Юродивый, кто это?

Есть чин в Святцах православной веры, представители которого остаются загадкой и по сей день. Это юродивые , часто их называют блаженными. Трудно проследить логическую последовательность совершаемых ими поступков. Порою при внешнем безумии с их уст срываются страстные обличительные перлы в адрес вселенского греха.

Истязая себя голодом и холодом, эти чудаки умудряются протягивать руку помощи нуждающимся. Открывая будущее в замысловатых пророчествах, они умело вуалируют святость и могущественность откровенно глупым выражением лица, лохмотьями одежды или грязным обнаженным телом.

Что значит юродивый

Данное слово вызывает различные ассоциации. Некоторые представляют инвалида детства, имеющего ограниченные умственные или физические возможности. Другие вспоминают объект постоянных насмешек и оскорблений. А многие сразу обращают мысли к известным историческим персонам или оригинальным звездам шоу-бизнеса. Общий смысл, который мы вкладываем в это понятие — «отличный от всех нормальных».

Значение понятия

Справедливости ради нужно отметить, что в современном русском языке у слова несколько значений:

Безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает их Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках глубокий смысл, даже предчувствие или предвиденье.

Толковый онлайн-словарь Даля В.И.

Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий – по мнению верующих – даром прорицания.

Словарь Ефремовой

Контекст, тема разговора помогут понять, какое из значений вложено в словарную единицу.

Церковное толкование

В кругу верующих значение слова «юродивый» перманентно. В православии весьма почитается жизненный подвиг добровольной блаженности. Он считается самым сложным. В Новом Завете апостол Павел доводит до нас следующую мысль:

Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 3.

Какой же безграничной решимостью должна обладать личность, готовая откликнуться на этот призыв и посвятить жизнь вечному смирению. Последовав за Христом, подвижники оставляли в миру все, что имели, обрекали себя на посмешище и издевательства.

Хотя появление блаженных на Руси приходится на далекий XI век, а расцвет течения наблюдается в XV-XVII столетиях, понятие это благополучно дожило до нашего времени.

Все чаще его смысл трактуют согласно церковной версии. Этому способствует православная грамотность населения: народ идет в храм, с интересом изучает жития святых, в том числе принявших по собственной воле блаженность ради Христа.

Многие дети посещают воскресные школы, знакомятся с историей становления Христианства на Руси, изучают важнейшие заповеди православия. В общеобразовательных школах в учебный план включены курсы, в содержании которых подвиг юродства занимает особое место.

Происхождение слова

Созвучие корней юрод- и урод- определяет основное значение слова. Хотя при образовании в древнеславянском языке использовался корень род- , к нему добавлялась приставка ю- , имевшая значение отрицания. Поэтому смысл получался таким: не вписывающийся в род, в породу.

Перекочевав из старославянского, слово не потеряло начального звука , а также одного из своих значений — противостоящий обществу.

Кого называют юродивым

Попробуем выяснить, кто это такой — юродивый человек . Чем вызваны и что означают его поступки?

Может, это обычные граждане, но, выражаясь современным языком, желающие выглядеть эпатажными, создавать вокруг себя ауру загадок и тайн. А может, это маргинальные личности? Ну не хотят они маршировать в одну ногу со всеми.

При желании можно найти много объяснений поведению блаженных. Самое простое из них — психическое расстройство. Тогда почему чаще всего этим термином называют не обладателей клинической патологии, а простаков и добряков, готовых расстаться с последней рубахой в пользу ближнего.

Вспомните фильм режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1973 г.), где героиню актрисы Натальи Вавиловой, старшеклассницу Таю, самовлюбленный одноклассник брезгливо называет убогой. Причиной этому явились бескорыстная доброта девушки по отношению к окружающим, ее удивительная способность видеть в людях только хорошее.

Получается, что юродствующих отличают неисчерпаемая духовность и осознанное проявление помешательства. Но под силу ли слабоумным осмысленное совершение поступков? Однозначно, нет.

Поэтому только личность с абсолютно здоровой психикой и уникальными свойствами смиренной души может сознательно броситься в омут безумия. Сила духа таковых значительно выше эмоций. Их поступки бесстрастны, по жизни их ведет духовный разум.

