Юлианский календарь, что это?

Нам необходимо помнить свою историю, и идти по своему пути.

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём.

Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль». Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях.

Безусловно, это расширяет наш кругозор.Давайте расширим свой кругозор.

Но, чтобы кругозор стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов — Даарийскому Круголету Числобога, по которому ещё не так давно жили наши Предки.

Ныне этим календарём пользуются только Староверы — представители самой древней Славяно-Арийской Веры — Инглиизма.

Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр 1 своим Указом ввёл на территории Руси иностранный календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа.Реформа календаря украла (как минимум) 5500 лет нашей истории.

А на Руси в то время шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Принято считать, что это нововведение Петра 1 было прогрессом для России, приобщением её к «европейской культуре».

Но совершенно не говорится о том, что император не просто поменял календарь, он фактически «украл», как минимум(!). пять с половиной тысяч лет нашей истинной истории.

Ведь под событием, от которого вёлся отсчёт лет — Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г, до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально; подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая).

Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу.

Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.

От каких событий велось летоисчисление?

Возникает естественный вопрос: а от какого же события велось летоисчисление до Сотворения Мира в Звёздном Храме?

Ответ очевиден — от более раннего значительного события.

Более того, параллельно могли вестись отсчёты лет от разных событий. Именно так, с упоминания нескольких временных отрезков и начинались древние летописи.

Для примера приведём несколько датировок нынешнего 2016 года от RX:

— Лето 7524 от Сотворения Мира в Звёздном Храме

— Лето 13024 от Великого Похолодания

— Лето 44560 от Сотворения Великого Коло Рассении

— Лето 106794 от Основания Асгарда Ирийского

— Лето 111822 от Великого Переселения из Даарии

— Лето 143006 от периода Трёх Лун

— Лето 153382 от Асса Деи

— Лето 185782 от Времени Туле

— Лето 604390 от Времени Трёх Солнц и т.д.

Очевидно, что в контексте современной «официальной» хронологии эти датировки выглядят просто фантастическими,

Но для самостоятельно мыслящего человека, интересующегося древним Культурным наследием народов Земли, такие «пропасти лет» не выглядят столь уж пугающе.

Ведь не только в Славяно-Арийских Ведах, но и в довольно многочисленных дошедших до нас памятниках письменности по всей Земле упоминаются ещё куда более продолжительные отрезки исторического времени,

На эти же факты указывают и непредвзятые археологические и палео-астрономические исследования.

Также очень интересно будет вспомнить, что в допетровские времена на Руси для обозначения численных величин использовались не цифры, как сейчас принято, а буквицы титлованные, т.е. славянские буквы со служебными символами.

Что «исправили» Кирилл и Мефодий?

А так как календарь-это традиция письменная (попробуйте-ка устно вести и передавать из поколения в поколение столь сложный и динамичный массив информации), то очевидно, что до времён Петра I письменность на Руси уже существовала, по меньшей мере(!) семь с лишним тысяч лет.

Однако считается, что письменность была «изобретена» специально для нас, «безграмотных», двумя греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые лишь добавили в нашу азбуку несколько греческих букв вместо непонятных им дифтонгов.

И, скромно говоря, вызывает удивление всё нарастающая помпезность при проведении ежегодных «кирилло-мефодиевников» и «дней рождения» «славянской» письменности. В настоящее время, коль скоро мы пользуемся современным календарём (от Р.Х.), то правильнее будет его применять только для событий последних трёхсот лет.

А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года, Иначе возможно неправильное толкование нашей истории, культуры, традиций и обычаев.

Вызывает искреннее сожаление датировка допетровских событий в современных учебниках,

Например, годом Ледового побоища на Чудском озере называют 1242 год, а в то время на Руси шёл 6750 год.

Или, например, годом крещения Киева считают 988 год от рождения Иисуса Христа.

Но в Киеве тогда отметили Лето 6496 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Братья и сестры, давайте помнить наше прошлое, искать его, если злые умы специально его от нас прячут.

Славяне — великая расса.

Главное различие Юлианского и Григорианского календаря, состоит в том, что в Юлианском календаре високосный год считается кратным 4, тогда как в Григорианском календаре, високосным годом считается год, который кратный 4, исключая кратные 100, кроме кратных 400, которые являются високосными.

