Жертва в христианстве

Жертвоприношение

У этого термина существуют и другие значения, см. Жертвоприношение (значения).

Жертвоприноше́ние — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Происхождение

Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

В различные эпохи служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви.

Разновидности

снятие шкуры во время праздника

В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения — от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей, умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).

В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки — камиллы.

Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.

Известна также такая форма жертвоприношения как ритуальное лишение девственности.

Жертвоприношение в иудаизме

Основная статья: Жертвоприношения в иудаизме

Жертвоприношение в христианстве

Христианство, в отличие от иудаизма, превратило жертвоприношение в центральный элемент не только культа, но и догмы: добровольное самопожертвование Иисуса выступает в качестве искупительной жертвы за грехи мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения плоти и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, основой всего церковного культа.

В Армянской апостольской церкви сохраняется обряд так называемого матаха, в традиционном виде включающего в себя закалывание животного — ягнёнка, бычка, голубя или петуха. Матах противопоставляется ветхозаветному кровному жертовоприношению, так как Богу в рамках матаха приносится в дар не непосредственно жизнь и кровь животного, а акт сотворения милости бедным, пожертвование в виде мяса дарственного животного.

Евхаристия — бескровное жертвоприношение

Учением о Евхаристии (греч. благодарение), как жертве, отличаются Католическая и Православная церкви от протестантов. Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна (Евр.10:14). По учению же Католической и Православной церквей, однажды и навсегда принесённая за род человеческий Иисусом жертва не исключает многократного и необходимого личного соединения каждого христианина с Жертвой евхаристической т.е. совершения благодарственной жертвы, повторяющей в обрядах Голгофскую жертву Христа, и являющейся её повторением. При этом, по учению Церкви, в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы.

Названием бескровной жертвы, Евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в иудаизме (см. Жертвоприношения в иудаизме).

Отношение к ритуальному убийству животных и птиц принципиально отличает христианство от до-христианских и многих пост-христианских религий и вносит существенные разногласия в отношения современных людей.

Жертвоприношение в исламе

Основная статья: Курбан-байрам

Жертвоприношение в индуизме

Основная статья: Яджна

Литература

См. также

  • Жертвоприношение (ислам)
  • Жертвоприношения в иудаизме
  • Курбан-байрам
  • Гекатомба
  • Харакири
  • Искупительная жертва
  • Вотивные предметы
  • Евхаристия
  • Жертвоприношение (фильм)

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия, «Жертвоприношение».
  2. «Каждая Литургия есть новое Боговоплощение и новое повторение Голгофы».Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия.
  3. Злостная рецидивистка.. Бриджит Бардо в пятый раз оштрафовали за неполиткорректные высказывания.

Ссылки

  • Правила исламского жертвоприношения.
  • Идеология жертвоприношения.
  • Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»:Жертвоприношение.
  • Викинги и человеческие жертвоприношения.

Жертва за грех и жертва повинности

Жертва за грех и жертва повинности в израильском богослужении представляли два рода жертвоприношения, в которых особенно проявлялись необходимость и значение примирения. В то время, как остальные жертвы: всесожжения, мирная и хлебная имели целью выражать полнейшую преданность приносящего Богу и угодное Ему самопожертвование – почему они также названы жертвами благоухания, приятные Богу, – жертва за грех и жертва повинности являлись настоящими жертвами примирения, имевшими целью дать грешнику возможность предстать пред Святым Богом для прощения грехов. Несмотря на существенную разницу между жертвой за грех и жертвой повинности, между ними все же было значительное сходство в упомянутом отношении, почему также и сказано в одном случае, что закон об этих жертвах один и тот же (Лев.7.7). Прежде всего, надо заметить, что не всякий грех или провинность могли быть очищены посредством этих жертв, но только грехи совершенные: по упущению, нерадению или немощи (Лев.4.2, Лев.5.15,18, Чис 15.22,29), в противоположность этому человек, совершивший преступление по надменности своего сердца, «дерзкою рукою» должен был быть истребленным из народа, ибо для него не существовало примерения (Чис 15.30). Однако что не значит, что каждый вольный и преднамеренный грех исключал возможность очищения, потому что в относящихся сюда местах закона перечисляются некоторые грехи, на которые нельзя смотреть иначе как на обдуманные, например в Лев.6.2. См ниже «жертва повинности 3.

Жертвы за грех (евр. «шаттат», грех жертва за грех) были двух родов: общественные и специальные. А) общественные жертвы за грех были следующие:

2. За священников и левитов при их посвящении (Исх 29.14,36, Чис 8.3) за первосвященника в великий день очищения (Лев.16.3,6,11).

3. Специальные жертвы за грех, предписанные на разные случаи, были такого рода:

4. за родившую женщину, по окончании времени ее очищения (Лев.12.6 и дал., Лк 2.24).

5. при очищении прокаженного (Лев.14.10,19,22); Срав. установление об очищении дома прокаженного (Лев.14.49)

6. при очищении болевшего истечением из тела (Лев.15.14 и дал.).

7. за женщину после тяжелого кровотечения (Лев.15.29 и дал.).

8. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Чис 6.9) и по окончании времени его назореиства (Чис 6.14).