Юродство ради Христа

Церковь трактует блаженность Христа ради как подвиг духовности и аскетизма.

Подвижники отказываются от:

  • мирского существования;
  • благ;
  • общепринятых норм поведения.

Став по доброй воле изгоями, смиренно сносят телесные лишения, терпят презрение, поругание. В любое время года их ноги босы, а неприкрытая нагота бросает вызов общепринятым устоям.

О подвиге юродства

Чего же добивались страдальцы осознанными, но казавшимися со стороны «неадекватными» действиями?

Вот их цели:

  • скрыть под образом лишенного рассудка истинную святость;
  • смирить собственную гордыню и тщеславие;
  • преподнести народу тайный смысл своих поступков, который заключается в обличении зла и глупости общества;
  • подчеркнуть противостояние истины во Христе и принятых норм поведения;
  • служить Богу проповедью, заключенной не в речь, а в силу духа.

Часто юродствовать начинали те, кто чувствовал собственный дар предвидения. Они испытывали потребность в смирении, чтобы окружающие не распознали в них Божьей искры. Народ слушал их словесную абракадабру, из которой улавливал прогноз или предостережение, и считал, что Бог общается с ним через безумного посредника.

Толкование фразы

Юродство ради Христа — это добровольный отказ от мирской жизни и маска безумия, смиряющая гордыню. Реалии внутреннего мира по-настоящему божьих людей находились в полной дисгармонии с внешним обликом. Безумство лишь подтверждало их уникальный интеллект. Страдания аскетов из-за нравственного падения ближних трудно переоценить.

Юродивые Христа ради — самые яркие личности, причисляемые к лику святых.

Но церковь относилась к канонизации юродствующих очень щепетильно. Причина тому — нашествие в XV-XVII веках псевдоюродивых, поступками которых управляли корысть и тщеславие.

Только семеро были признаны православием.

Отношение к юродивым людям

Как сказал классик, Россию-матушку умом сложно понять. Если Запад эпохи Средневековья не признавал добровольного помешательства, то русская загадочная душа принимала убогих всеми фибрами.

Но милосердие и жестокость очень часто ходят вместе. Многие проявляли терпимость и участие к добровольным безумцам, но всегда находились другие, готовые кинуть в бедолаг камень. Озорничали в основном дети.

В целом же простой люд выражал бродягам с демонстративной инаковостью сострадание, сдобренное неким преклонением. Находились и богатеи, которые не гнушались немытыми, лохматыми праведниками и проявляли сердобольность. Считалось, что подаяние слабоумному крикуну может привести фортуну, ведь его неординарные поступки отводят прочь дьявольские происки.

Даже цари и князья не смели нанести откровенную обиду чудаковатым балагурам, просили у них молитв о своем прощении. Заезжие иностранцы поражались подобным фактам и детально описывали их в путевых заметках.

Известные юродивые на Руси

История русской земли знает немало ярких примеров подвига святости, сокрытой от людей. Блаженные посвящали жизнь служению Богу и борьбе с низменными человеческими пороками. Спасая общество от деградации, они собственным примером в абсурдных и утрированных формах изображали алчность, зависть, обидчивость. При этом избегали земной славы, разыгрывая умалишенных. Но по прошествии многих веков мы учимся у них прописным истинам Христианства.

Известный чудотворец российского средневековья рожден в удивительных обстоятельствах. Мать произвела Василия на свет в 1469 году во время молитвы в московском Богоявленском соборе.

Обучаясь в ранней юности сапожному делу, он предрек кончину купцу, заказавшему обувь. Предсказание сбылось. С 16 лет жизнь Василия проходила через тернии добровольной блаженности. Всегда нагой и босой скитался он по московским улочкам и переулкам. Однажды ему удалось разглядеть спрятавшегося в нищем беса и прогнать нечистого.

Признанный народом как человек Божий, он «поднимал» падших, сердцем чувствуя в них зерно добра, давал шанс становления на путь истинный. Не страшился Василий призывать к ответу царственных особ. Во время одного богослужения поставил под сомнение «праведное» дело Ивана Грозного — возведение хором на Воробьевых горах.

Зенитом предсказаний пророка звучала в 1547 году весть о московском пожаре. Его горячая молитва имела действие, когда горел Новгород.