Система, которую мы используем, чтобы ответить на вопрос, какая сегодня дата, известна как — календарь. Календарь, который используется сегодня почти во всем мире, известен как Григорианский календарь. Эта календарная система была заимствована из более раннего Юлианского календаря, который использовался с 45 г. до н.э. до 1582 г. Хотя оба эти календаря являются христианскими, многие люди не знают различий между двумя этими календарями. В данной статье мы найдём эти различия.

Что такое Юлианский календарь

Юлианский календарь — это календарь, который был представлен миру Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Он заменил использовавшийся в то время Римский календарь. Это был календарь, который был близок к фактической длине года, но было обнаружено, что он отставал от фактического солнечного года около одного дня за период 128 лет.

Юлианский календарь

В итоге на 1582 год н.э., юлианский календарь фактически отставал на 10 полных дней от фактической даты, определяемой циклическим обращением Земли вокруг Солнца. Чтобы реформировать календарь, папа Григорий XIII ввел григорианский календарь в 1582 году, который медленно и постепенно был принят католическими странами по всему миру.

Когда Юлий Цезарь завоевал Египет в 48 г. до н. э., он почувствовал необходимость в календарной реформе. Календарь, который он ввел, делил год на 12 месяцев и содержал 365 дней с дополнительным днем каждый четвертый год (високосный год), чтобы учесть фактическую продолжительность солнечного года 365,25 дней. Этот один день добавлялся в конце февраля и в таким образом в високосный год в феврале было 29 дней.

Ещё, интересный вопрос, почему в России празднуют старый новый год с 13 на 14 января. Старый новый год — это новый год по старому стилю, то есть новый год по Юлианскому календарю. Как мы уже знаем в 1582 году, а именно 4 октября, был введён Григорианский календарь. Сразу же после введения было пропущено 10 дней и после 4 октября 1582 года наступило 15 октября. Так как на сегодняшний день, а это 2020 год, прошло 3 раза по 128 лет после 1582 года, надо добавить ещё 3 дня. В итоге, в 2020 году Юлианский календарь отстаёт от Григорианского календаря на 13 дней, и старый новый год отмечается в ночь с 13 на 14 января. Когда пройдёт ещё 128 лет, Старый новый год будет праздноваться с 14-на 15 января, а это будет начиная с 2101 года.

Что такое Григорианский календарь

Григорианский календарь был впервые введен в 1582 папой Григорием XIII — так календарь получил свое название. Однако работа по реформированию календаря началась еще во времена папы Павла III, и предложения известного в то время, астронома Клавиуса, были учтены, когда Григорианский календарь был принят католической Церковью.

Григорианский календарь содержит 97 високосных лет на 400 лет

Этот календарь был введён многими странами, из-за того, что в юлианском календаре полный год составляет 365,25 дней. На самом деле, при вычислении полного года, основываясь на среднем времени между весенними равноденствиями, юлианский календарь фактически получался на 11 минут меньше. Таким образом, юлианский календарь во многих странах стал неточным для вычисления времен года и самого важного дня для христиан — Пасхи, и поэтому в этих странах внесли изменения в свой календарь.

Григорианский календарь смог компенсировать эту 11-минутную разницу, сделав годы, делимые на 100, не високосными, кроме тех, которые кратны 400. Это означает, что, например, 2100 год не будет високосным, тогда как в формате юлианского календаря он будет високосным. Таким образом, разница в двух форматах календаря, кажется, не очень глубокая. Однако историки, писатели, статистики и специалисты по погоде, например, очень хорошо осведомлены о любых изменениях в календарях и датах.

Большинство стран сегодня используют григорианский календарь. Периоды времени варьируются в зависимости от того, когда страны перешли от юлианского в григорианский календарь. Например, Испания, Италия и Франция переключились в 1582 году. Великобритания не переходила на григорианский до 1752 года. Другие страны не переходили до более поздних времен — Греция, например, использовала юлианский вплоть до 1922, а Саудовская Аравия перешла на григорианский календарь только в октябре 2016 года.

Многие люди задаются вопросом, почему Россия не переключилась на григорианский календарь, когда остальная часть Европы сделала это. Считается, что Россия не переходила, из-за того, что этот календарь был введен римско-католическим папой. В итоге Россия осуществила переход на григорианский календарь только в 1918 году.

В чем разница между юлианским и григорианским календарями?

  • В юлианском календаре было пропущено 10 дней, а день, следующий за 4 октября, когда был принят Григорианский календарь, был назначен как 15 октября 1582 года.
  • В Юлианском календаре високосные года являются годами, кратными 4, а в Григорианском календаре было принято, что високосный год может быть годом, делящимся на 4, кроме тех, которые кратны 100, но исключая кратные 400, которые являются високосными.
  • Григорианский календарь ввел новые правила для определения даты Пасхи.
  • В то время как день до 25 февраля был выбран для добавления дополнительного дня в високосном году по юлианскому календарю, он был принят за день после 28 февраля по Григорианскому календарю.

Заключение

В Юлианском, также как и Григорианском календаре, в году 365 дней и раз в четыре года в нём 366 дней в году. Этот год в обоих календарях называется високосным. Основное различие между Юлианским и Григорианским календарём, заключается в том, что в Юлианском календаре високосный год считается кратным 4, тогда как в Григорианском календаре високосным год считается кратным 4 исключая кратные 100, кроме кратных 400, которые являются високосными. В результате этой разницы Юлианский календарь обгоняет фактический солнечный год, рассчитанный на основе среднего времени между весенними равноденствиями, на 1 день за каждые 128 лет, а Григорианский календарь быстрее, чем реальный солнечный год на 1 день за каждые 3030 лет.

Сегодня календари не только служат удобным напоминанием текущей даты, дня недели, праздничного события, но и выполняют имиджевые, декоративные функции, являясь украшением интерьера дома, квартиры или офиса. Данный вид полиграфической продукции очень популярен и в корпоративной культуре, и в сфере рекламы, и в частной среде.

На рынке календари представлены в огромном ассортименте. Изделия различаются дизайном, тематикой, форматом, размером, типом. Какие же бывают календари? Давайте разберемся.

Основные форматы календарей

Оптимальный формат календаря в первую очередь определяется сферой и спецификой его использования. По способу применения выделим следующие основные виды печатных материалов:

  • Настенные календари
  • Настольные календари
  • Карманные календари
  • Необычные календари

Миниатюрные изделия удобно носить с собой в кармане, визитнице или органайзере. Настенные и настольные календари всегда перед глазами в офисе, в домашнем кабинете или любом другом удобном месте. А вот переносные креативные печатные изделия – отличный сувенир, рекламный атрибут и средство привлечения внимания, например, к выставочному стенду.

1. Настенные календари

Настенные календари разнообразны. Они изготавливаются в виде перекидных изделий, плакатов, постеров, могут быть отрывными. Наиболее востребована полиграфическая продукция формата А4 и А2, но теоретически настенный календарь может иметь любые размеры. Типовой диапазон, в рамках которого многие типографии Москвы готовы изготовить изделие, варьируется от А5 до А1.

Настенные календари представлены в широком ассортименте, при их изготовлении используются различные материалы: от множества видов бумаги до картона, пластика, дерева, пленки, холста. Такое разнообразие позволяет дизайнерам создавать настенные шедевры, ничуть не уступающие по декоративности настоящим произведениям искусства.

2. Настольные календари

Настольный календарь – неизменный спутник работающего человека, студента, школьника. Он привычен, удобен, компактен. Такой календарь прекрасно справляется с функцией исчисления времени. Также он может служить предметом декора. Особенно это касается изделий нестандартной формы, фактуры и дизайна.

В практических целях чаще всего используются календари 200х110 мм и 150х150 мм. По индивидуальному заказу полиграфическая продукция может изготавливаться любого формата.

3. Карманные календари

На современном рынке профильной полиграфии представлено два типа карманных календарей. Стандартный имеет формат 100х70 мм. Мини-версия с параметрами 86х54 мм идентична по размеру визитке, любой банковской или дисконтной карте. Такой календарь без труда помещается в портмоне, кошелек, визитницу.

Дизайн карманного календаря, как правило, двухсторонний. Данный формат предусматривает использование стандартной календарной сетки и одной картинки / коллажа. Также допустимо наличие рекламного текста.

4. Необычные календари

Нестандартные форматы календарей предусматривают неограниченное количество дизайнерских идей, размеров, материалов. Изделия могут быть статичными и динамичными, отрывными и перекидными, крупногабаритными и миниатюрными, плоскими и объемными. Нередко креативные календари изготавливаются в виде фигур, многие из них – складывающиеся. Особой популярностью пользуются многоугольники, различные 3D-фигурки.

К необычному формату также относятся изделия категории «стерео-варио». Их особенностью является полноцветное объемное изображение.

