Жизнь священника

«Блуд, разврат и незнамо что»

Глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин предложил объявить врагами России всех сторонников абортов. Патриарх Кирилл призвал писателей пополнить российскую культуру героями, воплощающими образ святости. А председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов сравнил политику советской власти в отношении своего народа с деяниями Гитлера. Используя самые высокие трибуны, представители РПЦ публично излагают свою позицию по таким вопросам светской жизни, как образование, здравоохранение, культурная политика. И с каждым годом эта позиция становится все более жесткой. В беседе с «Лентой.ру» отец Димитрий рассказал, почему церковь так активно пытается влиять на государственную политику, но при этом не желает слияния с государством. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по .

«Лента.ру»: Не слишком ли много сегодня церкви в нашем светском государстве с нашим атеистическим, по большей части, населением?

О. Димитрий: Тут вы не правы. Согласно всем опросам, верующих у нас в стране — 84 процента. Атеистов меньше пяти. Никакое общество ни в какой стране, даже в Англии, не наберет атеистов больше половины населения.

Я о том, что людей воцерковленных и религиозных у нас совсем немного.

А много ли атеистов кончают с собой?

Признаться, не знаю. А вы это к чему?

А к тому, что последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла «жить, учиться и бороться», если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. Но этого же нет? Значит, атеисты это не настоящие. Боятся чего-то.

Понятно, боятся. Атеисту жизнь дается одна, другой не будет.

Но смысла-то в ней нет. Жизнь атеиста — бессмысленна. А большинство людей все же религиозны! Просто степень их религиозности разная. Но миллионы людей смотрят телеканал «Спас». Людей религия интересует гораздо больше, чем скандалы на ток-шоу. Вы просто плохо знаете наш народ.

Но рейтинги отдельных телеканалов говорят обратное.

Ну, это все за счет изрядно подпорченной молодежи. Пройдет время, и эти игрушки станут им не интересны. Они начнут задумываться и о жизни, и о смерти, и о Боге. О том, как воспитывать детей. Ведь нельзя же посадить ребеночка перед экраном, включить ему «Дом-2» и ждать, что он научится жизни, глядя, как молодые люди проводят лучшие годы своей жизни в безделье и блуде, слушая эти диалоги, которые позорят их родителей и учителей.

Те 84 процента, которые считают себя верующими, прислушиваются к слову церкви?

Не могу сказать, что это влияние велико. Лично мне недостаточно. Я бы хотел, чтобы все это было серьезней.

Насколько именно?

Нужна радиостанция FM-диапазона, доступная во всех крупных городах. Нужен федеральный телеканал, сопоставимый с каналом «Культура», который финансировался бы государством. Школьная программа «Религия», «Нравственное воспитание», «Духовные и нравственные основы семейной жизни». И программа по воспитанию педагогов, которые будут эти предметы преподавать. И с первого по одиннадцатый класс давать детям эти важнейшие для нравственного возрождения отечества предметы.

Что собираетесь рассказывать детям о семейной жизни?

В силу того, что чуть ли не половина детей — уже безотцовщина, им нужен этот предмет. Они его хотят. Они хотят знать, а им никто не может объяснить. Папы нет. Дома они его не видят, а по телевизору показывают бог знает что. Надо создать программу и внедрять ее.

Место церкви тут где?

Церковь может рассказать о своем взгляде. У церкви есть опыт воспитания человека. Церковь воспитала лучших людей страны. Сейчас самый лучший человек это кто? Эстрадный певец, который заработал себе на дворец? А церковь воспитывает святых. Если нашему государству нужны нравственно безукоризненные люди, как обойтись без церкви? Никак.

Детям-то что об этом рассказать?

Рассказать, что такое семья. Почему есть мужчина и женщина, какая между ними разница. В чем смысл того, что и у пчелы два пола, и у тополя два пола, и у человека. Почему Бог пошел этим путем. Это надо объяснять. Надо объяснить, что такое брак.

Ну, а собственно половое просвещение в школе должно быть?

Только в рамках семьи. Как только это выходит за рамки, сразу начинается блуд, разврат и незнамо что.

Значит, надо объяснять им технику безопасного блуда. Потому что большинство из них блудить будут.

Может быть, лучше научить их воровать.

Они же в тюрьму сядут.

А так сифилисом заболеют.

Вот и научить, чтоб не заболели.

Все равно заболеют. В Америке все обучены, а количество абортов среди школьниц в разы превышает российские показатели.

У нас аборты и вовсе запретить предлагают.

Хорошее предложение.

И куда детишек этих? В детские дома?

Зачем в детские дома? Я готов всех усыновить. И таких, как я, тысячи. Если детей, которые не нужны матерям, предложить женщинам, которые не могут иметь детей, этот вопрос решится в течение недели.

Но многое зависит еще и от того, как мы воспитаем девочку и мальчика. Этим надо заниматься уже с восьмого класса. Рассказывать про аборт, про его последствия, про контрацептивы и их вред, про экстракорпоральное оплодотворение. Чтобы к одиннадцатому классу у них все это от зубов отскакивало. Чтобы когда девочке предложили жить вне брака, она бы сказала: «Нет, извини, браток. Ты меня любишь — отлично. Пойдем в загс, через месяц распишемся, закатим свадьбу и будем жить до смерти вместе».

Ну… Тут одним школьным предметом не обойтись.