Вошедший в историю аскет прожил 88 лет, 72 года из которых посвящены служению Господу. Прекрасный московский храм Василия Блаженного — яркое напоминание о благих делах святого старца.

Ксения Петербургская

Уроженка города на Неве, принадлежавшая к знатному сословию, рано вышла замуж. Брак оказался счастливым. Все переиначила внезапная, без Причастия, смерть любимого мужа. Облачившись в его одежду и приняв его имя — Андрей Федорович, женщина отказалась от имущества и начала бродяжничать.

Окружающие не смогли правильно оценить поведение Ксении, сочли вдову помешавшейся от горя. А она в светлом уме приняла решение служить Богу и ближним. Днем и ночью, молитвой и словом несла добро в судьбы: исцеляла детей и взрослых, обеспечивала материальные блага, дарила гармонию семейным отношениям. Неустанно помогала строительству Смоленского храма, по ночам носила к месту стройки кирпичи. Святость скрывала под маской безумия.

Чудесами называют некоторые деяния полураздетой бродяжки:

  1. В семье знакомых посоветовала хозяйской дочери пройтись до кладбища. Последовав наущению блаженной, девушка встретила на погосте будущего мужа. Вдовец хоронил там умершую жену.
  2. Супруга Александра Первого горстью песка, взятого с могилы петербургской сумасшедшей, исцелила мужа от тифа. Сбылся и вещий сон императрицы с участием Ксении. Мария Федоровна родила дочь, которую назвала именем святой.
  3. Однажды с помощью молитвы вернула к жизни утонувшего ребенка.

Благодаря истинной народной любви, Ксения причислена к лику святых в 1988 году. Часовня на Смоленском кладбище, где упокоилась добродетельная петербурженка — излюбленное место прихожан.

Прокопий Устюжский

Первый святой в когорте юродствующих молодым купцом прибыл на русскую землю из немецкого города Любека. Впечатлившись красотой церквей и набожностью народа, раздал отцовское наследство и перешел в православную веру с именем Прокопий. Снискав прославление в Новгороде, переместился в Великий Устюг, где начал образ жизни блаженного аскета.

Дар предвидения помог Прокопию в 1290 году предсказать сильнейшую бурю, повлекшую за собой пожары в лесах и смерч. За несколько дней до падения близ Устюга метеорита старец призывал горожан к покаянию, чтобы спасти город. Но беспечные миряне проигнорировали призывы. В разгар стихии жители кинулись в храм, где увидели пророка, молившегося о спасении города.

Прокопий Вятский

В детстве с сыном хлыновских крестьян случилось несчастье. Удар молнии ввел мальчика в транс: он срывал с себя одежды, предпочитая оставаться нагим. Помог ему служитель Успенского монастыря. С помощью святой воды и молебна преподобный Трифон исцелил отрока.

В 20 лет юноша получил от своего спасителя благословение на блаженность по доброй воле. Долгие 30 лет сносил он брань, насмешки, терпел голод, непогоду. Никто, кроме духовника, не догадывался о подвижничестве.

Силой духа стремился вятский праведник исцелить земляков от гордыни и своенравия. Вскоре после кончины началось почитание святого. Известен факт исцеления тяжело больной женщины Марфы после явления ей во сне Святого Прокопия и преподобного Трифона.

Паша Саровская

Перед тем как найти призвание в служении Богу, женщина прошла через горнило тяжелейших испытаний. Жизнь крепостной крестьянки протекала по известному сценарию: тяжелая работа, замужество, лишения и страдания.

Но непокорность и безграничная любовь к Всевышнему изменили ход событий. Получив благословение духовников, смелая христианка приняла тайный постриг, получив имя Параскева. Долгое время бродила с видом помешанной по деревням, жила в пещере. Претерпевая издевательства, добилась всеобщего расположения своей прозорливостью.

В Дивеевской обители долгие ночи Паши Саровской проходили в неустанных молитвах, а дни — в непосильных трудах. До последнего вздоха служила она избранному делу. Прожила Параскева 120 лет.

Не счесть событий, озвученных в разное время прорицательницей. В 1903 году, удостоившись посещения семьей последнего русского царя Николая Второго, заверила императорскую чету о скором рождении наследника. Но радостное известие сопровождалось предречением гибели монаршей династии.

Иван Яковлевич Корейша

Молва о московском пророке середины XIX века распространилась во все концы России. Строки популярных произведений известных классиков посвящались необычному пациенту клиники для душевнобольных.

Писали о нем:

  • Толстой;
  • Достоевский;
  • Островский;
  • Лесков.

Родился Иван Корейша в Смоленске в семье священнослужителя. Отучился в Духовной Академии, но по стопам отца не пошел, работал учителем. Юродствовать начал сознательно, но при этом не растерял свойств романтической натуры.

Зигзаг судьбы привел оракула в московскую психиатричку на Преображенке. В стенах заведения он провел долгих 47 лет. В больницу к Ивану Яковлевичу наведывались всевозможные страждущие: девицы, почтенные дамы, невежды с нелепыми желаниями и вопросами, просто любопытствующие. Некоторым доставалось от лекаря за глупость и назойливость. Но умный и серьезный посетитель удостаивался внимания и долгого разговора.

Похороны Корейши превратились в шоу своего времени. Об экстравагантных выходках скорбящих поклонников писали многие газеты. Могилу прорицателя у Ильинской церкви в столице до сих пор посещают многочисленные паломники.

Аннушка

Особым расположением в годы правления Николая Первого пользовалась еще одна блаженная петербурженка. Поговаривали о знатном происхождении, элитном образовании необычной пожилой женщины. Слухи приписывали ей несчастную любовь, приведшую на тернистую дорогу безумных скитаний.

Аннушку очень уважали на Сенной, там чудаковатая старушка снимала комнату у добродетельного священника. Каждый день горожане видели любимицу, совершавшую променад со старомодным ридикюлем в руках. Попутно набирала милостыню и сразу же делилась с нуждающимися.

По протекции неравнодушных жителей города Анна Ивановна попала в приют. Но житье ее там не заладилось. Только на родной Сенной блаженная чувствовала, что нужна и полезна людям. Предсказания Аннушки сбывались самым чудесным образом.

На похороны известной горожанки, ею и устроенные, пришли все почитатели редкого дара женщины с трудной, но удивительной судьбой.

Видео о скандальных действиях блаженных

В чем скрытый смысл скандальных действий блаженных, вы узнаете из этого видеоролика.

Юродивые

В.И. Суриков. «Юродивый». Фрагмент картины «Боярыня Морозова».

Один из самых известных университетских профессоров, читая свои лекции по богословию, не без иронии замечал, что такие понятия, как «грех» или «бес», вызывают смущение образованной публики, – так что напрямую, без культурологических оговорок, использовать их в серьезном разговоре с интеллигентными людьми практически невозможно. И рассказывал следующий анекдот: некий миссионер, выступая с проповедью в техническом ВУЗе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении. Пытаясь говорить с аудиторией на ее языке, он сформулировал такую фразу: «Мысль о преступлении человеку телепатически транслирует трансцендентально-ноуменальное тоталитарно-персонализированное космическое зло». Тут из-под кафедры высовывается голова изумленного беса: «Как ты меня назвал?»

Дело в том, что истина не боится спора. Истину нельзя уничтожить. Поэтому мир придумал эффективный способ ее утилизировать – как некий опасный радиоактивный материал, который запаивают в непроницаемый свинцовый контейнер и закапывают на отдаленном пустыре. Сначала истины, добытые великими умами в мучительной борьбе, становятся привычными и обыденными. То, что было долгожданным трофеем для отцов, становится игрушкой для детей, наподобие дедовых медалей и орденских планок. Люди привыкают относиться к истинам как к чему-то само собою разумеющемуся. Затем привычное становится банальным и от него пытаются отделаться посредством цинизма, иронии и кавычек. «Нет, брат, это все распущенность, пустота! – говорит тургеневский Базаров. – И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». В конечном итоге осмеянная и окарикатуренная истина под видом фольклора вообще выводится из дискурсивного поля. Добро и зло начинают ассоциироваться исключительно с «избушкой на курьих ножках», а такие вещи как подвиг и предательство без кавычек сохраняются разве что в детском обиходе – наравне с «бабаем» и «доброй феей».