Животные для различных жертв за грех были разных родов, смотря по значению жертв: тельцы, овны, овцы, козы голуби или горлицы и в одном случае вообще птицы. Тельцы приносились в жертвы по пунктам 2, 3 и 9, если согрешили общество и священник; козлы по 1 и 9, если согрешивший был князем; коза по 9, за отдельную личность; однолетняя овца по 5 при очищении прокаженного и по 8 по окончании времени назореиства; голубя и горлицу всегда по пунктам 4, 6 и 7 по 8 за осквернившегося назорея и по 5, если приносящий был беден; две птицы по 5 за прокаженный дом.

Церемониал жертвоприношения вообще предписывал (Лев.4.1), чтобы жертвенное животное было приведено приносящим перед скинию собрания, где оно, посредством возложения рук, обрекалось на смерть и закалывалось. От четвероногих жертвенных животных сожигались на жертвеннике только сальники (тук), остальное же сжигалось вне стана, – это было правилом для жертв за грех по 1 (Исх 29.14, Лев.4.11,20, Лев.8.17, Лев.16.27), тогда как при жертве по 2 мясо отдавалось священникам в пищу во святилище, после чего сосуды, в которых оно варилось, глиняные – разбивались, а медные – тщатильно чистились (Лев.6.25 и дал.).

Особенное значение придавалось тому как поступать с кровью, при принесении жертвы за грех. В день Очищения первосвященник вносил кровь в Святое Святых и кропил ковчег завета, после чего ею мазались роги жертвенника для курений (Лев.16.14,18 и дал.). При других жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога и мазали рога жертвенника для курений, а остальное выливали к подножию жертвенника всесожжения (Лев.4.5,16 и дал.). При жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога жертвенника всесожжения, а остаток выливался к его подножию (Лев.4.25,30,34, Срав. 2Пар 29.22 и дал.).

Жертвы повинности (евр. «ашем» проступок, жертва за проступок) были все предписаны в особых случаях:

1. если кто-нибудь по ошибке совершил преступление против посвященного Господу (Лев.5.15 и дал.).

2. если кто-нибудь по неведению преступил заповедь Божию (Лев.5.17 и дал.).

3. если кто-нибудь не отдал ближнему своему порученного, или находку, или оставленного ему на хранение, или отрицает причиненную им несправедливость, или же ложно поклялся (Лев.6.2 и дал).

4. если кто-нибудь обесчестил несвободную женщину, которую другой человек взял себе в наложницы (Лев.19.20),

5. за прокаженного после выздоровления (Лев.14.12),

6. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Чис 6.12).

В четырех первых случаях животным для жертвы повинности был овен, в обоих последних агнец. Кроме того виновник должен был в 1 и 3 случаях принести возмещение соответствующее причиненному вреду, прибавив пятую часть стоимости; это возмещение по 1 пункту поступало священнику и по 3 потерпевшему владельцу. В случаях когда последнего не было в живых, а родственников не было, возмещение отдавалось священнику (Чис 5.5 и дал.). Животное для жертвы повинности закалывалось на жертвеннике всесожжения, его кровью кропили на все стороны, сальник сжигался на жертвеннике, а мясо съедали священники на святом месте (Лев.7.1 и дал.). При приношении жертвы повинности за прокаженного были особенные обряды с кровью (Лев.14.14,25).

Наконец, в Лев.5.1 и дал. упоминаются некоторые жертвы, носившие одновременно характер жертв за грех и повинности; они были трех родов:

1. если кто-нибудь, несмотря на клятву, скрыл на суде то, что он видел и слышал (Лев.5.1),

2. если кто-нибудь по неведению осквернился прикосновением к чему-нибудь нечистому (Лев.5.2,3).

3. если кто легкомысленно поклялся (Лев.5.4).

В этих случаях, если согрешивший сознал и признал свое преступление, предписана была в жертву овца или коза (или, в случае бедности, два голубя или мелкая мука; Лев.5.7,11), каковая жертва ясно называется жертвою за грех в Лев.5.1,11, но в Лев.5.6,7, называется также жертвою повинности.

Однако, несмотря на указанную и здесь, и в Лев.7.7 родственность обоих этих родов жертв, из специальных установлений для каждой из них достаточно ясно видно, что в основном они различались. Бывали даже случаи, когда предписывались и те, и другие жертвы, напр., Лев.14.12, Лев.19.22,24 и дал., Чис 6.11 и дал. Обряды, отличающие жертвы за грех не сопровождали жертвы повинности; возмещения, которые добавлялись к жертвам повинности, отсутствовали у жертв за грех; роды жертвенных животных при жертвах за грех были более разнообразны; и, наконец, жертвы повинности были всегда для специальных случаев, в противоположность многим жертвам за грех. Главное различие между обоими родами жертв определяют так: жертва за грех более имела в виду греховное свойство поступка или вины, являющуюся преградой между человеком и Богом, для разрушения которой нужно было примирение; жертва же повинности рассматривала грех, как проступок, как нарушение прав Бога и ближнего, которое требовало возмещения. Эти жертвы показывают, как, соответственно в Новом Завете, за нас Христос сделался грехом (жертвою за грех, 2Кор 5.21); как Он сделался для нас клятвою (Гал 3.13) и навсегда действенной жертвою за грех (Евр 10.12), Агнцем Божиим, Который берет на Себе грех мира (Ин 1.29) и Сам, как жертва повинности, возвращает Богу и человеку все то, что было утеряно вследствие грехопадения, с избытком – «отдал сполна и приложил пятую долю».

«Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5.20).



Записи в дневниках по теме:

  • Когда купаются на Крещение?
  • хеллоуин
  • О Добре и Зле

Жертвоприношения долгое время были визитной карточкой многих древних религий. Даже с появлением христианства и до наших дней они сохранились в ряде культов, а также у мусульман и у иудеев. У последних двух течений они носят исключительно схоластический характер и в качестве жертвенных образов там выступают не люди, слава богу, а животные.

Нужно сказать, что это очень часто встречает вполне законное противление у самих последователей этих религий.

Вообще приношение в жертву кого-либо является древнейшим архаическим пережитком прошлого, корни которого уходят еще в доисторическую эпоху пещер и родоплеменных отношений. Тогда наряду с животными в качестве жертв богам использовались и люди – женщины, дети, пленные воины и т.п. Считалось, что именно при помощи жертв можно искупить вину, грех и привлечь на свою сторону милость богов. А есть ли принцип жертвоприношений у нас, у православных христиан? Оказывается, что есть! Разумеется, он не заключается в пролитии крови людей и животных. Мы же не язычники и не варвары. Жертва в православном христианстве – это куда более тонкая, духовная, сакральная материя. Но также очень важная и укрепляющая дух наш.

На заре христианства и особенно в Византийской империи можно было встретить приношение в жертву даже людей, что являлось отголосками прежних языческих культов, но это быстро прекратилось, поскольку вообще любое прилитие крови противно Господу нашему и его Святой Церкви. Однако сам принцип принесения жертвы, жертвы спасительной и искупительной есть краеугольный камень веры нашей, православной и христианской. Ведь не будем забывать, что Господь наш Иисус Христос принес себя в настоящую жертву ради спасения всего человечества, искупления наших грехов. Он добровольно отдал свою жизнь на жертвенном кресте, принес в жертву свое тело, чтобы мы все с вами более никогда не думали о пролитии крови жертвенной и все грехи наши не становились для нас смертельной обузой.

В христианстве жертвоприношение является одной из главных основ христианского учения. Тут нужно только четко понимать, что жертва есть духовная и ради крепости духовной. Главным же жертвоприношением у христиан является Иисуса Христа самопожертвование во имя искупления человеческого первородного греха. Тут мы говорим и о таком жертвоприношении, которое проявляется в форме Евхаристии. Оно с давних пор стало и является одним из краеугольных, фундаментальных и основополагающих элементов богослужения христианского в нашей церкви. Кровавое же жертвоприношение (которое мы, православные отвергаем) сохранилось в христианстве сегодня только в традиции армянской, но это совсем отдельная тема и история. Армянские христиане (тоже православные) во время совершения жертвоприношения закалывают ягненка — агнца, но приносят его не в жертву именно богу, а отдают плоть и кровь его нуждающимся, голодным, нищим и бедным. Это – по сути есть своеобразный акт милости к человеку, а через это и к богу.

Что есть Евхаристия? Это жертвоприношение бескровное, о котором учение несколько отличается у православных, католиков и протестантов. Вот протестанты считают, к примеру, что жертва единократная Иисусом Христом принесена уже, она спасает всех автоматически на Земле и дальнейшего жертвоприношения не требует. А вот православная церковь и католическая необходимости жертвования не исключает каждого человека — соединения его с жертвой евхаристической, несмотря на совершенное глобальное пожертвование Иисусом жизни своей. Евхаристия ведь повторяет обряды Голгофские, являясь своеобразным их продолжением. Наша Церковь подразумевает и дает понять, что за время проведения Евхаристии вино и хлеб трансформируются на самом деле в кровь и тело Господа нашего Иисуса Христа. Ведь все вы помните великие слова Его: «Яште хлеб, ибо сие есть тело мое. Пейте вино, ибо сие есть кровь моя». Иисус, совершив добровольное всхождение на жертвенный крест, принес себя в жертву ради всех последующих поколения людских, а потому мы, христиане, должны всегда помнить и чтить этот подвиг Господа нашего.

Евхаристия в своем главном предназначении является противопоставлением жертвоприношениям кровавым, в ходе проведения которых убивают людей или же животных. Последнее, кстати, до сих пор очень часто используются в иудаизме, что нам христианам противно и неприемлемо по сути своей. Это является и одной из тех черт, что разнят иудаизм с другими религиями, поскольку христиане не проливают ради любви к Господу и поклонения ему крови, пусть даже и не человеческой, а крови животных и зверей. Существуют и также и иные жертвоприношения формы, трансформировавшиеся из более жестоких и старых в милосердные и современные. Сюда относится освящение вкушаемой нами пищи, и возжегание на праздниках и у икон свечей. Вот к подобным интерпретациям жертвоприношений у Церкви совершенно нет никакого негативного отношения, и более того Церковь это приветствует.

Задайте свой вопрос батюшке

Как принести жертву богам

13 марта 2017Антропология, История

Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения

Автор Алена Чепель

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со­вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт­венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла­ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста­вался дым, участникам церемонии — мясо.

Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам по­чести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из воз­можных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древне­греческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертво­приношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетель­ствам. Неко­торые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социаль­ной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распреде­ление лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертво­приношение как бы закрепляет и оправдывает социально-эконо­мическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприно­шение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотно­шений как между людьми, так и с потусторонними силами.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво­приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при­носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

1 / 2 Стела с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Remi Mathis / CC BY-SA 3.0 2 / 2 Фрагмент стелы с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про­цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не­давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.

