Земский или земской собор?

Ученые в большинстве своем сходятся в том, что нет прямой преемственной связи между древнерусским вече и земским собранием служилых чинов. Ближайшим примером для Земского собора служили, очевидно, церковные поместные соборы. Кроме того, некоторые родственные связи Земского собора можно увидеть в княжих снемах (сеймах) Древней Руси. Но все это именно аналогии, а аналогия, как известно, хромает, хромает прежде всего потому, что участие в Земском соборе, в московский период есть еще один род государственной службы. Участие в нем — не право, а обязанность!

В советской историографии был выдвинут тезис о сословно-представительном характере русской монархии в рассматриваемую эпоху. Тезис этот служил аргументом в пользу теории классовой сущности русского государства, возникшего в результате борьбы классов, в данном случае сословий: борьбы между боярством и нарождающимся дворянством и торгово-промышленным слоем населения. Этакая bellum omnia contra omnes. Считалось также, что тип русской сословнопредставительной монархии соответствовал среднеевропейскому типу аналогичной монархии. По форме, возможно, эти типы государств похожи, но причины, повлекшие их появление, были совершенно разные. На Западе сословно-представительная монархия есть действительно результат политической борьбы сословий. Королевская власть использовала эту борьбу сословий в интересах укрепления собственного могущества; у нас же появление Соборов есть результат «административной нужды» . В основе Земских соборов лежит идея представительства, совершенно чуждая идее представительства, выработанной на Западе. Западное представительство основывается на идее, сформулированной позднесредневековой схоластикой часть может отражать целое. Эта часть имеет форму корпорации, которая в свою очередь служит юридической формой сословия. Как следствие неизбежно противопоставление сословия-корпорации — государству-целому. Это извечное противопоставление, отстаивание своего узкого, частного (корпоративного) интереса перед интересом государства ведет, с одной стороны, к господству частного над общим, с другой стороны, к перманентной борьбе интересов на уровне государства. Государство как следствие превращается в некую арену выяснения отношений групп интересов. Такова сущность современного западного государства, суть, начало формирования которой восходит к позднему Средневековью.

В России представительство есть не привилегия, а обязанность, род государственной службы. «Административная нужда» заставляет ввести еще один вид службы в середине XVI в. Как следствие этого — очередной парадокс русской истории. На Земском соборе представлен не народ, не сословия, а служилые чины — само государство. Земский собор — это форма представительства государства самого себя! Структура этого явления удачнее всего может быть представлена в виде саморефлектирующей идеи вполне в гегелевском духе. Этим объясняется невероятная мощь государства, его культ в русской истории, выраженный в известном афоризме О.В. Ключевского: «Государство пухнет, народ хиреет». Сверхэтатизм русского типа правопонимания начинает формироваться именно в это время, в эту эпоху, и ничего с этим не поделаешь!

* * *

Первый Земский собор был созван в 1549 г., последний — в 1684 г. Всего за 135 лет на Москве было 57 Соборов. Выделяют несколько видов Соборов. Так, до пресечения потомства Калиты (1598 г.) Соборы были совещательными, после стали созывать избирательные (В.Н. Латкин). Впрочем, возможна и иная классификация по способу созыва (Л.В. Черепнин): созванные царем, созванные царем по инициативе (челобитью) населения, созванные самим населением.

В состав Собора входили: царь, Боярская Дума, затем Освященный собор (митрополит, потом патриарх с синклитом Церкви), выборные от детей боярских, посадских, черносошенных крестьян — все служилые и тяглые чины Московского государства. Правда, черносошенные крестьяне в наиболее полном виде были представлены только на двух Соборах: 1613 г. и 1682 г. Кроме того, на Соборах присутствовали атаманы от казаков, головы от стрельцов и других разрядов населения.