«Христиане верят, что Иисус из Назарета, якобы одним словом исцелявший больных и якобы воскрешавший мертвых, якобы и Сам воскрес на третий день после смерти». Только так, в смирительной рубашке кавычек, в окружении слов-санитаров евангельская Истина и может войти в «просвещенное» собрание светских людей.

Горделивый ум оказывается неспособен сделать Истину даже предметом критики. «Что есть истина?» – иронически вопрошает иудейский прокуратор и, не дожидаясь ответа, проходит мимо Того, Кто Сам есть Истина и Жизнь.

Этот процесс чутко отображает литература. В предисловии к сборнику «Русские цветы зла» Виктор Ерофеев прослеживает пути отечественной литературной традиции, отмечая, что в новый и новейший период «разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена… между положительными и отрицательными героями… Любое чувство, не тронутое злом, ставится под сомнение. Идет заигрывание со злом, многие ведущие писатели либо заглядываются на зло, завороженные его силой и художественностью, либо становятся его заложниками… Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к «грязному» слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между «черным» отчаянием и вполне циничным равнодушием. Сегодня мы наблюдаем вполне закономерный итог: онтологический рынок зла затоваривается, бокал до краев наполнился черной жидкостью. Что дальше?»

Ответ на поставленный вопрос можно найти в истории, знающей немало подобных ситуаций. Дошедший до патового состояния декаданс может быть преодолен посредством нарочитого безумия. Юродивый, или, по красивому поэтическому выражению Натальи Ростовой, «человек обратной перспективы», ломает извратившийся мир эпатирующим жестом, подвергая поруганию «священные» символы ложной культуры и удивляя людей той серьезностью, с которой он говорит о «сказочных» вещах, срывая с них привычные кавычки. Блаженный берется за дело там, где человечность воспринимается как слабость, а хамство считается проявлением силы характера; где священники названы «паразитами общества», а героями дня становятся спортсмены, клоуны и кулинары – словом, там, где культура перестает взращивать человека и, наоборот, начинает его губить потому, что добро и зло в ней поменялись местами.

«Не подниму руки на брата моего» – говорили великие русские святые Борис и Глеб. В культуре феодальной раздробленности «брат» – синоним слову «конкурент». Это тот, из-за кого у тебя меньше земли и власти. Убить брата – все равно, что победить конкурента, – дело достойное настоящего князя, свидетельство его сверхчеловеческой натуры и привычный образ мужества. Святые слова Бориса, впервые прозвучав в русской культуре, несомненно, казались загадочным бредом юродивого.

Юродство принято считать специфической формой христианской святости. Однако к этому средству возвращения истин из «культурного архива» часто прибегали еще древнегреческие философы. Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев. Когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

Когда один развратный чиновник написал у себя на дверях: «Да не внидет сюда ничто дурное», Диоген спросил: «А как же войти в дом самому хозяину?» Некоторое время спустя, он заметил на том же доме табличку: «Продается». «Я так и знал, – заявил философ, – что после стольких попоек ему будет нетрудно изрыгнуть своего владельца».

Сим, казначей тирана Дионисия, был отвратительным человеком. Однажды он с гордостью показывал Аристиппу свой новый дом. Оглядев пышные комнаты с мозаичными полами, Аристипп откашлялся и сплюнул в лицо хозяину, а в ответ на его ярость сказал: «Нигде не было более подходящего места».

Юродство, помимо прочего, делает человека маргиналом и потому способно быть весьма действенным лекарством против тщеславия. Ложная честь побуждает нас казаться перед людьми лучше, чем мы есть. Именно поэтому рассказать о своем грехе на исповеди оказывается труднее, чем его совершить. В этом случае нам может помочь пример мудрецов и святых, исполнивших слова Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Юродивый

Юродивый Исаакий Печерский, первый русский юродивый (икона В. Васнецова)

В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф.25:2, «Притча о десяти девах»).

Юродство в Ветхом Завете

Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис 20, 2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на человеческом кале (Иез 4); Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос 3). Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к эпатажным действиям для доведения до обывателей воли Божьей на уровне их собственного понимания.