Основные виды календарей

Большое разнообразие календарей дает возможность точно подобрать тип и формат полиграфической продукции в первую очередь для решения рекламно-маркетинговых задач. По виду исполнения выделим:

  • Перекидные календари
  • Календари-плакаты (листовые календари)
  • Отрывные календари
  • Магнитные календари
  • Фотокалендари
  • Планинги / бизнес-календари
  • Календари-домики
  • Календари «трио», «моно»
  • Книги-календари

5. Перекидные календари

У полиграфической продукции данной категории есть несколько преимуществ. Во-первых, не крупный формат. Во-вторых, доступная стоимость. В-третьих, вариативность дизайна.

Перекидные календари настенного и настольного типа удобны в использовании, а также многофункциональны. Они могут быть корпоративными, сувенирными, рекламными, подарочными, приуроченными к конкретному празднику либо событию. Для перекидных страниц изображения подбираются в соответствии с тематикой.

6. Календари-плакаты / постеры

Сетка исчисления времени делает классические листовые календари (постеры, плакаты) практичными и востребованными. Такая полиграфическая продукция в большинстве случаев предпочтительнее обычного постера. Часто календари-плакаты выполняют рекламную функцию. Также на данном виде изделий нередко изображаются красивые пейзажи, животные, портреты знаменитостей и пр.

7. Отрывные календари

Отрывной календарь знаком каждому. Его страницы соответствуют дням и датам. Как правило, отрывные календари выпускаются с тематическим или свободным информационным наполнением. Каждый лист содержит дату, картинку и текстовый компонент.

8. Магнитные календари

Календарь-магнит – относительно новый вид профильной полиграфической продукции. Он миниатюрен, имеет привлекательный внешний вид. Разместить магнитный календарь можно на любой железной поверхности: от дверцы холодильника на кухне до школьной или офисной магнитно-маркерной доски.

9. Фотокалендари

Фотокалендарь с индивидуально подобранными фотографиями – отличный выбор в качестве подарка. Его декоративность переоценить сложно. Формат фотокалендаря может быть любым. Популярностью пользуются плакаты, настольные и настенные перекидные календари, календари-книжки.

Для заполнения полиграфического изделия могут использоваться как обычные изображения, так и фото с дизайнерским оформлением (рамками, текстом, декоративными элементами и др.).

10. Планинги / бизнес-календари

К практичности бизнес-календаря предъявляются высокие требования. На 100% им соответствует современный планинг. Он содержит типовую календарную сетку, зону для отметки важных дат, блок с отрывными листами или клеящимися стикерами. Некоторые модели планингов предусматривают возможность замены блока для записей. Что касается формата, бизнес-календарь может быть как настольным, так и настенным.

11. Календари-домики

Домик – самый распространенный вид настольного календаря. Он часто используется в качестве рекламного продукта. Преимущество в том, что календарь-домик, разместившись на рабочем столе, постоянно находится перед глазами сотрудника, бизнес-партнера, клиента или контрагента. Также изделие отличается удобством, компактностью и низкой ценой.

12. Календари «трио», «моно»

«Трио» и «моно» – разновидности квартального календаря, которые выпускаются в настенном формате. Полиграфические изделия различаются структурой. «Моно» имеет шапку (шпигель) и один численник, в котором указаны даты на месяц. «Трио» включает шпигель и три численника – по одному на каждый месяц квартала.

13. Книги-календари

Календари книжного формата – чемпионы по информационному наполнению. В них обычно очень подробно описывается тематика, которой они посвящены. В книжном формате выпускаются такие распространенные типы календарей, как солнечный и лунный. Также в виде книг нередко бывают представлены различные древние календари, имеющие не столько практическое, сколько историко-философское значение.

Виды календарей дат

Календари различаются не только форматами, конфигурацией и структурой. Их принято классифицировать по принципу отображения дат. Различают:

  • Событийные календари
  • Ежемесячные календари
  • Годовые календари
  • Ежедневные календари
  • Квартальные календари
  • Производственные календари

В одних полиграфических изделиях упор сделан на события и праздники, в других – на непосредственно исчисление времени.

14. Событийные календари

В событийном календаре систематизирован перечень мероприятий, которые запланированы к проведению в стране, регионе, городе, районе, отдельно взятой организации и др. Каждое из этих событий может кратко описываться. Событийный календарь нередко предусматривает зоны для пометок на каждую дату.

15. Ежемесячные календари

Ежемесячный календарь – удобный вариант для офисного и домашнего использования. Обычно он отличается достаточно крупным шрифтом, что позволяет легко отслеживать даты и дни недели.