1. Выберите жертву

Жертвоприношение быка. Роспись кратера. Аттика, 410–400 годы до н. э. Кратер — сосуд для смешивания воды и вина.The Metropolitan Museum of Art

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи­вот­ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро­ви­тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро­вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги­ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони­че­ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален­даря­ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан­фесте­риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при­но­сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба­ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе­ре­менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт­ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше­ний в Гре­ции не засвидетельствовано.

2. Найдите профессионального музыканта

Сцена жертвоприношения. Юноша (слева) играет на авлосе. Роспись кратера. Аттика, около 430–410 годов до н. э.© The Trustees of the British Museum

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы­ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис­ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме­ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе­ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме­ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив­шись с ним жертвенным мясом.

3. Помойтесь и нарядитесь

Участники церемонии жертвоприношения в венках и белых одеждах. Фрагмент росписи кратера. Аттика, конец V века до н. э. The Metropolitan Museum of Art

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе­лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под­черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что­бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд­ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

4. Организуйте шествие

Девушка с корзиной с инструментами для церемонии. Фрагмент росписи скифоса. Аттика, около 350 года до н. э. Скифос — керамическая чаша для питья с низкой ножкой и горизонтально расположенными ручками.The Metropolitan Museum of Art

Все почти готово, и вот тут начинается один из самых важных этапов — торже­ственная процессия. Участники обряда ведут животное к алтарю под музыку и пение. Важно правильно организовать процессию и распределить роли: кто за кем идет, у кого что в руках и кто что делает. Не забудьте принести к алтарю инструменты для церемонии — прежде всего нож. Положите нож в корзину, посыпьте его ячменной крупой (чуть позже объясним, зачем это нужно) и украсьте бантами. Пусть корзину несет на голове девочка аристократи­че­ского происхождения, она же должна возглавлять шествие — ведь молодость и невинность гарантируют успех предприятия. Если девочку найти не удалось, сойдет и простой раб. Кто-то обязательно должен держать кувшин с водой для ритуального окропления участников и алтаря. Кому-нибудь поручите нести ле­пешки и пироги — они тоже пригодятся для ритуальных целей. В начале про­цессии громко объявите о том, что сейчас будет совершаться свя­щеннодей­ствие. Это можно сделать с помощью возгласа «Эвфемия! Эвфемия!» — что до­словно переводится как «благоговейная речь», но в данном случае означает скорее «Внимание! Внимание!».

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол­нения риту­ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот­ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

5. Не забывайте о деталях

У алтаря нужно будет произнести молитву: подумайте заранее, о чем вы хотите попросить богов. Прежде чем убить животное, посыпьте всех участников яч­менной крупой  Вероятнее всего, использование ячменя в ритуалах связано с его психоделическими свойствами. и окропите водой. Теперь достаньте ритуальный нож, от­режьте клок шерсти и бросьте в огонь. Если животное крупное, разумнее оглу­шить его топором, а уже потом перерезать ножом горло. Именно сейчас жен­щины долж­ны испустить ритуальный крик. Важно, чтобы кровь животного пролилась на алтарь, а не на землю. Попадание жертвенной крови на землю — дурной знак и может привести к мести и очередному кровопролитию. В неко­торых случаях имеет смысл собрать пролитую кровь в специальную вазу.

Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав­но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс­ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч­шие куски самым почетным гостям.

Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга­нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере­мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо­ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна­мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру­гих внутренних жидкостей.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Произведение искусства — всегда самопожертвование!
Андрей умер от рака. В первом варианте сценария «Жертвоприношения» у главного героя рак. Предвидел ли Андрей Тарковский свою смерть и судьбу?
Дух поэта Бориса Пастернака предсказал Андрею, что он снимет всего лишь семь фильмов. Фильм «Жертвоприношение» оказался последним и стал своего рода завещанием.
Тарковский так объяснял свой замысел фильма «Жертвоприношение»:
«Если мы не хотим жить как паразиты на теле общества, питаясь плодами демократии, если мы не хотим стать конформистами и идиотами потребления, – то мы должны от многого отказаться. И начать мы должны с самих себя. Мы охотно возлагаем вину на других, на общество, на друзей, только не на себя. …
Лишь когда знаешь, что готов пожертвовать собой, можно добиться воздействия на общий процесс жизни, по-другому не выйдет. Цена – это, как правило, наше материальное благосостояние. Нужно жить так, как говоришь, дабы принципы перестали быть болтовнёй и демагогией».

Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма»», написанного Аркадием Стругацким. По сценарию безнадёжно больной человек исцеляется от рака благодаря ведьме, с которой проводит ночь.

Постепенно тема самоспасения трансформировалась у Тарковского в замысел спасения мира благодаря искупительной жертве.
«Повествование приобрело форму поэтической притчи, хотя в нём много автобиографичного», – объяснял Тарковский. – «И все персонажи в этом фильме из нашей жизни».

«Мой фильм называется «Жертвоприношение». А разве готовность к жертве не должна являться естественным состоянием души? …
Я хочу поднять вопрос о значимости личной ответственности и личной веры человека, способного взять персональную ответственность за судьбы мира в противовес общественной безответственности, царящей вокруг».
Идея самопожертвования была у Тарковского одной из любимых и самых значимых.
«Если им (людям Запада) сказать, что смысл человеческого существования в жертвенности во имя другого, то они, наверное, засмеются и не поверят – также они не поверят, если сказать им, что человек рождён совсем не для счастья и что есть вещи гораздо более важные, чем личный успех и личное меркантильное преуспевание. Никто, видно, не верит, что душа бессмертна!»
Характеризуя личность главного героя фильма «Жертвоприношение» Александра, Тарковский говорил: «Я мог бы его себе представить человеком, который знает, что мир не исчерпывается целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который ему ещё только предстоит открыть. И когда приходит несчастье, когда возвещается ужас катастрофы, он в полном согласии с логикой своего характера обращается к Богу как к последней надежде».

В фильме герой засыпает и ему снится, что наступила термоядерная война. Он молится и просит Бога, чтобы всё вернулось и было как прежде, чтобы не было войны. Ради этого он готов пожертвовать самым дорогим – своим сыном и своим домом. Когда герой просыпается, он помнит о своём обещании Богу и считает нужным его исполнить. Он поджигает свой дом и даёт обет молчания.

Съёмки фильма «Жертвоприношение» на острове Готланд продолжались в течение пяти недель летом 1985 года. «Нам необходимо вступить в тайный сговор с природой, – наставлял Тарковский. – Мы должны заставить её помогать на съёмках».
Строительство дома обошлось более чем в полмиллиона шведских крон, построили дом за месяц, а сгорел он за десять минут. Сцена горения дома снималась два раза. В первый раз у камеры отказала грейферная система, и плёнка встала. Дом сгорел впустую. Тарковский был расстроен. Он сказал, что если не удастся переснять эту ключевую сцену, то фильма не будет, он отказывается ставить своё имя в титрах.
Актёры собрали деньги, и дом был построен заново. На этот раз снимали тремя камерами. И всё получилось.
Тарковский признавал: «Если жизнь буквально по пятам следует за идеями, которые высказываешь, то тогда эти идеи больше не свои, они – только послания, которые получаешь и передаёшь дальше. В этом смысле Пушкин прав, когда говорит, что каждый поэт, каждый подлинный художник – помимо своей воли пророк».
Андрей Тарковский был не только пророком, но мистиком и монахом в миру. «Мистика – это отверстия, сквозь которые капельки знания о реальности просачиваются в нашу человеческую вселенную невежества и иллюзий, – писал Олдос Хаксли. – Мир, абсолютно лишённый мистики, был бы абсолютно слепым и безумным миром».
В своём дневнике «Мартиролог» в 1982 году Тарковский пишет: «Важнейшее и наитруднейшее – верить, ибо только верующий переживает осуществление (реализацию). Но искренне верить – необычайно трудно. Нет ничего труднее, нежели страстно, искренне и тихо верить наедине с самим собой».
Суть «веры Тарковского» – возможность духовного преображения при прорыве в «неизвестность самого себя».
«Я думаю, что верующий – прежде всего тот, кто готов принести себя в жертву», – говорил Андрей. Человек, не способный к самопожертвованию, для Тарковского неподлинный человек.
Спасти свою душу можно лишь посредством жертвоприношения. Вера обретается не через познание, а через страдание. Без дел вера мертва! Только через поступок человек прорывается к подлинному знанию о себе.
Тарковский считал, что «насущное предназначение человека в том, чтобы благодаря поиску духовности познавать истину».
«Не познавший опыта любви потерпел самое сокрушительное поражение на этой Земле».
Первейшее жертвоприношение – это любовь. Если мы действительно любим, мы жертвуем. Любовь – это принесение себя в жертву!
На мой взгляд, смысл жертвоприношения может быть в демонстрации непривязанности к земным благам и вообще к земному существованию.
«Каждый подарок несёт в себе жертву. Иначе какой же это подарок?!» – говорит в фильме почтальон Отто.
Только отдавая лучшее, самое дорогое, можно доказать свою веру и любовь.
В христианстве жертвоприношение является центральным элементом. Иисус Христос добровольно пожертвовал собой, став искупительной жертвой за грехи всех людей всего мира, этим он спас мир!
Широко известна история «отца веры» – Авраама, которому Бог повелел принести в жертву сына; и Авраам готов был убить своего сына, как требовал того Бог.
Жертвоприношение Авраама отличается тем, что Авраам готов принести в жертву своего сына, то есть другого человека.
Главный герой фильма «Жертвоприношение» Александр в молитве просит: «Я отдаю Тебе всё, что есть у меня: я отдаю свою семью, которую люблю, я уничтожу мой дом, откажусь от сына, я стану немым, я никогда ни с кем не буду говорить, я отказываюсь от всего, что связывает меня с жизнью…»
Но если просит Бога, то как может просить спасения у ведьмы, даже если ведьма это ведунья, то есть знающая.
Если он обращается к ведьме после обращения к Богу, то значит, он не верит Богу?
Верить в Бога и верить Богу – не одно и то же.
Способен ли Бог выполнить просьбу Александра и изменить прошлое?
«Если Бог способен изменить прошлое, способен «бывшее сделать никогда не бывшим», то человеку никуда не уйти от наваждения бесконечного повторения одного и того же, при этом его личность теряет какое-либо значение, поскольку личность человека – это его прошлое», считает доктор философских наук Игорь Иванович Евлампиев.
«В рамках «современного» мировоззрения мы вынуждены признать, что даже для Бога невозможно изменить прошлое, и никакая вера не может посягать на то, что уже свершилось».
И.И.Евлампиев считает: «…современное человечество утратило подлинную веру, являющуюся не столько состоянием сознания, сколько реальным изменением нашего бытия».
«Полагая, что только «открывает» законы мира, разум на деле накладывает на мир свойственные ему самому, удобные для него законы. … Даже Бог подчинён законам, которые устанавливает человеческий разум, и не в состоянии изменить или нарушить их».
В своей книге «Художественная философия Андрея Тарковского» И.И.Евлампиев пишет:
«Сам Бог в художественном мире Тарковского «конструируется» как итог жертвенных усилий человека, как своего рода центр спасённого и преображённого бытия – спасённого и преображённого в результате нескончаемых жертвенных деяний множества людей, соединившихся друг с другом в своём стремлении к совершенству».
«Обращение к Богу, по сути, оказывается обращением к тем неведомым, загадочным силам, которые содержатся в человеке, точнее, к тем силам, которые заложены в самом бытии, но могут быть раскрепощены, направлены на преображение всего мира только с помощью совместного усилия всех людей».
«Вера, по Тарковскому, это вовсе не ожидание помощи от какой-то внешней «инстанции» и не просто надежда на благое будущее, – это ощущение в себе и самом бытии, частью и центром которого является человек, указанных «божественных» сил; вера – это способность сделать эти силы реальными и действенными в мире».
«Единственным способом для человека обрести веру и стать причастным тем всемогущим силам, которые всё ещё таятся в основах бытия, заключается в самопожертвовании, в готовности к полному отрицанию своей самодостаточности ради единства всех людей, ради восстановления нашего единства со всем существующим».
«Отдавая свою земную жизнь, человек помогает другим людям в их земной жизни бороться за причастие «божественной» силе и одновременно делает себя центром иных планов или горизонтов бытия…»
«Однако он никогда не имеет права жертвовать жизнью других: в противоположность самопожертвованию, это ведёт к радикальному разрушению цельности бытия и подавлению его благих сил».
«Жертвоприношение», пожалуй, самый загадочный фильм Тарковского; и сделан загадочным намеренно. Там переплетены несколько планов, сон во сне, нереальность реального и реальность нереального.
Тарковский говорил, что в фильме заложено много смыслов, которые могут быть интерпретированы по-разному, и сделал он это намеренно.
«Фильм и делается специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному», — говорил Тарковский. — «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».
Когда готовил этот пост, пересмотрел фильм «Жертвоприношение» в 101 и 102 раз. Сейчас уже я вижу в фильме много нестыковок, вернее, искусственных смычек, натяжек. Многие образы заимствованы из фильмов «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия».
Сценарий несколько искусственно запутан. Сны перепутаны с реальностью.
Александр видит четыре сна: первый – в котором случается ядерная война, второй – в котором Александр идёт к Марии, третий – в котором он видит апокалипсические последствия ядерной зимы, в четвёртом – сцены хаотического бегства людей в городе.
Являются ли сны Александра видениями другой возможной реальности, параллельной реальности, которая может осуществиться в нашем мире?
Просыпаясь, Александр пытается понять, спит он или нет. Допивает коньяк из стакана, который оставил во сне, ударяется коленом и боль свидетельствует о том, что он не спит. Александр звонит редактору и убеждается, что война ему приснилась, а значит и молитва, и его обещание Богу. И он решает исполнить наяву то обещание, которое дал Богу во сне.
Сжигание своего дома это доказательство своей веры Богу, это утверждение веры!