Юродство после Рождества Христова

Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. В этом юродивые подражают Христу, терпящему насмешки и издевательства толпы. Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:

  • Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…(1 Кор 4:10)
  • Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1, 20)
  • Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3, 19)
  • …слово о кресте для погибающих юродство есть (1 Кор 1, 18)
  • …благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21)
  • …мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие (1 Кор 1, 23)
  • …потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1, 25)
  • Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3, 18)

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».

Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Микола свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного.

В Католической Церкви наиболее известными святыми, которые совершали подвиг юродства, считаются Франциск Ассизский и Бенуа Жозеф Лабре.

Юродивые

Святой Прокопий Устюжский, юродивый из Любека

  1. Алексей Елнатский
  2. Андрей Юродивый, или Андрей Константинопольский, особо почитаемый на Руси
  3. Василий Блаженный (1469 — 1552) — московский юродивый, один из самых известных святых Русской православной церкви.
  4. Иаков Боровичский († 1540) — боровицкий чудотворец.
  5. Иоанн (московский юродивый) (? — 1589) — московский юродивый.
  6. Иоанн Милостивый (ростовский чудотворец) — (? — † 1581)
  7. Иоанн (устюжский юродивый) († 1494) — устюжский юродивый.
  8. Исаакий Печерский († 1090) — первый известный юродивый на Руси, монах Киево-Печерского монастыря.
  9. Исидор Ростовский († 1474) — ростовский чудотворец, родом из Германии.
  10. Исидора Тавеннийская (IV век) — одна из первых юродивых.
  11. Киприан Суздальский
  12. Ксения Петербуржская
  13. Максим Московский († 1434)
  14. Михаил Клопский (XV век) — родственник князя Дмитрия Донского
  15. Николка Салос
  16. Паша Саровская
  17. Прокопий Вятский (1578—1627)
  18. Прокопий Устюжский (? — † 1303) — святой-чудотворец, из Любека
  19. Симон Блаженный († 1584) — святой из Юрьевца Поволжского.
  20. Симеон Юродивый (VI век) — монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии.
  21. Стахий — ростовский юродивый.
  22. Феодор Новгородский († 1392)
  23. Фома Сирийский

См. также

  • Блаженный
  • Глоссолалия

Литература

Ссылки

  • Юродство: Библиотека Якова Кротова
  • Юродивые (Словарь Святых): Библиотека Якова Кротова
  • А. И. Гончаров. Энтелехия юродства в «Слове» Даниила Заточника. Вестник ВГУ — 2004, № 1
  • Центр Религиоведческих Исследований «Этна»: Юродство как феномен мировой культуры
  • Перечень статей о юродстве
  • Недопустимые безумства юродивых.(Из выступления на конференции в стокгольмском университете на тему неописанных моментов юродства) — livejournal
  • «Юродивые». (Док.фильм)
  • Юродивый — Прокопий (Устюжский/Новгородский)

Православные лики святости

Апостол Бессребреник Благоверный Блаженный Великомученик Исповедник Мученик Праведный Праотец Преподобномученик Преподобный Преподобноисповедник Пророк Равноапостольный Святитель Священномученик Столпник Страстотерпец Чудотворец Юродивый

Значение слова «Юродивый»

В словаре Даля

безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении. Юродивый иногда глупый, неразумный, безрассудный: Пять же бе от них мудры, и пять юродивы, Матф. Ныне более произносят: юродивый. Юродивость ж. и юродство ср. состоянье юродивого; безумие. Принимать на себя юродство, юродиться, юродствовать, напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты; | шалить, дурить. Юродить кого, делать юродивым; юродеть, становиться таким, тупеть, глупеть, лишаться рассудка. Юродствованье, действие или состоянье по глаг. Юродственое житие. Юрод и юрод м. юродка ж. дурак, дура отроду, малоумный; | напустивший на себя дурь.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: юро́дивый

  1. м.
    1. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий – по мнению верующих – даром прорицания.
  2. м.
    1. Чудаковатый, глуповатый, безумный человек.
  3. прил.
      1. Чудаковатый, глуповатый, безумный.
      2. Преисполненный юродства.
    1. перен. разг. Непрактичный, неприспособленный к жизни.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

В словаре Синонимов 3

См. безумный…

В словаре Синонимы 4

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

Похожие слова

Юродиво Юродивая Юродивые Юродивость