16. Годовые календари

Годовой календарь – нестареющая классика. Он может быть настенным, настольным, листовым, перекидным, отрывным и т. д. Особой популярностью и в практическом, и в рекламном отношении пользуются карманные годовые календари. Полиграфические изделия плакатного типа имеют один недостаток – они не предусматривают возможность изменения картинки, поэтому нередко приедаются. Что касается практического применения годовых календарей, следует отметить контроль большого временного периода.

17. Ежедневные календари

Ежедневный календарь незаменим для тех, кто любит изучать информацию о предстоящих сутках. Такие полиграфические изделия могут содержать гороскоп, данные о дне лунного цикла или выпавших на конкретную дату праздниках (государственных, церковных, профессиональных). В ежедневных календарях наличие дополнительного информационного компонента всегда приветствуется.

18. Квартальные календари

Квартальные календари оптимальны и для офиса, и для дома. Изделия представлены в разных форматах. Они удобны для контроля дат, планирования важных дел, изучения определенного временного периода, произведения различных расчетов и др. Особенно удобны модели с ползунком, подсвечивающим/выделяющим актуальную дату.

19. Производственные календари

Производственный календарь незаменим в любой крупной организации. Он содержит нормы рабочего времени на предприятии, информацию о коротких, праздничных днях и пр. По индивидуальному заказу могут изготавливаться модели с указанием норм действующего трудового законодательства.

Виды тематических календарей

Тематика современных печатных календарей не имеет границ. Подобрать полиграфическую продукцию можно для любого события, мероприятия, места, бренда. Выделим:

  • Корпоративные календари
  • Школьные календари
  • Свадебные календари
  • Праздничные календари
  • Семейные календари
  • Церковные календари

Тематический календарь – это всегда соответствующее оформление, выделение определенных дат, максимально удобный формат.

20. Корпоративные календари / фирменные календари

Корпоративный календарь – разновидность брендированной полиграфической продукции с практическим и рекламным компонентом. Изготавливаются такие фирменные изделия для внутреннего использования и применения в рекламных акциях, на промомероприятиях. Особенностью данного календаря является его строгое соответствие корпоративному стилю компании. Особое внимание уделяется выбору цветов, месту размещения логотипа и слогана. Главная задача корпоративного календаря – внешнее и внутреннее продвижение бренда.

21. Школьные календари

Школьный календарь – это перечень учебных, важных, торжественных и праздничных дат. Для него используется особая календарная сетка. Начинается школьный календарь 1 сентября, а вот дата его окончания зависит от продолжительности учебного года в конкретном образовательном учреждении. В оформлении календаря обычно используются тематические картинки, фотографии, художественные элементы.

22. Свадебные календари

Свадебный календарь – отличный подарок как молодоженам, так и уже супругам на годовщину памятного события. Хронометраж такого изделия, как правило, соответствует стандартному, а вот подсветка дат отличается. Особое внимание в свадебном календаре уделяется памятным датам конкретной семьи: от даты знакомства и дней рождения супругов до даты бракосочетания, венчания и т. п. В оформлении могут использоваться семейные фотографии, тематические цитаты, афоризмы, полезные советы для жены, мужа.

23. Праздничные календари

В праздничном календаре в фокусе находятся соответствующие даты. Выделяются дни государственных, международных, профессиональных и других праздников. Часто присутствует краткое описание каждого события. Также календарь может содержать дополнительную информацию: связанные с праздниками приметы, традиции, рекомендации по празднованию и т. п.

24. Семейные календари

Семейный календарь содержит стандартную сетку с выделением особо важных дат. Их количество может быть разным. Подсвечивать принято семейные праздники, дни рождения. Также могут быть выделены планирующиеся события (дата начала ремонта, отпуск и др.).

25. Церковные календари

Не запутаться в датах и не пропустить религиозные праздники помогает специализированный церковный календарь. Его формат пользователь выбирает на свое усмотрение. Церковный календарь заметно отличается от обычного. Все дело в иной датировке. Стандартным считается григорианское летоисчисление, однако православная церковь продолжает использовать юлианское.

Размеры календарей

Технологии полиграфии активно развиваются. Сегодня практически отсутствуют ограничения по размерам рекламно-информационных материалов. Современные типографии могут изготавливать как миниатюрные изделия, так и широкоформатные образцы. Говоря о размерах, выделим следующие виды календарей:

  • Стандартные (типовые) календари
  • Нестандартные календари

Теоретически размер календаря может быть любым, на практике же используются несколько наиболее удобных вариантов.

26. Стандартные (типовые) календари

Стандартный размер календаря значительно отличается в зависимости от формата изделия. Самые распространенные настольные модели имеют параметры 210х100 мм. Среди настенных календарей популярностью пользуется несколько форматов:

  • А2 (594х420 мм)
  • А1 (841х594 мм)
  • А0 (1189х841 мм)
  • А3 (420х297 мм)

Типовой размер для квартальных календарей – 297х210 мм. Карманные модели обычно имеют параметры 100х70 мм. Магнитные календари тоже выпускаются преимущественно стандартных размеров: 85х75 мм и 75х130 мм.

27. Нестандартные календари

Нестандартные календари – недешевое воплощение любых фантазий заказчика. При изготовлении изделий производители не ограничены выбором конкретного размера бумаги, картона или любого другого материала. На заказ могут быть сделаны как миниатюрные модели в несколько сантиметров, так и крупногабаритные образцы.

Таблица видов календарей

Форматы Основные виды Виды по датам Тематика Размеры
Настенные календари Перекидные календари Ежедневные календари Праздничные календари Стандартные календари
Настольные календари Календари-плакаты Ежемесячные календари Школьные календари Нестандартные календари
Карманные календари Отрывные календари Квартальные календари Семейные календари
Необычные календари Магнитные календари Годовые календари Свадебные календари
Фотокалендари Событийные календари Корпоративные календари
Планинги / бизнес-календари Производственные календари Церковные календари
Календари-домики
Календари «трио», «моно»
Книги-календари

Рассказывает преподаватель КДАиС архимандрит Назарий (Омельяненко)

— Каким образом юлианский календарь попал в нашу Церковь, почему мы до сих пор им пользуемся и не переходим на другой? Для простого обывателя это вопрос, на который он часто не может найти ответ…

— Церковь стала пользоваться календарем, начиная с IV века. До этого все древние народы пользовались так называемыми «умными календарями». Если взять египетские, китайские, индийские календари, то они фактически были связаны с фазами Луны, прежде всего с разливами рек, т.к. это природное явление непосредственно зависело от фаз планеты. Чтобы успешно заниматься земледелием, люди все высчитывали, и к этому привязывали свою деятельность.

Давно известный факт, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь ввел новый календарь, который начинал свой отсчет с 1 января. Александрийские астрономы – это Египет – пришли к выводу, что важнее высчитывать весеннее и осеннее равноденствие и в соответствии с этим планировать свою земледельческую жизнь. Так возник солнечный календарь, к которому стали привязываться все следующие исчисления в Римской империи.

Христианство, которое зародилось в I веке, было уже подчинено этому календарю, поскольку империя жила по нему. И в первые три века, когда были гонения на христианскую Церковь, даже праздников как таковых не было. Первые христиане тогда просто совершали богослужения и свято хранили воскресный день, среду и пятницу как определенные дни страстей Христовых. Праздников, привязанных к календарю — как мы сейчас празднуем Благовещение, Рождество, — не было. Устанавливать и привязывать праздник к конкретному дню стали в IV веке. Именно тогда Первый Вселенский Собор, а это 325 год, впервые провозгласил, что все христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному календарю – юлианскому. Это становится общей канвой всего православного мира – порядок богослужений и порядок самих праздников. Именно с IV века устанавливаются богослужебные тексты, святые отцы начинают устанавливать праздники, писать к ним церковные тексты, праздновать в той традиции, как мы наблюдаем это сегодня.

В чем заключается разница григорианского и юлианского календарей? На Западе в XVI веке были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Власть Папы в то время была очень сильной, поэтому ни королевским, ни императорским указом, а именно папской буллой вводится григорианский календарь.

Когда говорят об Украине, а часть ее на тот момент была в составе Речи Посполитой, то эти земли тоже перешли на григорианский календарь. Но было одно но… Украина была православная и всячески упиралась процессу католицизма. Уния была придумана в 1596 году как аналог Православия с римской догматикой. Поэтому говорить в полной мере о том, что Украина в составе Речи Посполитой перешла на григорианский календарь в том же 1582 году, нельзя. Для простого населения было очень важно сохранить свою православную идентичность, а переход на григорианский календарь — это один из шагов на пути к католицизму. И несмотря на то, что уния насаждала свою веру, народ восточной части Речи Посполитой – Украины отказался переходить на новый стиль.

Интересный факт: в 1583 году Папа пишет письмо Константинопольскому патриарху Иеремию II с предложением: поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, для идентичности документации и т.д. перейти на единую систему летоисчисления – новый стиль, григорианский. В том же 1583 году Патриарх Константинопольский собирает Собор в Константинополе с приглашением Иерусалимского патриарха, где осуждается новый стиль. Акты этого Собора интересны – в них присутствуют некоторые утверждения, даже в некотором роде неожиданные, например, что люди, которые будут следовать этому календарю, не смогут спастись. Но пройдет немного времени — 400 лет с не большим, и Константинополь все-таки перейдет на новый стиль. Но григорианский календарь тоже имеет свои неточности, и в конце XIX — в начале XX века сербские астрономы установят, что все исчисления юлианского и григорианского имеют доли расхождений, которые мы не замечаем, но если взять 5-10 лет как временной отрезок, то набегают определенные дни разницы… Они высчитали, что григорианский календарь соответствует фазам Солнца, но с 2800 года он будет иметь существенные недостатки. И поэтому был предложен новый юлианский календарь, который полностью совпадает с григорианским именно до 2800 года, а после будет иметь более точное летоисчисление.


— Сейчас им пока никто не пользуется…

— Вот этот момент очень интересный. Вся Западная Церковь живет по григорианскому календарю. Восточная Церковь, Православная, до начала ХХ века жила по юлианскому календарю. И начиная с 20-х годов XX века Православная Церковь стала переходить на новый юлианский, а не григорианский календарь. После 2800 года юлианский устранит недостаток григорианского календаря, который не смогли учесть в XVI веке. А так есть три календаря: юлианский, григорианский, новоюлианский.
— Наша Церковь сейчас живет по какому календарю?

— Церковь живет по юлианскому. Всё связано с политикой. Вспомним, что конец XIX в. — начало XX в. — это распад Османской, Австро-Венгерской, Российской империй. Начинаются национальные движения, и в свете этого каждый народ пытался «прорубить» окно в Европу, в том числе перейти на общепринятые меры – веса, километража, календаря. То же самое происходит и в Константинополе. В Стамбуле на то время большая империя распадается. Фактически отделяются Югославия, Болгария, Греция, образовывается Турецкая Республика. Все это опять актуализировало вопрос об установлении определенной унификации с Западом.

Это произошло по многим позициям: были пуды — перешли на килограммы, были мили – перешли на километры. Возник вопрос о календаре. В Стамбуле турецкой властью был поднят вопрос о переходе на новый стиль, идентичный с Европой, и в 20-х годах государство решилось на это. В 1923 году патриарх Мелетий начал движение о переходе Константинопольской Патриархии на новый новоюлианский стиль. Все Православные Церкви переходили на новоюлианский стиль, кроме Финской, которая перешла на григорианский. Повторюсь, до 2800 года – это один стиль с григорианским, но Церковь перешла на новоюлианский, чтобы в перспективе убрать недостаток григорианского календаря.
— А вот 13 дней разницы…

— Это между григорианским и юлианским календарями. Григорианский и новоюлианский — идентичны.

— Но мы пока по новоюлианскому не живем…

— Фактически да. Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская Церкви живут по юлианскому календарю. Все остальные Церкви в начале ХХ века начали переходить на новоюлианский календарь. Константинопольская Церковь перешла на новый стиль в 1924 году, за ней пошли болгары, греки… Даже Русская Церковь указом Святейшего Патриарха Тихона 15 октября 1923 года перешла на новоюлианский стиль. Но продолжалось все это до 8 ноября 1923 года – 24 дня. Народ нововведение не принял. И указом того же Патриарха Тихона был возвращен юлианский календарь.

Есть в Православном мире Финская Автономная Церковь, которая сейчас находится в составе Константинопольского Патриархата. Так вот она живет по григорианскому календарю. Следует указать на один очень существенный момент – юлианский календарь, когда он был христианизирован в IV веке, вобрал в себя все православные традиции – как праздники солнечного календаря, так и лунного. У нас есть праздники подвижные и неподвижные. Подвижные – это те, что зависят от Пасхи, соответственно они вычисляются по Луне, а праздники, которые переходят из года в год в одну и ту же дату, привязаны к Солнцу. Церковный календарь на основании юлианского вобрал в себя лунный календарь и солнечный календарь.

Что же происходит дальше? При переходе в ХХ веке на новый стиль все Православные Церкви перешли на новый стиль по солнечному календарю, а лунный календарь, по которому вычисляется Пасха и все подвижные праздники, оставили по юлианскому календарю, как это и было ранее. Чем интересна Финская Церковь? Пасху фины вычисляют по григорианскому календарю, т.е. Так, как вычисляют католики, потому что Финляндия – это в основном протестантское государство. Там на законодательном уровне было определено, что в стране Пасху празднуют все в один день. Соответственно, привязка церковных и государственных праздников очень плотная. Поэтому при переходе в начале XX века Финской Церкви на новый стиль, ей были поставлены условия — перейти из пасхалии на новый стиль. Это был единственный прецедент в Православной Церкви. Пасху все Православные Церкви, кроме Финской, празднуют вместе, а все подвижные и неподвижные праздники по-разному – одни по новоюлианскому стилю, другие по юлианскому.

Проблема календаря – это проблема традиций, а не догматическая проблема. Она не касается основ вероучительных истин, соответственно она не считается еретичеством, отступничеством. Но для народа, который привык следовать традициям, это очень важно, потому что Церковь живет не только Писанием, но и преданием, всем тем церковным опытом, опытом Святых Отцов, которому более 2 тысяч лет. Церковный устав, который начал формироваться, начиная с IV века, выработал такую книгу, как Типикон. В ней содержатся правила совершения церковного богослужения, проведения церковной жизни, вплоть до трапез, сна, всего распорядка христианской жизни.

Начиная с VI века, Церковный устав выработал виды совмещения богослужений, а именно как служить, если Благовещение выпадет на Пасху, как служить, если какой-то праздник выпадет на первую неделю Великого поста, третью неделю Великого поста… Церковной практикой все это выработано и уже фактически тысячу мы этим пользуемся. Проблема возникает при сопоставлении переходящих праздников и непереходящих.

Например, есть такое понятие «кириопасха» – когда Благовещение выпадает на Пасху. Если перевести Церковь на новоюлианский календарь, то «кириопасха» не выпадает никогда, соответственно Благовещение может быть даже на Первой седмице Великого поста. Но в Типиконе, который уже имеет тысячелетнюю историю, такой случай не прописан. И таких примеров можем привести множество. Когда идет дискуссия о приоритетности нового или старого стиля, всегда приводят один пример: когда у нас Пасха поздняя, а Церковь живет по новому стилю, то Петров пост полностью упраздняется, т.к. Праздник Петра и Павла выпадает 29 июня. Это тоже нарушение церковного предания – один из постов упраздняется. Вопросов возникает много: как совмещать богослужения, как совершать службы… Если строго подходить к церковному вопросу, то это является нарушением устава, который вырабатывался Церковью на протяжении веков.

— Если перейти на григорианский календарь, то будет много нестыковок…

— Конечно. На практике – как служить? В глобальном масштабе, это проблема обряда, это проблема традиций. Это не вопрос догматических истин или еретизма. У нас уже есть столетний опыт Константинопольской, Румынской и других Церквей, которые перешли на новый стиль в начале XX века. Уже несколько поколений живут по новому стилю и для них этот переход не ощутим.

Другое дело у нас, где народ очень привязан к традициям. Если говорить о разрыве в календарях, то сейчас, в XXI веке, есть 13 дней разницы, т.е. если Рождество по старому стилю 25 декабря, то по новому — 7 января. Но в ХХІІ веке, в 2100 году, нужно будет прибавить один день, и тогда Рождество уже будет 8 января.

Проблема календарей – исключительно астрономическая. Церковная нагрузка — только в церковном авторитете и предании Церкви. Мы наш Церковный календарь привязываем как к солнечному, так и лунному календарям. В Церкви есть даже такое понятие, как «великий индиктион» — это церковный круг в 532 года, который объединяет и лунный календарь, и солнечный. Святыми отцами, богословами были высчитаны все богослужебные даты (а это колоссальный труд!), и это было сделано настолько точно, что раз в 532 года повторяются как подвижные, так и неподвижные праздники. Соответственно, если мы переходим на новоюлианский календарь или на григорианский, теряем многовековую традицию. Но с другой стороны, мы имеем большое поле для деятельности – как совмещать богослужения в таком или ином виде при переходе на новый стиль. Такая практика уже есть в Константинопольской Церкви.

В Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился григорианский календарь. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем новый календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4».

В Российском государстве григорианский календарь был введен с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Русская Православная Церковь продолжает жить по юлианскому календарю.

* * *

Как правильно переводить исторические даты из старого стиля в новый?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. В православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

При переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). При исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники.

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1*** г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).