы» Фрагмент.


    «Дрожащие». Фрагмент.


    «Раб и господин». Фрагмент.

    В центре — богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».

    «Старик и юноша». Фрагмент.

    Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.

    «Книжники и фарисеи». Фрагмент.

    Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.

    «Ближайший ко Христу». Фрагмент.

    Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.


    «Мужчина с посохом». Фрагмент.

    В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.

    «Люди за деревьями. Фрагмент».

    Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

    Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.


    «Явление Христа народу». Фрагмент. Александр Иванов.

    Исследование показало, что «…радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя — пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте.»
    Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896), которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: