Юркино рождество читать

Ключарева «Юркино Рождество» краткое содержание какое?

Рассказ «Юркино Рождество» довольно большой. Краткий пересказ можно сделать так.

Мальчик Юрка Кривов жил со своими родителями, но когда пошел в первый класс, родители начали спиваться. Сначала они это старались скрыть, но потом уже не таились. Юрку все жалели. А он ненавидел праздники. Особенно он возненавидел Рождество, когда пьяные родители заснули, закрыв двери, и не впустили сына домой, бросив в морозную ночь одного.

В это время Юрка дружил с Геркой, у которого родители тоже без конца ссорились.

После ночи, проведенной вне дома, Юрка решился и поменял замок на входной двери, когда родители пьянствовали у родственников. И больше он их в квартиру не впустил, они слонялись по родным и знакомым. И продолжали пить и обливать Юрку грязью.

Соседи стали его осуждать, а родителей жалеть. Друг Герка не захотел вникать в его проблемы, отошел от Юрки в сторону. Учителя тоже называли его

Но это было не так! Просто Юрка должен был как-то выживать, чтобы не начать пить с родителями. Потом он получил паспорт и сменил фамилию и отчество. Он взрослел сам, без родительской помощи и любви. О своем поступке Юрка скажет в конце рассказа —

Но когда его мать попала на лечение в «психушку», Юрка ее не бросил, навещал, хотя она его и не узнавала. И на Рождество, которое он с детства не любил, он принес матери в палату искусственную елку, которую мать сама ему когда-то обещала, но не купила.

Ключарева «Юркино Рождество» отзыв к рассказу как написать?

Автор рассказа «Юркино Рождество» — Наталья Ключарева. Рассказ читается легко, но он об очень сложной жизни мальчика Юрки, родители которого были пьяницами. Сюжет правдивый — таких детей, у которых родители пьют и забывают своих детей, к сожалению много.

Главный герой — Юрка Кривов. К концу рассказа Юрка получит паспорт и с ним новое отчество и фамилию — Юрий Алексеевич Юрьев. От своего пьяницы-отца он не захотел взять ничего.

Юрке повезло в том, что он был серьезным, рассудительным и правильным. Когда родители совсем спились, не пустили его домой в морозную ночь на Рождество ночевать, он решил действовать, чтобы не попасть в детский дом или колонию.

Юрка заменил замок на входной двери и больше не пускал пьяных родителей в дом. Он многое пережил, в том числе осуждение соседей и учителей. Но он выбрался из готовящейся для него ямы, выжил.

А когда мать его попала в больницу из-за белой горячки и не узнавала Юрку, он навещал ее и даже принес елку на ненавистный праздник Рождество.

И потом в разговоре с Геркой Юрка сказал:

Вот такой рассказ. Я этим мальчиком восхищаюсь — он нашел в себе силы вырасти настоящим правильным человеком и даже поддержать спившуюся, но лечившуюся мать.

Выводы: Юрка все сделал правильно, иначе он погиб бы или встал на преступный путь. Но такой судьбы никому не пожелаю.

Хочется, чтобы этот рассказ прочитали родители, которые из-за пьянства забывают о своих детях.

Традиции рождественского рассказа в современной литературе.Н.Ключарева «Юркино Рождество» план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе

«Традиции рождественского рассказа в современной литературе»

Цель: выяснить, насколько прочны традиции рождественского рассказа 19 века в современной литературе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с рассказом «Юркино Рождество»
  • Работать над умением анализировать прочитанное произведение
  • Научить выражать личностное отношение к проблеме

Развивающие:

  • Способствовать овладению видами речевой деятельности, основами культуры речи
  • Развивать эмоциональное восприятие учащихся
  • Развивать память, восприятие, мышление

Воспитательные:

  • Формировать духовную культуру учащихся
  • Воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке
  • Показать красоту православной культуры и её роль в формировании общечеловеческого идеала

Используемые технологии: технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Ход урока:

1. Приветствие класса и гостей.

2. Введение в тему.

Я предлагаю начать наш разговор с просмотра фрагмента фильма «Кукла» режиссера Ильи Литвака. А почему мы начинаем с этого, вы объясните сами.

— просмотр фрагмента.

— Как вы думаете, чем закончится эта история? ( К счастью, радостно)

— О чем она рассказывает?

— И таких историй немало. И мы с вами уже традиционно в конце декабря- начале января обращаемся к таким историям. Это- рождественские рассказы. А сегодня в рамках школьных лет у нас завершающий рождественский урок. Рождество-волшебный праздник. В рождество должно произойти чудо- добрая неожиданность со счастливым концом.

Первое чудо- это возвращение в детство, когда вы рисовали добрых ангелов, писали друг другу поздравления.

3. Рождественские рассказы 19 века.

Давайте вспомним, как все начиналось. Я просила вас выбрать самый эмоциональный отрывок из ранее прочитанных рассказов. Зачитайте их, поделитесь сегодняшними восприятиями, чувствами.

— «Девочка со спичками» —
— «Мальчик у Христа на елке» —
— «Зверь»
— «Христос в гостях у мужика».

Эти рождественские рассказы 19 века, основоположником которых стал Чарльз Диккенс.

Он говорил: «Рождество- это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами».

Это было сказано в 19 веке.

Работая над рассказами 19 века, мы определили основные черты рождественского рассказа. (выберите главные черты)

А что происходит сейчас? В жизни и в литературе. На этот вопрос нам ответят новые рассказы.

Сохранили ли современные произведения признаки рождественских рассказов?

Перед вами листы, разделенные на 2 разные по цвету части. Есть ли предположения, что они символизируют? ( добро и зло)

— далее вся работа ваша будет заполнением этого материала.

4. Анализ рассказа Н.Ключаревой «Юркино Рождество»

— выразите свое отношение к рассказу глаголом

Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды.

Давайте негромко несколько раз произнесем слово «обида». Какое слово вам слышится в нем?

— Беда.

Давно в России было слово «обедить» (ударение на «и»), то есть одарить кого-то бедой. Со временем слово претерпело изменения, и теперь оно звучит, как обидеть. ОБИДА- это действительно беда.

— Какие чувства мы испытываем, когда нас обидели?

— Что такое месть? Как это слово трактуют разные словари.( работаем со словарем). Все толкования связаны со словом ЗЛО.

Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох, разных возрастов. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Что делать: отомстить обидчику или удержаться от этого желания?

А как вы считаете? Отомстить или простить?

Именно эти вопросы- в центре рассказа Ключаревой.

Напомните сюжет произведений.

Столкновение добра и зла- в этом и есть конфликт.

Чем представлено ЗЛО? ( пьянство, грубость, ….)

Чем представлено ДОБРО?

Анализ рассказа «Юркино Рождество»

Прием «Чтение с остановками»

1.Когда начались проблемы в семье Юрки? («Когда это началось, он ходил в первый класс».)

Как звали Юркиного товарища? (Герка.) Только я пока знаю, что Герку можно назвать товарищем с большой натяжкой, потому что в самые трудные моменты жизни его не было рядом с Юркой.

Когда «позор окончательно вылез наружу»? («Когда Юрка перешёл в пятый класс».)

Какая судьба, по мнению соседей, ожидала Юрку? (Попадёт в детдом или колонию.)

Прогнозируя развитие сюжета, высказывают даже предположение, что это Юрка в конце концов сопьётся и попадёт в психушку, а мать опомнится и станет его спасать – это и будет рождественское чудо, более естественное, чем то, которое, вероятно, задумал автор, но и более невозможное. Это понимали все, за исключением разве что внуков-дошкольников. Тем более что на горизонте уже появилась «инспекторша по делам несовершеннолетних», это первый толчок к пропасти, поскольку визит её изначально носил «угрожающий» характер.

2.Вспоминаем свои рассказы-прогнозы и отыскиваем ошибки (обсуждение).

«Но горестный бубенчик плачет под самым сердцем, не давая забыть, что этому никогда не бывать…» Юрка прощается со своей мечтой, теряет веру, это так страшно…

Снег скрипнул «виновато», значит, может быть, мать всё-таки исправится и вернёт Юрке потерянную мечту… Он же «последним невероятным усилием», но поверил в это, а мать заплакала… слёзы как искупление вины…

– Что будет с Юркой дальше?

– Если детдом, то это слишком банально, ради этого не стоило и рассказ начинать… Должно же произойти чудо! Неужели отыщутся какие-нибудь родственники? А вдруг – за границей? Приедет потом Юрка в Россию успешный, богатый, родителей простит и заберёт с собой, там их вылечит от алкоголизма, и все будут счастливы…

Что-то обидно за Россию: как чудо, так обязательно за границей. Хотя, может быть, автор не случайно упоминает католическое Рождество…

А дальше мы начинаем работу с ромашкой (шесть лепестков – шесть типов вопросов)

1. Простой вопрос. Как решил вопрос с финансами пятиклассник Юрка Кривов? (Сдал вторую комнату студенту Алексу. Интересно, что во времена нашей молодости такой выход из тупиковой ситуации с финансами ребёнку и в голову не мог бы прийти, хотя… У В.Г.Распутина в рассказе «Уроки французского» мальчик тоже нашёл своеобразный способ получения денег, чтобы выжить.)

2. Уточняющий вопрос. Классная руководительница, жалуясь завучу на Юрку, сказала, что «от него вся инспекция несовершеннолетних в шоке». Почему? (Юрка «потребовал, чтобы родителей из квартиры выписали!»)

3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос. Почему «в 16 лет, получая паспорт, Юрка взял себе новую фамилию: Юрьев, образовав её от собственного имени. А отчество изменил на “Алексеевич” в честь вечного студента Алекса»? (Юрка рвёт генетическую нить, он не хочет нести дальше память о семье Кривовых, а, возможно, таким образом Юрка пытается доказать, что он – другой и, став взрослым, никогда не повторит путь Кривова-бати.)

4. Творческий вопрос. Как сложилась бы жизнь Юрки, если бы его поступок послужил родителям уроком и отрезвил их навсегда? (Это из области фантастики, но, думается, он бы стал самым любящим сыном на свете и ни за что не покинул родителей в старости, потому что вместе пережитая беда крепче всего сплачивает людей.)

5. Оценочный вопрос. Плохо или хорошо поступил Юрка? (Это самый трудный вопрос, и на него нельзя ответить однозначно. Он поступил плохо, потому что отказался от родителей, понимая, что они могут погибнуть. Он поступил хорошо, потому что рядом с такими родителями он сам мог погибнуть.)

6. Практический вопрос (один из самых важных: когда-то В.Г. Распутин говорил, что «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним своё отношение»). А вы могли бы проделать то, что проделал Юрка? (Замок бы сменить сумела, а вот остальное…)

Учитель.

– Чем, по-вашему, закончится рассказ? Почему-то все посчитали, что чудо будет заключаться в примирении Юрки с родителями.

Закончив чтение, учитель спрашивает о проблемах, поднимаемых автором. Их много, по каждой можно выстроить отдельный урок. Называются следующие

– проблема пьянства (не главная, но ведущая);

– как выжить ребёнку в жестоком мире взрослых, когда все (родители, школа, друзья, соседи, общественность) против одного;

– проблема характера (как научить ребёнка карабкаться в гору, а не катиться с горы);

– проблема прощения («милость к падшим»);

– проблема дружбы.

Вводим понятия: художественное время-?

Художественное пространство-?

— Каковы проблемы , поставленные автором?

(Круг проблем очень широк: проблема выбора в критической ситуации, проблема добра и зла, ответственности человека за свою судьбу и судьбу своих близких, проблема взаимоотношений в семье, в обществе)

-Каково идейное содержание рассказа? (Важно человеку оставаться человеком в любой жизненной ситуации, что бы ни случилось, то есть строить жизнь по законам любви)

— Какие уроки не усвоил Юрка? ПРОБЛЕМА!

(обидеть человека можно мгновенно, а, чтобы исправить ошибку – нужно время)

— Какие опорные слова помогают понять состояние мальчика? ( Ёлка- колокольчик – горестный бубенчик)

Ёлка – воспоминание о празднике, счастливом прошлом, которое пробуждает колокольчик, но он понимает, что этого уже нет. Поэтому горестный бубенчик плачет у него под сердцем.

— Спросим у Юрки, почему он просит мать купить ему ёлку?

(Ему очень хочется, чтобы вернулось то время, когда они были вместе)

-Как чувствует себя Кривиха? (Ей жалко сына, и она чувствует себя виноватой, обещая купить ёлку)

— Легко ли мальчику было поверить в то, что она завтра купит ему ёлку? Как автор описывает состояние мальчика?

(» Юрка зажмурился, сжался и – последним невероятным усилием — поверил.»)

— Какой эпизод является кульминацией?

(Родители послали Юрку в ларёк, но, когда он пришёл домой, дверь была закрыта. Он не смог её открыть, потому что они, пьяные, заснули. И всю морозную рождественскую ночь Юрка провёл неизвестно где.)

— Почему автор не говорит, где ночевал мальчик?

(Читатель сам дорисует картину, чтобы сильнее прочувствовать Юркину трагедию)

— После этой ночи Юрка принимает решение: выгнать родителей из дома.

Оправдано ли решение мальчика?

«Сотворим человека по образу Нашему и подобию…»

Бог сотворил человека по Своему образу. Сотворили ли родители Юрки этот божественный образ?

Посмотрите на слова апостола Павла (слайд 9)

«Разве вы не знаете, что вы Храм Божий? Храм Божий свят, и этот Храм – вы..»

— Что произошло с храмом души?

(Он разрушается. Из жизни ушло самое главное, на чём держится человеческие отношения, — любовь. А ведь Бог даёт каждому из нас свободу выбора между добром и злом)

-Какой закон нарушил Юрка?

(Закон уважения взрослых, закон любви: «Чти отца и мать свою..)

— И вот наступает Рождество.

«Рождество он не переносил с тех самых пор… Но тут что-то другое , непривычное откликнулось в нём на ненавистное слово»

Что же с ним случилось? Спросим у Юрки?

( Он вспомнил о ёлке и решил сам купить ёлку и принести её в палату)

— Можно ли сказать, что образ ёлки символичен?

(Это образ примирения, Возвращается праздник, радость, надежда. Мать говорит ему: «Давай лучше ты будешь моим сыном» И он соглашается.)

  1. Выводы

К какой мысли подводит нас автор?

Возвращается любовь, тепло человеческих отношений. Юрьев прощает мать, снова становится сыном. То переживание, которое пришлось перенести Юрке, сделало его человеком, заставило задуматься о ценности любой человеческой жизни. В любой сложной ситуации нужно оставаться человеком, как бы трудно тебе не было.

Какие строчки вы подобрали созвучные этому рассказу?

!. Так сохранились ли традиции святочного рассказа в произведениях современной литературы?

Зачем нам, живущим в 21 веке, нужны эти рассказы?

Мне почему-то кажется, что эти книги попали к нам в руки не случайно.

А вам?

— творческие задания: буклет, эссе

Итоги урока.

Домашнее задание.

«Умею ли я прощать?»

«За все ли можно простить?»

«Обращение к юному читателю»

Урок современной литературы «Как много мы с вами поняли в рассказе Натальи Ключарёвой «Юркино Рождество».
Цели:
проанализировать рассказ «Юркино рождество», найти ключевые эпизоды и фразы;
определить проблематику рассказа;
узнать некоторые факты из жизни автора;
найти свой смысл в этом рассказе.
Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, древо
предсказаний, прогнозирование, работа с ромашкой, шесть шляп, синквейн.
Ход урока:
Стадия вызова.
Прогнозирование по назначению.
Учитель. Мы начинаем работу над рассказом с обычных прогнозов-предположений: о чём может быть рассказ с таким названием?
Все хватаются сразу за слово «Рождество», есть представление, что с Рождеством должны быть связаны какие-то чудеса. Отталкиваясь от андерсеновской «Снежной королевы», говорят, что должно произойти что-то сказочное, кто-то кому-то должен помочь. А может быть, и страшное, даже смерть, как в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». И только обсудив всё, связанное с Рождеством.
Учитель. Обратите внимание на имя.
Юрка – это, скорее всего, ребёнок, а не взрослый…
Это современный ребёнок, очень много таких имён появилось после полёта Гагарина…
Не очень понятно, есть ли у Юрки семья, почему это только его Рождество…
Главное в этом рассказе всё-таки Юрка, его жизнь, и только потом уже чудо, которое должно произойти в Рождество, потому что в заголовке автор ставит Юрку на первое место, если бы было иначе, автор назвал бы рассказ по-другому – допустим, «Рождество Юрки Иванова»…
Учитель. Чтобы начать составлять рассказы-прогнозы, посмотрите цепочку ключевых слов: сын Юрка – Кривиха – витрина магазина – ёлка – опохмелиться – замок – Алекс – психушка – серебристые иголки.
Наверное, потому, что слишком много в сегодняшней действительности родителей-алкоголиков и мучающихся рядом с ними детей. Становится понятно, что Кривиха – это прозвище матери несчастного Юрки, а нормального человека по прозвищу вряд ли звать будут (в конце концов, она допьётся до «белочки» и угодит в психушку, с этим явлением мы сегодня тоже сталкиваемся нередко). «Витрина магазина» вызывает личные воспоминания, в витрине располагается всегда что-то сказочно-красивое, желанное, но недоступное.
2. Стадия осмысления.
(текст разбит на 5 смысловых частей)
О том, что Кривовы спиваются, долгое время знал только их сын. Когда это началось, Юрка как раз пошёл в первый класс. Поначалу Кривовы своей болезни стеснялись и пили вдвоём в прокуренной квартире.
Примостившись на подоконнике за шторой, Юрка рисовал закорючки в прописях, учил под гудение родителей стихи про «лес, точно терем расписной», клеил аппликации из цветной бумаги.
В школе ни о чём не догадывались.
– Способности у Кривова, конечно, ниже средних. Но, может, ещё подтянется, – говорила на собраниях Юркина училка, рассеянно глядя на родителей и не зная, к кому из них сейчас обращается.
Тётя Алёна Кривова, когда-то учившаяся в этой же школе, стыдливо горбилась за последней партой и прятала глаза. На людей, включая Юркиных одноклассников, она уже тогда стала смотреть слегка заискивающе, как на своё магазинное начальство: не учует ли кто запах перегара.
Маленький Юрка отличался от своих сверстников только тем, что никогда не спешил домой. В любую погоду он месил грязь на окрестных пустырях, мерил сапогами лужи, а потом грелся в подвале, дрессируя кошек. Но и тут никто не заподозрил ничего неладного.
В середине ноября у Юрки появился товарищ – конопатый Герка из параллельного класса. Герка был вдохновенный врун. Захлёбываясь, он обрушивал на молчаливого Юрку потоки невероятных историй об инопланетянах, индейцах и вампирах. Геркины родители начали разводиться – с битьём посуды, криками и вызовами милиции. Так что и он не торопился из школы.
Как ни старались Кривовы укрыться от чужих глаз, скоро по двору поползли слухи. Когда же Юрка перешёл в пятый класс, позор окончательно вылез наружу, как грязная рубаха из штанов.
Тётя Алёна, уже превратившаяся в Кривиху, побито улыбаясь, побиралась у дверей гастронома, в котором больше не работала. А Кривой спал в подъезде, свесившись головой со ступенек, всегда этажом ниже своей квартиры, до которой ему не хватало сил добраться. Соседки подкармливали Юрку, заранее жалея завтрашнего детдомовца или колониста.
У Герки тоже продолжался кавардак. Родители то разъезжались, то съезжались, то уезжали мириться на Байкал, оставляя сына одного в разорённой квартире, похожей на поле битвы мифических титанов. Герка брызгал вихры мамкиными духами и, давясь, курил отцовские папиросы: ему представлялось, что так он становится немного ближе к родителям.
За этим занятием его и застала железная леди микрорайона – инспекторша по делам несовершеннолетних Иванова, которую никто не знал по имени и все, особенно дети, панически боялись. Накануне она нанесла угрожающий визит в соседний подъезд – к Кривовым.
Когда начались проблемы в семье Юрки? («Когда это началось, он ходил в первый класс».)
Как звали Юркиного товарища? (Герка.) Только я пока знаю, что Герку можно назвать товарищем с большой натяжкой, потому что в самые трудные моменты жизни его не было рядом с Юркой.
Когда «позор окончательно вылез наружу»? («Когда Юрка перешёл в пятый класс».)
Какая судьба, по мнению соседей, ожидала Юрку? (Попадёт в детдом или колонию.)
Прогнозируя развитие сюжета, высказывают даже предположение, что это Юрка в конце концов сопьётся и попадёт в психушку, а мать опомнится и станет его спасать – это и будет рождественское чудо, более естественное, чем то, которое, вероятно, задумал автор, но и более невозможное. Это понимали все, за исключением разве что внуков-дошкольников. Тем более что на горизонте уже появилась «инспекторша по делам несовершеннолетних», это первый толчок к пропасти, поскольку визит её изначально носил «угрожающий» характер.
В первый день зимних каникул, пришедшийся на католическое Рождество, Юрка оказался в гастрономе вместе с родителями. Он пришёл за хлебом, а они – за бутылкой к празднику. В винный отдел, где когда-то сама покрикивала на бестолковых колдырей, Кривиха входить стеснялась, и они с Юркой топтались на крыльце, поджидая Кривого.
Стоять рядом с матерью Юрке было стыдно. Он отошёл в сторону, уткнулся в праздничную витрину – и вдруг провалился в другой мир.
Это была всего лишь маленькая ёлка. Серебристые иголки из фольги нежно подрагивали от сквозняка, отбрасывая едва уловимые блики на серую вату, изображавшую снег. На одной из веток качался крошечный колокольчик, покрытый аляповатой позолотой. Юрке почудилось, что даже сквозь стекло он слышит его кроткий жалобный голос.
Он задохнулся от сокрушительного чувства, названия которому не знал. Ему почудилось, будто он бежит по волшебному лесу с серебряными деревьями. И изо всех сил старается в него поверить. Но горестный бубенчик плачет под самым сердцем, не давая забыть, что этому никогда не бывать
За спиной виновато скрипнул снег, и в витрине отразилось лицо Кривихи.
– Ёлку хочешь? – в горле у неё булькнули близкие пьяные слёзы. – Купим. Завтра купим.
Юрка зажмурился, сжался и – последним невероятным усилием – поверил.
– Такую же? – уточнил он, прячась в шарф от материнского перегара.
– Обещаю, – соврала Кривиха и, отвернувшись, неслышно заплакала.
Но прошёл день, два, прогремел ракетами и шампанским Новый год – а Кривиха про ёлку так и не вспомнила. Юрка, никогда ничего не просивший у родителей, переступил через себя – и напомнил.
– Только и знает: дай да подай! – тут же, как ждал, раскричался Кривой. – Выпить нечего, а ему ёлку! Иди в лес, там их много!
Кривиха бессмысленно улыбалась, хлопала густо накрашенными ресницами и тыкала вилкой мимо тарелки.
В Рождественский сочельник Кривовы послали сына в далёкий круглосуточный ларёк. Вернувшись, он обнаружил, что дверь закрыта изнутри на задвижку. Юрка звонил, стучал, кричал, кидал в окно снежками – бесполезно: родители спали. В замочную скважину доносился надсадный храп Кривого.
Сначала Юрка сидел в подъезде. Но когда на площадке стали собираться сердобольные соседки, костерившие «поганых алкашей» и наперебой зазывавшие его к себе, Юрка убежал.
«У Герки заночует», – решили старушки и разошлись по квартирам.
Но Герку на все каникулы забрала к себе тётка, а его родители выясняли отношения на турбазе далеко в горах.
Никто так и не узнал, где провёл эту ночь, бывшую, как всегда на Рождество, звёздной и морозной, пятиклассник Юрка Кривов в демисезонном пальто с оторванными пуговицами.
Наутро Кривиха, сотрясаемая крупной дрожью, дежурила у подъезда, спрашивая всех, куда подевался Юрка, и по привычке стреляя мелочь. Потом на крыльцо осторожно выступил Кривой, и они, трогательно поддерживая друг друга на скользкой тропинке, отправились в соседний двор, к куму, у которого надеялись если не найти сына, то хотя бы похмелиться.
Чуть позже вернулся Юрка. Пошарил в чулане, на антресолях и, не обнаружив ничего, постучал к дяде Лёше-инвалиду из квартиры напротив.
– Струмент нужен? Замок менять? – обрадовался тот. – Молодец! А то собутыльникам ключи раздали, проходную устроили
– Не ваше дело! – огрызнулся Юрка.
Дяде Лёше даже показалось, что мальчишка клацнул на него зубами, как волчонок. Он поспешно захлопнул дверь, бормоча:
– Пёсье семя! Оборотень!
До вечера Юрка ковырялся с замком. Дядя Лёша злорадно наблюдал в глазок, что наглый малец делает «всё не так». Однако тот справился, молча вернул «струмент» и заперся на все обороты.
Вскоре явились Кривовы. Они долго царапали дверь ключом и вполголоса переругивались, что не могут попасть в замок. Дядя Лёша и оповещённая им баба Фая, каждый в своей квартире, приникли к глазкам, оставив ради такого зрелища один – футбольный матч, а другая – сериал.
Нетерпеливая баба Фая уже собиралась выйти и объяснить Кривовым, в чём дело, как Юрка глухо сказал из-за двери:
– И не пытайтесь – замок новый.
Баба Фая ахнула. Дядя Лёша в волнении почесал живот.
– Так ты дома, стервец! – минуту подумав, сообразил Кривой. – Живо отпирай!
– Не открою, – ответил Юрка.
Кривой бушевал добрых полчаса. Даже баба Фая заскучала и отлучилась к телевизору. Дядя Лёша ещё раньше присел на полку для обуви и незаметно закемарил.
Когда баба Фая вернулась на свой наблюдательный пункт, переговоры вела уже Кривиха:
– Не позорь нас! Пусти!
– Сами себя опозорили! – доносилось из-за двери.
«Ну, времена! Как с родителями разговаривает! – возмутилась баба Фая. – От такой наглости кто угодно запьёт!»
Кривовы наконец осознали, что домой им сегодня не попасть, плюнули и ушли ночевать к куму.
Вспоминаем свои рассказы-прогнозы и отыскиваем ошибки (обсуждение).
«Но горестный бубенчик плачет под самым сердцем, не давая забыть, что этому никогда не бывать…» Юрка прощается со своей мечтой, теряет веру, это так страшно…
Снег скрипнул «виновато», значит, может быть, мать всё-таки исправится и вернёт Юрке потерянную мечту… Он же «последним невероятным усилием», но поверил в это, а мать заплакала… слёзы как искупление вины…
– Что будет с Юркой дальше?
– Если детдом, то это слишком банально, ради этого не стоило и рассказ начинать… Должно же произойти чудо! Неужели отыщутся какие-нибудь родственники? А вдруг – за границей? Приедет потом Юрка в Россию успешный, богатый, родителей простит и заберёт с собой, там их вылечит от алкоголизма, и все будут счастливы…
Что-то обидно за Россию: как чудо, так обязательно за границей. Хотя, может быть, автор не случайно упоминает католическое Рождество…
Вернувшись с каникул, Герка нутром почуял всеобщую взбудораженность. Разряды скандала пронизывали воздух, и казалось, даже волосы от них электризовались и вставали дыбом, а ладони, намагнитившись, липли одна к другой. Герка безошибочно уловил, что в центре напряжения находится Юрка. И, ещё не зная толком, что произошло, суеверно отшатнулся. На перемене, столкнувшись с Юркой, он уткнулся в прошлогоднюю стенгазету.
Он не мог объяснить, в чём дело. Это было инстинктивное нежелание соприкасаться с тем болезненным, безымянным и жутким, что теперь нёс в себе бывший друг.
Герка не хотел ничего знать. Но против воли впитывал в себя подробности этой истории, о которой говорили на каждом углу.
– Чё вчера было! – шепелявил долговязый Курицын из «Б» класса, живший в Юркином подъезде. – Кривой с мужиками припёрся дверь ломать! А он на них с топором! В натуре! Чё я, баба, врать-то?! Соседи растащили, а то бы зарубил, в натуре! А чё б ему было? Скостили бы по малолетке!
– Никакой он не ребёнок! – плакалась завучу длинная худая математичка по прозвищу Бесконечность. – Расчётливое коварное существо! Я с ним по-хорошему: мол, Кривов, давай тебя мирить с родителями. А он: «Давайте! И когда они квартиру пропьют, вы меня к себе возьмёте». От него вся инспекция в шоке! Потребовал, чтоб родителей прав лишили!
Все ждали, что Юрка сломается. И чем дольше этого не случалось, тем меньше ему сочувствовали. Кривиха с Кривым вызывали уже всеобщую симпатию.
Жили они, кочуя по многочисленным родственникам. Пили, жаловались на «изверга», снова пили – до тех пор, пока хозяева, угорев от запоя, не выставляли их за порог. Тогда они шли дальше. И незаметно ушли так далеко от своего бывшего дома, что даже баба Фая, знавшая всё про всех, потеряла их из виду.
Взрослые поначалу пытались Юрку вразумить. Взывали к совести, читали нотации, учили жить. Он выслушивал, криво улыбался и вежливо отвечал: «Не ваше дело».
Понемногу от него отступились даже самые рьяные воспитатели. Какое-то время люди ещё ждали, что «этот» обратится к ним за помощью – и уж тогда они ему покажут. Но Юрка упрямо делал всё сам. К концу учебного года его просто перестали замечать.
Финансовый вопрос пятиклассник Кривов решил, сдав вторую комнату вечному студенту Алексу. Квартирант был тихий: днём спал, а ночами читал Рериха, Библию, «Майн Камф» и Кастанеду. В институт он ходил дважды в год: получить обратно аттестат и вновь подать документы. Было ему уже лет 30. Всё почерпнутое в ночных бдениях Алекс выливал на Юрку, совершенно не считаясь с его возрастом.
Алекс перебивался редкими переводами с пяти языков, включая идиш. Этого едва хватало, чтобы заплатить за комнату. Юрка покупал на все деньги макароны и пакетные супы, которыми они вдвоем и питались до следующего случая.
Иногда Алекс исчезал на несколько дней и возвращался с валютой, банановым ликером и шоколадными конфетами. Его бывшие одноклассники промышляли мелким бандитизмом и иногда – из сострадания – брали бесполезного Алекса с собой «в дело»: стоять на стрёме вдалеке от основных событий.
Получая паспорт, Юрка взял себе новую фамилию: «Юрьев», образовав её от собственного имени. А отчество изменил на «Алексеевич» – в честь вечного студента Алекса.
Тогда же они неожиданно разговорились и проговорили несколько часов подряд с Геркой, который к тому времени отпустил волосы, вырядился в старую шинель и переименовал себя в Егора.
В начале их новой дружбы Егора кидало в жар, когда он сталкивался взглядом с Юрьевым. Но скоро жгучая недосказанность утихла.
Карлос Кастанеда – американский писатель, астролог, мистик.
«Майн Камф» АДОЛЬФ ГИТЛЕР {Моя борьба}
Рерих русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель
А дальше мы начинаем работу с ромашкой (шесть лепестков – шесть типов вопросов)
1. Простой вопрос. Как решил вопрос с финансами пятиклассник Юрка Кривов? (Сдал вторую комнату студенту Алексу. Интересно, что во времена нашей молодости такой выход из тупиковой ситуации с финансами ребёнку и в голову не мог бы прийти, хотя… У В.Г.Распутина в рассказе «Уроки французского» мальчик тоже нашёл своеобразный способ получения денег, чтобы выжить.)
2. Уточняющий вопрос. Классная руководительница, жалуясь завучу на Юрку, сказала, что «от него вся инспекция несовершеннолетних в шоке». Почему? (Юрка «потребовал, чтобы родителей из квартиры выписали!»)
3. Интерпретационный (объясняющий) вопрос. Почему «в 16 лет, получая паспорт, Юрка взял себе новую фамилию: Юрьев, образовав её от собственного имени. А отчество изменил на “Алексеевич” в честь вечного студента Алекса»? (Юрка рвёт генетическую нить, он не хочет нести дальше память о семье Кривовых, а, возможно, таким образом Юрка пытается доказать, что он – другой и, став взрослым, никогда не повторит путь Кривова-бати.)
4. Творческий вопрос. Как сложилась бы жизнь Юрки, если бы его поступок послужил родителям уроком и отрезвил их навсегда? (Это из области фантастики, но, думается, он бы стал самым любящим сыном на свете и ни за что не покинул родителей в старости, потому что вместе пережитая беда крепче всего сплачивает людей.)
5. Оценочный вопрос. Плохо или хорошо поступил Юрка? (Это самый трудный вопрос, и на него нельзя ответить однозначно. Он поступил плохо, потому что отказался от родителей, понимая, что они могут погибнуть. Он поступил хорошо, потому что рядом с такими родителями он сам мог погибнуть.)
6. Практический вопрос (один из самых важных: когда-то В.Г. Распутин говорил, что «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним своё отношение»). А вы могли бы проделать то, что проделал Юрка? (Замок бы сменить сумела, а вот остальное…)
Учитель.
– Чем, по-вашему, закончится рассказ? Почему-то все посчитали, что чудо будет заключаться в примирении Юрки с родителями.
Поэтому неприятный разговор застал его врасплох. Это произошло зимой, когда Егор косил от армии в психушке. Юрьев, заглянувший к нему, собирался уходить, а Егор, скучавший от однообразного бреда соседей, упрашивал остаться. Тут-то Юрьев и сказал, что ему нужно ещё успеть в женское отделение.
– Тебе там кто-то приглянулся? – гоготнул Егор, учившийся быть циничным.
– Мать у меня там, – поморщился Юрьев.
Егор закашлялся, заметался, глупо захлопал глазами.
– Эээ Что же ты молчал?
– Не думал, что тебе интересно.
Егор чувствовал, как у него пылают уши.
– Что с ней? – кое-как выдавил он, ненавидя себя, а ещё больше Юрьева.
– Белая горячка.
– А ты…?
– Что я? Хожу к ней, как видишь.
– Но ты же Вы же – отчаянно замялся Егор. – Так вот – как же?
– Ах, ты об этом. Так она меня не узнаёт. Каждый раз рассказывает притчу о бессердечном сыне.
– А ты?
– Слушаю. Утешаю. Она говорит: «Ты не такой, ты добрый».
Они тяжело замолчали. У Егора на языке вертелся вопрос, но он никак не мог решиться.
– Давай, спроси, – тихо приказал Юрьев.
Припёртый к стенке, Егор выпалил:
– Неужели тебе не было их жалко?
– Было, – нехорошо усмехнулся Юрьев. – Только моя жалость им бы уже не помогла.
– То есть падающего толкни? – осмелел Егор.
– Дурак! – наконец сорвался Юрьев. – Начитавшийся дурацких книжек! Вам всем было бы спокойнее, если б я попал в детдом, прирезал кого-нибудь за золотую побрякушку и в двадцать лет сдох на нарах от туберкулёза! Вы этого от меня ждали?!
– Ну, зачем ты, – промямлил Егор.
– А в остальном всё было бы так же, – не слышал Юрьев. – Мать бы допилась до чертей, папаша получил отвёрткой в горло. Изменить этот ход вещей могло только что-то чрезвычайное, из ряда вон. Например, малолетний сын выгоняет из дома. Достаточно сильное впечатление, чтобы очнуться. Но их уже не пробило.
– Неужели
– Вам хочется знать – жалею ли я, раскаиваюсь ли в содеянном? Нет! Я жалею только о том, что не сделал этого раньше!
– Неужели ты такое думал – тогда?
– Не ваше дело.
Юрьев ушёл, не прощаясь. Сделал несколько кругов по больничному парку. На берёзах скандалили взбудораженные оттепелью галки. Мокрый снег покорно хлюпал под ногами.
– Вот тебе и рождественские морозы! – посетовала знакомая бабушка-санитарка.
Юрьева передёрнуло. Рождество он не переносил с тех самых пор. И всегда старался забыть об этом празднике, который, как назло, каждый год отмечали с нарастающим размахом. Но тут что-то другое, непривычное, откликнулось в нём на ненавистное слово.
Через полчаса Юрьев поставил посреди палаты большую искусственную ёлку. Увидев её, Алёна Кривова – осунувшаяся, кроткая и обо всём забывшая – ахнула и восторженно открыла рот.
– Вот, – Юрьев взял её за руку и подвёл поближе. – С Рождеством.
Алёна робко тронула серебристые иголки. Полутемная комната наполнилась дрожащими сказочными бликами. Неуловимое воспоминание вспыхнуло среди них – и кольнуло в сердце.
– Что? Что? – заволновалась она, пытаясь ухватить проблеск.
Но туман снова сгустился. Беспомощно обернувшись, Алёна увидела Юрьева и расплылась в улыбке.
– Хороший, добрый! – привычно залопотала она и неожиданно добавила: – Давай лучше ты будешь мне сыном?
– Давай, – согласился Юрьев и тоже потрогал ёлку. – Буду.
Закончив чтение, учитель спрашивает о проблемах, поднимаемых автором. Их много, по каждой можно выстроить отдельный урок. Называются следующие:
– проблема пьянства (не главная, но ведущая);
– как выжить ребёнку в жестоком мире взрослых, когда все (родители, школа, друзья, соседи, общественность) против одного;
– проблема характера (как научить ребёнка карабкаться в гору, а не катиться с горы);
– проблема прощения («милость к падшим»);
– проблема дружбы.
«Шесть шляп»
Белая шляпа очень быстро называет все основные эпизоды рассказа.
Хозяйка чёрной шляпы должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора. Она называет момент, когда Юрка с топором бросается на отца, «соседи растащили, а то бы зарубил папашу…». Мне же страшно стало и очень захотелось изменить замысел автора, когда в психбольнице у матери «неуловимое воспоминание выскользнуло из мутного марева…». Так хотелось, чтобы она узнала Юрку и обняла его, чтобы наступило настоящее примирение, мне кажется, что автор поступила с Юркой жестоко.
Синей шляпе надо объяснить значение слов – «но тут что-то другое, непривычное откликнулось в нём на ненавистное слово». Чем было это другое? (Тоска по детству, которого у него почти не было, и любовь к матери, которая где-то на донышке израненной Юркиной души продолжала быть.)
Красной шляпе предстояло выбрать из финала словосочетания, которые окрашивают его в тёплые тона (сказочные блики, сладкая боль, расплылась в улыбке, хороший, добрый, будешь моим сыном).
Жёлтая шляпа подбирает текст к рисункам Наталии Кондратовой, проиллюстрировавшей рассказ. («…Пили исключительно вдвоём… «, » – Ёлку хочешь, сынок?», «Кривовы… послали Юрку в дальний круглосуточный ларёк…», «Увидев ёлку, она ахнула и восторженно раскрыла рот», «Давай лучше ты теперь будешь моим сыном?»)
Зелёной шляпе требовалось продолжить рассказ. (Как ни странно, в этом продолжении Юрка забирает из больницы выздоровевшую мать, она нянчит его детей, в общем, раны детства излечены, Юрка счастлив, что никак невозможно. А если мать так и умрёт в психушке, подсознательное чувство вины всё равно будет отравлять его дальнейшую жизнь, ведь не случайно после разговора с другом Юрка делает «несколько кругов по больничному парку», чтобы успокоиться.)
Учитель. Давайте познакомимся с автором этого рассказа. Слайд. Наталья Ключарева. Поэт, прозаик. Родилась в 1981 году.
«ЮРКИНО РОЖДЕСТВО».
В 2008 году московское издательство «Олимп» проводило конкурс рождественского и святочного рассказа, в котором принимали участие многие профессиональные писатели. Победитель конкурса Наталья Ключарева.
Родилась в Перми, с 1992 года жила в Ярославле. Окончила филологический факультет Ярославского педагогического университета. Работала редактором новостей на телевидении. Редактировала ярославский литературный альманах «Игра в классиков». Публиковалась в местных изданиях и в московской периодике.
В 2006 году выпустила книгу стихов «Белые пионеры».
С 2005 года живет в Москве, работает журналистом в газете «Первое сентября».
Финалист премии «Дебют» в номинации «Поэзия» (2002 год).
Лауреат премии имени Юрия Казакова (2007 год).
В 2007 году у нее вышла книга «Россия: общий вагон» (издательство «Лимбус Пресс»).
Стадия рефлексии.
Прочитав рассказ, я понял
У меня возник вопрос
В рассказе автор дает читателю урок
Этот рассказ учит
Особенно запомнилась мысль
СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН.
— 13 PAGE 14115 —
15