Нормален ли человек, приносящий в жертву своего сына или поджигающий свой дом? Конечно же, нет. Понять такого рода жертвоприношение может не каждый.
Искренне и глубоко верующий человек вызывает у неверующих недоверие, кажется фанатиком и даже сумасшедшим.

Известно много случаев, когда пережитое во сне меняло человека наяву. Я верю в преображающую силу подобного рода сновидений-откровений, поскольку сам пережил нечто подобное. Я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Тарковский говорил, что «Жертвоприношение» это русский фильм для русского зрителя. Это фильм-молитва умирающего Тарковского, его молитва о спасении мира и себя.
Все картины Тарковского это фильмы-медитации. Я часто включаю видеозапись «Жертвоприношения», чтобы пожить в атмосфере этого фильма. Фильм создаёт удивительную ауру, в которой отдыхаешь душой, и душой трудишься. Меня вдохновляют эти люди, их разговоры о духовном, о вечном, атмосфера места и времени, сама ситуация Апокалипсиса.
Апокалипсис – это критерий истины.
Апокалипсис принесёт разрушение этого мира или станет освобождением для царства истины?
Может ли один человек спасти весь мир?
Может!
Так Христос спас мир своей заповедью любви.
Не знаю, существовал бы сейчас наш мир, если бы не любовь?!
Может ли молитва изменить мир?
Может! Если будет умносердечной. Чтобы тебя услышали, нужно чтобы чистота твоих мыслей и чувств соответствовала частоте канала вселенского Интернета.
Мы посылаем наше SMS-сообщение в надежде, что нас услышат и выполнят наши желания. Но получаем мы не то, что просим, а то, что сути нашей соответствует, что объективно необходимо. Об этом Тарковский сказал ещё устами Сталкера.
Во время Крестного хода в Санкт-Петербурге один мужчина мне ответил: «Главное, что этот крестный ход очищает нас самих, приближает к Небу. А через это, через духовную ауру, и политика должна измениться. Это всё промыслительно, не материально делается. Это союз неба и земли, политики и духовности».
А что такое духовность?
Духовность можно понимать как связь с миром иным, высшим (горним). Мы можем входить в контакт с духовной реальностью (вселенским Интернетом) и с миром иным. Возможно, где-то на какой-то планете существует «рай», на какой-то «ад». Вспомним мысль Свидригайлова из романа «Преступление и наказание», что, возможно, за гранью смерти мы окажемся не в «раю», а в ещё более жуткой реальности, чем наш мир.
«Бог умер» – сказали древние задолго до Ницше. Но смерть бога не означала его уход из мира. Напротив. Бог умер, чтобы жил этот мир. Своей смертью Бог спас мир!
Миф об умирающем боге является ключом как к универсальному, так и к индивидуальному искуплению и возрождению. В Египте бог Сет убивает Осириса. Жена Осириса Исида тайно собирает части расчленённого тела мужа. Осирис, бог-покровитель посевов, ежегодно умирая, давал египтянам возможность собирать новый урожай и тем самым возрождаться жизни.
Любопытной разновидностью мифа об умирающем боге является Висельник. Наиболее важным примером этой концепции могут служить ритуалы Одина, где Один сам себя подвешивает на девять суток на ветке Мирового Дерева и пронзает свой бок священным копьём.
Эзотерически Висельник есть человеческий дух, висящий на протянутой с неба единственной нити… Эта мистерия продолжилась в христианстве распятием и смертью Богочеловека — Иисуса Христа.
В метафизическом смысле рождение мира есть результат смерти Бога, ибо из частиц Бога и создан этот мир, Бог везде, во всём. Жизнь есть самопожертвование Бога. Однако когда-нибудь в конце времён мир вернётся обратно в своё исходное состояние – в молчащее Всё и Ничто.
Поэтому «смысл жизни для нас – в возвратном обожении мира, в поднятии его, насколько позволяют силы, из низин опошленности, в восстановлении Творения в его изначальном статусе», – пишет Николай Болдырев в книге «Жертвоприношение Андрея Тарковского».
В греческой мифологии богом, жертвующим собой ради мира, был
— Дионис!
Я — весь этот мир!
И я за всех, за этот мир весь отвечаю.
И жертвуя собой, его лишь сохраняю.
Благодаря лишь жертве мир ваш существует.
И если бы не я, то мир давно б погиб.
Но мой не слышат предостереженья крик.
Даже когда спускаюсь в мир в людском обличьи.
Я жертва-жертвователь, Бог, Я царь ночи΄
Мне силы тьмы сполна подчинены.
Но тьма не смерть, не Хаос, где страдаешь.
Тьма для тебя есть то, что ты не различаешь.
В ней сила жизни, Сила Света.
Сакральный смысл есть во всём. Его дешифровать лишь стоит.
А это трудно. Смысл в том — любви без жертвы не выходит!
Без жертвы нету Божества. Без жертвы нету и творенья.
Без жертвы всё только слова. Без жертвы нету Откровенья.
Вселенский Смысл. Нет, выше, выше, выше!
Что за пределами Вселенной, Что в Ничто!
Где Сердце Мысли, где безмолвье тише,
Где родилось и где почит Оно.
Оттуда вышли и туда уйдём мы,
Чтоб возвратиться в самоё себя,
Осуществив предназначенье жизни
И оправдав тем смысл Бытия.
Мы все частички Космоса живого,
Рождённые желанием Его.
Мир — это Я, планеты — клетки крови,
Галактики — часть тела моего,
И сердце бьётся — кто-то жаждет боли,
Я счастлив — я постигнул Смысл Всего!
Я стал частицей смысла мирозданья —
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я — Бог, Его я мысль!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Нет, Бог не ушёл из нашей жизни, Бог не молчит. Это мы ушли от Бога, это мы перестали пытаться услышать его. Кто хочет, кто очень хочет и пытается, тот, уверен, слышит!
Вспомните слова из Библии: «если хочешь увидеть Бога, ты должен явить ему своё подлинное лицо».
Люди верят в возможность преображения земной действительности наперекор «здравому смыслу» и «порядку». Вера противостоит разуму и даже отрицает разум. «Верую, ибо абсурдно», – говорил ещё Тертуллиан.
Противоречит ли вера законам необходимости, на которых основана жизнь?
По моему мнению, не противоречит. Весь вопрос, как мы понимаем Необходимость.
Любовь и есть необходимость. Ибо сотворение любви есть сохранение мира.
Поэтому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Почти все фильмы Андрея Тарковского это поиск Бога.
Мессианская идея спасения мира усилиями одного человека – вот суть философии режиссёра Андрея Тарковского во всех его фильмах.
Да, фильмы Тарковского трудны для восприятия и понимания. А кто сказал, что искусство должно быть понятным, особенно, если цель искусства – катарсис?!
«Безусловно, искусство Тарковского не для всех, – считает Наталья Бондарчук, – оно завораживает только тех людей, у кого есть то, чем завораживаться».