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой, посылавшейся от царя к местному начальству (воеводам). Грамота содержала вопросы «повестки дня» Собора, а также число выборных, которых следует избрать от данной местности. Иногда число выборных не указывалось, тогда этот вопрос решался самими «избирателями». Избирательный округ составлял город с уездом или губной стан. Выборы проходили в форме избирательных собраний служилых и тяглых чинов данной местности. Участниками собраний могли быть те лица, за которыми не числилось недоимок и которые не были «в нетях» (не отлынивали от государственной службы). Каждый выборный избирался отдельно, иногда допускалась замена выборных от чинов выборными от других чинов, если первых не имелось в данном округе. По завершении выборов составлялся протокол собрания («выборы за руками»), который соответствующим образом заверялся всеми принимавшими участие в выборах. Протокол этот отсылался в Москву в Посольский или Разрядный приказ. Число членов Собора не было точно определено; в общем число их колебалось от 200 до 500 и более человек. Особо стоит отметить, что местным властям строго-настрого запрещалось вмешиваться в выборные дела. Так, до нас дошло несколько указов с выговорами воеводам и приказом вновь провести выборы под тем предлогом, что воевода сам назначил выборных. Впрочем, это не было редкостью, так как по условиям того времени быть выборным Земского собора означало нести государственную службу со всеми тяготами и лишениями — т.е. за свой счет! Охотников, таким образом, в спокойные годы находилось мало.

Выборные брали с собой необходимый запас (провиантом и деньгами), которым их снабжали выборщики. До нас дошло довольно большое количество челобитных выборных царям, просящих пожаловать их деньгами в связи с издержками на государственное дело (Москва и тогда была дорогим городом). Для выборных вопрос о содержании, таким образом, являлся одним из главных, что составляло одно из препятствий для малоимущего стать выборным. Выборным запрещалось отлучаться из Москвы на время заседания Собора, а если учесть, что некоторые Соборы заседали годами, например Собор 1613 г. длился до 1618 г., то становится понятным, почему так важно было взять с собой в Москву все необходимое.

Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, нередки были случаи торжественных крестных ходов, после чего происходило заседание Собора в полном составе, на котором царь или лицо, его заменяющее, произносили речь. В ней излагались цели Собора. «При любви русских к многословию <1>, — писал В.Н. Латкин, — речь начиналась издалека и занимала изрядное количество времени» . После произнесения речи происходили совещательные заседания выборных между собой. Заседания эти проходили для каждого чина в отдельности. Дума заседала особо, Освященный собор равно, равно и дети боярские и прочие выборные от тяглого населения. Голосование по вопросам проходило также по отдельным чинам. Впрочем, как замечал В.О. Ключевский, мнения отдельных чинов все же были известны друг другу, иначе было бы просто невозможно приводить мнения отдельных разрядов выборных к единому знаменателю. Нередко устраивалось совместное заседание Собора. Решения разрядов выборных оформлялись письменным образом («сказка»). Отдельный выборный мог подать свое особое мнение.

<1> Рассказывают, что однажды при приеме польско-литовских послов Иоанн Грозный говорил, не умолкая, более четырех часов. Речь его прервалась только после того, как один из послов упал в обморок.

Все решения Соборов принимались только единогласно!

Закрытие Собора проводилось в форме торжественного обеда, который выборным давал царь.

Компетенция Соборов была следующая:

— избрание нового царя и новой династии. Первым царем, которого формально избрали на царство (подтвердили его права), был Федор Иоаннович (1584), последним — Петр I (1682). Династии избирались трижды: Годуновы, Шуйские и Романовы-Юрьевы. Особняком здесь стоят вор-самозванец Гришка Отрепьев и королевич Владислав;

— им принадлежала верховная законодательная власть. Особо велика здесь роль Собора в вопросах кодификации права. Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. приняты именно Соборами;

— ведали вопросами войны и мира;

— ведали вопросами церковного устроения. В этом он, правда, конкурировал с обычным Поместным собором Русской церкви;

— ведали налоговой политикой;

— ведали вопросами внутреннего управления, в которые входили вопросы поддержания и развития государственного хозяйства. Известен ответ царя Михаила Федоровича английским купцам, предлагавшим отдать им в монополию некоторые виды торговли: подобный вопрос невозможно решить без ведома торговых людей. В период Смуты Собор взял на себя вообще всю полноту власти в стране, именно он, а не молодой царь правил страной в полном смысле этого слова. Земская реформа середины 50-х гг. XVI столетия также проводилась по инициативе Собора.

М.Ф. Владимирский-Буданов указывал еще одно формальное правомочие Собора — право подачи петиции (челобитья), которое можно рассматривать как право законодательной инициативы.

Последний вопрос, касающийся истории Соборов, — вопрос о причинах их упадка. Считается, что главная причина заключена в постепенно усиливающихся тенденциях абсолютизма в России. Особенно зримо эти тенденции стали проявляться в период расцвета Соборов — время правления царя Алексея Михайловича. Несомненно, резон в таком объяснении есть. Тем не менее стоит указать, что Земские соборы прекратили свое существование в основном благодаря реформам Петра: среди учреждений, созданных этим модернизатором, места для Собора не нашлось. Хотя сама идея «испрашивания совета у земли» с Петром не умерла. Дважды в XVIII в. правительство в правление императриц Елизаветы и Екатерины Великой обращалось к идее Собора, созывая особые Уложенные комиссии из выборных для рассмотрения и одобрения проектов нового Уложения. В XIX в. идеи представительства оживали в проектах графа М.М. Сперанского, декабристов и последних лет царствования императора Александра II. Наконец, идея Земского собора <1>, переработанная на западный рационалистический манер, послужила стимулом для проведения конституционной реформы в России 1906 г.!

<1> Доказательство этому можно найти в известном сборнике: Правовое государство и народное голосование. К реформе государственного строя России. Вып. 2. СПб., 1906.

§ 6. Центральное (приказное) управление

Московского государства

Земский собор

С. Иванов Земский собор

Зе́мский собо́р (Совет всей земли) — высшее сословно-представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683—1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой.

История земских соборов

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения» (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александрову слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов. Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом. Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Периодизация земских соборов

Список Земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г.

2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.

3. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, принимающий Соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

4. 1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

5. 1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».

6. 1653—1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Предложения о созыве в позднейшие эпохи

В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого».

В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».

Приамурский Земский Собор

Собор открылся 23 июля 1922 года во Владивостоке; его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти в Приамурском крае — последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство. В состав Собора вошли представители духовенства и прихожан, армии и флота, гражданских ведомств и городского самоуправления, земства и общественных организаций, городских домовладельцев, сельских жителей, купечества и предпринимателей, казаков (как местных, так и пришлых), высших учебных заведений, русского населения полосы отчуждения КВЖД.

Собор принял решения о признании власти Дома Романовых, обращении к Романовым с просьбой указать Верховного правителя, и избрании генерала Дитерихса в качестве временного правителя. Заключительное заседание Собора состоялось 10 августа 1922 года, а уже в октябре атаки красноармейцев и партизан привели к поражению Белой армии.

См. также

Боярская дума

Литература

  • Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси
  • Зерцалов А. Н. «К истории земских соборов». Москва, 1887
  • Зерцалов А. Н. «Новые данные о земских соборах в России 1648—1649». Москва, 1887.

Примечания

  • Список Земских соборов
  • Выборы царя

Ссылки

  • К истории московских земских соборов Статья проф. С. Ф. Платонова
  • Иванов Д. Земские Соборы

В этой статье установлены общие категории. Вы можете помочь проекту, уточнив их.

Земский собор

В XVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления – земский собор.

В состав Земского собора входили: царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), а иногда – государственных крестьян. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Были случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа войска) и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных.

В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период Смутного времени начала XVII в. соборное представительство было только выборным, а постоянными членами его являлись представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, которое образовывало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но крепостные крестьяне в них не участвовали.

На земских соборах обсуждение вопроса проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в группы свои письменные мнения – так называемые «сказки».

Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельств, важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Но в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – в Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», это представительное учреждение имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва – восстание 1547 г. в Москве и необходимость примирения противоречий между боярством и дворянством.

На основе документов историки насчитывают в XVI–XVII вв. около 50 земских соборов. Все они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирались цари.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 г. относится ко второй группе, так как он был созван по требованию сословий. Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Романова.

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI в. имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван церковный собор, получивший название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства, составил и утвердил список общерусских святых. Самым спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался вопрос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно констатировать, что на земских соборах рассматривались вопросы:

– избрания на царство;

– войны и мира;

– принятия новых нормативных актов;

– налогообложения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Земские Соборы в истории России

ПЛАН

I. Введение …………………………………………………………….. 3 – 4

II. Основная часть …………………………………………………….. 5 – 12

  1. Причины появления Земских соборов……………………….. 5
  2. Структура, состав, порядок формирования и функции Земских соборов…………………………………………………………. 5 – 7
  3. Роль Земских соборов в жизни государства .………………. 7 – 9
  4. Классификация Земских соборов ……………………………… 9 – 11
  5. Завершение деятельности Земских соборов. Приамурский

Земский собор……………………………………………………11 – 12

III. Заключение ………………………………………………………… 13

I. Введение

Более четырёх с половиной веков отделяют нас от первого земского собора в России, но до сих пор роль этого сословно-представительного органа власти в истории нашего государства мало изучена. Хотя вопрос о земских соборах являлся самой популярной темой дворянско-буржуазной историографии конца XIX – начала XX веков. Интерес к этой теме был обусловлен тем, что историки этого периода искали в земских соборах прообраз представительных учреждений, введение которых должно было стать условием дальнейшего развития государственного строя в России. Необходимо было обосновать возможность превращения русского самодержавия в буржуазную монархию без революционных потрясений и переворотов.

Именно тогда сложилось две точки зрения на роль земских соборов в истории государства, которые продолжают существовать и в наши дни:

1) Земские соборы – это представительный орган европейского типа (В.Н.Латкин, М.Н.Тихомиров);

В настоящее время история земских соборов всё ещё интересует исследователей, так как они оставили много юридических памятников (уложений, судебников, грамот), которые представляют большой исторический и юридический интерес. Кроме того, знания об истории становления представительных органов власти в период средневековья помогут оценить деятельность подобных органов сегодняшнего дня.

Из выше изложенного можно с уверенностью сказать, об актуальности данной темы исследовательской работы.

В ходе подготовки своей работы я изучила ряд учебно-методических и монографических источников по данному вопросу. Основными работами, которые сформировали моё представление о деятельности Земских соборов и легли в основу работы стали: В.О. Ключевский «Состав представительства на Земских соборах древней Руси», В. Луговой «Местное самоуправление и Земские соборы в русском государстве (XV – XVII века), Л.В. Черепнин «Земские соборы русского государства XVI – XVII в.в».

Объектом моего исследования является процесс становления сословно-представительной монархии в России, предмет исследования — роль Земских соборов во властных отношениях.

Цель исследования – рассмотреть историю возникновения, деятельность и место Земских соборов в системе органов государственной власти. Достижение указанной цели подразумевает постановку, и решение следующих задач:

  1. раскрыть причины появления Земских соборов;
  2. определить структуру и порядок формирования Земских соборов;
  3. рассмотреть функции Земских соборов;
  4. показать взаимосвязь Земских соборов с царской властью и их значение в истории государства.

В ходе работы в основном использовался специальный метод исторической науки — сравнительно-исторический метод. Он позволил выявить тенденции исторического процесса в данный период, показать общее и особенное в истории Земских соборов, дал возможность проникнуть в сущность такого явления как сословно-представительный орган власти. Нельзя обойтись было в ходе исследования без логических методов исторического исследования, таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также общенаучных методов — метод теоретического исследования, метод обобщения.

  1. Причины появления Земских соборов.

Среди органов государственной власти XVI – XVII веков Земские соборы занимают особое место. Они появились в период политической централизации и оформления единой системы управления в Русском государстве и отразили важные изменения в социально-политической структуре общества – ослабление княжеско-боярской аристократии и усиление дворянского сословия. Земские соборы приходят на смену городским вечевым собраниям чёрных людей и узким совещаниям царя с ближайшими боярами. Сословно-представительной монархии понадобился новый государственный орган, который «поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу».

Опора на земские соборы определялась не только исторической традицией. К земским соборам царь и правительство обращались и в силу того, что к середине XVI в. страну сотрясали серьезные социальные волнения, восстания. Историки первый собор прямо связывают с московским восстанием. В обстановке широкой волны народных движений, прокатившихся по стране в середине XVI века, царь, церковные иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения распрей между боярскими группировками и образовать правительство, способное обеспечить общегосударственные интересы. К началу 1549 г. правительство Адашева искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время возникла идея созыва собора примирения. Итак, появление земских соборов было обусловлено характером общественно-исторического развития Московского государства.

2. Структура, состав, порядок формирования и функции Земских соборов.

Земский собор как представительный орган был двухпалатным. Что делает его идентичным европейским парламентам этого времени. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума (в полном составе) и Освящённый собор (высшие церковные иерархи), которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

В нижнюю палату входили представители таких категорий населения как воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Члены нижней палаты были выборными, но на первых порах они не были делегатами с мест, а представляли особый должностной чин на государевой службе. Поэтому принцип выборности был выражен слабо.

Однако дальнейшее развитие системы сословного представительства привело к тому, что нижняя палата стала формироваться из выборных представителей с мест. По мнению историков, первые делегаты, выбранные от уездного дворянства, присутствовали на соборе 1584 года – при утверждении царём наследника Ивана Грозного Фёдора Ивановича. Городское население активно стало принимать участие в работе нижней палаты в период первого и второго ополчений, в 1611 – 1612 годах. Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне, было лишено представительства. Хотя существуют свидетельства о том, что в 1613 году на Земском соборе присутствовали представители от «уездных людей». Скорее всего, по предположению историков, это представители черносошного (свободного) крестьянства.

Расширяя сословное представительство, правительство снимало с себя в какой-то степени ответственность за проводимые им мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными широким кругом советников. Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. — более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. — по разным подсчетам от 500 до 700 человек.

Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царём или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

В глазах современников Земские соборы были широкими сословными совещаниями представителей различных территорий страны по важным вопросам внутренней и внешней политики – «об устроении земском», «о чинах, судах, управах земских». Эта форма решения общегосударственных дел постепенно утвердилась и приобрела большое значение. В разное время на «советах всей земли», «всех людей» (так источники часто называют соборы) избирали царей, объявляли войну и мир, утверждали налоги, давали земельные пожалования, назначали должностных лиц, ведали сыском татей и разбойников.

Не существовало никакого закона и никаких традиций о периодичности созыва соборов. Их созывали в зависимости от обстоятельств внутри государства и внешнеполитических условий. В соответствии с источниками в некоторые периоды соборы собирались ежегодно, а подчас бывали перерывы в несколько лет.

3. Роль Земских соборов в жизни государства.

Почти полуторовековой опыт функционирования Земских соборов наглядно продемонстрировал их очевидное положительное значение, определявшееся следующими факторами.

Во-первых, соборное рассмотрение спорных вопросов позитивно сказывалось на качестве государственного управления. С одной стороны, совместный анализ проблем, учёт мнений и предложений различных чинов, несомненно, существенно облегчали поиск оптимальных путей их устранения. Не случайно роль Земских соборов резко возрастала в случаях неурядиц, тяжелого военного, политического или экономического положения, а также при необходимости принятия чрезвычайных мер для выведения страны из кризиса. С другой стороны, утверждение решений, особенно непопулярных, например, о введении нового налога, по «приговору всей земли», а не только верховной власти, естественно, давало последней право рассчитывать на их более «охотное» исполнение населением.

Во-вторых, Земский собор выполнял исключительно важную контролирующую функцию. С его помощью Государь получал возможность осуществлять проверку деятельности своей администрации не только «сверху», посредством специальных органов, призванных следить за законностью действий государственного аппарата, но и «снизу», путём общественного контроля. Узнавая от народа о злоупотреблениях чиновников и недостатках в их работе, Верховная власть проводила организационные и правовые мероприятия по их устранению и недопущению в будущем.

И, в-третьих, ключевое значение Земского собора заключалось в том, что он обеспечивал прямое общение Царя с народом, объединял Монарха с «народным умом, совестью, интересами и творческим гением», препятствовал образованию сословного, бюрократического или иного «средостения» между ними и возникновению чувства взаимного отчуждения, оторванности друг от друга. Встречаясь на Соборе лицом к лицу, власть и общество осознавали общность своих интересов и устремлений, понимали, что лишь коллективными усилиями могут быть преодолены трудности и успешно решены стоявшие перед страной задачи.

Наряду с достижением указанной главной цели – сближения государства и нации, соборное сотрудничество предоставляло обеим сторонам и ощутимые практические выгоды. Созывая на Собор представителей населения, и спрашивая у них совета по конкретным вопросам, правительство тем самым информировало подданных о волновавших его проблемах, оповещало их в целом об основных направлениях своей внутренней и внешней политики и, в конечном счёте, делало её открытой, предсказуемой и понятной широким социальным слоям. Кроме того, соборные ответы и ходатайства чинов позволяли Государю объективно оценивать положение дел в стране, в том числе расклад политических сил, отношение общества к предполагаемым реформам. Наконец, регулярно консультируясь с народом, верховная власть по существу сознательно приобщала его к участию в государственном управлении и, как следствие, расширяла и усиливала свой руководящий потенциал.

Земские соборы возглавлял царь и митрополит. Роль царя на соборе была активной, он ставил перед собором вопросы, принимал челобитные, выслушивал челобитчиков, практически осуществлял все руководство соборного действия.

Что касается населения, то оно использовало Земский собор в качестве одного из инструментов своего влияния на политику государства. Приглашенные на Земский собор делегаты не ограничивались ответами на поставленные перед ними вопросы. Они в почтительной форме заявляли Царю о своих нуждах, выступали с критикой существующих порядков, вносили предложения о проведении преобразований или издании нормативных правовых актов. Подобные соборные петиции, имевшие значение «непререкаемого голоса всей земли», как правило, не оставались не услышанными и влекли за собой изменения правительственного курса.

Но Земским соборам не суждено было превратиться в постоянные представительные учреждения, и даже в период своей наивысшей активности они не вышли за рамки совещательных органов. Соборы созывались по указу царя и никогда не имели права «вето».

4. Классификация Земских соборов.

Для уяснения роли земских соборов, их существа, их влияния на историю этого периода — периода сословно-представительской монархии и формирования абсолютной монархии, приведу их классификацию по нескольким признакам. В.О.Ключевский классифицирует соборы по признакам:

  1. Избирательные. Они избирали царя, выносили окончательное решение, закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство).
  2. Совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя, правительства, высшей духовной иерархии.
  3. Полные, когда земские соборы имели полное представительство, т.е. на них присутствовали все категории населения, имеющие право участвовать в работе Земского собора.
  4. Неполные, когда на земских соборах были представлены только представители верхней палаты и лишь частично дворянство и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому времени обстоятельств могли быть представлены символически.

С точки зрения общественно-политической значимости Л.В.Черепнин делит соборы на четыре группы:

  1. созванные царем;
  2. созванные царем по инициативе сословий;
  3. созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
  4. избирательные на царство.

К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611—1613 г.г. о «совете всей земли», о государственном устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.

Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.

В число соборов включено и три церковных собора в силу следующих обстоятельств: на этих соборах все же присутствовал земский элемент; решаемые религиозные вопросы в те исторические времена имели и светское «земское значение». Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание деятельности соборов. Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:

  1. Соборы, решавшие вопросы реформ;
  2. Соборы, решавшие внешнеполитические дела Руси, вопросы войны и мира;
  3. Соборы, решавшие дела внутреннего «устроения государства», в том числе способов усмирения восстаний;
  4. Соборы смутного времени;
  5. Избирательные соборы (избрание царей).

5. Завершение деятельности Земских соборов. Приамурский Земский собор.

Всего по подсчётам историков, состоялось примерно 57 Земских соборов. Предполагается, что не обо всех Земских соборах до нас дошли свидетельства, может архивы ещё откроют для нас свои тайны. В 1684 году состоялся созыв и роспуск последнего земского собора в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Польшей. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютной монархии.

Идеи созыва Земских соборов периодично повторяются в нашей истории. Неоднократно такие идеи преподносились императорам в XIX веке, когда в стране активизировалось революционное народническое движение.

Примечательным является то, что в ХХ веке всё-таки состоялся Земский собор. Он был открыт 23.07.1922 года во Владивостоке. Целью Приамурского Земского собора, а именно так он назывался, было восстановление монархии и учреждение нового органа верховной власти в Приамурском крае – последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва Земского собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство. В состав собора вошли представители духовенства, прихожан, армии и флота, гражданских ведомств и городского самоуправления, сельских жителей, купечества и предпринимателей, казаков, русского населения полосы отчуждения КВЖД.

Земский собор принял решение о признании власти Дома Романовых, обращение к Романовым с просьбой указать Верховного правителя. Заключительные заседания состоялось 10.08.1922 года, а уже в октябре атаки красноармейцев и партизан привели к поражению Белой армии.

В начале 90-х годов ХХ века идея созыва Земского собора вновь витала в воздухе, но не была реализована. Как видим, причины обращения к созыву Земского собора всегда одни и те же: разрешить социальные, политические или экономические противоречия, возникающие в обществе на переломных кризисных этапах его развития. Это помогает переложить ответственность за принятые решения на широкие слои населения, а не только на правящие круги.

Заключение

Считаю, что в задачи, поставленные перед исследовательской работой, мне удалось выполнить. Прежде всего, надо отметить, что изучение литературы, написание работы помогло мне лучше понять процессы формирования государственно-правовых отношений в целом и в период XVI — XVII веков в частности. Изучение проблемы Земских соборов России привело меня к выводу о том, что в нашей исторической науке недооценивается роль этого общественно-политического института.

Анализ истории земских соборов показывает, что нельзя их рассматривать только как вспомогательное орудие царской администрации. Из изученного материала можно сделать вывод, что это был деятельный орган, самостоятельный двигатель политической жизни, оказывавший влияние на государственное управление и законодательство.

С другой стороны, состав представительства, анализ процедуры созыва соборов и процедуры обсуждения вопросов приводит к выводу, что нельзя считать соборы органом народной оппозиции, как это представляется автором некоторых исследований. Нет оснований, считать земские соборы были органом противодействия сословий боярской думе и духовной иерархии, хотя земские соборы в некоторые критические моменты истории России были противовесом боярству (земский собор, утвердивший опричнину).

Характер и содержание деятельности земских соборов не позволяет расценивать их как представительное учреждение образца средневековой Европы. Различие здесь состоит и в общественно-экономических условиях появления и в назначении соборов и различных сословно-представительных учреждений Европы.

В работе показывается, что земские соборы были важным, но сословно-совещательным органом при царе и правительстве. Без опоры на этот орган царь не мог обойтись в период формирования централизованного государства и абсолютной монархии.

Список использованной литературы

Интернет-ресурсы

Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990, 278 – 279.

Черепнин В.Л. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. – М., Наука, 1978, с. 61 – 62.

См. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990, 290 – 292.

См. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность . – М., 1998, с. 544

См. Луговой В. Местное самоуправление и Земские соборы в русском государстве (XV – XVII века) // История. № 3, 1998, с. 2 – 3.

См. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990, 284 – 290.

См. Луговой В. Местное самоуправление и Земские соборы в русском государстве (XV – XVII века) // История. № 3, 1998, с. 3 – 4.

Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.т. Т. 8. Статьи. – М.: Мысль, 1990,

См. Черепнин В.Л. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. – М., Наука, 1978, с. 342 — 346

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия Приамурский Земский собор

Первый Земский собор: сословная монархия на Руси

Режим сословной монархии, при котором правитель периодически советуется с представителями основных сословий населения о важнейших решениях – типичная форма европейской средневековой государственности. Аналог кортесов, Генеральных штатов или британского парламента существовал и в России. Назывался такой орган Земским собором.

Понятие Земского собора

Термин «Земский собор» происходит от слов «земля» и «собирать». «Соборами» в средневековой Руси называли любые представительские собрания. Слово «Земский» потребовалось для того, чтобы избежать путаницы с церковными соборами.

Земский собор – представительский выборный сословный орган власти с правом обсуждать важные для государства вопросы и давать правителю (царю) рекомендации по способу решения этих вопросов. Члены Боярской думы и представители высшей церковной иерархии входили в состав Собора без выборов. Дворянство, горожане и черносошные свободные крестьяне выбирали представителей. Таким образом, не имели своих представителей только крепостные крестьяне.

Первый Собор был созван в феврале 1549 года по решению молодого Ивана Грозного. Последний Собор состоялся в 1683-1684 гг. и был призван выработать русские условия Вечного мира с Речью Посполитой.

Причины созыва первого Собора

В целом Иван Грозный, созывая первый Собор, действовал из тех же соображений, что и западноевропейские монархи, собиравшие парламент или Генеральные штаты. Царь намеревался противопоставить влиянию крупного вотчинного боярства (о претензиях которого имел слишком хорошее представление) силу мелких служилых феодалов – дворянства. Участие дворянства и купечества в работе Собора наравне с боярами могло продемонстрировать степень доверия к ним царя и обеспечить их лояльность.

Кроме того, созыву Собора предшествовал бунт в Москве (причиной стал крупный пожар), и царь увидел в съезде представителей сословий возможность успокоить бунтовщиков. Собор даже был назван «собором примирения». Нужный результат был достигнут.

Были и чисто практические причины. Царь желал привнести изменения в действующий Судебник и реформировать систему управления на местах. Одобрение сословий могло бы придать его реформам значимости.

Точно неизвестно, кто подсказал молодому Грозному идею Земского собора. Почти наверняка это был кто-то из Избранной рады.

Деятельность первого Собора

Никаких документов, созданных непосредственно в процессе работы первого Собора, не сохранилось. Все сведения о нем почерпнуты из более поздних источников.

Известно, что Собор работал 2 дня. Некоторые вопросы рассматривались Боярской Думой отдельно от прочих представителей. Согласно имеющимся сведениям, результатом деятельности Собора стали следующие решения:

  • отредактировать согласно требованиям времени действующий Судебник (новый Судебник вступил в силу в 1550 году);
  • установить неподсудность детей боярских наместникам (кроме особых случаев);
  • начать выборы на местах целовальников и губных старост для реализации функций местной власти и местного суда.

Таким образом, было положено начало судебной и административной реформам Грозного. Есть предположение, что решения Собора положили начало также борьбе с системой кормлений.

Значение первого земского Собора

Созыв первого Земского Собора ознаменовал установление в России сословной монархии. Он стал первым шагом Ивана Грозного в его борьбе с влиянием крупного вотчинного боярства. Хотя первый царь и не достиг цели полного подчинения вотчинников центральной власти, ему удалось положить начало этому процессу.

Судебная и административная реформы Грозного имели немалое положительное значение для страны, и Собор принял участие в их разработке и реализации. В дальнейшем Земскими Соборами неоднократно принимались важнейшие политические решения.

Земские Соборы созывались нерегулярно и не являлись постоянно действующим органом власти. Но они принимали важнейшие решения, так что появление этого органа стало важным этапом в развитии русской государственности.

Пройди тест