Так я еще обязал бы руководство телеканалов убрать из эфира все эти мерзости наподобие «Дома-2». Всю эту астрологию, порнографию с «Голыми и смешными».

Экстрасенсов.

Безусловно. Все, что наводит порчу на ум и сердце людей, изгнать беспощадно.

А что, если не запрещать, а совмещать? Чтобы были и русские гении, и экстрасенсы?

Нельзя Божий дар с яичницей смешивать. Если этим озаботиться и платить нормальные деньги за создание хорошего продукта, то он появится. Ведь режиссеры снимали «лениниану», вносили свой вклад, а государство это оплачивало, давало премии. Почему же сейчас государство не может оплачивать посевы разумного, доброго, вечного?

Смотрите «Культуру», «Мою планету», «Спас», опять же. Там ничего, кроме разумного, доброго и вечного.

Не должно быть альтернативы хорошему. У нас же сейчас какой канал ни включи, там либо «Дом-2» с экстрасенсами, либо ток-шоу. Собираются сторонники и противники украинской власти и начинают орать. Договориться в результате никто не может, да и понять-то ничего нельзя. Разве может появиться тут разумное, доброе, вечное?

Такова культура современного телевидения.

Какую культуру навязывать, такая и будет. Собираются четыре модельера и договариваются, что в следующем сезоне будет актуально лиловое и ниже щиколотки. И все — завтра полмира в лиловом. А договорились бы на оранжевое мини — были бы все в оранжевом. Неужели вы не понимаете?

Значит, государственная идеология именно так определяет политику федеральных телеканалов?

Я про государственную идеологию ничего не слышал уже давно. Мне даже упорно говорят, что такой нет. В политике я ее немного вижу, а во всем остальном, пожалуй, нет.

А как же разговоры о необходимости возвращения к некоторым практикам Советского Союза?

Советское надо делить на разные периоды, и в каждом было что-то хорошее. Даже в революционном, когда сотни тысяч русских людей, несмотря на соблазны и принуждения, отдали жизни за Христа и сохранили веру. В суровые годы спасали иконы, библиотеки и музеи — иногда ценой своей жизни. Даже некоторые сотрудники НКВД пытались спасать духовенство, отправленное в лагеря. Одни деятели культуры писали доносы друг на друга, а Горький, которого советская власть отравила, спас многих людей.

Вот такое хорошее я бы точно не хотел вернуть.

Ну, надо быть сумасшедшим, чтобы хотеть этого. Но с другой стороны, в одну реку нельзя войти дважды.

А какой будет другая река? Ведь история, как известно, повторяется дважды — сперва как трагедия, а после как фарс.

Это зависит от того, какая парадигма победит. Если люди, которые принимают решения от имени народа, будут ориентированы на Запад, то любая советская власть, в любом ее проявлении, будет лучше. Сейчас вот в Канаде министр культуры — лесбиянка — продвигает снижение минимального возраста вступления в сексуальные отношения с шестнадцати до шести лет. Я считаю, что это будет пострашнее советской власти. Большевики и коммунисты претендовали исключительно на твою жизнь. А это сатана приходит, он претендует на души детей — самое дорогое, что у нас есть.

Будем выбирать меньшее из зол?

И не такое переживали. И коммунизм пал. И мир мы спасали от орды, от Наполеона, от фашизма. Даже от коммунизма, если разобраться, мир спасли тоже мы. Это на нашем примере все поняли, что это такое на самом деле. Может, именно мы спасем мир и от этих новомодных извращений, которые сейчас захватывают Запад под флагом американской «демократии».

Не стремится ли церковь заменить некогда существовавший идеологический отдел ЦК КПСС?

Когда церковь только зародилась, ее на полном серьезе обвиняли в том, что на церковных собраниях едят младенцев.

Не ели?

Никогда. Люди не понимают ни природы церкви, ни ее задач. Церкви не надо заниматься агитпропом. Нет такой задачи. Ее не интересует устройство государства. Нас интересует только состояние души христианского народа.

Но церковь занимается этим уже не в стенах храмов, а в государственных структурах и институтах.

А что вас удивляет? Если рассматривать церковь как общественную организацию, то нас 100 миллионов человек. Какая-нибудь есть еще общественная организация или политическая партия с таким количеством членов? Разве не можем мы через патриарха транслировать в думе то, что нам важно и дорого? Речь шла исключительно о нравственном состоянии нашего народа. Что в этих выступлениях было не так? Все можно извратить и назвать экстремизмом или мракобесием, но это только ярлык. И Христа в свое время называли сыном Вельзевула.

Но разве не мракобесие демонстрируют нам верующие, которые оскорбляются по любому поводу и требуют запретить все, что не укладывается в их представления о правильном?

Не по любому. Просто надругательства над христианскими святынями происходят куда чаще. А почему? Потому, что мы не бьем в ответ, а подставляем другую щеку. Но что плохого в том, что государство защищает членов стомиллионной организации? В Российской империи за кощунство ссылали на каторгу.

Но разве это правильно? Ведь верующие видят кощунство везде, начиная от провокационных перфомансов и заканчивая художественными произведениями.

Например?

Опера «Тангейзер».

Позвольте, там образ Иисуса Христа был изображен в наипрепохабнейшем контексте.

Афишу убрали. Но оперу-то зачем запрещать? Так можно и «Анну Каренину» запретить за пропаганду самоубийства.

Про оперу я ничего не говорю, но считаю, что авторский текст должен быть канонизирован. Почему современные режиссеры берут и выворачивают наизнанку то, что было создано автором?

Но это вопрос восприятия творчества. Кому-то неприятен Пикассо с его уродливыми людьми…

Я не могу долго рассуждать об этой постановке, потому что ее, разумеется, не видел. Я вообще, когда был молодым, обошел все московские театры. Ужаснулся, и с тех пор на современную драму вообще не хожу. Есть классическая опера и балет, а на эту мерзость человек с воспитанным вкусом ходить не может и не должен.

Вот именно! Просто не ходить. Зачем же обязательно запрещать и отдавать под суд?

Каждый человек индивидуален. Люди разные, и реакция у них разная. Еще до революции было постановление Святейшего синода о том, что на сцене даже крестным знамением себя осенять не позволяется. Даже если сюжет предполагает такую возможность. На сцене не должно быть ни образов, ни молитвы, никаких религиозных символов, потому что это нельзя делать понарошку.

Но тогда и роль церкви была иной, — она не была отделена от государства и государственных театров.

Ну, так надо вернуться к этой юридической норме и все.

А что с литературой? Упоминание библейских персонажей — это кощунство?

Может быть. Например, повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» — это, конечно, кощунственное произведение. Но он благополучно забыт. Его не запрещали. А сказка Пушкина «О попе и работнике его Балде» была в свое время цензурирована и в свет не вышла. Хотя мораль там очень правильная: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Кстати, о моральном облике попов. Что вы думаете о пристрастии некоторых священников к дорогим часам, автомобилям и прочей роскоши?

Возьмите любой слой общества — скажем, журналистов. Количество дорогих автомобилей у журналистов больше чем у священников. И какое дело журналисту до того, во что обут священник?

А как же нестяжательство, скромность и прочие добродетели, которые проповедует церковь? Не должен ли священник подавать личный пример?

А где это написано? Журналисты питаются мифами, которые сами и создали. Когда я учился в семинарии, я изучал пособие для пастырей XIX века. И там написано, что священник должен жить скромно. Он «должен довольствоваться квартирой в семь-восемь комнат и комнатой для прислуги». Довольствоваться! А журналисты гоняются за жареными фактами — часы не те, ботинки не такие. Я за свою деятельность пастырскую пока еще не купил себе ни одной машины. Зачем мне покупать? Мне мой народ дарит. Какую подарят — на такой и езжу.

Другим тоже дарят?

Ну, конечно. Никогда вы не увидите священника на новом автомобиле из салона. Кто-то поездил на нем лет пять, купил новый. А чтобы не заниматься продажей, отдает батюшке. Вообще, если посмотреть, как в среднем живет духовенство в нашей стране, то ни о какой роскоши говорить не приходится. Большинство из них многодетные, кормят и восемь, и десять, а иногда и четырнадцать детей. Это же пропаганда, как в советские времена, что попы все воры и пьяницы!

Есть в российском шоу-бизнесе такой яркий персонаж — Иван Охлобыстин. Его поведение и стиль жизни не порочат образ священника, пусть и не служащего?

Нет, не порочит. Он такой милый человек, никогда не то что кости — горелой спички в сторону церкви не бросил и бросить не может.

А то, что он лицедействует, играет в сериалах?

Ну и что? У него большая семья. Он привык жить побогаче, чем можно у нас прокормиться. Видимо, не все священники могут позволить себе крутые автомобили. Ничего у него не вышло, и вернулся он к своей высокооплачиваемой работе.

Церковь осуждает такое решение?

Церковь вообще никого не осуждает. Богу угодно, чтобы мы не осуждали друг друга, а принимали жизнь такой, какая она есть.

Но Pussy Riot церковь осудила.

Не их, а их безобразный поступок. Как сделал это Медведев Дмитрий Анатольевич и Путин Владимир Владимирович — все, кто выступал в то время, осуждали этот поступок. А судья вообще два года дал. Теперь можно спокойно жить. Кто хочет два годика — пожалуйста, пляши в церквах, получишь.

Что делать с верующими матерями, которые вместо больницы ведут своего ребенка лечить в церковь?

Хорошо если в церковь — там священник ей скажет, что надо обратиться к врачу. Я только так и поступаю. Раньше с психиатром в тесном контакте работали. Сейчас это уже бессмысленно, потому что невозможно человека с психозом отправить в больницу, пока он не начал на людей с ножом бросаться. А вот что делать с такими, которые вместо больницы тащат к экстрасенсам, колдуньям и астрологам? Они же губят своих близких. У нас 62 процента населения, судя по опросам, верят в астрологию. Включаешь Первый канал, а там — астрологический прогноз. Федеральный телеканал сеет густопсовые суеверия! Люди же верят. Раньше верили печатному слову, а теперь верят телевизору.

При этом женщинам с бесплодием церковь рекомендует молитву, но не экстракорпоральное оплодотворение.

Во-первых, это вмешательство в дела Божии. А во-вторых, каждое такое оплодотворение связано еще с несколькими абортами. Оплодотворяют пять-семь яйцеклеток, на случай если не все приживутся, а потом «лишние» удаляют. И кто-то просто делает на этом деньги. Не получилось один раз — приходите еще, платите. Это вот плохо.

Неужели Богу угодно, чтобы какая-то женщина осталась бездетной?

Именно так. Или он считает, что она еще не дозрела. Вот она поживет, помолится, покается. Мы же не знаем ее скверных привычек. Не знаем, как она ведет себя дома. Знаем только, что у нее есть желание стать матерью. Чего же проще — усынови сироту и станешь. У меня десятки таких детей, и все они мне родные. Даже умственно убогие.

Ваших коллег послушать, так у нас пострашней астрологов и абортов враги есть. Слова «антихристы», «дьявол» и «сатана» слышны теперь все чаще…

А враг-то наступает. Посмотрите, что в Европе происходит. Сколько они там уже полов насчитали? Разве это не дьявольский продукт? Не зря же Бог сотворил Адама и Еву, а не Адама и Стива.

То есть гомосексуализм — это…

Проявление сатанизма. Содома. Знаете, что случилось с Содомом и Гоморрой?

Плохо все у них закончилось.

А церковь хочет предохранить людей от этого. Вот и трудимся, чтобы это разъяснять. Но церковь не против грешника, а против греха. Нас упрекают, что Церковь против коммунистов. Да ничего подобного, церковь за коммунистов: она хочет, чтобы они прозрели, наконец.

***

Патриарх выступает в думе, церковь предлагает ввести дополнительные предметы в школьную программу, а еще неплохо бы убрать некоторые программы на телеканалах и религиозную атрибутику из театров. Не потому ли церковь упрекают в желании слиться с государством?

Ну, что же вы повторяете эти штампы. Я ждал этого вопроса про слияние. Мы сейчас находимся на территории храма, и этот храм принадлежит государству. Не церкви, которая его построила и реставрировала, а государству, которое в нем склад устроило. Это разве слияние? Мы благодарны, что дали нам служить.

Меня больше интересует, хочет ли церковь такого слияния?

Нет, спасибо, уже было.

Было плохо?

Лучше, чем при советской власти, безусловно. Но это была не свобода. Главой церкви был император.

Не худший вариант.

Императоры разные бывали. Некоторые колокола сбрасывали. Другие запрещали определенные виды церковной архитектуры. А Петр Алексеевич разрешал постриг в монахи только отставным солдатам, кто 25 лет отслужил. А сейчас у нас свободы больше, чем когда бы то ни было. Я не могу себе представить такого интервью сто лет назад. Вряд ли какой священник на это отважился бы. Все это надо было в консистории утверждать, была определенная государственная цензура, был обер-прокурор Святейшего синода (бывало, что человек неверующий). Некомфортная была ситуация, как бы сейчас сказали.

А как же земли церковные, монастырские?

Их все отобрали, они теперь государственные.

А неплохо было бы, чтобы они снова стали церковными в процессе слияния?

Неплохо, но уж больно дорогая цена. Если государство дает какие-то преференции, оно потом взыскивает вдесятеро.

Жизнь священника в современном мире

В настоящее бурное время ускорения развития прогресса, страстей и обмана, суеты и алчности церковь является тихим пристанищем упокоения на время. Но для её служителей вряд ли храм является местом отдыха. Они, словно пчёлки, трудятся на благо людей, во имя их спасения. Чем отличается жизнь современных священников от жизни первых христианских иереев?

Чем занимаются священники

Часто можно услышать слухи и мифы о «роскошной жизни попов». Они, дескать, собирают последние копейки с бедных пенсионерок, покупают на них новые иномарки и строят большие дома для своей семьи. Они никогда ничем не заняты, отращивают животы и имеют пристрастие к алкоголю.

Но если посмотреть внимательнее на жизнь священников, можно увидеть, что это совсем не так. ЕщЁ Некрасов в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо», правдиво изобразил нелегкую жизнь попов: едут по вызову в любую погоду и дорогу к больному, покойнику, а сколько раз им приходилось быть свидетелем отхода человека в вечность. Они – свидетели чужого горя, им приходится утешать родственников, брать на себя людские горести, а это – совсем непросто.

Далее писатель повествует о том, что денег-то за этот труд ему платят совсем немного, потому что крестьяне бедные, а с некоторых и вовсе взять нечего (в те времена еще не надо было тратиться на бензин). Жену священника и его детей постоянно преследует людская молва, сплетни, неприязнь. Это тоже переносить совсем непросто.

Современным батюшкам (сельским и городским) некогда даже передохнуть и поесть по причине большой занятости.

Их день строго распланирован:

  • службы;
  • требы;
  • беседы с прихожанами и т.д.

А часто ли видят отца семейства жена и дети его? Об этом лучше не говорить. Уже не секрет ни для кого, что жёны священников подобны матерям – одиночкам. Сами водят детей в школу, занимаются их воспитанием и т.д . Дети священника растут без отца. Потому что в единственный выходной в неделю папа отсыпается по причине страшной усталости.

Домашним священника приходиться смиряться с тем, что жизнь отца принадлежит полностью прихожанам и храму, а им мало что достается по причине его усталости.

Жизнь современных священников и первых христианских иереев

Конечно, сходство только в одном: жизнь современных и древних священников неразрывно связана с приходом. Там они совершают службы, Таинства, требы. Там встречаются с прихожанами, беседуют, берут на себя груз их грехов.

Разница все же есть и немалая. Древних иереев преследовали гонения от врагов Церкви. Даже архиереям приходилось скрываться от гонителей и убийц. В Древнем Патерике описано много подобных случаев.

Сейчас нет гонителей христиан, но современных священников преследуют другие скорби и искушения. Это: «прелести мира сего и деньги», как предсказывал святой Серафим Вырицкий. Он говорил, что в последние времена погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, и «гонения будут иметь самый непредсказуемый характер».

Проблемы современных священников

Поэтому современным священникам особенно тяжело. Кроме физической занятости, душевной боли за прихожан, батюшка искушается «духом мира сего». Также проблема современного священства в том, что они не всегда могут поделиться своими нуждами и получить совет и поддержку от вышестоящих церковных чинов.

Архиереи теперь совсем не те, что были в первые века христианства. Святой Николай Чудотворец был архиереем, но он сам подбрасывал мешочки с золотом нуждающимся, помогал бедным. Даже представить себе невозможно, чтобы он требовал денежных налогов с иереев, что происходит сейчас. И несчастные священники вынуждены как-то выходить из трудного положения, а именно: отдавать архиерею в качестве налога свои детские пособия.

Из всего вышесказанного можно сделать объективный вывод об истинности мифов о «зажравшихся попАх».

Кроме того, разница нынешнего иерейства по сравнению с первыми священниками в том, что они вынуждены не отставать от жизни, пытаться быть начитанными, эрудированными и в курсе всех происходящих в мире событий. Потому что им часто приходится выступать перед публикой и отвечать на многие каверзные вопросы. Также они должны иметь острый ум и тонкое чувство юмора, чтобы не попасть впросак перед публикой.

Лучший проповедник нашего времени, по свидетельству многих, протоиерей Андрей Ткачев, полностью справляется с этой задачей. Его часто приглашают на встречи, беседы (особенно с молодежью). И он, благодаря своему уму, начитанности, компетенции по многих вопросах, и с Божьей помощью, конечно, всегда находит правильный ответ даже на самые сложные и каверзные вопросы. А его чувству юмора можно только позавидовать.

Такова нелегкая задача современного священства – быть всегда в гуще жизни, в курсе всех событий, «гореть» духом, переживать за всех прихожан, брать их беды на себя, быть прообразом Самого Христа, приносить Ему бескровные жертвы на литургии и при этом никогда не уставать! Храни Господь!

Что ответить людям, которые говорят, что священники воруют
Протоиерей Андрей Ткачёв

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Авторство: Орлов Владимир

РПЦ изнутри

09.08.2013 Статьи/РПЦ

Как я соприкасался с церковной жизнью, или о том, что представляет наша церковь изнутри.

Это сочинение является результатом вовсе не умозрительного охаивания церкви, оно не призвано также никого оскорбить или обидеть. Автор пробыл в «лоне» церкви достаточно долгое время, и даже жил в одном из монастырей на огромных просторах России. Нет, мы никогда не являлись истинно верующими, так как еще с детства нам был присущ некий скептицизм ко всем проявлениям чудесного, начиная от Бабки-Ёжки и кончая Иисусом Христом. Однако жизненные обстоятельства складывались так, что волею судьбы мне посчастливилось пожить в монастыре и вообще побыть в разных слоях и сферах церковной жизни. Я не ставлю слово посчастливилось в кавычки, как об этом могут спросить читатели, по очень простой причине — РПЦ, не знаю как другие церкви, думаю то же самое — это просто Клондайк. И человек мало-мальски не обремененный принципами, типа «поститься- молиться» уже будучи послушником монастыря делает себе нехилый капиталец. Конечно, при условии, что у него есть голова на плечах и он, благодаря своим деловым качествам, нравится начальству. Здесь читатель мог бы подшутить, и начать говорить о совсем других вещах и способах нравится. Сразу оговорюсь, что в церкви, вопреки расхожим слухам, гомосексуализма ничуть не больше, чем в других областях человеческой деятельности, скажем, в театре, в кино, на эстраде, среди писателей и поэтов. Просто — это всегда здесь заметнее, ибо от церковников обычно ждут некой «праведности»,»благочестия», а все оказывается как всегда. Вообще, я бы посоветовал всем здравомыслящим читателям, и вообще людям, не страдающим «православием головного мозга в терминальной стадии» забыть эти слова раз и навсегда. Их просто нет. Это вымыслы древних. Древние легенды и сказания. Выдумки всяких митрополитов Макариев, Дмитриев Ростовских. И ничего более.

Итак начнем

Несколько лет назад, мне, волею случая и судьбы, а если быть циничным и конкретным, просто по причине не желания работать по 10 часов в сутки, посчастливилось оказаться в одном небольшом провинциальном монастыре. Здесь наверное у читателя возникает вопрос: а что, разве в монастырях не работают круглые сутки? И я скажу вам: нет, в монастырях в основном работают только трудники-бомжи. Их заставляют за тарелку супа убирать, чистить, мыть. Строить ничего обычно не заставляют. Пользуются услугами наемных рабочих, обычно таджиков. Они аккуратнее и не пьют! Если человек в монастырь приходит нормальный, в смысле ни алкаш и ни даун, то его трудничество заканчивается быстро и он становится послушником. А уж если у него есть мирское образование, скажем, бухгалтер-экономист, то и цены ему не будет. Начальство таких сразу примечает и тяжелые работы они уже не делают. Конечно, стоит оговориться, что монастыри бывают разные, бывает, что во главе обители стоят идиоты, фанатики и извращенцы, которые не дают людям жить. Но обычно и начальников таких быстро выгоняют, ибо разваливать инфраструктуру церкви изнутри ни один епархиальный архиерей (если не совсем чокнутый или ПГМ) не позволит.

Конечно в монастыре есть свои мелочи, вроде неписанных правил поведения, обязанность ходить на службы, да и то далеко не на все, а когда «наберешь вес» можно и вообще на все службы забивать. В общем, в монастыре жизнь, намного легче чем в миру. Ну только баб нет. Хотя кто сказал, что их нельзя иметь. Ведь если у тебя послушание в городе, скажем ездишь оформлять какие-нибудь документы для начальства, занимаешься закупкой стройматериалов и т.д., то можно и отношения какие-нибудь на стороне иметь, и в клуб сходить. Если шибко не наглеть — начальство не узнает.

Вообще, когда разговариваешь с людьми, монастырь представляется им чем-то вроде тюрьмы и даже хуже. Оставьте. Это все киношные образы. Монастырь — не тюрьма. КПП на выходе не стоит. Захочешь — уйдешь, либо по своим делам, либо вообще….

И вот описав вкратце основное положение монастырей, хотелось бы перейти к более интересным вещам. К описанию внутреннего мира монастырей и их обитателей.

Как вы думаете, уважаемые читатели, что лежит в основе пребывания человека в монастыре? Скажете вера? Нет! Вера это обман, это сублимация. А сублимация чего? УЩЕРБНОСТИ! Это слово я выделяю крупным шрифтом. Ибо эта та первооснова, на которой все зиждется в церкви, начиная от старой бабки до Гундяева. Ущербность, а вместе с ней раболепие, отрицание своего разума, невежество, а отсюда извращенное властолюбие, гордыня, почитание себя выше всех остальных — вот, что отличает верующего, от нормального человека. Сколько я знавал людей — монахов и мирян, одержимых православием головного мозга — их всегда отличало одно — все они, еще в своей прошлой, светской жизни, отличались тем, что не умели, или не хотели думать своими мозгами, конформизм — их основное правило. Вчера славили КПСС — значит КПСС это царь и бог, сегодня славим Христа и Кирилла — значит они цари и боги. Эти люди, будучи еще вполне адекватными в миру, попав в водоворот событий 90-х годов оказались выбитыми из жизни и стали искать себя в религии, кто в сектах, кто в РПЦ. А тут уж к их услугам всякие немытые старчики, вроде Николая Гурьянова, Иоанна Крестьянкина и прочих, «их же несть числа». Меня всегда вообще удивлял этот феномен «старчества», когда некий выживший из ума поп, говорит тебе какой-нибудь бред, типа «когда белый кролик стукнет по морде красного быка — будет тебе то-то и то-то». Это конечно шутка, но именно в таком духе и говорят все «старцы». Этак можно и к цыганке на базаре подойти. Вся их прозорливость, не более чем знание, хотя бы интуитивное, законов психологии. Но поп, точно также как и сектанты, особенно этим славился дикий Николай Гурьянов, начинают «благословлять» продавать квартиры, уходить в монастыри, бросать детей, предлагать переселиться из города в какую-нибудь глушь. Единственная разница — сектанты просят принести деньги им. Попы обычно этого не просят. Так что не подкопаешься. И благодаря вот таким вот «старцам» разбилось столько судеб, что и не сосчитать.

Конечно, такие финты можно прокрутить только с теми, кто «потерял свою голову», так сказать, смирился пред волей «старца», короче, стал ущербным. Нормальному человеку же, от одного вида таких старцев дурно делается, и причем, в прямом смысле, ибо клопы, блохи и принципиальное не принятие туалета — их отличительные черты. Вот, говорят, св. Антоний Великий не мылся никогда в жизни, и я не буду. Мученицы Пузовские (кому интересно — найдет о чем там) лежали прикованные к постели и по их телам ползали черви и блохи.

Как после этого от человека пахнет можно только представить. Но. Ущербным нравится! Они видят в этом особый колорит, особую богоприисполненность.

Сидит, представляете, некий старец, а я на такое не мало насмотрелся, и чувством собственного превосходства, вещает вам, про скорое пришествие антихриста, про бесов, про чипы вживляемые в мозги, про мировой заговор, святого Ивана Грозного, Кольку Кровавого и спасителя Русской земли Гришку Распутина. Все! У неподготовленного человека, особенно лишенного всякого критического разума, разрыв шаблона! Вот! Вот, что мы так давно искали. Вот она экзотика, никакого тебе Тибета не надо.

Но за всей этой экзотикой скрывается страшное. Если вы не выпутаетесь из лап этих проходимцев, вы становитесь зомби. Вы начинаете повторять непонятные вам самим молитвы, вы начинаете срывать с продуктов штрих-коды, утверждая, что это метки антихриста, вы, в конечном счете начинаете ненавидеть родных и близких, по прямой заповеди Христа «оставить все», вы начинаете ненавидеть женщин — как сосуды разврата, с этими их каблуками (прообраз бесовских копыт), с крашенными ногтями (это евреи-талмудисты выдумали ритуальное кропление ногтей кровью христианскх младенцев) и т.д. и т.п. И все что еще вам расскажет ваш «добрый батюшка», ваш духовник. Но что стоит за всем этим? Что ожидает вас далее. А дальше ненависть к самому себе и просто самоедство. Раз все на свете нельзя: вкусно кушать нельзя, любить женщин нельзя (мужчин вроде тоже), слушать музыку, кроме иеромонаха Романа и выжившей из ума Бичевской, нельзя, самому мыслить даже нельзя, во всем нужно советоваться с духовником, — то у вас начитается прямое САМОЕДСТВО. И оно заканчивается обычно, либо шизофренией, либо онкологией. Ведь наше настроение влияет на наше здоровье.

Но вы спросите? А как же вера, не ужели она не делает людей счастливее? Я отвечу на это. У 99 процентов обитателей церкви веры нет, есть тупейший конформизм и отсутствие даже зачатков критической мысли. Зато есть бесконечная вера во всяких старчиков, иконочки, источнички, земельки, мощи всяких батюшек серафимов и т.д. и т.п. И все это приводит человека к вышеописанным последствиям.

Вообще как хорошо сказал про веру А. Невзоров, она проверяется нехитрым тестом. В евангелии говорится о том, что истинно верующий может сказать горе — подвинься, и она подвинется. Что-то пока таких людей я не разу не встречал. Все только рассказы о том, что это постоянно делали где-то в Египте, в 4 веке, то есть очевидно никогда.

Но как известно, все мы люди, все мы человеки, и даже находясь в состоянии бомжа, человек обычно не теряет некоей гордости и самолюбия. Не лишена этого и церковь с ее обитателями. Здесь, на фоне вышеописанного, у людей развивается необычайное властолюбие, помноженное на уверенность в своей близости к божеству, притом рождающееся как сублимация личного ничтожества, убожества и неудачничества. Ведь последнее эти люди не перестают про себя понимать. Они понимают, что они никто. Многие из церковников просто разочарованы в своей жизни и понимают, что сломали ее. Но, как известно, редкий человек готов признаться что он дурак, признаться в этом даже себе самому, а на помощь ему приходит необычайно извращенное властолюбие и желание показать себя «святее» других.

Вообще, вся монашеская жизнь — это, желание послушника — стать иеромонахом, желание иеромонаха стать игуменом, желание игумена стать — митрополитом. Кому это не удается и он «выпадает из обоймы» приходится становиться просто занудным морализатором, осуждающим всех и вся и ищущим своей ниши уже не во власти и деньгах, а в «старчестве» и «подвижничестве», которые, в конечном счете, есть только спектакль неудачников, тех кому не удалось купить Мерседес. Ну что ж, Мерса нет, тогда стану святым! И буду учить всех направо и налево. Осуждать «мерседесовладельцев» и стану лучшим другом всех нищих и обездоленных.

Вот уж поистине пирамида Абрахама Маслоу с ее лесенкой потребностей, действует везде и всюду.

Вообще властолюбие и раболепие в церкви — это отдельная тема. Ибо попробуй не так посмотри на вышестоящего, не так подай свечку попу во время службы. Тебе и поклоны влепят и дадут понять, что ты полное дерьмо. Епископы — это боги на земле. Им можно все. Епископ — это князь, с несколькими БМВ, Тоетами, Мерседесами, Ауди и прочими радостями жизни. К ним вкупе, несколько шикарных домов, прислуга, самолеты, естественно бесовские телевизоры — интернеты, бани, сауны, попойки, а у некоторых и мальчики для утех. В общем все как у людей! Ходит такой епископ, посохом постукивает, на рабов своих покрикивает, все у него нелюди — один он Человек. Я, знакомый с несколькими очень богатыми мирянами, можно сказать с олигархами, никогда не видел у них такой средневековой занощивости, себялюбия, спеси, отношения ко всем как грязи, какое можно видеть в церкви среди начальства. В миру такие отношения были наверно только между крестьянами и князьями 500 лет назад.

Конечно мне могут возразить, что не все такие. Ну может и не все, но большинство, 99 процентов. Вообще, каждый священнослужитель, да что служитель, каждая бабка-свечница считает себя чуть ли ни наместником бога на земле.

А теперь хотелось бы разнообразить наш рассказ несколькими историями в лицах. Имен конечно я называть не буду, дабы никого не обижать. Однако эти истории столь часты, что можно сказать, тысячи их….

История первая: мальчик

Жил-был мальчик. Отца нет — это старая история. Воспитывался мамой с бабушкой. Мама на работе с утра и до ночи, а бабушка, еще довольно молодая, но помешанная на церкви. И вот она стала каждый день водить мальчика в церковь, причащать, соборовать и т.д. и т.п. Чтобы не мешало хождению в церковь, мальчика переводят на домашнее обучение, он полностью оторван от сверстников и мира и занимается только тем, что крестится и кланяется. И мальчик, а ему около 13 лет, стал сходить с ума. В прямом смысле! Если раньше ему требовалась помощь лишь психологическая: крайняя замкнутость, оторванность от сверстников, полнейшая неуверенность в себе. То теперь ему нужна помощь психиатрическая, ему уже стали слышаться голоса, приходить видения…. А все следствие многочасовых молитв, каждодневного «причащения», отсутствие нормального общения, запреты смотреть телевизор и слушать музыку. В общем страшно. Жалко мне мальчонку!

История вторая: девушка

Пришла как то в монастырь одна девушка. Были у нее кое-какие личные проблемы. Нормальная такая девчонка — короткая юбчонка, пирсинг в ушах, пупок голый. Ну, тысячи таких. Обычно таких из храма бабки выгонят, ну они больше (на свое счастье) и не приходят. Но тут не так. Попалась она попу одному и начал он ей мозги вправлять. А она и рада. Ну, месяц вправлял, два, год — и так все 10 лет. Из красивой современной девушки, она превратилась в непонятно что. Стала одеваться в какие-то балахоны. Юбка ниже щиколоток, не пользуется ни косметикой, ни дезодорантом, воняет от нее на 100 верст. Естественно никаких парней, никаких развлечений. На уме только одно, как она говорит, наш батюшка. По десять раз в день исповедуется ему, практически не работает. Про интернет, радио, телевизор, говорит, что все это от беса. Боится идти в поликлинику, так как говорит, что там незаметно внедряют в тело чипы, чтобы человек молиться потом не мог. Косметикой пользоваться нельзя, так как по словам одной «матушки» из Дивеева, все, кто пользуются косметикой попадают в ад, и там и вечно и бесконечно мажут лицо кипящей смолой. Вообще, к слову, Дивеево — это рассадник самого дикого, безумного суеверия и невежества. Даже обувь на каблуках носить нельзя, так как это прообраз сатанинских копыт (sic!). А уж сколько злобы и спеси в ней стало. Если кто при ней не так свечку поставит, так и ударить готова — вот оно, христианское «смирение». Вот, то самое властолюбие лузера, о котором мы писали выше.

История третья: мужчина

Пришел как то к нашему «великому» Николаю Гурьянову один мужчина, врач по профессии. Проблемы у него были: выпивал и жена уйти решила. А старец то ему с порога и говорит: ты должен в монастырь уйти. Ну тот помыкался, да и ушел в один из монастырей. Но мужик то он богатый был, имел квартиру хорошую, машину. Настоятель монастыря сказал ему, ты это все продай, пожертвуй в монастырь, а я тебя тогда постригу и рукоположу в попы. Ну, тот сдуру, так и сделал. Но не заладились у него отношения ни с братией, ни с наместником, не мог бывший врач спокойно смотреть на всю ту тупость, которая царила в монастыре и решил уйти. Но куда? Он же все продал. И так он стал БОМЖОМ. Вот такая история.

Конечно историй таких, я знаю намного больше. Но только имеет ли смысл продолжать сии грустные рассказы. Тут уж только можно сказать: думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь. Стоит ли вам так «воцерковляться» чтобы стать либо безумным зомби, либо просто бомжом. Конечно я не против, чтобы кто-то сходил свечку поставил например. Хотя сам не вижу в этом никакой нужды, ибо не верю ни во что сверхъестественное. Но вот отдавать так все свои деньги и свою душу тем, кто после долгих «молитвенных подвигов» идет пьянствовать в ресторан или сауну, кто сняв свои драгоценные облачения трахают, простите, мальчиков, кто в конце концов просто неудачник и урод по жизни, но прибился к церкви и сделал там неплохую карьеру — это простите, мне непонятно. Рабы — откройте глаза!

Понятно, что то небольшое эссе вызовет кучу нареканий со стороны верующих. Сколько же грязи на них вылили. Ну что ж, я не считаю, что вылил на кого-то грязь. А если под грязью понимать правду, то хорошо — я вылил много грязи, то есть правды, на вас. Я не хочу никого оскорбить. Хочется верить — верьте. Это никому не запрещено. Но мы живем, пока еще в светском государстве. Я говорю пока еще, потому что вижу, что сделали с девчонками из Pussy Riot. И от этого мне больно! Я хочу жить в нормальном демократическом государстве, а любители «афганистанов» пусть отправляются туда. Мне не нужен православный Афганистан в России. Кто то скажет, что я антихристианин. Да. Но не только. Я и антисламист, и антибуддист, и антисионист, и антисинтоист, и антииндусист. Я АТЕИСТ . И этим все сказано. Но сегодня атеистом быть страшно. Страшно даже посылать такую статью куда-нибудь. Ведь теперь у нас за все сажают. Сажают, за то, что кто-то споет «Богородица — Путина прогони», сажают за то, что Навальный ворует лес с «ежами и грибами». И поэтому, совесть мне просто велит рассказывать такую правду о церкви. Чтобы люди не заблуждались.

И немного о себе

Я жил и работал в небольшом монастыре на Юге России. Никогда верующим не был, но те деньги, которые я мог невозбранно иметь в монастыре, меня прельстили и я там жил. Повторюсь — церковь — это Клондайк! Вот я и был таким охотником за золотом. Я ничего не воровал. Просто работал по часику в день, а получал как топ-менеджеры Лукойла. Да-да. Все эти свечечки, требки, соборования дают немало прибыли тем, кто занимается этим. Но мне надоела эта жизнь. Хоть я и дослужился до определенного чина, мне надоело лгать и себе и другим. И я ушел. Но эти 10 лет дали мне удивительный опыт того, что такое ЗАО РПЦ изнутри. И теперь я делюсь им, и хочу сказать напоследок, может быть тривиальное, но…люди, будьте бдительны, не ведитесь на происки шарлатанов в черных платьях.

Посмотреть и оставить отзывы (85)

Последние публикации на сопряженные темы

  • Человек важнее бога РПЦ
  • Прощай, Кирилл!
  • Очерки по истории РПЦ: Церковь в древней Руси
  • Очерки по истории РПЦ: Церковь и монголы
  • Очерки по истории РПЦ: От монголов до Грозного: церковь в 14-16 вв.

    Пришествий на страницу: 1134