Тарковский призывает зрителя к соучастию. Мысли без чувства в искусстве не существует. Он не говорит впрямую, а предлагает зрителю самому расшифровать заложенные им смыслы.
В свой последний фильм «Жертвоприношение» Тарковский хотел вместить всё несказанное и недосказанное, пытался высказать невысказанное, точнее, невысказываемое.
Он считал этот фильм самым важным из своих лент. Это его духовное завещание.
Этот фильм – проповедь, более того – исповедь, и даже больше – это жертва самого Андрея Тарковского, принесение в жертву самого себя. Он доделывал фильм, зная, что смертельно болен.
Тарковский подчеркивал глубокую трагедию человеческого стремления к совершенству, к вечной жизни. Андрей считал, что на земле нет рая и что человек рождён, чтобы быть несчастным. С самого начала он был осужден на несчастье, страдания и печаль.
Поиски Истины – это мучительный путь. Для русского Художника этот путь заканчивается зачастую Голгофой.
Николай Болдырев в книге «Жертвоприношение Андрея Тарковского» пишет:
«Настоящий художник, по Тарковскому, хотя бы немного, но преобразует себя в художественном акте, и вот тогда-то произведение и становится способным изменить что-то в другом. Книга или фильм, ничего в нас не меняющие, пустотны».
«Смысл жизни для нас – в возвратном обожении мира, в поднятии его, насколько позволяют силы, из низин опошленности, в восстановлении Творения в его изначальном статусе».
В своём творчестве я причисляю себя к незримой «церкви Тарковского». Цель жизни для меня — творить! Лишь творчество моё спасенье. Себя тем в жертву приношу. Без веры нет мне откровенья. Пока я верю — я живу!
Помню свою встречу с Андреем Тарковским 12 декабря 1981 года в актовом зале ленинградского университета, где проходила творческая встреча знаменитого кинорежиссёра.
Тарковский говорил, что искусство существует только потому, что мир неблагополучен, что нужны преодоления. Мне удалось задать Андрею Арсеньевичу вопрос и услышать его оригинальный ответ, который я помню до сих пор.
«Для меня кино – занятие нравственное, а не профессиональное», – говорил Андрей Тарковский. – «Задача искусства заключается для меня в том, чтобы выразить идею абсолютной свободы духовных возможностей человека. По моему мнению, искусство всегда было оружием в борьбе человека против материи, угрожавшей поглотить его дух…»
В книге «Запечатлённое время» Тарковский пишет: «Человек интересен мне своей готовностью служения высшему, а то и неспособностью воспринять обыденную и обывательскую жизненную «мораль». Мне интересен человек, который осознаёт, что смысл существования в первую очередь в борьбе со злом, которое внутри нас, чтобы в течение жизни подняться хоть на ступенечку выше в духовном смысле. Ибо пути духовного совершенствования противостоит, увы, единственная альтернатива – путь духовной деградации, к которой обыденное существование и процесс приспособляемости к этой жизни так располагает!..»
«Я верю в божественное предопределение».
«Вера – это единственное, что может спасти человека. Это моё глубочайшее убеждение».
«Мир не исчерпывается целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который … ещё только предстоит открыть».
«Я твердо убеждён, что сегодня мы снова стоим вплотную к гибели цивилизации, ибо мы полностью игнорируем духовную сторону исторического процесса. Мы не хотим признаться, что наш непростительно-греховный и безнадёжный материализм принёс человечеству бесконечно большие несчастья…»
Андрей Тарковский – был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. В своём дневнике («Мартиролог») Андрей признаётся: «Если уж я жил бессмысленно, то пусть хотя бы смерть моя будет не напрасна. Я всё-таки люблю человечество, и чтобы сделать людей счастливыми готов принести себя в жертву, дабы доказать бытие Божие! Послужить человечеству, принести себя в жертву Богу — вот чего хочу я!»
«Люди слепы. Счастье в самоограничении! Не так уж много человеку необходимо. Все проблемы он выдумывает себе сам. Нужно лишь перестать желать, перестать потреблять сверх меры. Счастье в том, чтобы творить и отдавать!
Человечество погибнет, если не прекратит брать безмерно из кладовой природы.
Как вразумить людей, как остановить их самоубийство?!
Что я должен сделать?
Нужно сказать, нужно убедить собственным примером!
В конце концов, я готов пожертвовать собой, чтобы спасти человечество!
Люди! Остановитесь! Взгляните на то, что вы натворили! Земля устала от нас. Мы губим её. Одно неосторожное движение, и сила, открытая и сдерживаемая пока, уничтожит нас и всё живое на планете.
Господи, как же мне вразумить их, как объяснить самоубийственность выбранного пути? Их желание иметь всё больше убьёт их. Они приносят природу в жертву неутолимой жажде комфорта, они убивают ради развлечения, они рабы своих всёвозрастающих желаний; они никогда не прекратят воевать друг с другом, уничтожая всё на своём пути…
Я хочу спасти этот мир, спасти людей! Потому что люблю людей и этот мир! Но как, как спасти?
Люди, опомнитесь! Пощадите природу, не убивайте себя! Слейтесь в гармонии, и вам не потребуется роскошь и орудия убийства. Чтобы стать счастливыми, для этого не нужно много иметь, — достаточно любить! ЛЮБОВЬ ТВОРИТ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
P.S. Посвящаю этот пост памяти Андрея Тарковского.
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература